Дело № 2-2587/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 сентября 2020 года г. Серпухов, Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Купцовой Г.В.,
при секретаре судебного заседания Буздаловой М.В.,
с участием:
истца Морозовой Л.И.,
представителя ответчика Поповой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозовой Людмилы Ивановны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда России № 11 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением возраста,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Морозова Л.И. обратилась в суд с иском, в котором просит:
- обязать ответчика зачесть период с 26.04.1986 года по 26.04.1990 года как период проживания в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;
- назначить ей страховую пенсию по старости с уменьшением возраста в соответствии с положениями Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с <дата>;
- взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда России № 11 по г. Москве и Московской области расходы по оплате юридических услуг в сумме 7000 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Свои требования истец мотивирует тем, что 18.02.2020 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста, поскольку достигла возраста 53 лет (на <дата>) и была зарегистрирована по месту жительства с 26.04.1986 года по 01.06.1992 года в населенном <адрес>, расположенном на территории с плотностью загрязнения по цезию-137 Ки/кв.км и отнесенному к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. В соответствии с решением ответчика от 10.04.2020 года № 200000030153/338108/20 истцом отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости с учетом применения правил и норм Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в связи с отсутствием права на данный вид пенсии, поскольку ответчик посчитал, что она с 23.04.1990 года начала трудовую деятельность на Мичуринском приборостроительном заводе «Прогресс» Тамбовской области, которая не относится к зоне радиации в следствии катастрофы на Чернобыльской АЭС и право на пенсию по старости будет предоставлено только с <дата> ( при достижении возраста 54 года). С указанным решением истец не согласна, считает его незаконным по следующим основаниям. Истец в силу ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имеет право на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания в зоне загрязнения. Таким образом, из представленных документов видно, что в период времени с 26.04.1986 года по 01.06.1992 года истец была зарегистрирована в населенном <адрес>, расположенном на территории с плотностью загрязнения по цезию-137 Ки/кв.км и отнесенному к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Ответчиком были учтены требования норм ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" истцу, как гражданину, указанному в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, где пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год, однако не учтены требования этой статьи, согласно которой пенсия по старости назначается с уменьшением возраста дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Считает, что период с 26.04.1986 года по 26.04.1990 года должен быть также включен как дополнительный период, дающий право на пенсию по старости с уменьшением возраста дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Так как указанный период она проживала в населенном <адрес>, отнесенному к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом и не считает, что имеются противоречия с тем фактом, что 23.04.1990 г. она приступила к работе. Весь первый период работы она проживала по месту своей регистрации. С заявлением о назначении пенсии истец обратилась 18.02.2020 года, а <дата> ей исполнилось 53 года. На указанную дату (т.е. <дата>) с учетом приведенных обстоятельств, у истца имелся необходимый возраст 53 года, страховой стаж, то есть, имеются основания для назначения страховой пенсии по старости с <дата>. За составлением искового заявления истец обратилась к адвокату Филиала «Адвокатской консультации № 9» МРКА (г. Москва) С. и оплатила 7000 рублей.
Истец Морозова Л.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что с 26.04.1986 года по 01.06.1992 года проживала в п. Куркино Тульской области и каждый день ездила на работу в Тамбовскую область на машине, расстояние до места работы составляло 184 км.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ №11 по г. Москве и Московской области Попова Л.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что в соответствии со статьей 13 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего закона, в том числе зона проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8, статья 34). В соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон от 28.12.2013г. № 400-ФЗ), на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 лет в общей сложности. В соответствии справкой от 05.07.2018 года № 11-24/3600, выданной Администрацией муниципального образования Куркинского района Тульской области истец была зарегистрирована по месту жительства с 26.04.1986 года по 01.06.1992 года в <адрес> расположенном на территории с плотностью загрязнения по цезию - 137 Ки/кВ.км и отнесенному в соответствии со статьей 11 Закона РФ от 18.06.1992г. № 1244-1 к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (распоряжение Правительства РСФСР № 237-р от 28.12.1991г.). Согласно трудовой книжки <номер> от 28.04.1990г. истец работала с 23.04.1990 года по 01.11.1995 года на Мичуринском приборостроительном заводе «Прогресс» Тамбовской области. С 18.07.1993 года по 01.11.1995 года истец находилась в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 3-х летнего возраста (архивная справка от 23.04.2020г. № 051/076). При определении права на пенсию по старости, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации» от 15.12.2001г. № 166-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон от 15.12.2001г. № 166-ФЗ) период проживания истца в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом засчитывается с 26.04.1986 года по 23.04.1990 года (3 года 11 месяцев 27 дней). Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ныне Федеральный закон от 28.12.2013г. № 400-ФЗ статья 36), в зависимости от фактора и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1. Факт регистрации постоянного проживания в загрязненной зоне, является административным актом, выступает в качестве одного из доказательств постоянного проживания по определенному адресу, но не может являться бесспорным подтверждением данного факта при наличии иных документально подтвержденных фактов. В случаях, когда период проживания в зоне радиоактивного загрязнения, подтвержденный в указанном выше порядке, совпадает по времени с документально подтвержденными периодами обучения, работы, и иными периодами за пределами этой зоны, указанные периоды исключаются из периода проживания в зоне радиоактивного загрязнения (письмо Пенсионного фонда РФ от 30.08.2018г. № 25-22/17016). На основании вышеуказанного, право на назначение пенсии по старости истец в возрасте 53 года не имеет из-за отсутствия необходимого периода проживания истца в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Право на пенсию будет предоставлено с 17.03.2021г. согласно заявления (требуемый возраст 54 года).
Допрошенная в судебном заседании свидетель Н. пояснила, что была соседкой истца в п. Куркино. После окончания института истец постоянно ездила на работу в другой город и возвращалась по месту жительства. Летом она с мужем сняли квартиру в Тамбовской области.
Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 10 ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1, Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно ст. 7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 г. № 1244-1 действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" до 1 февраля 1998 года, применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 года № 237-р.
Согласно названному выше Перечню, населенный пункт – п. Куркино Куркинского района Тульской области, был отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Таким образом, для приобретения права на пенсию по старости по нормам статьи 10 Федерального закона № 166 от 15 декабря 2001 года, необходимо проживание на указанной территории с момента катастрофы 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года независимо от продолжительности такого проживания, либо проживание на этой территории после указанной даты в течение не менее 4 лет (для права на снижение пенсионного возраста более чем на 1 год).
Из материалов дела следует, что 18.02.2020 года истец Морозова Л.И. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ №11 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии, однако получила отказ в назначении пенсии. Из решения №200000030153/338108/20 от 10.04.2020 года, усматривается, что истцу отказано в назначении пенсии по старости, из-за отсутствия требуемого возраста. При рассмотрении документов истца выявлено, что с 23.04.1990 года она начала трудовую деятельность на Мичуринском приборостроительном заводе «Прогресс» Тамбовской области, которая не относится к зоне радиации в следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Право на пенсию по старости будет предоставлено с <дата> (л.д. 10-12).
Из копии трудовой книжки Морозовой Л.И. следует, что 23.04.1990 года она была принята в механосборочный цех № 29 инженером-технологом Мичуринского приборостроительного завода «Прогресс» (л.д. 16-17).
Из копии справки Администрации муниципального образования Куркино Куркинского района Тульской области от 05.07.2018 года следует, что Морозова Л.И. была зарегистрирована по месту жительства с 26.04.1986 ода по 01.06.1992 года в <адрес>, расположенном на территории с плотностью загрязнения по Цезию - 137 Ки/кв.км и отнесенному в соответствии со статьей 11 Закона РФ от 18.06.1992 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствии катастрофы на Чернобыльской АЭС» к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 18).
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт проживания истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, что дает ей право на уменьшение пенсионного возраста и назначение пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". С учетом правил, установленных ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", возраст, с которого истец имеет право на назначение трудовой пенсии по старости, подлежит уменьшению на 2 года (1 год как лицу, проживавшему на указанной территории с момента катастрофы 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года независимо от продолжительности такого проживания, и 1 год за каждые 4 года проживания).
В соответствии со ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400 "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Из материалов дела следует, что истец обратилась за оформлением пенсии 18.02.2020 года, однако право на досрочное назначение трудовой пенсии с учетом включенного судом периода, возникает у истца с <дата>.
Суд считает, что пенсию истцу следует назначить с того дня, когда у нее возникло право на пенсию, то есть <дата>.
Истец просит взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, и расходов по составлению искового заявления в сумме 7000 рублей, представив квитанции о несении указанных расходов.
Частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Положением ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определены издержки, связанные с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
С учетом вышеприведенных положений закона суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца Морозовой Л.И. расходов по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей и по составлению искового заявления в сумме 7000 рублей.
Доказательств явной необоснованности и несоразмерности указанной суммы суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Морозовой Людмилы Ивановны удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда России № 11 по г. Москве и Московской области зачесть Морозовой Людмиле Ивановне период с 26.04.1986 года по 26.04.1990 года как период проживания в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом и назначить Морозовой Людмиле Ивановне страховую пенсию по старости с уменьшением возраста в соответствии с положениями Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с <дата>.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда России № 11 по г. Москве и Московской области в пользу Морозовой Людмилы Ивановны расходы по оплате юридических услуг в сумме 7000 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, а всего 7300 (семь тысяч триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Московский областной суд через Серпуховский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Купцова Г.В.
Мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2020 года.