РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2023 года п.Балаганск
Балаганский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Кравцовой О.А., при секретаре Ивановой Н.М., с участием истца старшего помощника прокурора Атановой З.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-104/2023 (УИД 38RS0002-01-2023-000114-74) по иску прокурора Балаганского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кумарейского муниципального образования об обязании обеспечения резервным источником электроэнергии котельную,
установил:
прокурор Балаганского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кумарейского муниципального образования об обязании обеспечения резервным источником электроэнергии котельную.
В обоснование заявленного иска указано, что прокуратурой Балаганского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлены нарушения в работе администрации Кумарейского муниципального образования.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся в т.ч. владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статьей 1 Федерального закона «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ установлено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно ст. 7 Федерального закона № 68-ФЗ, мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
В силу ч. 4, ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ, котельные являются одним из наиболее вероятных объектов террористических посягательств, на которых могут быть установлены различные уровни террористической опасности, предусмотренные п. 9 Порядка, установленного Указом Президента РФ № 851 от 14.06.2012 к которым предъявляются дополнительные требования, в том числе создание резервного источника энергоснабжения.
В силу пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 №204 утверждены Правила устройства электроустановок (далее по тексту – Правила).
В соответствии с пунктом 1.2.7 вышеуказанных Правил, приемник электрической энергии (электроприемник) – аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.
В соответствии с п.1.2.18 Правил устройства электроустановок в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории:
Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой, в числе прочего, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства.
Из состава электроприемников первой категории ПУЭ выделяют особую группу электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийной остановки производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
К особым группам электроприемников относятся приемники, обеспечивающие безаварийную остановку производства, перерыв в электроснабжении которых угрожает жизни и здоровью людей взрывом, пожаром, порчей основного технологического оборудования. Для этих целей, кроме двух основных источников питания электроприемников 1 категории, должен предусматриваться третий независимый источник, достаточный для безаварийной остановки производства. В качестве таких источников могут быть использованы небольшие дизельные электростанции, аккумуляторные батареи и др.
Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категории.
В силу п.1.2.20 ПУЭ электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
Пунктом 14.2 СНиП П-35-76 «Котельные установки» предусмотрено, что электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой или второй категориям, определяемым в соответствии с ПЭУ и пунктом 1.12. настоящих правил.
Согласно пункту 1.12 названных СНиП П-35-76 «Котельные установки» котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся к первой категории – котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла, ко второй категории относятся все остальные котельные.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества возлагается на собственника, то есть в данном случае на администрацию Кумарейского муниципального образования, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления поселения.
Отсутствие резервных источников электропитания в случае прекращения подачи электроэнергии на котельные, водонапорные башни может повлечь за собой остановку оборудования в отопительный период, размораживание систем тепло-, водоснабжения, что приведет к чрезвычайной ситуации в муниципальном образовании, массовому нарушению прав граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества.
Объекты, ограничение режимов потребления электроэнергии которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, к которым относятся котельные, должны иметь независимые источники питания для обеспечения бесперебойного питания при перерывах в электроснабжении.
Установлено, что котельная, расположенная по адресу: <данные изъяты> является муниципальной собственностью Кумарейского муниципального образования.
В нарушение вышеуказанных требований, котельная, расположенная по адресу: <данные изъяты> не обеспечена резервным источником электроснабжения.
Вследствие ненадлежащего исполнения обязанности по оснащению резервным источником электроснабжения указанной котельной могут быть нарушены права неопределенного круга лиц на получение коммунальных услуг в полном объеме.
Поэтому, прокурор Балаганского района просит обязать администрацию Кумарейского муниципального образования <данные изъяты>), в срок не позднее <данные изъяты> обеспечить резервным источником электроснабжения котельную, расположенную по адресу: <данные изъяты>
Старший помощник прокурора Балаганского района Атанова З.О. в судебном заседании требование поддержала, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Кумарейского муниципального образования, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о признании исковых требований и о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ и принимая во внимание, что участие сторон в судебном заседании в соответствии с ГПК РФ является их правом, а не обязанностью, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, по представленным суду доказательствам.
Заслушав старшего помощника прокурора Атанову З.О., учитывая мнение ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты прав неопределенного круга лиц.
Согласно части 2 статьи 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.
На основании ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч.4.1 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Согласно ст.173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если признание иска выражено в адресованных суду заявлениях в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет ответчику или сторонам последствия признания иска. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Представитель ответчика исковые требования прокурора Балаганского района признал в полном объеме, суд принимает признание иска, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, и полагает возможным положить признание иска в основу решения об удовлетворении исковых требований прокурора Балаганского района.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом объема мероприятий, необходимых для исполнения решения суда, суд считает необходимым установить срок для исполнения до <данные изъяты>
Таким образом, требования прокурора Балаганского района являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Балаганского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кумарейского муниципального образования об обязании обеспечения резервным источником электроэнергии котельную, удовлетворить.
Обязать администрацию Кумарейского муниципального образования обеспечить резервным источником электроснабжения котельную, расположенную по адресу: <данные изъяты>
Установить администрации Кумарейского муниципального образования срок исполнения решения суда - до <данные изъяты>
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Балаганский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья О.А. Кравцова