Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-570/2022 от 12.05.2022

Дело № 12-570/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

04 июля 2022 г.         г. Раменское

Раменский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Козновой Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – генерального директора ООО «СК «ЭНЕРГОСТРОЙ» Скропкина А. А. на постановление <номер> заместителя начальника Межрайонной ИФНС № 1 по Московской области от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ,

Установил:

Постановлением <номер> заместителя начальника Межрайонной ИФНС № 1 по Московской области от <дата> должностное лицо – генеральный директор ООО «СК «ЭНЕРГОСТРОЙ» Скропкин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.25 ч. 1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за то, что <дата> по адресу регистрации: <адрес> должностное лицо – генеральный директор ООО «СК «ЭНЕРГОСТРОЙ» Скропкин А.А. нарушил требования ч. 2 ст. 14 Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а именно, из кассы Общества <дата>. произведена выплата денежных средств расходным кассовым ордером <номер> на основании Платежной ведомости <номер> от <дата>., <номер> от <дата>., <номер> от <дата>. сотрудникам – нерезидентам, имеющим открытые расчетные счета в уполномоченных банках, выплачено в сумме 31 030,00 рублей.

Генеральный директор ООО «СК «ЭНЕРГОСТРОЙ» Скропкин А.А. подал жалобу на вышеуказанное постановление, которое просит отменить, как незаконное и необоснованное, и производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указал, что факт правонарушения ООО «СК «ЭНЕРГОСТРОЙ» зафиксирован налоговым органом в протоколе об административном правонарушении от <дата>, однако, за это же правонарушение ООО «СК «ЭНЕРГОСТРОЙ» уже привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, согласно п. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Также указывает, что в соответствии с частью 1 статьи 13 ФЗ N 173-ФЗ нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета. Таким образом, открытие банковского счета является правом, а не обязанностью нерезидентов, поскольку действующим законодательством такая обязанность не установлена. Считает, что в случае если работник не указал счет в банке, трудовым или коллективным договором условия перечисления заработной платы не определены, либо работник желает получать заработную плату наличными денежными средствами, то безналичная форма получения заработной платы невозможна, в противном случае действия работодателя образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ. Не выплачивать зарплату работникам, нарушая трудовое законодательство, их организация не вправе.

Генеральный директор ООО «СК «ЭНЕРГОСТРОЙ» Скропкин А.А. и его защитник Кузнецова Ю.А. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суд в известность не поставили, никаких ходатайств об отложении рассмотрения жалобы в адрес суда не поступало, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть данную жалобу в их отсутствие.

Суд, проверив доводы жалобы, изучив представленные материалы, приходит к следующему.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, его виновность в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Следовательно, под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля).

В соответствии с положениями ст. 1 названного Федерального закона резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с пп. "а" и "б" п. 6 ч. 1 настоящей статьи.

Статьей 6 указанного Федерального закона установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, а также переводами электронных денежных средств.

Случаи, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, также перечислены в ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", и перечень этих случаев является исчерпывающим.

Расчеты по выплате работодателем - резидентом работнику - нерезиденту заработной платы в наличной форме не входят в разрешенный ч. 2 ст. 14 вышеприведенного Федерального закона перечень операций, осуществление которых разрешено <...>

Согласно ст. 25 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений ст. 11 ТК РФ, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения, в том числе с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Поскольку отношения по выплате физическим лицам - нерезидентам денежных средств в валюте Российской Федерации, включая выплаты заработной платы, урегулированы Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", к рассматриваемым правоотношениям должны применяться нормы специального законодательства.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с платежной ведомостью <номер> от <дата>., <номер> от <дата>., за расчетный период с 01.08.2019г. по 31.08.2019г., платежной ведомостью <номер> от <дата>. за расчетный период с <дата>. по <дата>. из кассы Общества в наличной форме была произведена выплата денежных средств сотрудникам - нерезидентам, имеющим открытые расчетные счета в уполномоченных банках, на общую сумму 31 030 руб. 00 коп., что подтверждается расходным кассовым ордером <номер> от <дата>, а именно: Абдурахимов Рахматжон М. У., дата открытия счета в ПАО "Сбербанк России" <дата>, сумма выплаты 18 415 руб. 00 коп.; Болтабоев И. А., дата открытия счета в ПАО "Сбербанк России" <дата>, сумма выплаты 12 615 руб. 00 коп

Подтверждением в получении денежных средств наличным платежом служат подписи указанных работников-нерезидентов в платежных ведомостях <номер> от 27.08.2019г., <номер> от 12.09.2019г., за расчетный период с 01.08.2019г. по 31.08.2019г., <номер> от 26.09.2019г. за расчетный период с 01.09.2019г. по 30.09.2019г.

Руководителем ООО «СК «ЭНЕРГОСТРОЙ», подписавшим указанную платежную ведомость о выплате физическим лицам - нерезидентам наличных денежных средств из кассы этого общества, является генеральный директор Скропкин А.А.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 28.05.2021г. в отношении генерального директора ООО «СК «ЭНЕРГОСТРОЙ» Скропкина А.А. протокола об административном правонарушении, а также последующего вынесения постановления о назначении административного наказания от <дата>, которым Скропкин А.А. как руководитель юридического лица признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Факт совершения административного правонарушения и вина генерального директора ООО «СК «ЭНЕРГОСТРОЙ» Скропкина А.А. подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении <номер> от <дата>; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «СК «ЭНЕРГОСТРОЙ»; сообщением ОМВД России по городскому округу Жуковский о пребывании иностранных граждан на территории Российской Федерации; трудовыми договорами, заключенными ООО «СК «ЭНЕРГОСТРОЙ» с Абдурахимовым Р.М. У. и Болтабоевым И.А.; расходным кассовым ордером ООО «СК «ЭНЕРГОСТРОЙ» <номер> от <дата>; платежными ведомостями ООО «СК «ЭНЕРГОСТРОЙ», сведениями о счетах работников общества и другими материалами дела

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Таким образом, вышеуказанные действия генерального директора ООО «СК «ЭНЕРГОСТРОЙ» Скропкина А.А., не принявшего все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению валютного законодательства, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Вместе с тем, согласно ч. 5 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции закона, вступившей в действие с <дата>), если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

По результатам проведенной проверки соблюдения валютного законодательства должностным лицом Межрайонной ИФНС № 1 по Московской области от <дата> составлен протокол об административном правонарушении <номер> от <дата>: установлено нарушение требований ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ по платежным ведомостям за период с 01.09.2019г. по 30.09.2019г.

В результате проведенной проверки, наряду с установленным правонарушением в обжалуемом постановлении, выявлены аналогичные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, совершенные за выплату нерезидентам заработной платы наличными за период работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>., с <дата> по <дата>

<дата> заместителем начальника Межрайонной ИФНС № 1 по Московской области за выявленные по результатам одной проверки правонарушения вынесены постановления N <номер>, <номер>, <номер>, <номер>.

Решением судьи Раменского городского суда Московской области от 14.06.2022г. постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС № 1 по Московской области от <дата>г. N <номер> оставлено без изменения.

Таким образом, в результате проведенной налоговым органом проверки выявлены несколько правонарушений, предусмотренные одной и той же статьей КоАП РФ, за которые вынесено несколько постановлений о назначении наказания, что противоречит ст. 4.4 КоАП РФ в действующей редакции, поскольку следуя положениям ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

В соответствии с ч. 7 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отмене постановления и прекращению производства по делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 4.4, 24.5, ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление <номер> заместителя начальника Межрайонной ИФНС № 1 по Московской области от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «СК «ЭНЕРГОСТРОЙ» Скропкина А. А. - отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 суток со дня его получения или вынесения.

Судья:

12-570/2022

Категория:
Административные
Статус:
Производство по жалобе прекращено
Ответчики
Скропкин Алексей Андреевич
Другие
Кузнецова Юлия Александровна
Суд
Раменский городской суд Московской области
Судья
Кознова Н.Е.
Статьи

ст.15.25 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
ramenskoe--mo.sudrf.ru
12.05.2022Материалы переданы в производство судье
27.05.2022Судебное заседание
04.07.2022Судебное заседание
06.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее