Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-712/2024 ~ М-172/2024 от 01.02.2024

КОПИЯ Дело № 2-712/2024
56RS0038-01-2024-000384-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Октябрьское 06 июня 2024 года

Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Кудряшовой О.В.,

при секретаре Умарханове Р.У.,

с участием представителя истца помощник прокурора Октябрьского района Свиридова Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Имангуловский сельсовет <адрес> о признании имущества бесхозяйным и передаче его в муниципальную собственность,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Имангуловский сельсовет <адрес> о признании имущества бесхозяйным и передаче его в муниципальную собственность указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства об охране жизни и здоровья детей, в также законодательства о муниципальной собственности, в ходе которой было установлено, что спортивная площадка, расположенная по адресу: <адрес> (ориентир въезд в село) и спортивная площадка, расположенная по адресу: <адрес>, являются бесхозяйными, в муниципальной собственности администрации МО Имангуловский сельсовет не находятся.

Указанные спортивные площадки относятся к имуществу, которое предназначено для решения вопросов местного значения сельского поселения. ответчиком, фактически вступившим во владение спорными спортивными площадками, в порядке ст. 226 ГК РФ соответствующее заявление о признании движимой вещи бесхозяйной в суд не направлено. Отсутствие должного контроля за техническим состоянием бесхозяйных игровых площадок может способствовать возникновению угрозы причинения вреда здоровью несовершеннолетних детей, посещающих данные игровые площадки, получению ими травм и увечий, что является недопустимым. В целях устранения указанных нарушений, прокуратурой района в адрес главы МО Имангуловский сельсовет <адрес> ДД.ММ.ГГГГ внесено представление с требованием о принятии вышеуказанных спортивных площадок в муниципальную собственность, которое удовлетворено, однако фактически нарушения не устранены. Просит суд возложить на администрацию МО Имангуловский сельсове <адрес> в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества, обратиться в орган, осуществляющий государственую регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества спортивной площадки расположенной по адресу: <адрес> (ориентир въезд в село) и спортивной площадки, расположенной по адресу: <адрес>.

В ходе рассмотрения дела истцом уточнены исковые требования, просит суд признать бесхозяйным имуществом и передать в собственность МО Имангуловский сельсовет <адрес> спортивную площадку, расположенную по адресу: <адрес> (ориентир въезд в село), а именно хоккейный корт и спортивную площадку, расположенную по адресу: <адрес>, а именно хоккейный корт.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Территориальное управление Росимущества в <адрес> и администрация МО Октябрьский район <адрес> соответственно.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Октябрьского района <адрес> Свиридова Я.В. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила уточненный иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО Имангуловский сельсовет <адрес>, представители третьих лиц - Территориального управления Росимущества в <адрес>, администрации МО Октябрьский район <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В представленном суду заявлении, представитель ответчика просит о рассмотрении в их отсутствие.

Представителем третьего лица Территориального управления Росимущества в <адрес> в представленном суду отзыве на исковое заявление указано, что спортивная площадка, расположенная по адресу: <адрес> (ориентир въезд в село) и спортивная площадка, расположенная по адресу: <адрес>, согласно данных реестра федерального имущества, процедуру учета в качестве государственного (федерального) имущества, предусмотренную постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», не проходили, и не включены в реестр федерального имущества, находящегося на территории <адрес>. ТУ Росимущества в <адрес> осуществляет в соответствии с положением, утвержденным приказом Росимущества от 23.06.2023 № 131, полномочия собственника в отношении имущества ФГУП, ФГУ, зарегистрированных на территории <адрес>, и иного федерального имущества, расположенного на территории <адрес>, в том числе составляющего казну Российской Федерации. По существу заявленных требований ТУ Росимущества в <адрес> не имеет прямой заинтересованности в исходе настоящего дела и просил принять решение, исходя из представленных доказательств в соответствии с нормами действующего законодательства, а также рассмотреть дело в их отсутствие.

Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, оценив собранные о делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 323-ФЗ Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

На основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

В целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона № 124-ФЗ).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 124-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление.

Согласно п. 3, 14, 15, 19, 30 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении, обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения.

В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу положений ч. 1 ст. 223 Гражданского кодекса РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.12.2019 № 897/пр, утверждены методические рекомендации по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры, согласно которым, при эксплуатации площадок целесообразно возложить на балансодержателя площадки ответственность за содержание объекта в соответствии с существующими требованиями санитарно-гигиенических норм и правил, за техническое состояние оборудования и площадок в соответствии с требованиями технических регламентов и национальных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р), за поддержание в надлежащем состоянии эстетического вида, а также за обеспечение охраны оборудования и безопасность посетителей. Рекомендуется закрепить ответственность балансодержателя за безопасность пользователей при эксплуатации специализированного спортивного оборудования (п. 6.10).

Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что прокуратурой Октябрьского района <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства об охране жизни и здоровья детей, в также законодательства о муниципальной собственности, в ходе которой было установлено, что спортивная площадка, расположенная по адресу: <адрес> (ориентир въезд в село), а именно хоккейный корт и спортивная площадка, расположенная по адресу: <адрес>, а именно хоккейный корт, являются бесхозяйными, в муниципальной собственности администрации МО Имангуловский сельсовет не находятся.

Согласно сведений администрации МО Октябрьский район <адрес>, в реестре муниципальной собственности МО Октябрьский район <адрес> указанные спортивные площадки отсутствуют.

Постановлением администрации МО Октябрьский район Оренбургской области от 27.09.2018 № 683-п «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка», администрации МО Имангуловский сельсовет <адрес> был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером , обще площадью 525 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдых (рекреация) (код 5.0), расположенный по адресу: <адрес> Имангуловский сельсовет <адрес>. Согласно публичной карте, данный земельный участок расположен на <адрес>.

Согласно ответа ТУ Росимущества в <адрес> указанные спортивные площадки не проходили процедуру учета в качестве государственного (федерального) имущества, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества и контроле за использованием федерального имущества», и не включены в реестр федерального имущества, находящегося на территории <адрес>.

В целях устранения указанных нарушений, прокуратурой Октябрьского района <адрес> в адрес главы МО Имангуловский сельсовет ДД.ММ.ГГГГ внесено представление с требованием о принятии вышеуказанных спортивных площадок в муниципальную собственность, которое удовлетворено, однако фактически нарушения не устранены.

Статьей 226 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что движимые вещи, брошенные собственником или иным образом, оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.

Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя.

Согласно ч. 1 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

Администрацией МО Имангуловский сельсовет, фактически вступившей во владение спорными спортивными площадками, в порядке ст. 226 Гражданского кодекса РФ соответствующее заявление о признании движимой вещи бесхозяйной в суд не направлено.

Отсутствие должного контроля за техническим состоянием бесхозяйных спортивных площадок может способствовать возникновению угрозы причинения вреда здоровью несовершеннолетних детей, посещающих данные спортивные площадки, получению ими травм и увечий, что является недопустимым.

Указанные обстоятельства препятствуют реализации соответствующих полномочий по организация и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении, обеспечению условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организацию проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения.

Выявленные нарушения свидетельствуют о нарушении прав неопределенного круга лиц на доступ к указанным объектам, а также создают угрозу безопасности жизни и здоровья детей, увеличению риска детского травматизма ввиду отсутствия надлежащим образом организованных мероприятий по поддержанию в удовлетворительном техническом состоянии оборудования детских спортивно-игровых площадок.

Бездействие органа местного самоуправления в решении правовой судьбы имущества, размещенного на территории сел <адрес> <адрес>, и фактически используемого жителями сельского поселения в целях, реализация которых относится к компетенции органа местного самоуправления, препятствует достижению эффективного исполнения полномочий, отнесенных к вопросам местного значения сельского поселения.

Таким образом, исковые требования прокурора Октябрьского района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО Имангуловский сельсовет <адрес> о признании имущества бесхозяйным и передаче его в муниципальную собственность, являются правомерными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Октябрьского района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Имангуловский сельсовет <адрес> о признании имущества бесхозяйным и передаче его в муниципальную собственность – удовлетворить.

Признать спортивную площадку, расположенную по адресу: <адрес> (ориентир въезд в село), а именно хоккейный корт и спортивную площадку, расположенную по адресу: <адрес>, а именно хоккейный корт, бесхозяйным имуществом.

Передать в собственность муниципального образования Имангуловский сельсовет <адрес> спортивную площадку, расположенную по адресу: <адрес> (ориентир въезд в село), а именно хоккейный корт и спортивную площадку, расположенную по адресу: <адрес>, а именно хоккейный корт.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сакмарский районный суд <адрес>.

Председательствующий О.В. Кудряшова

Решение в окончательной форме принято 06 июня 2024 года.

2-712/2024 ~ М-172/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского района
Ответчики
Администрация МО Имангуловский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области
Другие
Администрация МО Октябрьский район Октябрьского района Оренбургской области
Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.
Суд
Сакмарский районный суд Оренбургской области
Судья
Кудряшова Оксана Владимировна
Дело на странице суда
sakmarsky--orb.sudrf.ru
01.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2024Передача материалов судье
02.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2024Судебное заседание
12.04.2024Судебное заседание
02.05.2024Судебное заседание
06.06.2024Судебное заседание
06.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее