Судья: Бурдина Д.Ю. адм. дело № 33а-11300/2023
(2а-566/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 октября 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Ромадановой И.А.,
судей Мыльниковой Н.В, Толмосовой А.А.,
при секретаре Исмаилове Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Медведевой В.В. на решение Безенчукского районного суда Самарской области от 25 июля 2023 г. по административному делу № 2а-566/2023 по административному исковому заявлению Медведевой В.В. к Администрации м.р. Безенчукский Самарской области о признании незаконным постановления главы муниципального района Безенчукский Самарской области,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., доводы представителя административного истца (по доверенности) Кончева Е.В., возражения представителя администрации г.п. Безенчук Самарской области (по доверенности) Аникиной О.Н., представителя администрации муниципального района Безенчукский Самарской области (по доверенности) Титову Л.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Медведева В.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации м.р. Безенчукский Самарской области о признании незаконным постановления главы муниципального района Безенчукский Самарской области.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является нанимателем муниципального жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, где проживает вместе с семьей (супруг - ФИО1; дочь - ФИО2; сын - ФИО3). Другого жилья семья не имеет.
07.02.2023 истец обратилась в администрацию муниципального района Безенчукский Самарской области, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В ходе рассмотрения заявления комиссией по жилищным вопросам при администрации муниципального района Безенчукский Самарской области установлено, что в пакете документов отсутствует справка ГУП «Центр технической инвентаризации», подтверждающая наличие (отсутствие) собственности на территории Шенталинского района до 1998 года.
На её обращение о предоставлении запрашиваемых жилищной комиссией сведений ГУП СО «Центр технической инвентаризации» сообщило, что не располагает сведениями о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Шенталинского района Самарской области по состоянию до 1998 года, какие-либо документы о правах в архиве отсутствуют, в связи с чем, выдать справку о наличии (отсутствии) права собственности на объекты недвижимости, расположенные на указанной территории не представляется возможным.
Администрация муниципального района Шенталинский Самарской области, сообщила истцу, что не имеет возможности предоставления справки, содержащей сведения о наличии (отсутствии) права собственности на объекты недвижимости на территории муниципального района Шенталинский Самарской области. Правом предоставления данной справки в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 18.10.2016 № 593 обладают ГУП «ЦТИ», АО «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» и МП «Инвентаризатор». Выдача справок на объекты, находящиеся на территории муниципального района Шенталинский указанными выше организациями, прекращена в декабре 2012 года в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 1850 и отсутствием у них реестровой книги органа технического учета ранее осуществлявшего предоставление справок на территории района.
Таким образом, Медведева В.В. считает, что выполнила все возможные с ее стороны действия по сбору документов, необходимых для постановки на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях муниципального фонда, предоставляемых по договору найма.
По результатам рассмотрения заявления, постановлением Главы муниципального района Безенчукский Самарской области от 24.04.2023 № 408 отказано в принятии на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, в связи с отсутствием оснований состоять на данном учете, по причине непредставления предусмотренных ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, а именно в связи с отсутствием справки из Государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации» о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Шенталинского района по состоянию до 31.01.1998 года. Данное постановление истец считает незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным постановление Главы муниципального района Безенчукский Самарской области от 24.04.2023 № 408 «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», отменить его и обязать поставить Медведеву В.В. и членов ее семьи на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору найма.
Решением Безенчукского районного суда Самарской области от 25 июля 2023 г. в удовлетворении административных исковых требований Медведевой В.В. отказано (л.д. 105-112).
В апелляционной жалобе Медведева В.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение которым административные исковые требования удовлетворить (л.д. 117-118).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Представитель административного истца (по доверенности) Кончев Е.В. просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Пояснил, что Медведева В.В. обратилась в прокуратуру Шенталинского района Самарской области по вопросу отказа администрации Шенталинского района выдать справку о подтверждении наличие (отсутствие) собственности на территории Шенталинского района до 1998 года. Прокурором дан ответ, что обращение признано обоснованным, в адрес Главы района направлено представление.
Представитель администрации г.п. Безенчук Самарской области (по доверенности) Аникина О.Н., представитель администрации муниципального района Безенчукский Самарской области (по доверенности) Титова Л.А. просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что 07.02.2023 Медведева В.В. обратилась в администрацию муниципального района Безенчукский Самарской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (супруг - ФИО1; дочь - ФИО2; сын - ФИО3).
В ходе рассмотрения заявления комиссией по жилищным вопросам при администрации муниципального района Безенчукский Самарской области установлено, что в пакете документов отсутствует справка ГУП «Центр технической инвентаризации», подтверждающая наличие (отсутствие) собственности на территории Шенталинского района, до 1998 года.
Административный истец указывает, что жилого помещения в собственности не имеет.
Согласно ответу нотариуса на запрос суда после смерти ФИО13 – мамы административного истца, было заведено наследственное дело №. Медведева В.В. от наследства (жилого дома, земельного участка, денежных вкладов, недополученной пенсии) отказалась. В права наследования вступила сестра истца ФИО14. После смерти ФИО15 – отца истицы, было заведено наследственное дело №. Медведева В.В. от наследства отказалась.
Административный истец обратилась в ГУП СО «Центр технической инвентаризации» о предоставлении запрашиваемых жилищной комиссией сведений, однако, было указано, что последние не располагают сведениями о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Шенталинского района Самарской области по состоянию до 1998 года, какие-либо документы о правах в архиве отсутствуют, в связи с чем, выдать справку о наличии (отсутствии) права собственности на объекты недвижимости, расположенные на указанной территории не представляется возможным.
В администрации муниципального района Шенталинский Самарской области, Медведевой В.В. сообщили, что не имеется возможности предоставления справки, содержащей сведения о наличии (отсутствии) права собственности на объекты недвижимости на территории муниципального района Шенталинский Самарской области. Правом предоставления данной справки в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 18.10.2016 № 593 обладают ГУП «ЦТИ», АО «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» и МП «Инвентаризатор». Выдача справок на объекты, находящиеся на территории муниципального района Шенталинский указанными выше организациями, прекращена в декабре 2012 года в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 1850 и отсутствием у них реестровой книги органа технического учета ранее осуществлявшего предоставление справок на территории района.
Данные документы были предоставлены в комиссию по жилищным вопросам при администрации муниципального района Безенчукский Самарской области.
Таким образом, административный истец считает, что выполнила все возможные с ее стороны действия по сбору документов, необходимых для постановки на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях муниципального фонда, предоставляемых по договору найма.
Постановлением Главы муниципального района Безенчукский Самарской области от 24.04.2023 № 408 «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», Медведевой В.В. и членам ее семьи отказано в принятии на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, в связи с отсутствием оснований состоять на данном учете, по причине непредставления предусмотренных ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, а именно в связи с отсутствием справки из Государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации» о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Шенталинского района по состоянию до 31.01.1998 года.
Полагая, что вынесенное административным ответчиком постановление нарушает права, и законные интересы Медведева В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным.
Оставляя административные исковые требования без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление Администрации от 24.02.2023 г. № 408 принято уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует положениям действующего законодательства, в том числе в отношении порядка принятия оспариваемого решения, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В статье 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 данного Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
В силу части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Согласно части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 данного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 указанной статьи перечень документов.
В силу пункта 15 части 6 статьи 7 вышеназванного Федерального закона, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 данной статьи не распространяются на правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа.
Постановлением Администрации района от 15.03.2023 № 240 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
В соответствии с пунктом 2.8. административного регламента для получения муниципальной услуги заявитель предоставляет ряд документов среди которых «документ из учреждения, осуществляющего кадастровую оценку и техническую инвентаризацию, на заявителя и членов семьи о наличии прав на объекты недвижимости.
Пунктом 2.10 регламента определён исчерпывающий перечень документов и сведений, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг и могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия. Справка о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (наличии или отсутствии жилых помещений в собственности до 31.01.1998 года - отсутствует.
Таким образом, ссылка административного истца на обязанность уполномоченного органа получить указанную справку в порядке межведомственного взаимодействия противоречит положениям не только административного регламента, но и федерального законодательства.
Отказ административного ответчика в принятии административного истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях является правомерным, поскольку административный истец не представил доказательств, позволяющих установить уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения заявителя, и, соответственно, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязанность по предоставлению которых лежит на заявителе.
При таких обстоятельствах, приведенные в апелляционной жалобе доводы о несогласии с выводами суда основаны на неправильном толковании приведенных выше норм материального права.
С учетом, установленных по делу обстоятельств, у судебной коллегии отсутствуют основания не соглашаться с выводами суда, поскольку они основаны на объективной оценке доказательств по делу, правильном применении норм материального права.
Вместе с тем, все доводы апелляционной жалобы, аналогичны позиции и доводам в суде первой инстанции, а его несогласие с оценкой суда первой инстанции, имеющейся в деле доказательств, по сути, направлено на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств.
При таких обстоятельствах, судом, верно, установлено, что каких-либо нарушений закона, повлекших нарушения прав и свобод Медведевой В.В., административным ответчиком допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В рассматриваемом случае, такая совокупность не установлена.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Безенчукского районного суда Самарской области от 25 июля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Медведевой В.В. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: