Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-141/2024 ~ М-116/2024 от 27.06.2024

                                                                                                                                   № 2-141/24

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    с. Багдарин                                                                                                      16 июля 2024 года

    Баунтовский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Прокопенко М.Ю., с участием помощника прокурора Баунтовского района РБ Очирова Ц.Е., при секретаре Дашееве Р.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Баунтовского района РБ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду «Жемчужинка», МКУ «Местная администрация муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» о возложении обязанности провести обследование технического состояния здания дошкольного образовательного учреждения, обеспечить финансирование указанных мероприятий,

    УСТАНОВИЛ:

    Обращаясь в суд, прокурор Баунтовского района РБ просил возложить на МАДОУ детский сад «Жемчужинка» обязанность в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда провести обследование технического состояния здания дошкольного образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»; возложить на местную администрацию МО «Баунтовский эвенкийский район» обязанность по выделению денежных средств в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объемах на проведение обследований технического состояния здания МАДОУ детский сад «Жемчужинка», обеспечивающее выполнение этим учреждением проведение обследования технического состояния зданий и сооружений дошкольного образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-20114 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

    Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства антитеррористической защищенности в деятельности образовательных учреждений на территории муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район», которой установлено, что здание МАДОУ детский сад «Жемчужинка» построено в 2012 году, с момента строительства здания и введения его в эксплуатацию обследование технического состояния задания в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось, надлежащее владение и пользование муниципальным имуществом не осуществлялось. Со ссылкой на ст. 2 Конституции РФ, ст. 6 Федерального закона N 124 от 24.07.1998 года "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", ст. 3, 28, 41 ФЗ N 273 от 29.12.2012 года "Об образовании в РФ", ст. 2, 3 Федерального закона N 35 от 06.03.2006 года "О противодействии терроризму", ст. 3, 5, 36 Федерального закона N 384 от 30.12.2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", требования ГОСТ 31937-2011 указывает, что выявленное затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц, в т.ч. несовершеннолетних детей, на благоприятные условия пребывания в учреждении, ставят под угрозу их жизнь и безопасность.

    Помощник прокурора Очиров Ц.Е. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований.

    Представитель ответчика МАДОУ детский сад «Жемчужинка» Бочкарева Г.А. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом была извещена о времени и месте его проведения, в заявлении ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования признала в полном объеме.

    Представитель ответчика МКУ «Местная администрация муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте его проведения.

    Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие ответчиков.

    Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности искового заявления по следующим основаниям.

    В силу ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Обязанность приоритетного обеспечения интересов детей, в том числе в сфере обеспечения их безопасности, составляющая содержание деятельности всех без исключения государственных и муниципальных органов, касающейся детей, в полной мере реализуется вышеизложенным применением положений законодательства, регулирующего деятельность по противодействию терроризму.

    В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

    Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) в силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона N 35-ФЗ понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

    Согласно п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

    Статьей 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" предусмотрено, что выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

    Пункт 4 статьи 3 названного закона определяет, что противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

    Согласно п. 6 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    На основании ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 № 1984 –ст введен в действие «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (ГОСТ 31937-2011).

    Стандарт является нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений. Стандарт регламентирует требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений.

    В соответствии с п. 4.3, 4.4. ГОСТ 31937-2011 первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию; в дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в 5 лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.); обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений.

    Согласно п. 4.1 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

    Одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей, к которым, безусловно, относятся и детские сады, проведение обследования технического состояния которых должно быть произведено силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 в обязательном порядке.

    Согласно ст. ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

    Согласно ч. 1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

    В соответствии с ч. 1 ст. 15, п. 13 ст. 16, п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

    Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.03.2006 N 35-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.

    Согласно ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    Главным распорядителем бюджетных средств (абзац 36 статьи 6 БК РФ) является орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом.

    Таким образом, вышеназванными законами финансирование образовательных учреждений возлагается на администрацию муниципального образования, которая как орган местного самоуправления является собственником и учредителем создаваемых им учреждений.

    Согласно Уставу МАДОУ детский сад «Жемчужинка» учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, ФЗ «О некоммерческой деятельности», Бюджетным кодексом РФ, Трудовым кодексом РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ «Об образовании в РФ», ФЗ «Об автономных учреждениях», указами Президента РФ, Законами Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия», указами Главы Республики Бурятия, Уставом МО «Баунтовский эвенкийский район», иными правовыми актами органов исполнительной власти РФ, РБ, органов местного самоуправления МО «Баунтовский эвенкийский район», настоящим Уставом, приказами (распоряжениями) учредителя, локальными нормативными актами учреждения (п.1.8).

    В соответствии с п.п. 1.4, 1.4.1 Устава МАДОУ детский сад «Жемчужинка» учредителем и собственником имущества учреждения является МО «Баунтовский эвенкийский район», от имени которого функции и полномочия учредителя осуществляет МКУ «Отдел образования местной администрации МО «Баунтовский эвенкийский район».

    Проанализировав изложенное, с учетом положений специального законодательства о противодействии терроризму, суд приходит к выводу, что исполнение требований по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательной организации, но и органов местного самоуправления. Неприменение требований к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленных Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ, вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к следующим зданиям и сооружениям в соответствии с пунктом 1 статьи 42 указанного Федерального закона, не освобождает лиц, ответственных за обеспечение их безопасности, от обязанности проведения их обследования в установленном законом порядке. Таким образом, поскольку здание детского сада возведено в 2012 году и с момента ввода в эксплуатацию в установленные сроки, с привлечением специализированной организации, техническое обследование здания не проводилось, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    Несоблюдение требований закона в сфере антитеррористической защищенности и не принятие комплекса мер по созданию безопасных условий, влечет нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, которые могут пострадать в результате совершения террористических актов.

    На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

    Исковые требования прокурора Баунтовского района РБ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду «Жемчужинка», МКУ «Местная администрация муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» о возложении обязанности провести обследование технического состояния здания дошкольного образовательного учреждения, обеспечить финансирование указанных мероприятий, удовлетворить.

    Возложить на Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Жемчужинка» обязанность в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда провести обследование технического состояния здания дошкольного образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».

    Возложить на МКУ «Местная администрация муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда выделить денежные средства в рамках бюджетного процесса в необходимых объемах для проведения обследования технического состояния здания Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Жемчужинка», обеспечивающее выполнение этим учреждением проведение обследования технического состояния зданий и сооружений дошкольного образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».

    Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Баунтовский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Мотивированное решение составлено 17 июля 2024 г.

    Судья                                                                                                               Прокопенко М.Ю.

2-141/2024 ~ М-116/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Баунтовского района Республике Бурятия
Ответчики
МАДОУ Д/с Жемчужинка
МКУ МА МО "Баунтовский эвенкийский район"
Суд
Баунтовский районный суд Республики Бурятия
Судья
Прокопенко Марина Юрьевна
Дело на странице суда
bautovsky--bur.sudrf.ru
27.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2024Передача материалов судье
27.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2024Подготовка дела (собеседование)
05.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.07.2024Судебное заседание
17.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее