УИД 59RS0007-01-2024-004624-29
судья Егошин И.В.
дело № 71-504/2024
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 6 августа 2024 года
Судья Пермского краевого суда Тотьмянина Е.И., рассмотрев жалобу защитника Хайминой Е.В. на постановление судьи Свердловского районного суда г. Перми от 13.06.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Азизова Юсифа Рафиг оглы,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 13.06.2024 индивидуальный предприниматель Азизов Ю.Р. (далее - ИП) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
В жалобе, поданной в краевой суд, защитник Хаймина Е.В. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, указывая на нарушение процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, либо замене назначенного административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
При рассмотрении жалобы в краевом суде ИП Азизов Ю.Р., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, участие не принимал.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника Хаймину Е.В., исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В силу примечания 1 к статье 18.1 названного Кодекса за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
Порядок привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Приказом ФМС России от 30.07.2020 № 536 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации» утверждена форма уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства (Приложение № 7).
Пунктом 1.9 Приказа МВД России № 536 от 30.07.2020 утвержден Порядок подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства), согласно пункту 4 которого в уведомлениях о заключении и прекращении трудового договора должны быть заполнены все соответствующие поля и согласно пункту 6 уведомления о заключении и прекращении трудового договора и приложение к ним, состоящие из двух и более листов, прошиваются и пронумеровываются, о чем на обороте последнего листа делается заверительная запись, которая должна содержать информацию о количестве подшитых листов, фамилию, инициалы и подпись лица, представляющего уведомления о заключении и прекращении трудового договора (уполномоченного от имени работодателя (заказчика работ, услуг) подписывать уведомление о трудоустройстве, либо уполномоченного от организации на подачу уведомления о трудоустройстве по доверенности).
Из материалов дела следует, что 26.10.2023 ИП Азизов Ю.Р. заключил трудовой договор с гражданкой Республики Азербайджан АбдуллаевойТ.Т., 16.08.1987 года рождения.
27.10.2024 в УВМ ГУМ ВД России по Пермскому краю от ИП Азизова Ю.Р. поступило уведомление о заключении трудового договора с указанным иностранным гражданином, в котором в нарушение пунктов 4, 6 вышеуказанного Порядка не заполнена была графа в разделе 4, а именно отсутствовала подпись работодателя; а также представленное уведомление, состоящее из двух листов, не пронумеровано и не прошито.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении ИП Азизова Ю.Р. протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения его к административной ответственности по данной норме.
Факт совершения ИП Азизовым Ю.Р. административного правонарушения и вина привлекаемого лица подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, зафиксировавшим событие правонарушения, уведомлением о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства), иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Судья районного суда, привлекая ИП Азизова Ю.Р. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, верно установил, что при заполнении и направлении уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином допущены нарушения порядка предоставления уведомления: не проставлена подпись заказчика работ, предоставляющего уведомление, в разделе 4; представленное уведомление, состоящее из двух листов, не пронумеровано и не прошито.
Вопреки доводам жалобы защитника о ненадлежащем извещении ИП Азизова Ю.Р. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и не вручении (направлении) ему копии указанного протокола об административном правонарушении, из материалов дела следует, что уведомление от 26.01.2024 № 40/17-2 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлено заказной почтовой корреспонденцией по адресу: ****, совпадающим с его адресом места жительства, которое адресатом не получено и возвращено 27.02.2024 в связи с истечением срока хранения; уведомление от 03.03.2024 № 40/17-3 о рассмотрении протокола с копией протокола об административном правонарушении также было направлено заказной почтовой корреспонденцией в адрес ИП Азизова Ю.Р. и 17.04.2024 возвращено по истечении срока хранения.
Доказательства, свидетельствующие об отсутствии у ИП Азизова Ю.Р. возможности получения почтовой корреспонденции, не представлены, убедительные доводы не приведены, Правила вручения почтовой корреспонденции при вручении адресату заказного почтового отправления не нарушены.
Таким образом, должностным лицом административного органа были приняты надлежащие меры к извещению Азизова Ю.Р. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и направлении (вручении) ИП Азизову Ю.Р. копии протокола об административном правонарушении.
Вопреки доводам жалобы защитника, из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении составлен 13.03.2024, указание в нем о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении 18.04.2024, об обратном не свидетельствует.
Несоблюдение установленного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока составления протокола об административном правонарушении не относится к существенным нарушениям, поскольку этот срок не является пресекательным и не исключает производство по делу об административном правонарушении.
Изложенное соответствует правовой позиции, сформулированной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Административное наказание в виде административного штрафа назначено с применением положений части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначенное наказание соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Доводы жалобы защитника о наличии оснований для замены назначенного административного наказания в виде административного штрафа в соответствии с положениями частью 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не могут быть приняты во внимание.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Исходя из изложенного, действующее законодательство предусматривает наличие обязательного условия для применения нормы части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об административных правонарушениях - отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Между тем, анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены административного штрафа предупреждением в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц, которая в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от совершенного административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении привлекаемого лица к установленному законодательством Российской Федерации порядку привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности, а также в угрозе безопасности государства.
Так, правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, в частности, осуществление ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируется Федеральным законом № 115-ФЗ от 25.07.2002, одной из приоритетных целей которого является защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
В данном случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в самом факте нарушения требований действующего законодательства в сфере миграции. При отсутствии совокупности всех обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Доводов, влекущих отмену вынесенного судьей районного суда постановления, жалоба не содержит, судьей краевого суда не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей краевого суда не установлено.
Постановление о привлечении ИП Азизова Ю.Р. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Процессуальные нарушения, которые бы повлияли на законность привлечения ИП Азизова Ю.Р. к административной ответственности, не допущены.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление судьи Свердловского районного суда г. Перми от 13.06.2024 оставить без изменения, жалобу защитника Хайминой Е.В. – безудовлетворения.
Судья - подпись