Дело № 2-720/2024
УИД 51RS0007-01-2024-001071-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2024 г. город Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Быковой Н.Б.,
при помощнике судьи Белякове А.А.,
с участием представителя истца Лустача К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Апатиты «Средняя общеобразовательная школа № 15» о возложении обязанности провести техническое обследование здания,
установил:
Прокурор г. Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Апатиты «Средняя общеобразовательная школа № 15» (далее – МБОУ СОШ № 15) о возложении обязанности провести техническое обследование здания.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой города Апатиты была проведена проверка на предмет исполнения требований законодательства об образовании в Российской Федерации, а также эксплуатации зданий и сооружений, в результате которой в деятельности ответчика выявлены нарушения закона. В ходе проверки было установлено, что МБОУ СОШ № 15 на праве оперативного управления принадлежит здание, расположенное по адресу: <адрес>. По результатам проверки было установлено нарушение МБОУ СОШ № 15 нормативных требований, поскольку техническое обследование вышеуказанного здания в установленном порядке с привлечением специализированных организаций и применением современных средств технической диагностики учреждением в рамках эксплуатационного контроля в нормативно установленные сроки не проводилось, что не обеспечивает безопасные условия образовательной деятельности.
Просит обязать МБОУ СОШ № 15 произвести обследование технического состояния здания по адресу: <адрес>, с привлечением специализированных организаций и применением средств технической диагностики в срок до 31 декабря 2025 г.
Определением суда от 13 мая 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на стороне ответчика, привлечены Управление образования администрации города Апатиты Мурманской области и Комитет по управлению имуществом администрации города Апатиты Мурманской области.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. Согласно заявлению просит дело рассмотреть в свое отсутствие, исковые требования признает в полном объеме.
Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом администрации города Апатиты Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, в представленном отзыве на исковое заявление указал, что в соответствии с п. 4 ст. 16 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Апатиты, утвержденного решением Совета депутатов города Апатиты от 31.03.2008 № 406, муниципальное учреждение обязано обеспечить содержание закрепленного за ним муниципального имущества на уровне не ниже определяемого действующими нормативами, а также обеспечить сохранность и эффективное его использование.
Представитель третьего лица Управления образования администрации города Апатиты Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, не ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, мотивированной позиции по делу не представил.
Суд, руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика, представителей третьих лиц.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свободы и законных интересов неопределённого круга лиц.
В силу статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.
Основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», частью 1 статьи 4 которого предусмотрено, что целями государственной политики в интересах детей является, в числе прочего, осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
Согласно статье 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы.
Статья 34 названного закона представляет обучающимся академические права на охрану жизни и здоровья, которая включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (пункт 3 части 4 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческой организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно частям 1 и 2 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 55.24, частями 1, 4 и 5 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, а также в соответствии с исполнительной документацией.
В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.
Если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.
Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года № 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее Положение). Данное Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. При планировании ремонтно-строительных работ периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемым прил. 2 (для зданий и объектов) и рекомендуемым прил. 3 (для элементов зданий и объектов). Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.
Сроки проведения реконструкции зданий и объектов должны определяться социальными потребностями и, как правило, совпадать со сроками капитального ремонта (пункт 2.2 Положения).
В соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики (пункт 3.2).
Приложением 2 Положения установлена рекомендуемая продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт (от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации).
Пунктами 4.1, 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», который введен в действие приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 года № 1984-ст, предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих вне благоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); - по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.
При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта. При обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния). При обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: - грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; - стены, колонны, столбы; - перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.); - балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы; - связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по адресу: <адрес> находится нежилое здание, в котором расположено образовательное учреждение МБОУ СОШ № 15.
Ответчик осуществляет деятельность по основному общему образованию, что следует из выписки из ЕГРЮЛ.
Данное здание является собственностью Муниципального образования город Апатиты Мурманской области с подведомственной территорией и переданы на праве оперативного управления ответчику МБОУ СОШ № 15, государственная регистрация права оперативного управления произведена 28 ноября 2008 г., что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Здание введено в эксплуатацию с 1982 года.
Вместе с тем, сведений о проведении учреждением технического обследования здания с привлечением специализированных организаций и применением средств технической диагностики после передачи здания в оперативное управление, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации, материалы дела не содержат, что не обеспечивает безопасные условия для посещающих учреждение граждан.
Согласно техническому паспорту здания по адресу: <адрес>, по состоянию на 2 июля 2006 г. физический износ здания составлял 17 %. Сведения о физическом износе здания в настоящее время в судебное заседания не представлены.
Непроведение должного эксплуатационного контроля за состоянием зданий учреждения путем привлечения специализированных организаций и применения средств технической диагностики, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновение чрезвычайных ситуаций, нарушения прав и свобод на безопасные условия пребывающих несовершеннолетних, а также сотрудников учреждения, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права граждан.
Круг лиц, которые подвергаются данной опасности, является неопределенным.
При таких обстоятельствах заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд соглашается со сроком для устранения недостатков, предложенным стороной истца до 31 декабря 2025 г., поскольку он является разумным и достаточным. Доказательств невозможности выполнения обследования в установленные сроки ответчиком представлено не было.
Предложенный прокурором срок также учитывает длительность процедуры формирования бюджета на очередной финансовый год.
На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина, от уплаты которой прокурор г. Апатиты при предъявлении иска был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины. В связи с чем, с ответчика в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации за удовлетворенное требование неимущественного характера подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Апатиты «Средняя общеобразовательная школа № 15» (ИНН 5101740096) о возложении обязанности провести техническое обследование здания удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Апатиты «Средняя общеобразовательная школа № 15» (ИНН 5101740096) в срок до 31 декабря 2025 г. произвести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: <адрес>, с привлечением специализированных организаций и применением средств технической диагностики.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Апатиты «Средняя общеобразовательная школа № 15» (ИНН 5101740096) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Апатитский городской суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.Б. Быкова