УИД: 26RS0030-01-2022-004099-14
Дело № 2-102/2023( № 2-3068/2022)
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И ЕИ М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
16 февраля 2023 года ст. Ессентукская
Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Кучерявого А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Слюсаревой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Предгорного районного суда <адрес> в порядке заочного производства без использования средств аудио-фиксации, гражданское дело по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к ФИО2 о признании отсутствующим права собственности на часть земельного участка, исключении из ЕГРН сведений о части земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО7 Магомет-Али Азретовичу о признании отсутствующим права собственности на часть земельного участка с кадастровым номером 26:29:160122:4, площадью пересечения: 5 700 кв.м., в местах пересечения данного земельного участка с лесным участком Ессентукского участкового лесничества Ессентукского лесничества <адрес> в следующих координатах:
№ точки | Х | У | № точки | Х | У |
1 | 361747,29 | 1383172,43 | 4 | 361700,58 | 1383173,69 |
2 | 361751,46 | 1383292,36 | 1 | 361747,29 | 1383172,43 |
3 | 361702,21 | 138292,66 |
Исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о части земельного участка с кадастровым номером 26:29:160122:4, площадью пересечения: 5 700 кв.м., в местах пересечения данного земельного участка с лесным участком Ессентукского участкового лесничества Ессентукского лесничества <адрес> в следующих координатах:
№ точки | Х | У | № точки | Х | У |
1 | 361747,29 | 1383172,43 | 4 | 361700,58 | 1383173,69 |
2 | 361751,46 | 1383292,36 | 1 | 361747,29 | 1383172,43 |
3 | 361702,21 | 138292,66 |
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией ГКУ «Ессентукское лесничество» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером: 26:29:160122:4, площадью 0,57 Га. Результаты проведенного осмотра отражены в акте № от ДД.ММ.ГГГГ натурного обследования фактического использования земельного участка с кадастровым номером 26:29:160122:4.
Акт натурного обследования фактического использовании земельного участка является документом, который уточняет материалы лесоустройства и составляется при техническом обследовании участка лесного массива.
В соответствии с указанным актом комиссией установлено следующее: спорный земельный участок по данном публичной кадастровой карты учтен с категорией земли сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование – для производства сельхозпродукции; земельный участок расположен на землях лесного фонда в квартале 15 (Есс.) ч. Выделов 31,32,34 квартале 16 (Есс.) ч. Выдела 3 Ессентукское участковое лесничество ГКУ «Ессентукское лесничество»; целевое назначение лесов, категория защитных лесов (ст. 102 Лесного Кодекса РФ) - леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; согласно таксационному описанию ч. Выдела 32 15 (Есс.) Ессентукского участкового лесничества, включенные в границы земельного участка с кадастровым номером 26:29:160122:4 относится в том числе к лесным землям (покрытым лесной растительностью); ч. Выдела 3 квартала 16 (Есс.) Ессентукского участкового лесничества, также относится к лесным землям (покрытым лесной растительностью).
В связи с изменениями в таксационном описании часть выдела 34 квартала 15 (Есс.) была переведена в ч прочие земли (акт несоответствия от 2019 г.). Часть выдела 3 квартала 16 (Есс.) переведена в покрытые лесом земли (акт перевода от 2000 г. – 2, 0 Га, акт перевода от 2002 г.-08 Га).
На основании визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером 26:29:160122:4 установлено, что квартал 15 (Есс.) часть выделов 31,32,34 <адрес> (Есс.) ч. Выдела 3 согласно данным таксационного описания 1997 г. относятся к землям лесного фонда ГКУ «Ессентукское лесничество». При натурном осмотре квартала 15 (Есс.) ч. Выдела 32 является лесным насаждениями. Квартал 16 (Есс) ч. Выдела 3 является лесными насаждениями; на спорном земельном участке строения и ограждения отсутствуют.
Уполномоченной организацией - ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» составлено заключение № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении указанного земельного участка.
Согласно данного заключения земельный участок с кадастровым номером 26:29:160122:4 частично сформирован из состава земель лесного фонда квартала 15, часть выделов 31,32,34 квартала 16 (Есс.) ч. Выдела 3 Ессентукского участкового лесничества ГКУ «Ессентукское лесничество». Квартал 15 (Есс.) ч. Выделов 31.32.34 квартал 16 (Есс.) ч. Выдела 3 согласно данным таксационного описания 1997 г. относятся к землям лесного фонда ГКУ «Ессентукское лесничество», квартал 16 (Есс.) ч. Выдела 3 является лесными насаждениями. <адрес> пересечения составила 5 700 кв.м.
Согласно заключению, координаты поворотных точек границ пересекаемой части земельного участка с кадастровым номером 26:29:160122:4 и лесного участка с кадастровым номером 26:29:000000:2106 представлены:
№ точки | Х | У | № точки | Х | У |
1 | 361747,29 | 1383172,43 | 4 | 361700,58 | 1383173,69 |
2 | 361751,46 | 1383292,36 | 1 | 361747,29 | 1383172,43 |
3 | 361702,21 | 138292,66 |
Форма Заключения ФГБУ «Рослесинфорг» утверждена Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации работы по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке» (вместе с «Регламентом работы центрального аппарата Рослесхоза и территориальных органов Рослесхоза по организации осуществления от имени Российской Федерации защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке в случае выявления фактов пересечения (наложения) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда»»), содержит сведения об исполнителе с указанием его должности, место для подписи и указание на расшифровку подписи (Ф.И.О.). Подписывается заключение директором филиала ФГБУ «Рослесинфорг» и удостоверяется печатью.
Российская Федерация в силу п. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) является собственником (правообладателем) земельного участка с кадастровым номером (условным) 26:29:000000:2106.
Право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда (леса) с кадастровым номером 26:29:000000:2106 также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРН, полученной посредством программы «ТехноКАД-муниципалитет».
Согласно сведениям ЕГРН, спорный земельный участок имеет категория: Земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, на праве собственности принадлежит ФИО7 Магомет-Али Азретовичу, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные».
ДД.ММ.ГГГГ вступил в действие Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»
Согласно письму Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № б/н: «Земельный участок с кадастровым номером 26:29:160122:4 выходит в границы государственного природного заказника «Малый Ессентучок», образованного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании государственный комплексный природных заказников краевого значения «Малый Ессентучок», «Большой Ессентучок» и «Бугутинский».
Таким образом, спорный земельный участок ответчика расположен в границах особо охраняемых природных территорий. Указанное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что положения Федерального закона № 280-ФЗ на данные правоотношения не распространяются.
Запрет на совершение любых сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда был установлен ст. 80 Основ лесного законодательства Российской Федерации, а также ст.ст. 12,19 ЛК РФ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ЛК РФ (в действующей редакции) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.
Однако, как следует из вышеприведенных фактических обстоятельств, ответчик владеет и пользуется частью земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, относящегося к лесному фонду.
Таким образом, спорный земельный участок был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда.
Иных доводов в обоснование заявленных исковых требований не приведено.
ДД.ММ.ГГГГ Предгорным районным судом <адрес> произведена замена ненадлежащего ответчика по гражданскому делу ФИО7 Магомета-Али Азретовича на ФИО2.
ДД.ММ.ГГГГ протокольным определением к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено ГБУ СК "Ессентукское лесничество".
Участвующие по делу лица извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения дела на интернет-сайте Предгорного районного суда <адрес>, а также заказным письмом с уведомлением.
Представитель истца Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, как следует из материалов дела, просит рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, уважительности своей неявки суду не представил, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявлял. Извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании с почтовым идентификатором 35735059590344, согласно которого, судебная повестка возвращена отправителю в связи с истечением срока хранения.
С заявлением о рассмотрении дела в свое отсутствие ответчик не обращался, об уважительности причин неявки суд заблаговременно в известность не поставил и доказательств уважительности причин своего отсутствия не представил.
Судебное извещение, адресованное ответчику, направлялось по адресу регистрации, указанному в материалах дела.
В соответствии с Законом РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается – место где гражданин постоянно или временно зарегистрирован. Иными сведениями о регистрации ФИО1, на территории РФ суд не располагает.
Доказательств, подтверждающих уважительные причины неполучения (или невозможности получения) корреспонденции, в частности, по адресу регистрации, судом не установлено.
Суд считает извещение надлежащим, с учетом положений ст. 35 ГПК РФ, которые закрепляют перечень прав, принадлежащих лицам, участвующим в деле, которые направлены на реализацию конституционного права, на судебную защиту. Согласно ч. 5 данной статьи эти лица должны добросовестно пользоваться принадлежащими им правами. Вместе с тем, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью ответчика в силу закона.
Так как ответчик не воспользовался своим процессуальным правом, не явился в судебное заседание, несмотря на принятые меры к его надлежащему уведомлению о слушании дела, не представил своих возражений по иску и доказательств в их обоснование, при таких обстоятельствах суд, считает ответчика извещенным надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, причину его неявки в суд признает неуважительной.
Суд, полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства с вынесением заочного решения в отсутствие названных лиц (ст. 233 ГПК РФ).
Представители третьих лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра", ФГБУ "Рослесинфорг", ГБУ СК "Ессентукское лесничество" надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили ходатайства о рассмотрении дела без их участия.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных и не явившихся в судебное заседание сторон, в порядке заочного производства.
От представителя третьего лица – Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому указывает, что в 2018 году филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» на основании государственного задания выполнены работы по установлению границ Ессентукского лесничества. При выполнении вышеуказанных работ выявлены пересечения земельных участков иных категорий с землями лесного фонда Ессентукского лесничества <адрес>.
Российская Федерация в силу пункта 1 статьи 8 ЛК РФ является собственником (правообладателем) земельного участка с кадастровым номером 26:29:160122:4 – категория земель: земли лесного фонда.
На основании изложенного поддерживает исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Как следует из ст. 3 Лесного кодекса лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (ст. 7 ЛК РФ).
В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно части 4 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
В соответствии со статьями 67 - 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса: землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков: таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов): проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ "О геодезии и картографии". В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно п. 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) при разрешении межевого спора суд устанавливает фактическую и (или) юридическую границу смежных земельных участков, принимая во внимание, в том числе, сведения о местоположении границ таких участков и их согласовании на момент образования спорных участков.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером N 26:29:160122:4, расположенном по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в границах гослесфонда (Ессентукский лесхоз) категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: для производства сельхозпродукции; с уточненной площадью 5700+/-1321 кв.м.
Правообладателем данного земельного участка на праве собственности, согласно сведениям ЕГРН, является ФИО1, что подтверждается записью регистрации 26:29:160122:4-26/092/2022-4 от ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной заместителем главы, Начальником управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района <адрес> ФИО4 следует, что земельный участок, расположенный относительно ориентировки в границах совхоза «Ессентукский» Подкумский сельсовет <адрес>, площадью 7,41 Га, принадлежащий на праве бессрочного (постоянного) пользования ООО «Сельхозпродукт» при проведении межевания данный участок разделен на 4 участка с присвоением кадастровых номером. Адрес: Ессентукский лесхоз МО Подкумский сельсовет, <адрес>. Кадастровый №, площадь участка 4,97 Га, кадастровый №, площадь участка 1,0 Га, кадастровый №, площадь участка 0,57 Га, кадастровый №, площадь участка 0,87 Га, общая площадь составляет 7,41 Га.
Сведений о внесении координат границ земельного участка в ЕГРН на основании межевого плана суду не представлено. Согласно ответа из Управления Росреестра по <адрес>, межевой план в отношении вышеуказанного земельного участка отсутствует.
Как следует из публичной кадастровой карты, смежным земельным участком является, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 26:29:160122:2, входящий в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:2106, общей площадью 11 232,5 Га, с категорией земель - земли лесного фонда, находящийся в федеральной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и сведениями выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из государственного лесного реестра от ДД.ММ.ГГГГ, подписанной заместителем министра природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> ФИО5, земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:2106 имеет назначение: защитные леса, категория защитности – защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и леса, расположенные в первой, второй и третьих зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Выписка подписана должностным лицом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, имеет печать и содержит сведения о выделах и кварталах, относящихся к землям лесного фонда, которые имеют целевое назначение «защитные леса категория защитности - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов – противоэрозионные леса».
Из карты-схемы расположения и границ лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:2106 имеет условные обозначения: лесной участок, расположенный в квартале 15 (Ессентукское), части выделов 31,32,34 и квартале 16 (Ессентукское), часть выдела 3 Ессентукского участкового лесничества Ессентукского лесничества.
В соответствии со ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Кроме того, согласно п. 1 ч. 6 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действующего на момент возникновения спорных отношений, согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
При этом отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности.
Согласно ст. ст. 67, 68 ЛК РФ на территориях лесничеств в обязательном порядке проводится лесоустройство, которое включает в себя таксацию лесных участков. В свою очередь таксация лесов в соответствии со ст. 69.1 ЛК РФ проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются, в том числе, установление границ лесотаксационных выделов.
Таким образом, доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к землям лесного фонда.
Таксация лесов в соответствии со ст. 69.1 ЛК РФ проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются, в том числе, установление границ лесотаксационных выделов.
Проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, определение границ лесного участка, категории земель лесного фонда осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств), и путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства.
Истцом в материалы дела представлены Выкопировка из планшета № (лесоустройство 1996 года) Ессентукского участкового лесничества, а также выписка из проекта организации и развития лесного хозяйства Ессентукского лесхоза Ставропольского управления лесами Федеральной службы лесного хозяйства России, том III, таксационное описание Ессентукского лесничества, подготовленные ГСЛП «Воронежлеспроект» 1997 г., подтверждающие проведение лесоустройства в оспариваемых границах.
Однако, из ответа Филиала ППК «Роскадастр» по <адрес> на запрос от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:2106 образован ДД.ММ.ГГГГ путем раздела исходного земельного участка 26:29:000000:43 на основании заявления № от ДД.ММ.ГГГГ и описания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного Предгорным филиалом ОАО «СтавропольНИИгипрозем» (далее - описание от ДД.ММ.ГГГГ), при этом установлена связь со 115 обособленными участками, в том числе с обособленными участками с кадастровыми номерами 26:29:160122:2 и 26:29:160123:2.
Описание от ДД.ММ.ГГГГ не содержит координат характерных точек границ обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 26:29:160122:2 и 26:29:160123:2, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:2106. Таким образом, филиал не располагает документами, подтверждающими местоположение границ земельных участков 26:29:160122:2 и 26:29:160123:2.
Из ответа на судебный запрос от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> следует, что по сведениям ЕГРП земельный участок с кадастровым номером 26:29:160122:2 входит в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:2106 общей площадью 11 232,5 Га, с категорией земель - земли лесного фонда, находящийся в федеральной собственности.
Подготовка межевого плана по образованию земельного участка с кадастровым номером 26:29:160122:2 министерством также не осуществлялась.
В 2004 году Территориальным управлением Росимущества по <адрес> при регистрации права собственности Российской Федерации в ЕГ"РН внесены сведения о земельном участке лесного фонда 26:29:000000:43 в состав которого входил обособленный земельный участок с кадастровым номером 26:29:160122:2.
Таким образом из материалов дела следует, что границы в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", посредством определения координат характерных точек, не устанавливались, то есть границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.
Следовательно, в рассматриваемом случае земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000:2106 представляет собой находящийся в федеральной собственности государственный лесной земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, границы которого в силу требований земельного законодательства не считаются установленными.
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются также юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда (часть 6 статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности").
При этом, ни Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ни иными нормативными правовыми актами не предусматривается требований к правообладателям земельных участков, являющихся ранее учтенными объектами недвижимости, по определению местоположения их границ и внесению соответствующих сведений в ЕГРН. В связи с этим данные процедуры осуществляются на усмотрение правообладателей таких объектов (Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ОГ-<адрес>).
Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается относящимся к землям лесного фонда по материалам лесоустройства, которые являются единственным и официальным документом, подтверждающим границы и площадь лесного участка.
В обоснование заявленных требований истцом представлены акт № от ДД.ММ.ГГГГ натурного обследования фактического использования земельного участка ответчика, заключение Филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект" о пересечении границ земель лесного фонда с границами земельных категорий № от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из ГЛР.
Согласно заключения № от ДД.ММ.ГГГГ о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, земельный участок с кадастровым номером 26:29:160122:4 частично сформирован из состава земель лесного фонда квартала 15, часть выделов 31,32,34 квартала 16 (Есс.) ч. Выдела 3 Ессентукского участкового лесничества ГКУ «Ессентукское лесничество». Квартал 15 (Есс.) ч. Выделов 31.32.34 квартал 16 (Есс.) ч. Выдела 3 согласно данным таксационного описания 1997 г. относятся к землям лесного фонда ГКУ «Ессентукское лесничество», квартал 16 (Есс.) ч. Выдела 3 является лесными насаждениями. <адрес> пересечения составила 5 700 кв.м.
Согласно таксационному описанию земельного участка с кадастровым номером 26:29:160122:4 установлено, что квартал 15 (Есс.) часть выделов 31,32,34 <адрес> (Есс.) ч. Выдела 3 согласно данным таксационного описания 1997 г. относятся к землям лесного фонда ГКУ «Ессентукское лесничество». При натурном осмотре квартала 15 (Есс.) ч. Выдела 32 является лесным насаждениями. Квартал 16 (Есс) ч. Выдела 3 является лесными насаждениями; на спорном земельном участке строения и ограждения отсутствуют.
Согласно акту натурного обследования № от ДД.ММ.ГГГГ комиссией установлено что спорный земельный участок по данным публичной кадастровой карты учтен с категорией земли сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование – для производства сельхозпродукции; земельный участок расположен на землях лесного фонда в квартале 15 (Есс.) ч. Выделов 31,32,34 квартале 16 (Есс.) ч. Выдела 3 Ессентукское участковое лесничество ГКУ «Ессентукское лесничество»; целевое назначение лесов, категория защитных лесов (ст. 102 Лесного Кодекса РФ) - леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; согласно таксационному описанию ч. Выдела 32 15 (Есс.) Ессентукского участкового лесничества, включенные в границы земельного участка с кадастровым номером 26:29:160122:4 относится в том числе к лесным землям (покрытым лесной растительностью); ч. Выдела 3 квартала 16 (Есс.) Ессентукского участкового лесничества, также относится к лесным землям (покрытым лесной растительностью).
На основании статьи 7 Земельного законодательства Российской Федерации земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленными для них целевым назначением.
В соответствии со статьей 111 Лесного кодекса Российской Федерации к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Запрещается изменение целевого назначения лесных участков, на которых расположены защитные леса, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
На основании подпункта 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Учитывая вышеизложенное, лесной заповедник Ессентукского лесничества существовал по состоянию на 1996 год, и его границы были отражены в материалах лесоустройства (в Государственном лесном реестре) и не могли не учитываться как ранее учтенные, юридически действующие при установлении границ земельного участка в 2000 году, принадлежащего ответчику. Сведения о переводе спорной части земли в земли, не связанные с ведением лесного хозяйства и осуществления лесных пользований, отсутствуют.
Таким образом, суд приходит к выводу, с учетом наличия законодательного запрета на приватизацию земель лесного фонда, земельный участок ответчика с кадастровым номером 26:29:160122:4 не мог быть выделен из спорных лесных участков, относящиеся к Ессентукскому участковому лесничеству. Таким образом, часть земельного участка ответчика (в зоне наложения) была сформирована незаконно.
Суд также обращает внимание на тот факт, что на момент государственной регистрации ответчиком прав на спорный земельный участок, в ЕГРН уже имелась запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером N 26:29:000000:2106 (категория земель - земли лесного фонда), в границах которого частично располагается спорный земельный участок.
Однако, суд не соглашается с доводом истца о необходимости признания отсутствующим права на часть земельного участка ответчика (в зоне наложения) ввиду следующего.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных названным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно ст. 44 ЗК РФ, право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
Исходя из приведенных выше норм материального права разрешение вопроса о признании права отсутствующим недопустимо без разрешения вопроса о правах собственников таких земельных участков.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 52 Постановления Пленума N 10/22, в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (в том числе, если право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Иск о признании права собственности отсутствующим может быть предъявлен владеющим собственником к лицу, не владеющему спорным имуществом, но право которого на это же имущество незаконно зарегистрировано.
Заявляя требования о признании права ответчика на земельный участок отсутствующим, истец ссылается на фактическое наложение границ их участка, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, на земельный участок, принадлежащий Российской Федерации, границы которого в соответствии с земельным законодательством не установлены.
При этом, суд учитывает, что в случае удовлетворения требования истца о признании права ответчика отсутствующим на земельный участок с кадастровым номером N 26:29:160122:4, ответчик будет лишен возможности осуществить постановку на кадастровый учет с учетом границ лесного фонда в иной местности.
Исходя из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", данный иск имеет узкую сферу применения и не может заменять собой виндикационный, негаторный или иные иски (об исправлении реестровой ошибки), поскольку допустим только при невозможности защиты нарушенного права иными средствами.
Таким образом, выбор способа защиты нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права, способ защиты права, избранный истцом, должен в результате применения восстанавливать это нарушенное право.
При избрании способа защиты путем признания права отсутствующим запись в Едином государственном реестре недвижимости не должна нарушать права истца, то есть истец должен обладать аналогичным с ответчиком правом в отношении объекта имущественных прав, поскольку в противном случае признание права ответчика отсутствующим не восстановит нарушенные права истца.
В настоящем же случае истец и ответчик являются собственниками разных объектов права - земельного участка с кадастровым номером 26:29:160122:4 и земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:2106.
Кроме того, заявляя требования о признании права ответчика отсутствующим на земельный участок с кадастровым номером 26:29:160122:4 истец также не заявлял о недействительности основания, по которому у ответчика возникло право на этот объект недвижимости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 101-О, требование о признании зарегистрированного права (обременения) отсутствующим обеспечивает достоверность, непротиворечивость публичных сведений о существовании, принадлежности и правовом режиме объектов недвижимости, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2109-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 140-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1421-О и др.). В соответствии со сложившейся правоприменительной практикой такое требование предъявляется, когда запись в реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.
Совокупности обстоятельств, при которых возможно применение такого исключительного способа защиты как признание права отсутствующим, в настоящем деле не установлено, иск об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения не заявлялся.
При наличии межевого спора иск о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельный участок является ненадлежащим способом защиты права (пункт 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).
Учитывая, что заявленный истцом спор является, по сути, спором о местоположении границ спорных участков, требования о признании отсутствующим право собственности на часть земельного участка являются ненадлежащим способом защиты нарушенного права, поскольку фактически влечет изменение объема имущественных прав собственников земельного участка с кадастровым номером 26:29:160122:4.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом по гражданскому делу, при этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а также привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав заявителя.
Когда истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, это является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований истца в части признании отсутствующим права собственности на часть земельного участка, принадлежащего ФИО1
Разрешая заявленные истцом требования об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о части земельного участка суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 8, 10 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, соответствующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
По смыслу приведенных норм права способом восстановления нарушенного права по настоящему спору является приведение в соответствие сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о координатах спорной границы земельного участка ее фактическому положению на местности. При возникновении спора о правильности описания границы основанием для внесения необходимых изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении земельного участка будет являться решение суда об изменении спорной границы.
Поскольку ФИО1 со своей стороны не предъявлено допустимых доказательств, подтверждающих расположение принадлежащего ему земельного участка в землях лесного фонда Ессентукского лесхоза, а стороной истца представлены доказательства незаконного сформирования части земельного участка ответчика (в зоне наложения), суд считает возможным вариантом восстановления нарушенных прав истца относительно земельного участка с кадастровым номером 26:29:160122:4 путем исключения из публичного реестра спорной площади пересечения, что также возможно выполнить путем переопределения реестровых границ участка ответчика с исключением из них спорной площади пересечения.
Вышеуказанная правовая позиция также отражена в апелляционном определении Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 33-1086/2021.
По мнению суда, данное решение в указанной части приведет к восстановлению прав государства на земельный фонд путем восстановления существующих границ лесничества и внесение корректных, соответствующих фактическому пользованию изменений в сведения о них в ЕГРН в части наложения.
Суд обращает внимание, что исключение сведений о координатах границ в части наложения из состава ЕГРН не влечет за собой прекращение права собственности ответчика на земельный участок, а сам земельный участок не снимается с кадастрового учета, фактически приобретая статус участка, границы которого не установлены.
Суд не усматривает оснований для применения положений части 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", поскольку материалами дела, а именно служебной запиской начальника отдела организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, согласно которой земельный участок с кадастровым номером 26:29:160122:4 выходит в границы государственного природного заказника «Малый Ессентучок», в связи с чем, согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ положения части 3 настоящей статьи на земельный участок, принадлежащий ответчику, не распространяются.
Таким образом, учитывая вышеизложенное суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения настоящего искового заявления в части исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведения о части земельного участка с кадастровым номером 26:29:160122:4, площадью пересечения: 5 700 кв.м., в местах пересечения данного земельного участка с лесным участком Ессентукского участкового лесничества Ессентукского лесничества <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства к ФИО2 о признании отсутствующим права собственности на часть земельного участка, исключении сведений из ЕГРН, - удовлетворить частично.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о части земельного участка с кадастровым номером 26:29:160122:4, площадью пересечения: 5 700 кв.м., в местах пересечения данного земельного участка с лесным участком Ессентукского участкового лесничества Ессентукского лесничества <адрес> в следующих координатах:
№ точки | Х | У | № точки | Х | У |
1 | 361747,29 | 1383172,43 | 4 | 361700,58 | 1383173,69 |
2 | 361751,46 | 1383292,36 | 1 | 361747,29 | 1383172,43 |
3 | 361702,21 | 138292,66 |
Решение суда является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 26:29:160122:4 в части исключения сведений о границах указанного земельного участка с учетом пересечения данного земельного участка с лесным участком с кадастровым номером 26:29:000000:2106 без заявления правообладателя земельного участка с кадастровым номером 26:29:160122:4.
В удовлетворении требований Федерального агентства лесного хозяйства о признании отсутствующим права собственности ФИО2 на часть земельного участка с кадастровым номером 26:29:1601224:4, площадью пересечения: 5 700 кв.м., в местах пересечения данного земельного участка с лесным участком Ессентукского участкового лесничества Ессентукского лесничества <адрес> – отказать.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Заочное решение суда вступает в законную силу по истечении предусмотренного частью второй статьи 237 настоящего Кодекса срока на его обжалование, если оно не было обжаловано.
В случае подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда в порядке, установленном частью первой статьи 237 настоящего Кодекса, и отказа в удовлетворении этого заявления заочное решение, если оно не было обжаловано в апелляционном порядке, вступает в законную силу по истечении срока на его апелляционное обжалование, а в случае обжалования в апелляционном порядке заочное решение суда вступает в законную силу после рассмотрения жалобы судом апелляционной инстанции, если оно не было отменено.
Судья А.А. Кучерявый
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.