Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-380/2023 ~ М-269/2023 от 16.03.2023

Дело 2-380/2023

УИД 44RS0003-01-2023-000348-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2023 года                                                                                              город Шарья

Шарьинский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Карповой С.В., при секретаре судебного заседания Лелиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова-Абашидзе А.В. к Управлению образования администрации городского округа город Шарья Костромской области, должностному лицу Управления образования администрации городского округа город Шарья Костромской области Маховой О.В. о признании незаконным отказа в приеме на работу и об обязании заключить трудовой договор, взыскания компенсации морального вреда, неустойки за простой, принесения извинений, судебных расходов,

установил:

Кузнецов-Абашидзе А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа город Шарья Костромской области, должностному лицу Управления образования администрации городского округа город Шарья Костромской области Маховой О.В. о признании незаконным отказа в приеме на работу и об обязании заключить трудовой договор, взыскания компенсации морального вреда, неустойки за простой, судебных расходов.

В обоснование указал, что 10.03.2023 года он обнаружил на сайте «Работа России trudvsem.ru», опубликованную вакансию управлением образование администрации городского округа города Шарья. Согласно публикации, в управление образованием администрации городского округа города Шарья требовался юрисконсульт со средним специальным образованием, без требования к стажу. 10.03.2023 года он встретился с руководителем управления образованием администрации юродского округа города Шарья Маховой О.В.. В разговоре Махова О.В. сказала, что им требуется на должность юрисконсульта человек, имеющий высшее юридическое образование. У него основное образование среднее профессиональное - *****. 15.02.2023 года ему был выдан диплом о том, что он прошел профессиональную переподготовку по программе «Юриспруденция» и ему была присвоена профессия по квалификации «юрист». По факту он имеет среднее профессиональное юридическое образование. В разговоре Махова О.В. сказала, что он не подходит, так как у него нет высшего юридического образования. При этом на вышеуказанном сайте было указано, что требование к кандидату-это среднее юридическое образование, а не высшее. После разговора он подал Маховой О.В. заявление по вопросу трудоустройства и направления на адрес его проживания ответа. 15.03.2023 года им получен ответ из управления образования администрации городского округа города Шарья от 13 марта 2023 года, под №000, заверенный начальником управления образования Маховой О.В. трудоустройстве ввиду отсутствия у него юридического стажа. Во втором абзаце сказано, что в управление образованием администрации городского окру города Шарья на должность юрисконсультанта может быть принято лицо с высшим юридическим образованием без предъявления требований к стажу работы в должностях либо со средним профессиональным (юридическим) образованием и стажем в должностях, замещаемых специалистами средним профессиональным образованием не менее 5 лет.

Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" - Для замещения должностей гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования. Про предъявление к кандидату на данный уровень должностей имеется требование в части наличия профессионального образования, которое у него есть. Согласно части 6 - Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной гражданской службы, устанавливаются указом Президента Российской Федерации, а для замещения должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статье 8 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4 типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы закона Костромской области от 9 ноября 2007 года N 210-4-3КО, для замещения старших и младших должностей муниципальной службы - профессиональное образование, требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки не предъявляются.

Он, истец, в соответствии со ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации обратился к ответчику с заявлением о приеме на работу на должность юрисконсультантом с окладом тридцать тысяч рублей и представил копию диплома о профессиональной переподготовке. Так как ответчик на основании отсутствия у него высшего образования отказал ему в трудоустройстве. Так как ему было отказано сразу в трудоустройстве, то оснований и смысла предъявлять все остальные документы не было нужды.

Согласно статье 64 Трудового кодекса РФ - запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

Согласно выше указанного на должность юрисконсультанта может устроиться гражданин, имеющий среднее профессиональное юридическое образование, без имеющегося стажа по профессии. Законных оснований для отказа в трудоустройстве его на должность юрисконсультантом в управление образование администрации городского округа города Шарья не было. Отказ в трудоустройстве его на должность юрисконсультантом был незаконном.

Согласно части 3 статьи 37 Конституции РФ - каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Таким образом, при незаконном отказе в трудоустройстве были нарушены его трудовые права, прописанные в Конституции РФ,

Согласно статье 237 ТК РФ возмещение морального вреда, причиненного работнику, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Указывает, что у него очень большой юридический опыт, пусть и неофициальный. На основании его юридических работ, можно написать несколько докторских диссертаций.

Он изучил юриспруденцию и применяет её каждый день, при этом он свои знания юриспруденции совместил с психологией, математическими формулами, с помощью которых он достиг хороших результатов в сфере защиты прав гражданина. Нет такой нормы в законе, которая к человеку со средним образованием предъявляла бы дополнительные требования к стажу в виде 5 лет, а с высшим образованием данные требования не предъявляла.

Согласно положениям закона Костромской области от 9 ноября 2007 года N 210-4-ЗКО требования в части стажа, меньше к высшим и главным муниципальным должностям, нежели те требования, что указала Махова О.В. в своём ответе.

При этом в ответе сказано, что юрисконсультант представляет интересы управления образования и подведомственных ему учреждений в судебных органах. Чтобы представлять в суде интересы работодателя, нужно иметь высшее юридическое образование. Таким образом, человек с 5 годами юридического стажа и средним профессиональным юридическим образованием не может участвовать в судебных прениях, но может подготавливать документы для судебных процессов. По мнению истца, посещение суда - это лишний аспект судебных разбирательств. Кроме того, в управлении образования администрации городского округа города Шарья есть и другие юристы, у которых, наверное, есть высшее юридическое образование.

Когда устроится в управление образования, то в первую очередь постарается выявить коррупционеров в коллективе, если такие, конечно, имеются, а также коррупционные схемы вывода бюджетных средств. Если я такое обнаружит, то сразу напишет жалобу в ФСБ.

Просит суд:

1. Признать незаконным отказ руководителя управления образования городского округа город Шарья Костромской области Маховой О.В. в приеме его, Кузнецова-Абашидзе А.В., на работу от "10" марта 2023 г.

2. Обязать Администрацию городского округа город Шарья Костромской области заключить с истцом, Кузнецовым-Абашидзе А.В., трудовой договор для приема на работу в должности юрисконсультант с окладом 30 000 (тридцать тысяч) рублей с 10 марта 2023 года.

3. Обязать Махову А.В. возместить истцу, Кузнецову-Абашидзе А.В., моральный вред в размере 100 000 000 (сто миллионов рублей) рублей.

4. Обязать Махову А.В. выплатить неустойку за простой ввиду недопущения его до работы.

5. Обязать Махову А.В. выплатить истцу 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей за написание данного искового заявления.

6. Обязать Махову А.В. извиниться перед истцом и опубликовать это у себя на официальном сайте.

7. После трудоустройства, выделить истцу Кузнецову-Абашидзе А.В., кабинет, рядом с Маховой О.В., где должен сидеть его заместитель, пока не найдут человека на должность заместителя начальника управления образованием администрации городского округа города Шарья.

Протокольным определением 25.04.2023 года ненадлежащий ответчик Администрация городского округа город Шарья Костромской области был заменен на Управление образования администрации городского округа город Шарья Костромской области, Администрация городского округа город Шарья Костромской области была исключена из состава ответчиков и привлечена в качестве третьего лица.

Истец Кузнецов-Абашидзе А.В. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении указал, что в судебное заседание не явится, исковые требования поддерживает в полном объеме. Представил в суд дополнение к иску, согласно которого указал, что ответчик по делу вместе с возражением приложил копию штатного расписания, в котором указано, что в управлении образования городского округа город Шарья числится 6 человек из которых 5 человек являются муниципальными служащими. Информация из данного документа не соответствует информации указанной на официальном сайте администрации городского округа город Шарья в разделе «структура администрации». В настоящее время на сайте администрации городского округа город Шарья указано, что в управлении образования городского округа город Шарья работает 10 человек. Из информации с сайта администрации городского округа город Шарья следует, что в управлении образования городского округа город Шарья работает 2 юрисконсульта - это К.Е.С.. и К.О.С.. На момент трудоустройства истца 10.03.2023 года в коридоре управления образования городского округа город Шарья была размещена информация на листке, что в управлении работает 2 юрисконсульта. На судебном заседании 24.04.2023 года Махова О.В. пояснила, что на претендующую им должность юрисконсульта уже взяли другого человека, но судя из информации с сайта, изменений в штате в части интересующей профессии не было. Таким образом, истец предполагает, что ответчик предоставил в суд недостоверную информацию, а так же сказал ложную информацию в части трудоустройства другого человека на данную должность после 10.03.2023 года, в результате чего данная должность сейчас отсутствует как свободная.

В судебном заседании 25.04.2023 года истец пояснил, что, по его мнению, юрисконсульт является муниципальным служащим и принадлежит к старшей группе должностей муниципалитета. Управление образования не имеет право самостоятельно создавать каких-то служащих, так как это не регламентируется Федеральными законами. На собеседовании в Управлении образования он предоставил копию диплома о переобучении, его основное образование - это Аграрный техникум. В требованиях к вакансии юрисконсульта, опубликованной на сайте «Работа России» было указано среднее профессиональное образование, ни о каком высшем образовании указано не было. В дальнейшем, когда ему отказали, в размещенной вакансии уже требовался юрисконсульт с высшим образованием, а потом эта вакансия пропала. Копию трудовой книжки на собеседовании он не предоставлял, так как ему было сразу отказано, потому что им нужен специалист с высшим образованием, спросили, не желает ли он обучаться, потом сказали, что им предпочтительнее специалист с высшим образованием. Требование к старшей группе муниципальных служащих - это среднее образование без предъявления к стажу. Юрисконсульт относится к старшей группе муниципальных служащих. В Костромской области - это не прописано, а вот если взять аналогию Московской области, там прописано, что старшая группа - это юрисконсульт и имеет чин референт. Согласно ФЗ - 25 «О муниципальной службе в РФ», эти требования решаются на уровне субъекта. На основании Закона Костромской области требование к старшей группе должностей - это среднее образование. Требования к специальности о наличии высшего образования без опыта работы, либо среднее образование с опытом работы 5 лет, ответчик взял из постановления Минтруда № 18 от 1998г., но эти квалификационные требования относятся к предприятиям, а не к муниципальным службам.

Управление образования администрации городского округа город Шарья Костромской области в судебное заседание своего представителя не направило, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Ответчик Махова О.В., в судебное заседание не явилась, надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Направила в суд возражения, в которых указала, что решением Думы городского округа город Шарья Костромской области от 27.05.2010 №31-ДН утверждено Положение о порядке оплаты труда и представления отпуска служащим органов местного самоуправления городского округа город Шарья. В соответствии с п.2 ст.1 Порядка к служащим органов местного самоуправления городского округа город Шарья, занимающим должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, относятся лица, занимающие следующие должности служащих: главный бухгалтер, заведующий отделом, юрисконсульт, ведущий инженер-програмист, инженер, инженер-програмист, инженер-проектировщик, инженер-инспектор, экономист, бухгалтер, архитектор, инспектор, инспектор по основной деятельности, инспектор -делопроизводитель, инспектор по учету распределению и обмену жилой площади, секретарь-делопроизводитель. На основании ч.2 ст.3 Закона Костромской области от 09.11.2007 №210-4-ЗКО «О муниципальной службе в Костромской области» должности муниципальной службы устанавливаются муниципальным правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Костромской области, утвержденным законом Костромской области от 29.11.2007 №227-4-ЗКО «О Реестре должностей муниципальной службы в Костромской области» установлен перечень должностей муниципальной службы администрации муниципальных образований. Перечень должностей муниципальных служащих установлен постановлением администрации городского округа город Шарья от 29.08.2012 №1325 «О должностях муниципальной службы в администрации городского округа город Шарья». Управление образования администрации городского округа город Шарья, как отраслевой (функциональный) орган администрации, является самостоятельным юридическим лицом в соответствии с п.п. 1.2, 1.3 Положения об управлении образования администрации городского округа город Шарья, утвержденного постановлением администрации городского округа город Шарья от 20.06.2018 №440 «О внесении изменений в постановление администрации городского округа город Шарья от 12.03.2012 №323 «Об утверждении Положения об управлении образования администрации городского округа город Шарья Костромской области». Штатное расписание Управления образования администрации городского округа город Шарья утверждается распоряжением главы городского округа город Шарья. В штатном расписании (утвержденного распоряжением главы городского округа город Шарья от 29.12.2022 №328-рк «О внесении изменений в распоряжение главы городского округа город Шарья от 30.12.2019 367-рк «Об утверждении штатного расписания управления образования администрации городского округа город Шарья») имеется должность «юрисконсульт». В соответствии с п.6.7 раздела 6 «Организация работы управления» Положения в Управлении образования администрации городского округа город Шарья устанавливаются должности муниципальной службы в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Костромской области, а так же в Управлении могут вводиться должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы. Должностные инструкции работников отраслевых органов, наделенных правами юридического лица, утверждаются руководителями соответствующих отраслевых органов. Должность «юрисконсульта» в Управлении образования администрации городского округа город Шарья, относится к должностям, не отнесенным к должностям муниципальной службы согласно ч.2 ст.1 положения о порядке оплаты труда         и предоставления отпуска служащим органов местного самоуправления городского округа город Шарья.

В судебном заседании 25.04.2023 года, действуя от себя и как представитель управления образования администрации городского округа город Шарья Костромской области начальник Управления образования Махова О.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что Управление образования это самостоятельное юридическое лицо. Управлением образования информация о вакансии юрисконсульта размещалась в виде заявки только в ЦЗН. На остальных сайтах Управление образования объявления не размещало. Собеседование с истцом проводилось лично ей, по стажу никаких документов на собеседовании истцом не было представлено, хотя она спрашивала о них. Диплом у истца получен 15.02.2023г., соответственно юридического стажа на момент написания заявления обращения в Управление образования у истца не могло быть. На должность юрисконсульта Управления образования, которая стала вакантной в феврале 2023г., вместе с Кузнецовым-Абашидзе А.В., проходили собеседование еще два кандидата, имеющие высшее юридическое образование. Поэтому было отдано предпочтение человеку, имеющего высшее юридическое образование и опыт работы. Собеседование со всеми кандидатами было не в один день, это было в течение 10 дней после размещения объявления. Один кандидат пришел до истца, другой после собеседования с истцом. 13 марта 2023г. истцу был дан письменный ответ на его заявление. При собеседовании она с истцом разговаривала о том, какие должностные обязанности у юрисконсульта Управления образования. Ею было озвучено, что в обязанности входит в том числе и представление интересов образования и подведомственных ему образовательных организаций в суде. Юрисконсульт действительно, та должность, которая жизненно необходима в Управлении образования, в том числе при консультировании руководителей образовательных организаций и представление интересов в суде. Поэтому на сайте центра занятости населения, через заявку в центр занятости, было обозначено, что желательно высшее образование без опыта работы, как предусмотрено должностной инструкцией. При устном собеседовании она задала истцу вопрос, планирует ли он обучение по должности юриста в высшем образовательном учреждении, на что был получен ответ, что он не планирует, в связи с тем, что у него немного другие приоритеты в должности юрисконсульта в Управлении образования. Если бы истец озвучил, что планирует обучение при переподготовке юриспруденции, то возможно и было бы отдано предпочтение истцу. Но получив такой ответ, и занимать такую вакантную должность юрисконсульта Управления образования, не представляя интересы в судах образовательных организаций, возлагая излишнюю нагрузку на юридический отдел администрации г.о.г.Шарья, было принято решение отказать. В должностной инструкции и сам истец обозначил пунктом п.2.1 раздела предусмотрено два квалификационных требования - высшее профессиональное (юридическое) образование без предъявления требований к стажу, а пункт 2.2 - среднее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет. Кроме того, должностной инструкции предусмотрено среднее профессиональное юридическое образование, у истца диплом о переподготовке на базе среднего профессионального учреждения Шарьиснкого аграрного техникума. Это является переподготовкой в размере 180 часов, а не полноценным юридическим образованием.

Представитель третьего лица Администрация городского округа город Шарья Костромской области в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, просили рассмотреть дело в свое отсутствие. В судебном заседании 25.04.2023 года представитель третьего лица Цапаева Е.В. исковые требования считала не подлежащими удовлетворению по доводам, указанным в письменном возражении на иск. Также пояснила, что 10 марта 2023г. истец обратился в Управление образования по вопросу трудоустройства на должность юрисконсульта Управления образования. Получив отказ, который истец считает незаконным, он обратился с исковым заявлением в суд. Действительно вакансия была размещена на сайте «Работа России trudvsem», в виду необходимости вакансии юрисконсульт. Не смотря на то, что вакансия была размещена, все таки прием на работу того или иного кандидата, кто обращается к работодателю это право, а не обязанность работодателей, именно в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность работодатель принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановку, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом ищущего работу. А также ТК РФ не содержит норм обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения. У работодателя есть право провести собеседование с несколькими кандидатами и выбрать то лицо, которое подходит более по деловым качествам, квалификационным требованиям более соответствует. Закон предусматривает всего два основания для отказа соискателю в заключении трудового договора. Это, во-первых, когда прием на работу прямо запрещен или ограничен федеральным законом, а во-вторых, когда соискатель по своим деловым качествам не соответствует требованиям, установленным работодателем для претендента на конкретную должность. В данном случае имеет место быть, когда кандидат не соответствовал именно деловым и квалификационным требованиям. Должность юрисконсульт не относится к муниципальным служащим, юрисконсульт это служащий, в его должностной инструкции содержится квалификационные требование к этой должности. В должностной инструкции прописано высшее образование либо среднее образование и стаж работы 5 лет. Среднее образование допускается. Реестр муниципальной службы утвержден законом Костромской области от 29.11.2007г. №227-4-ЗКО. Данным законом Костромской области в приложении содержится перечень должностей, относящихся к должностям муниципальной службы, который является исчерпывающим, юрисконсульт в этот перечень не входит.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Статьей 64 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора (часть 1); какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (часть 2); запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (часть 3); запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы (часть 4).

По смыслу частей 2, 3, 4 статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации необоснованным отказом в приеме на работу считается отказ, не основанный на деловых качествах работника, т.е. дискриминационный, связанный с личными либо физическими особенностями кандидата, его политическими или религиозными убеждениями и другими признаками, не имеющими отношения к подлежащей выполнению работе, а также отказ в том случае, когда работник имеет право заключить трудовой договор.

Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, т.е. какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статьи 19, 37 Конституции РФ, статьи 2, 3, 64 Кодекса, статья 1 Конвенции МОТ N 111 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 г.).

Между тем при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.

При этом необходимо учитывать, что запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер, в том числе женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (части вторая и третья статьи 64 Кодекса); работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы (часть четвертая статьи 64 Кодекса).

Поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу, вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела.

Если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным.

Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).

Кроме того, работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона, либо которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере).

Постановлением администрации городского округа город Шарья от 20.06.2018 года №440 внесены изменения в Постановление администрации городского округа город Шарья от 12.03.2012 года №323 «Об утверждении Положения об управлении образования администрации городского округа город Шарья Костромской области» (л.д.56-62). Согласно п.п. 1.2, 1.3 данного постановления Управление образования администрации городского округа город Шарья, как отраслевой (функциональный) орган администрации, является самостоятельным юридическим лицом.

Судом установлено, что у ответчика Управления образования администрации городского округа город Шарья Костромской области в период с 10.02.2023 года до 27.03.2023 года имелась вакансия юрисконсульт.

Информация о вакансии размещалась ответчиком на портале службы занятости населения Костромской области (заявка №04100022/23SHA). В требованиях к кандидату указано наличие высшего образования по специальности юриспруденция. Кроме того, вакансия размещена на сайте «Работа России», в требованиях к кандидату указано желательно высшее образование, опыт работы, в том числе среднее профессиональное образование (л.д.8, 28).

Истец 10.03.2023 года обратился к ответчику с заявлением о трудоустройстве на должность юриста в управление образования администрации городского округа город Шарья (л.д.21).

Согласно материалов дела, истцом Кузнецовым-Абашидзе А.В. на собеседовании представлен диплом о профессиональной переподготовке, выданный 15.02.2023 года, согласно которого истец за время обучения с 12.10.2022 по 15.02.2023 года прошел профессиональную переподготовку по программе «Юриспруденция» в объеме 1008 часов. Диплом подтверждает присвоение квалификации «Юрист» и дает право на ведение профессиональной деятельности в сфере юриспруденции. Приложением к диплому о профессиональной переподготовке указан предыдущий документ об образовании: ***** (л.д.22-23).

Трудовая книжка истцом на собеседовании не предоставлялась.

13.03.2023 года истцу был предоставлен письменный отказ, согласно которого истцу в трудоустройстве на должность юрисконсульта отказано по причине несоответствия квалификационным требованиям к должности в части предъявляемых к стажу работы. Должностной инструкцией юрисконсульта предусмотрено, что на должность может быть принято лицо с высшим профессиональным (юридическим) образованием без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет. Юрисконсульт, в установленном порядке, представляет интересы управления образования и подведомственных ему учреждений в судебных органах и других органах государственной власти. Данные, из предоставленных истцом копии диплома о профессиональной переподготовке от 15.02.2023 года могут свидетельствовать о том, что истец не занимал аналогичных должностей и не является лицом, имеющим высшее профессиональное (юридическое) образование (л.д.6).

Кроме того, согласно пояснений представителя ответчика Маховой О.В., истец не имеет среднего профессионального образования, поскольку диплом о профессиональной переподготовке не является средним профессиональным образованием.

Постановлением администрации городского округа город Шарья от 03.12.2014 года №1375 утвержден регламент администрации городского округа город Шарья Костромской области (л.д.65-80). Согласно ч.1 ст.15 данного постановления, должностные инструкции работников администрации, у которых представителем нанимателя (работодателем) является глава городского округа, утверждаются главой городского округа. Должностные инструкции работников отраслевых органов, наделенных правами юридического лица, утверждаются руководителями соответствующих отраслевых органов.

Из должностной инструкции работника, замещающего должность юрисконсульта Управления образования администрации городского округа город Шарья юрисконсульт относится к категории служащих управления образования администрации городского округа город Шарья.

Согласно п.2.1, 2.2 Раздела 2. «Квалификационные требования» должностной инструкции юрисконсульта предусмотрено, что к должности юрисконсульта управления образования устанавливаются следующие квалификационные требования: высшее профессиональное (юридическим) образование без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет (л.д.26-27).

Распоряжением главы городского округа город Шарья от 30.12.2019 года №367-рк утверждено штатное расписание управления образования администрации городского округа город Шарья (л.д.63-63 оборот). Согласно данного распоряжения на период с 01.01.2020 года предусмотрена 1 штатная единица «юрисконсульт».

Распоряжением главы городского округа город Шарья от 29.12.2022 года №328-рк внесены изменения в распоряжение главы городского округа город Шарья от 30.12.2019 года №367-рк «Об утверждении штатного расписания управления образования администрации городского округа город Шарья» (л.д.64-64 оборот). Согласно данного распоряжения на период с 01.12.2022 года предусмотрена 1 штатная единица «юрисконсульт».

Согласно штатного расписания Управления образования администрации городского округа город Шарья на период с 01.12.2022 года, утвержденного распоряжением главы городского округа город Шарья от 29.12.2022 года №328-р, в Управлении имеется должность юрисконсульта. Штат состоит в количестве 6 единиц, в том числе 5 единиц муниципальных служащих. Должность юрисконсульта не относится к должностям муниципальной службы (л.д.25).

Согласно представленных ответчиком трудового договора №39 от 27.03.2023 года, приказа о приеме на работу на должность юрисконсульта, по состоянию на 27.03.2023 года должность юрисконсульта не вакантна (л.д. 29-34).

По мнению истца должность юрисконсульта Управления образования администрации городского округа город Шарья относится к старшей группе муниципальных служащих, к которой предъявляется требование в виде среднего профессионального образования без предъявления требований к стажу работы, в связи с чем отказ истцу, имеющему среднее профессиональное образование, является незаконным.

Доводы истца о том, что он является квалифицированным специалистом и имеет среднее профессиональное образование на основании диплома о прохождении переподготовки, суд отклоняет как ошибочные.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) в Российской Федерации выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации.

В силу ч. 4 ст. 60 Закона об образовании лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации.

В соответствии с ч. 7 ст. 60 Закона об образовании документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации (квалификаций):

1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании);

2) высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра);

3) высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста);

4) высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра);

5) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно ординатуры, ассистентуры-стажировки).

На основании п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона об образовании документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке).

По смыслу приведенных норм закона следует, что полученный Кузнецовым-Абашидзе А.В. диплом о профессиональной переподготовке от 15.02.2023 с присвоением ему квалификации юрист документом о среднем профессиональном образовании не является и, как следствие, не может служить основанием считать его имеющим среднее профессиональное образование в области юриспруденции.

Доводы истца, о том, что должность юрисконсульт является должностью старшей группы и относится к должностям муниципальной службы, вследствие чего предъявление требования о стаже к кандидату является незаконным, судом также отклоняются, как не основанные на законе.

Должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. Указанное закреплено ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

На основании ч.2 ст.3 Закона Костромской области от 09.11.2007 №210-4-ЗКО «О муниципальной службе в Костромской области» должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Костромской области, утверждаемым законом Костромской области.

Законом Костромской области от 29.11.2007 N 227-4-ЗКО (ред. от 12.07.2022) "О Реестре должностей муниципальной службы в Костромской области" установлен Реестр должностей муниципальной службы в Костромской области, который представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом сложившихся в Костромской области особенностей организации местного самоуправления (ст.1, 3 Закона).

Должность юрисконсульт в перечень Реестра должностей муниципальной службы не входит.

Согласно Решения Думы городского округа город Шарья Костромской области от 27.05.2010 N 31-ДН (ред. от 22.12.2022) "Об утверждении положения о порядке оплаты труда и предоставления отпуска служащим органов местного самоуправления городского округа город Шарья" к служащим органов местного самоуправления городского округа город Шарья, занимающим должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, относятся лица, занимающие следующие должности служащих (далее - служащие): главный бухгалтер, заведующий отделом, юрисконсульт, ведущий инженер-программист, инженер, инженер-программист, инженер-проектировщик, инженер-инспектор, экономист, бухгалтер, архитектор, инспектор, инспектор по основной деятельности, инспектор-делопроизводитель, инспектор по учету, распределению и обмену жилой площади, секретарь-делопроизводитель (л.д.51-53).

Иные доводы истца, приведенные в иске и дополнении к иску, не являются юридически значимыми при разрешении настоящего спора.

Обязанность доказать факт дискриминационного отказа в приеме на работу в соответствии с положениями ст. ст. 12, 56 ГПК РФ судом была возложена на истца. Между тем, истец достаточных допустимых доказательств в данной части иска не представил.

Согласно ст. 65 ТК РФ, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Судом установлено, что среднего профессионального (юридического), высшего профессионального (юридического) образования, а также стаж работы в указанной должности истец не имеет, что не соответствует предъявляемым требованиям к образованию и стажу работы в должности юрисконсульта управления образования.

Из изложенного, суд приходит к выводу о том, что отказ в приеме истца на работу в полной мере соответствует требованиям ст. ст. 3, 64 ТК РФ и не связан с дискриминацией по полу, расе, цвету кожи, национальности, языку, происхождению, имущественному, социальному и должностному положению, возрасту, месту жительства.

Из материалов дела не следует, что истцу отказано в приеме на работу по мотивам, приведенным в статье 64 Трудового кодекса Российской Федерации, по которым запрещен отказ в приеме на работу, в то время как дать оценку деловым качествам претендента - это право работодателя и по результатам данной оценки ответчик принял решение об отказе истцу в приеме на работу. Такой отказ не противоречит нормам материального права и основан на имеющихся у ответчика сведениях относительно истца.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также то, что прием на работу и заключение трудовых договоров является исключительной компетенцией работодателя, который в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключает трудовые договоры с конкретным лицом, ищущим работу, а трудовое законодательство не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании необоснованным отказа в заключении трудового договора, обязании заключить трудовой договор и в удовлетворении данных требований истцу следует отказать. В связи с этим отсутствуют основания и для взыскания с ответчика неустойки за простой ввиду недопущения его до работы, поскольку истец работником ответчика не являлся, в связи с чем данные требования не основаны на положениях ст. 234 Трудового кодекса Российской Федерации.

Поскольку в удовлетворении основных требований о признании незаконными отказа в приеме на работу и обязании заключить трудовой договор истцу отказано, то и в производных от них требованиях истца о компенсации морального вреда, обязании ответчика принести извинения и опубликовать извинения на официальном сайте ответчика, выделить истцу кабинет рядом с Маховой О.В. также надлежит отказать в виду не установления судом нарушения трудовых прав истца.

Требования о взыскании судебных расходов в соответствии со ст. ст. 88, 94, 98, 100 ГПК РФ удовлетворению не подлежат, поскольку взыскание судебных расходов с ответчика предусмотрено только в случае вынесения решения об удовлетворении исковых требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд

решил:

В удовлетворении исковых требований по иску Кузнецова-Абашидзе А.В. к Управлению образования администрации городского округа город Шарья Костромской области, должностному лицу Управления образования администрации городского округа город Шарья Костромской области Маховой О.В. о признании незаконным отказа в приеме на работу и об обязании заключить трудовой договор, взыскания компенсации морального вреда, неустойки за простой в работе, принесения извинений, выделить истцу кабинета, судебных расходов, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шарьинский районный суд Костромской области.

Судья:                                                              С.В. Карпова

2-380/2023 ~ М-269/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кузнецов-Абашидзе Александр Владимирович
Ответчики
Руководитель Управления образования городского округа г. Шарья КО Махова Оксана Вениаминовна
Другие
Администрация городского округа г. Шарья КО
Управление образования городского округа г. Шарья КО
Суд
Шарьинский районный суд Костромской области
Судья
Карпова С.В.
Дело на сайте суда
sharinsky--kst.sudrf.ru
16.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2023Передача материалов судье
16.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2023Судебное заседание
31.05.2023Судебное заседание
31.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2023Дело оформлено
03.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее