Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2221/2024 (2-13105/2023;) от 27.12.2023

    УИД

    Дело

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

            ДД.ММ.ГГГГ    город    Балашиха

    Балашихинский городской суд <адрес> в составе судьи Строчило С.В., при секретаре ФИО3, рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> к ФИО1, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительной справки об установлении инвалидности и выписки из-акта медицинского освидетельствования,

    установил:

    Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> обратилось в суд с заявлением к ФИО1, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительной справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования.

    Указывая в обоснование иска, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении ЕДВ в соответствии Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

    В числе рассмотренных для назначения пенсии и ЕДВ документов находилась Справка об установлении инвалидности и Выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии №МСЭ-2015 от ДД.ММ.ГГГГ, выданные бюро - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ <адрес>», согласно которым ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ впервые установлена инвалидность второй группы вследствие общего заболевания.

    ФИО1 назначена страховая пенсия по инвалидности решением ДД.ММ.ГГГГ и ежемесячная денежная выплата с ДД.ММ.ГГГГ.

    В производстве Гуковского городского суда рассматривалось уголовное в дело по обвинению бывшего начальника филиала ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы <адрес>» в получении взяток за выдачу подложных справок об установлении лицам инвалидности. Согласно показаниям обвиняемого ФИО4 он, в период с 2010 по 2017 год, за взятки оформлял лицам, не имеющим заболеваний, подложные справки об установлении инвалидности.

    В рамках проведения проверки законности получения гражданами справок об установлении инвалидности и обоснованности получения социальных выплат территориальным органом ПФР был направлен соответствующий запрос в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России. На указанный запрос получен ответ из ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, подтвердить законность и обоснованности выдачи справок об установлении инвалидности в отношении ответчика не представляется возможным.

    Выплата ЕДВ ФИО1 прекращена с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с предоставлением письма ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России.

    В судебное заседание представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

    Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, кроме того, ранее представила в материалы дела письменный отзыв, где указала, что медицинскую комиссию по установлению инвалидности не проходила, официально инвалидность не оформляла, против удовлетворения требований не возражает.

    Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск, согласно которому сведениями о направлении ответчика ФИО1 для проведения медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБУ МСЭ по <адрес>» Минтруда России не располагает, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя.

    Учитывая, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, суд на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по существу, по имеющимся в деле доказательствам.

    Суд, изучив доводы заявления, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

    Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ прекратило деятельность в качестве юридического лица в связи с реорганизацией в форме присоединения к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонному). Права и обязанности УПФР в <адрес> переданы согласно закону и передаточным актам Управлению ПФР в <адрес> (межрайонному).

    Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) прекратило деятельность в качестве юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с реорганизацией в форме присоединения к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по <адрес>, с передачей прав и обязанностей согласно закону и передаточным актам. В соответствии с положениями Федерального закона -Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» создан Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в состав которого вошли, Пенсионный фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.

    В силу п. 3 ст. 1 и п. 5 ст. 10 ГК РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

    Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в УПФР в <адрес> с заявлением о назначении ЕДВ в соответствии Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ (далее - Закон № 181-ФЗ). Затем, ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

    В числе рассмотренных для назначения пенсии и ЕДВ документов находилась Справка об установлении инвалидности и Выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные бюро - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ <адрес>», согласно которым ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ впервые установлена инвалидность второй группы вследствие общего заболевания.

    В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание граждан инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Россий Федерации».

    Согласно ст. 28.1 Закона № 181-ФЗ право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) имеют инвалиды и дети-инвалиды.

    В соответствии с вышеприведенными нормами, ФИО1 назначена страховая пенсия по инвалидности решением ДД.ММ.ГГГГ и ежемесячная денежная выплата с ДД.ММ.ГГГГ.

    С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О страховых пенсиях», который устанавливает основания и порядок реализации прав граждан на страховую пенсию.

    Согласно п. 16 приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации» приостановление, продление и возобновление начисления ежемесячной денежной выплаты производится в порядке, определенном для выплаты страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.

    Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты.

    Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Реализуя свои полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвердило Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Правила).

    Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медикосоциальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально- бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 2 Правил).

    В соответствии с п. 15-17 Правил гражданин направляется на медикосоциальную экспертизу медицинской организацией независимо от организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

    В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.

    Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и II групп - на 1 год (п. 9 Правил).

    Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных абилитационных мероприятий.

    Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (далее Административный регламент), который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги.

        Административным регламентом установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка- инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).

    При проведении медико-социальной экспертизы гражданина, сведения о ее результатах должны быть отражены в Единой автоматизированной вертикальноинтегрированной информационно-аналитической системе по проведению медицинско-социальной экспертизы и на бумажных носителях, кроме того, у лица признанного инвалидом и в организациях, на которые возложены функции по проведению реабилитационных и абилитационных мероприятий, должна находиться индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида. В соответствии с пунктом 8 Классификаций и критериев, утвержденных Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушения здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетания определяющих необходимость его социальной защиты.

    Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

    Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ н утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» (действовал на момент спорных отношений) закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу

    Согласно п. 27 указанного порядка на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности, трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособно при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности. Согласно п. 28. указанного порядка при установлении инвалидности с временной нетрудоспособности завершается датой, непосредственно предшествующей дню регистрации документов в учреждении МСЭ.

    В производстве Гуковского городского суда рассматривалось уголовное дело по обвинению бывшего начальника филиала ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы <адрес>» в получении взяток за выдачу подложных справок об установлении лицам инвалидности. Согласно показаниям обвиняемого ФИО4 он, в период с 2010 по 2017 год, за взятки оформлял лицам, не имеющим заболеваний, подложные справки об установлении инвалидности.

    В рамках проведения проверки законности получения гражданами справок об установлении инвалидности и обоснованности получения социальных выплат территориальным органом ПФР был направлен соответствующий запрос в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России На указанный запрос получен ответ из ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, подтвердить законность и обоснованность выдачи справок об установлении инвалидности в отношении ответчика не представляется возможным.

    В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального Закона «О страховых пенсиях», а также в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 29 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных Приказом Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ N 339н, выплата ЕДВ ФИО1 прекращена с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с предоставлением письма ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России.

    Из ответа ГБУ РО «ЦГБ» <адрес> на запрос суда следует, что Врачебная комиссия ЛГГУ принимает решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации. Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал учета работы врачебной комиссии ЛПУ.

    В журналах учета работы врачебной комиссии МБУ3 «ЦГБ» <адрес> и в журналах регистрации направления на МСЭ поликлинического отделения МБУЗ «ЦГБ» <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ направления на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения не зарегистрированы. Амбулаторная карта на имя ФИО1 за данный период в регистратуре поликлинического отделения отсутствует.

    Согласно ответу территориального Фонда обязательного медицинского страхования <адрес>, в системе обязательного медицинского страхования на территории <адрес> ФИО5 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в электронном реестре оплаченных счетов, полученных фондом от медицинских организаций, работающих в системе ОМС ФИО1 обращалась за медицинской помощью в ГАУ РО «СП» в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «пульпит».

    Из отзыва ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на исковое заявление следует, что сведениями о направлении ответчика ФИО1 для проведения медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБУ МСЭ по <адрес>» Минтруда России не располагает. Документальные сведения о прохождении ДД.ММ.ГГГГ ответчиком медико-социальной экспертизы в бюро -филиале ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес> Минтруда России, а также информация о проведенной ответчику медикосоциальной экспертизе в Единой автоматизированной вертикальноинтегрированной информационно-аналитической системе отсутствуют.

    Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона №400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

    В соответствии со ст. 56 ГПК РФ - Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.

    Оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь положениями вышеизложенных норм права, принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства фактические обстоятельства дела, учитывая, что материалами дела не подтверждается прохождение ФИО1 медико-социальной экспертизы в Бюро - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» для установления ей 2 группы инвалидности, что свидетельствует о незаконном получении ей справки МСЭ без проведения освидетельствования, и является основанием для признании справки об инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования, выданных на имя ФИО1 недействительными, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены законно, обоснованно и подлежат удовлетворению.

    Ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ, каких-либо доказательств, наличия правовых оснований для установления ФИО1 инвалидности второй группы вследствие общего заболевания не представлено и судом не установлено, как и не представлено доказательств того, что требования истца не основаны на законе.

    Руководствуясь положениями ст. 103 ГПК РФ, учитывая, что при подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты госпошлины, суд приходит к выводу о взыскании с ФИО1 и с ФКУ «Главное бюро медикосоциальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в доход местного бюджета городского округа <адрес> государственной пошлины в размере по 150 рублей с каждого.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

    решил:

    Иск Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> к ФИО1, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительной справки об установлении инвалидности и выписки из-акта медицинского освидетельствования - удовлетворить.

    Признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности № от ДД.ММ.ГГГГ и выписку из акта медицинского освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные бюро - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», об установлении ФИО1 второй группы инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.

    Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт ) и с ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ИНН <данные изъяты>) в доход местного бюджета городского округа <адрес> государственную пошлину в размере по 150 (сто пятьдесят) рублей с каждого.

    Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Балашихинский городской суд <адрес>.

Судья                                                 С.В. Строчило

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                С.В. Строчило

2-2221/2024 (2-13105/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области
Ответчики
ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области "Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации"
Беляева Виктория Викторовна
Суд
Балашихинский городской суд Московской области
Судья
Строчило Светлана Владимировна
Дело на странице суда
balashihinsky--mo.sudrf.ru
27.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
27.12.2023Передача материалов судье
29.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2024Судебное заседание
05.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее