О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возвращении протокола об административном правонарушении
г. <АДРЕС> <ДАТА1>
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> в Левобережном судебном районе <АДРЕС> области <ФИО1>, ознакомившись с материалом об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении <ФИО2>, <ДАТА2> рождения,
у с т а н о в и л :
<ДАТА3> в отношении <ФИО2> составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Ознакомившись с протоколом об административном правонарушении и представленными к нему материалами, нахожу, что данный протокол и другие материалы дела подлежат возвращению в орган составивший протокол по следующим основаниям.
Согласно п.п. 3 и 5 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
Из содержания ст. 29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В протоколе об административном правонарушении местом его совершения указано: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 15а. Указанный адрес не входит в границы судебного участка <НОМЕР> в Левобережном судебном районе <АДРЕС> области.
Кроме того, как указано в протоколе, <ФИО2> не уплатил в установленный срок административный штраф по постановлению <НОМЕР> от <ДАТА4>
Вместе с тем, приложенное к протоколу постановление главного государственного инспектора Усманского и Добринского районов по использованию и охране земель <НОМЕР> от <ДАТА5> не содержит отметки о вступлении его в законную силу.
Часть 1 ст. 20.25 КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания за неуплату административного штрафа в срок, установленный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
КоАП РФ предусматривает сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых установлено административное наказание в виде административного ареста.
В силу ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным, поскольку за это правонарушение может быть назначено административное наказание в виде ареста.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 23.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА6> <НОМЕР> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу (п. 23.4 введен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА7> <НОМЕР>).
При изложенных обстоятельствах, стадии подготовки к рассмотрению дела и рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Системный анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ.
В случае отсутствия у должностного лица, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях, полномочий на применение таких мер обеспечения производства по делу как доставление и административное задержание, в силу положений п. 1 ч. 1 ст. 27.2 и п. 1 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ по его обращению возможно применение таких мер должностными лицами полиции.
Вместе с тем, <ФИО2> мировому судье доставлен не был, что лишает суд возможности рассмотреть дело по существу, в установленный ст. 29.6 КоАП РФ срок.
При этом, учитывая размер неоплаченного штрафа, длительность неисполнения возложенной на лицо, привлекаемое к административной ответственности, обязанности по оплате административного штрафа и принимая во внимание позицию Верховного Суда РФ, в соответствии с которой, если судья допускает возможность назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания в виде административного ареста и лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в порядке, установленном п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, со стадии подготовки к рассмотрению дела («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации <НОМЕР> (2016)», утв. Президиумом Верховного Суда РФ <ДАТА8>), суд не находит оснований к рассмотрению дела по существу в отсутствие не явившегося (не доставленного) в судебное заседание лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, протокол об административном правонарушении с иными материалами дела в отношении <ФИО2> не может быть принят к производству мирового судьи и подлежит возвращению в Управление Росреестра по <АДРЕС> области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.4, 29.6 КоАП РФ, мировой судья
п о с т а н о в и л :
протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении <ФИО2> возвратить в Управление Росреестра по <АДРЕС> области вместе с приложенными документами.
Мировой судья <ФИО1>
подпись