Дело № 2-712/2022 21 апреля 2022 года город Котлас
УИД 29RS0008-01-2021-004372-76
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Котласский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой О.Н.,
при секретаре Селезневой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Деменник А.Ю. к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» о признании права на предоставление ежемесячной выплаты на ребенка,
у с т а н о в и л :
Деменник А.Ю. обратилась в суд с иском к Отделению социальной защиты населения по Котласскому району Государственного казенного учреждения Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» (далее Отделение) о признании права на предоставление ежемесячной выплаты на ребенка.
В обоснование требований указано, что истец имеет ребенка ФИО1, __.__.__ года рождения, и обратилась в орган социальной защиты с заявлением о продлении ежемесячных денежных выплат на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. Решениями Отделения № № от 27 мая 2021 года и № № от 30 июня 2021 года истцу отказано в назначении ежемесячной выплате на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, в связи с отсутствием необходимого дохода. Истец не согласна с данными решениями, так как Отделением необоснованно не были учтены приложенные к обращению гражданско-правовые договоры на оказание услуг по разработке дизайн проектов за 2020 год на 27000 рублей, а также налоговые декларации 3-НДФЛ. Просит признать за ней право на предоставление ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет с 2 июня 2021 года по 2 июня 2022 года.
В ходе рассмотрения дела с согласия истца произведена замена ненадлежащего ответчика Отделения социальной защиты населения по Котласскому району надлежащим Государственным казенным учреждением Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» (далее - ГКУ АО «АОЦСЗН», Учреждение).
Истец Деменник А.Ю. и ее представитель адвокат Цвиль В.С. в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика ГКУ АО «АОЦСЗН» Ишматова М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования не признала.
Суд, рассмотрев иск, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему выводу.
Статьей 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей установлены Указом Президента РФ 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Указ Президента РФ № 199).
Пунктом 1 Указа Президента РФ № 199 с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение пункта 4 Указа Президента РФ N 199 Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 года N 384 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении (далее по тексту - Основные требования).
Согласно пункту 1 Основных требований они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
В пункте 21 Основных требований перечислены виды доходов семьи, полученные в денежной форме, учитываемые при расчете среднедушевого дохода семьи.
Пунктом 22 Основных требований установлено, что среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
При этом в пункте 26 Основных требований установлено, что доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Архангельской области утвержден Указом Губернатора от 07.04.2020 N 46-у (далее Порядок).
В соответствии с вышеуказанным Порядком, право на получение ежемесячной выплаты на ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего на территории Архангельской области, имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации, если размер среднедушевого дохода семьи, имеющей ребенка, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную постановлением Правительства Архангельской области, на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее соответственно - доход семьи, величина прожиточного минимума на душу населения).
Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 года, до достижения ребенком возраста 8 лет (п. 9 Порядка).
Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ее назначением последовало не позднее 6 месяцев с этого дня. В остальных случаях ежемесячная выплата осуществляется со дня обращения за ее назначением (п. 10 Порядка).
Днем обращения за назначением ежемесячной выплаты в государственное учреждение считается, в частности, день размещения документов, предусмотренных настоящим Порядком, в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг" (далее - единый портал) или Архангельском региональном портале государственных и муниципальных услуг (функций), если документы представлены способом, указанным в подпункте 3 пункта 15 настоящего Порядка (п. 13 Порядка).
В соответствии с п. 16 Порядка, документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, примерный перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации N 384 (далее - документы (сведения), запрашиваются государственным учреждением в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не может превышать пяти рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец имеет несовершеннолетнюю дочь ФИО1, __.__.__ года рождения.
Решением № № Отделения от 30 июня 2020 года Деменник А.Ю. назначена выплата, предусмотренная Указом Президента РФ N 199, на период с 1 января 2020 года по 2 июня 2021 года.
4 мая 2021 года истец обратилась в Отделение с заявлением о назначении ей ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
27 мая 2021 года решением Отделения № № истцу было отказано в предоставлении услуги по причине отсутствия у заявителя доходов со ссылкой на п.п. «ж» п.16 Постановления Правительства РФ от 31 марта 2020 года N 384.
При рассмотрении заявления истца от 4 мая 2021 года Отделением расчет доходов семьи производился за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года. Согласно информации, полученной по межведомственным запросам, в расчетном периоде доходы от трудовой деятельности отсутствуют. В расчетном периоде истец осуществляла уход за нетрудоспособным лицом в период с 1 октября 2020 года. Таким образом, в расчетном периоде отсутствие доходов от трудовой деятельности по объективным причинам составляет полных 3 месяца, что менее требуемых 10 месяцев.
18 июня 2021 года истец вновь обратилась в Отделение с заявлением о назначении ей ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
30 июня 2021 года решением Отделения № № истцу отказано в предоставлении услуги с 18 июня 2021 года по причине отсутствия у заявителя доходов со ссылкой на п.п. «ж» п.16 Постановления Правительства РФ от 31 марта 2020 года N 384.
При рассмотрении заявления истца от 18 июня 2021 года Отделением расчет доходов семьи производился за период с 1 февраля 2020 года по 31 января 2021 года. Согласно информации, полученной по межведомственным запросам за 2020 год, Деменник А.Ю. получила доход в размере 27000 рублей по источнику дохода «прочие доходы».
Однако указанный доход не был учтен Отделением при рассмотрении заявления от 18 июня 2021 года, так как не был подтвержден в рамках межведомственного электронного взаимодействия Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и НАО.
Отделением в расчетном периоде было учтено только осуществление истцом ухода за нетрудоспособным лицом в период с 1 октября 2020 года.
По мнению ответчика в расчетном периоде отсутствие у истца доходов от трудовой деятельности по объективным причинам составляет полных 4 месяца, что менее требуемых 10 месяцев, в связи с чем истцу было отказано в назначении выплаты.
Истец просит признать за ней право на данную выплату с 2 июня 2021 года по 2 июня 2022 года, так как оспаривает отказ в назначении ежемесячной выплаты.
Подпунктом «ж» пункта 16 постановления Правительства РФ от 31.03.2020 N 384 (в редакции, действующий на момент рассмотрения заявления истца) предусмотрено, что основанием для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в", "ж", "л", "н" - "п", "с" пункта 21 настоящих основных требований, за период, предусмотренный пунктом 22 настоящих основных требований для назначения ежемесячной выплаты, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период:
заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу;
заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
заявитель или члены его семьи младше 23 лет, обучались в общеобразовательном учреждении либо образовательном учреждении среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию;
заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет;
заявитель или члены его семьи проходили лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность;
заявитель или члены его семьи проходили военную службу (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации);
заявитель или члены его семьи были лишены свободы (включая период не более 3 месяцев со дня освобождения);
заявитель являлся (является) единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетних детей;
заявитель или один из членов его многодетной семьи не получает доходы;
иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в настоящем подпункте, оцениваются в совокупности. В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного пунктом 22 настоящих основных требований для назначения ежемесячной выплаты, решение об отказе в назначении выплаты не принимается.
В подпункте «а» пункта 21 Основных требований при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора.
Из материалов дела следует, что 16 января 2020 года, 11 февраля 2020 года, 5 марта 2020 года, 10 апреля 2020 года, 25 мая 2020 года, 12 июня 2020 года, 21 июля 2020 года, 19 августа 2020 года, 7 сентября 2020 года между ИП Кирьяновым С.М. и истцом были заключены договора оказания услуг по разработке 3Д дизайн-проекта, за выполнение которых истец получила вознаграждение в общей сумме 27000 рублей.
4 июня 2021 года истцом представлена в налоговый орган налоговая декларация за 2020 год, в которой указаны доходы, полученные по договорам оказания услуг в размере 27000 рублей.
30 сентября 2021 года истцом представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц, содержащая сведения о сумме налога от дохода, в размере 27000 рублей, полученного по договорам оказания услуг по разработке 3Д дизайн-проекта.
Указанный доход, полученный истцом в 2020 году, подпадает под доход, который должен быть учтен в соответствии с подпунктом «а» пункта 21 Основных требований при расчете среднедушевого дохода семьи, в связи с чем необоснованно не был учтен ответчиком при рассмотрении заявления истца о назначении ежемесячных выплат от 18 июня 2021 года.
Таким образом, в период с 1 февраля 2020 года по 31 января 2021 года, истец кроме осуществления ухода за нетрудоспособным лицом в период с 1 октября 2020 года, оказывала услуги по разработке 3Д дизайн-проекта в период с февраля по сентябрь 2020 года и получала доход от данной деятельности.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что в расчетном периоде у истца имелись доходы, которые должны быть учтены в соответствии с пунктом 21 Основных требований при расчете среднедушевого дохода семьи, в течение всего периода с 1 февраля 2020 года по 31 января 2021 года, в связи с чем оснований для отказа 30 июня 2021 года в назначении выплаты, предусмотренной Указом Президента РФ N 199, со ссылкой на п.п. «ж» п.16 Постановления Правительства РФ от 31 марта 2020 года N 384 не имелось.
Однако, истцом не представлены доказательства, что на момент обращения истца в Отделение с заявлением 4 мая 2021 года у нее было право на получение выплаты, предусмотренной Указом Президента РФ № 199.
Кроме этого, ответчик необоснованно при рассмотрении заявления истца руководствуется Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 года N 384, так как в соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ № 199 порядок и условия предоставления ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, определяется законодательством субъектов Российской Федерации. В Архангельской области указанный порядок утвержден Указом Губернатора от 07.04.2020 N 46-у.
В связи с изложенным, требования истца подлежат частичному удовлетворению, за истцом признается право на предоставление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет (ФИО1, __.__.__ года рождения) с 18 июня 2021 года по 18 июня 2022 года.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ 3 ░░ 7 ░░░ ░░░1, __.__.__ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ 18 ░░░░ 2021 ░░░░ ░░ 18 ░░░░ 2022 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░ 2022 ░░░░.