Копия
Дело № 2-153/2024
32RS0008-01-2023-001504-04
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Дятьково 12 января 2024 г.
Дятьковский городской суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Гуляевой Л.Г.,
при секретаре Сусековой Н.В.,
с участием представителя истца Дерюгиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление администрации Дятьковского района к УФССП России по Брянской области, МОСП УФССП России по Брянской области об освобождении от уплаты исполнительного сбора,
УСТАНОВИЛ:
Вступившим в законную силу решением Дятьковского городского суда Брянской области от 28 апреля 2021 года удовлетворены исковые требования прокурора г. Дятьково Брянской области в защиту прав и законных интересов Амелина В.С. к администрации Дятьковского района Брянской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда полностью.
Суд обязал администрацию Дятьковского района Брянской области предоставить Амелину В.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в административно-территориальных границах муниципального образования «Дятьковский муниципальный район».
На основании указанного решения суда постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области Безрукова В.В. от 23.08.2023 возбуждено исполнительное производство №-ИП, копия постановления направлена в адрес должника.
В связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, и непредставлением доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа, 18.10.2023 ведущим судебным приставом–исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области Безруковым В.В. вынесено постановление о взыскании с Администрации Дятьковского района Брянской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, которое получено должником.
Не согласившись с вынесенным постановлением, администрация Дятьковского района обратилась в суд с иском, указав на отсутствие виновных действий со стороны администрации, поскольку исполнение данного решения связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в связи с чем просит освободить администрацию от уплаты исполнительского сбора.
Представитель административного истца Дерюгина О.А. в суд явилась, требования поддержала и просила удовлетворить.
Представитель УФССП России по Брянской области, судебный пристав-исполнитель МОСП УФССП России по Брянской области, извещенные о времени и месте рассмотрения своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствии.
Выслушав объяснения представителя администрации Дятьковского района Брянской области Дерюгиной О.А., исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему:
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50 000 рублей (часть 3).
В силу части 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном данным Законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора, в соответствии с частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, возможно при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Дятьковского городского суда Брянской области от 28 апреля 2021 года удовлетворены исковые требования прокурора г. Дятьково Брянской области в защиту прав и законных интересов Амелина В.С. к администрации Дятьковского района Брянской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда полностью, на администрацию Дятьковского района Брянской области возложена обязанность по предоставлению Амелину В.С. благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в административно-территориальных границах муниципального образования «Дятьковский муниципальный район».
На основании указанного решения суда постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области Безрукова В.В. от 23.08.2023 возбуждено исполнительное производство №-ИП, копия постановления направлена в адрес должника.
Определением Дятьковского городского суда от 18 сентября 2023 года предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2023 года.
В связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, и непредставлением доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа, 18.10.2023 ведущим судебным приставом–исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области Безруковым В.В. вынесено постановление о взыскании с Администрации Дятьковского района Брянской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, которое получено должником.
Обсуждая доводы истца о наличие оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора, суд приходит к следующему:
В силу ст. 171, ч. 3 ст. 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проектов бюджетов относится к компетенции соответственно Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований. Законом (решением) о бюджете утверждается ведомственная структура расходов бюджета на очередной финансовый год.
В соответствии с Порядком предоставления и расходования и субвенций бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным Постановлением Правительства Брянской области от 22 апреля 2013 г. N 58-п.
Главным распорядителем средств областного бюджета вышеуказанных расходов является Департамент строительства Брянской области.
В соответствии с п.3 данного Порядка финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Предоставление субвенций, имеющих целевое назначение, из бюджета Брянской области бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Брянской области осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджетов муниципальных районов, муниципальных и городских округов Брянской области, источником финансового обеспечения которых являются данные субвенции, через счета муниципальных районов, муниципальных и городских округов Брянской области, открытые в территориальных отделах управления Федерального казначейства по Брянской области.
Средства субвенций направляются на оплату расходов, связанных с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе на исполнение судебных решений.
Муниципальные районы, муниципальные и городские округа Брянской области за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета, приобретают в муниципальную собственность жилые помещения в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и предоставляют лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений при возникновении оснований, установленных в соответствии с Законом Брянской области от 29 декабря 2012 года N 107-З "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области".
При этом начальная (максимальная) цена муниципального контракта, цена муниципального контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется и обосновывается посредством применения методов, предусмотренных статьей 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Благоустроенные жилые помещения приобретаются в муниципальную собственность на первичном, вторичном рынке жилья, а также путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов.
Таким образом, Департамент строительства Брянской области должен предоставлять субвенции из областного бюджета бюджетам муниципальных образований в соответствии с принятыми соглашениями, исполняя бюджетное законодательство, в том числе предоставляя средства областного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
При этом, в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Изложенное свидетельствует о том, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Как установлено в ходе судебного заседания на 2023 год администрации Дятьковского района были доведены субвенции на исполнение государственных полномочий, лимит которых составил – 23 256 684 руб.
В текущем году администрацией Дятьковского района приобретено 8 квартир в г. Дятьково, 1 в п. Любохна Дятьковского района и 3 квартиры в г. Брянске, о чем предоставлены соответствующие постановления.
Жилые помещения приобретаются в рамках субвенции, перечисляемой из областного бюджета, и предоставляются детям-сиротам в соответствии с реестром судебных решений.
Амелин В.С. в реестре судебных решений стоит под № 11 и обеспечение его жилым помещением планируется в первом полугодии 2024 года.
Копия заявления об отсрочке исполнения решения, а также информация о проводимой работе по предоставлению жилых помещений, лицам, относящимся к категории детей-сирот, была направлена в Межрайонное отделение судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов Брянской области.
Таким образом, ограниченность бюджетного формирования предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в исполнении решения в установленный для добровольного исполнения срок.
В связи с чем суд не находит вины должника в неисполнении требований исполнительного документа, поскольку обстоятельствами препятствующими своевременному исполнению являются особенности приобретения жилых помещений на конкурсной основе, требующей определенных временных затрат
То обстоятельство, что орган местного самоуправления не приобрел жилое помещение для Амелина В.С., не указывает на наличие вины администрации по неисполнению судебного решения и не может являться основанием для взыскания исполнительского сбора.
Кроме того постановление о взыскании исполнительного сбора было вынесено в период отсрочки исполнения решения суда.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об освобождении администрации Дятьковского района от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением ведущего судебного пристава–исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области от 08.08.2023 по исполнительному производству № 98032/23/102768 от 18.10.2023.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации Дятьковского района Брянской области удовлетворить.
Освободить администрацию Дятьковского района Брянской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением ведущего судебного пристав-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области от 18.10.2023 по исполнительному производству № 98032/23/102768 от 18.10.2023.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Брянский областной суд через Дятьковский городской суд Брянской области.
Мотивированное решение составлено 19 января 2024 г.
Председательствующий /подпись/ Л.Г. Гуляева
<данные изъяты> |