Дело №2-2895/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2020 года город Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Богзыковой Е.В.
при секретаре судебного заседания Четыревой Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буваева Игоря Владимировича к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,
у с т а н о в и л :
Буваев И.В., <данные изъяты> года рождения, обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Он относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Когда ему было 7 лет, его мать ФИО14 находилась в федеральном розыске. 31 июля 2010 года она умерла. О своём отце он ничего не знает, поскольку в свидетельстве о рождении отец не указан. Его опекуном стал дядя ФИО15. Постановлением Администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия с 8 декабря 2016 года он, как ребёнок, оставшийся без попечения родителей, принят на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В настоящее время он проживает в жилом помещении своего опекуна ФИО15 в <адрес>. Иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, у него не имеется. Органами государственной власти, органами местного самоуправления земельный участок и жилое помещение ей не предоставлялись.
Просил суд обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия предоставить ему благоустроенное жилое помещение из специализированного жилого фонда Республики Калмыкия по договору найма специализированных жилых помещений площадью не менее 33 кв.м.
В судебное заседание истец Буваев И.В. не явился несмотря на надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ответчика Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия в судебное заседание не явился несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица Министерства образования и науки Республики Калмыкия в судебное заседание не явился несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, представитель этого лица Баринов Э.В. ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства образования и науки Республики Калмыкия, полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Администрации г.Элисты в судебное заседание не явился несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, в отзыве на иск представитель этого лица Ожередов В.С. указал, что Буваев И.В. на учете нуждающихся в жилом помещении в Администрации г.Элисты не состоит.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обозрев учетное дело, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. (ч.1) В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. (ч.2)
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Эти нормы предполагают возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
Согласно пункту 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные им дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 статьи 22.1 Закона Республики Калмыкия от 3 ноября 2011 года №296-IV-З «О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным Правительством Республики Калмыкия органом исполнительной власти Республики Калмыкия однократно предоставляются, по месту их жительства, благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, основаниями и условиями предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», являются невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п. По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п.3 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 мая 2013 года №231, (далее Порядок формирования специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия) Министерство образования и науки Республики Калмыкия ежегодно, до 1 мая года, предшествующего планируемому, направляет в уполномоченный орган выписку из списка, в которой указываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащие обеспечению специализированными жилыми помещениями в планируемом году.
Как следует из материалов дела, истец Буваев И.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со свидетельством о рождении серии <данные изъяты>, выданным Целинным районным отделом ЗАГС Республики Калмыкия 7 августа 2002 года, Буваев Игорь Владимирович родился <данные изъяты> года в <данные изъяты>, о чем 7 августа 2002 года составлена запись акта о рождении №<данные изъяты>, родители: мать ФИО14, в графе «Отец» - прочерк.
Согласно свидетельству о заключении брака <данные изъяты>, выданным Аппаратом Ахлач-Главой Хаар-Булукского сельского муниципального образования 14 декабря 1997 года, ФИО18 и ФИО14 заключили брак 14 декабря 1997 года, о чем в книге регистрации актов о заключении брака 14 декабря 1997 года произведена запись за №<данные изъяты>; после регистрации брака ей присвоена фамилия Гадгаева.
Из повторного свидетельства о смерти <данные изъяты>, выданного Рязанским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы 19 октября 2011 года, следует, что ФИО14, <данные изъяты> г.р., умерла 31 июля 2010 года в г.Москве, о чём 25 августа 2010 года составлена запись акта о смерти №<данные изъяты>.
Согласно письмам Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 20 октября 2020 года за исх.№2784, от 8 декабря 2020 года за исх.№3470 по состоянию на 8 декабря 2020 года Буваев И.В., <данные изъяты> г.р., состоит в списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (согласно дате постановке на учет в Целинном РМО с 30 июня 2020 года), под номером учетной записи №416. Право Буваева И.В. на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия возникло с 30 июня 2020 года (дата совершеннолетия) и на текущую дату не реализовано.
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Буваева И.В. в жилом помещении, подтверждаются представленными письменными доказательствами и ответчиком не оспариваются.
Таким образом, Буваев И.В. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент судебного разбирательства, жилым помещением не обеспечен, внесен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Следовательно, у него возникло право на обеспечение жилым помещением.
Срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, законодательством не определен, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения, немедленной реализации права после его возникновения.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Не обеспечение жилым помещением истца свидетельствует о нарушении жилищных прав истца.
Отсутствие свободного жилья, надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями не могут служить основанием ограничения или условием для отказа в реализации права Буваева И.В. на внеочередное предоставление жилья, установленного федеральным законом.
Пунктом 6 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия установлено, что при формировании специализированного жилищного фонда учитывается норматив предоставления общей площади жилого помещения в размере 33 квадратных метра на одного гражданина.
Как разъяснено в приведённом Обзоре судебной практики, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений во внеочередном порядке являлось льготой, которая носит адресный характер и направлена на обеспечение жилым помещением по договору социального найма именно указанной категории лиц.
На основании изложенного исковые требования подлежат удовлетворению, на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия подлежит возложению обязанность предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека – общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л :
Исковые требования Буваева Игоря Владимировича удовлетворить.
Возложить на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обязанность предоставить Буваеву Игорю Владимировичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий Е.В. Богзыкова