Дело №2- 253/ 2018 Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Заринск Алтайского края 31 марта 2018 года
Мировой судья судебного участка №2 г. Заринска Алтайского края Римская Т.Н. рассмотревв порядке упрощенного производства гражданское дело по иску прокурора Заринского района в интересах Дьяконовой Масуды Биктимировны к Управлению социальной защиты населения по г.Заринску и Заринскому району о взыскании недополученной суммы компенсации затрат на приобретенное твердое топливо,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заринского района обратился в судебный участок с исковым заявлением в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Дьяконовой М.Б., проживающей в <АДРЕС> к Управлению социальной защиты населения по г. Заринску и Заринскому району о взыскании недополученной суммы компенсации за твердое топливо. В обоснование иска указал, что прокуратурой Заринского района проведена проверка по обращению истца, о нарушении законодательства при предоставлении мер социальной поддержки как педагогическим работникам, связанных с обеспечением твердым топливом для отопления жилого помещения (частного жилого дома).
В соответствии с постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 30.04.2015 № 108 «О нормах твердого топлива для продажи населению, используемых при предоставлении мер социальной поддержке с 06.11.2013 норматив расхода на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в год составил 64 кг. каменного угля, дров на растопку (в плотной массе) - 0,058 куб.м., отопление дровами, без использования каменного угля - 0,180 куб.м.
<ОБЕЗЛИЧЕНО>Таким образом, недополученная сумма компенсации затрат на приобретенное твердое топливо за <ДАТА>. составляет 2128,16 руб. <ОБЕЗЛИЧЕНО>
Прокурор, материальный истец дополнительных доводов и доказательств не представили, представитель третьего лица - Министерства финансов Алтайского края возражений против иска также не представил.
Представитель Управления социальной защиты населения по г. Заринску и Заринскому району в представил письменный отзыв, указав, что в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления, освещения педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 закона Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» размер компенсации расходов, связанных с отоплением жилого помещения, в том числе твердым топливом, определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, установленных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на твердое топливо. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановлением Администрации Алтайского края от 10.03.2010 № 81 «Об утверждении положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов» уполномоченным органом по установлен нормативов потребления и цен на твердое топливо в Алтайском крае является Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
При назначении компенсации расходов на оплату твердого топлива педагогическим работникам Заринского района в 2015 г. управлением социальной защиты населения по Заринскому району были использованы цены на твердое топливо, установленные решениями вышеуказанного Управления соответствии с действующим законодательством, а истцом размер компенсации был рассчитан по ограниченным ценам, что привело к необоснованному увеличению размера компенсации и к неэффективному расходованию бюджетных средств. По указанным основаниям ответчик считает расчет размера компенсации, подлежащей выплате педагогическому работнику за приобретенное твердое топливо по ограниченным ценам, необоснованным и просил в исковых требованиях прокурору Заринского района отказать.
Суд, изучив материалы дела, поступивший отзыв ответчика удовлетворяет заявленные требования в полном объеме по следующим основаниям:
В соответствии с ч.8 ст.47 Федерального закона от 29.12.2012 N 73-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, Проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Аналогичные положения закреплены в ст. 55 Закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
Статьей 1 Закона Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа» (далее - Закон), установлено, что педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее -компенсация).
В силу ч. 4 ст. 2 Закона размер компенсации расходов, связанных с отоплением жилого помещения, в том числе твердым топливом, определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, установленных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на твердое топливо.
Часть 7 ст. 2 Закона определяет, что перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются Администрацией Алтайского края.
В соответствии с п. 4 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29.02.2012 N 99 (далее - Правила), выплата компенсации осуществляется управлением социальной защиты населения ежемесячно, до установленного в соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые педагогическим работником в банках лицевые счета либо через организации федеральной почтовой связи по его выбору.
Пунктом 4 Правил, установлено, что компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения.
В соответствии с п. 31 Правил, при отсутствии соглашения о взаимодействии денежный эквивалент оплаты отопления твердым топливом определяется управлением социальной защиты населения на основании представленных педагогическим работником платежных документов организации, реализовавшей ему топливо, или договоров купли-продажи (при приобретении твердого топлива у индивидуальных предпринимателей).
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189 - ФЗ «О введении в действие жилищного Кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом ст. 59 Жилищного Кодекса РСФСР предусматривала, что для перечисленных категорий работников льготы по обеспечению бесплатного освещения и отопления предоставляются без каких-либо ограничений и норм.
Подпунктом «б» пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» установлено, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.
Аналогичная норма содержится и в Постановлении Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года № 154/12-22.
Указанные правовые акты в силу ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 г. №263-1 «О действии актов органов Союза ССР» являются действующими.
Согласно ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вводная часть закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) устанавливает, что настоящий закон в соответствии со статьей 55 Закона РФ «Об образовании» определяет размер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Из системного толкования вышеуказанных нормативных актов следует, что как Закон РФ «Об образовании», так и Закон Алтайского края от 03.11.2005 года № 88-ЗС не содержат каких-либо ограничений в предоставлении мер социальной поддержки вышедшим на пенсию педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
При таких обстоятельствах расчет и выплата ответчиком компенсации за приобретенное твердое топливо по ограниченным ценам является незаконной и нарушает права льготополучателей, гарантированные действующим законодательством.
По этим причинам возражения представителя ответчика Управления социальной защиты населения по г. Заринску и Заринскому району о том, что при назначении компенсации расходов на оплату твердого топлива педагогическим работникам Заринского района в 2016, 2015 г.г. управлением социальной защиты населения по Заринскому району были использованы цены на твердое топливо, установленные решениями Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в соответствии с действующим законодательством, не могут быть приняты во внимание, ввиду того, что такой расчет компенсации нарушает положения названных нормативных актов, устанавливающих размер компенсации равным 100% от фактически произведенных затрат.
Мировой судья за основу принимает расчеты, представленные прокурором, как произведенные с учетом установленных нормативов и стоимости твердого топлива и подтвержденные представленными в суд доказательствами, согласно которым недополученная сумма компенсации затрат на приобретенное твердое топливо (социальной выплаты) Дьяконовой М.Б. за <ДАТА>. составляет 2128,16 руб.
В соответствии с п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Следовательно, государственная пошлина взысканию с Управления социальной защиты населения по г. Заринску и Заринскому району не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 232.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации мировой судья
решил:
Исковые требования прокурора Заринского района Алтайского края в интересах Дьяконовой Масуды Биктимировны к Управлению социальной защиты населения по г.Заринску и Заринскому району о взыскании недополученной суммы компенсации за оплату твердого топлива полностью удовлетворить:
Взыскать с Управления социальной защиты населения по г.Заринску и Заринскому району за счет соответствующих средств краевого бюджета на финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам в пользу Дьяконовой Масуды Биктимировны недополученную часть компенсации расходов по оплате твердого топлива за <ДАТА>. в сумме 2128,16 руб.
Управление социальной защиты населения по г.Заринску и Заринскому району от уплаты государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования город Заринск Алтайского края освободить.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение пятнадцати дней со дня его принятия.
Мировой судья Т.Н. Римская
Резолютивная часть решения принята 31.03.2018 года, мотивированное решение суда составлено 18 февраля 2018 года по заявлению ответчика от 13.03.2018<ДАТА>