Дело №12-249/2020
10RS0011-01-2020-011575-10
Р Е Ш Е Н И Е
02 декабря 2020 года город Петрозаводск
Судья Прионежского районного суда Республики Карелия Т.В.Баранова, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Раздобариной Л.Э. на постановление государственного инспектора Прионежского района Республики Карелия по пожарному надзору от 21.08.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Раздобариной Л.Э.,
у с т а н о в и л а:
постановлением государственного инспектора Прионежского района Республики Карелия по пожарному надзору от 21 августа 2020 года Раздабарина Л.Э. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Раздабарина С.А. с постановлением не согласилась, в жалобе просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указала, что неправильное установление должностным лицом административного органа обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права привело к незаконному привлечению заявителя к административной ответственности.
Заявитель в судебное заседание не явилась, уведомлена о рассмотрении жалобы.
Защитник заявителя, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, подробно изложенным в жалобе.
Представитель административного органа - К.П.Н. составивший протокол в отношении заявителя, считал оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Из протокола по делу об административном правонарушении от 29.07.2020 следует, что 16.07.2020 в 16 часов 30 минут при проведении проверки по адресу: ... по обращению гражданина выявлен факт нарушения требований пожарной безопасности, установленный п. 4.13 и таб. 1 Свода правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», а именно: противопожарное расстояние между жилым домом на земельном участке по адресу: д... до возведенной на соседнем земельном участке постройки по адресу: ..., кадастровый номер участка № составляет 2,16 м. при установленном указанными нормами расстоянии в 15 м.
В связи с указанными обстоятельствами Раздабарина Л.Э. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Между тем, административным органом протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие заявителя, не извещенной надлежащим образом о времени и месте составления протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делу об административных правонарушениях должно осуществляться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Положениями ст. 25.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствии указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, в том числе, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
Системный анализ положений ст. 24.1 и 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с п.4.1. ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении этого лица и является необходимым правовым основанием для привлечения к административной ответственности.
Установленный законом порядок применения административного наказания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих наказание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что наказание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административном правонарушение.
Составляя протокол об административном правонарушении в отсутствие заявителя, должностное лицо административного органа исходило из того, что заявитель о составлении протокола об административном правонарушении извещен надлежащим образом.
Вместе с тем, из представленных материалов дела следует, что извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении заявителем получено не было.
Пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не относится к существенным недостаткам протокола только в случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления.
Пунктом 24 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Таким образом, протокол об административном правонарушении был составлен 29.07.2020 в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, в отсутствие сведений о его надлежащем извещении о совершении этого процессуального действия, что является грубым нарушением прав заявителя как лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных КоАП РФ, в том числе, право знакомиться с протоколом об административном правонарушении и представлять объяснения и замечания по его содержанию.
Анализ приведенных выше процессуальных требований свидетельствует о том, что составленный в ходе производства по делу об административном правонарушении протокол об административном правонарушении, на котором основано постановление, не может рассматриваться в качестве надлежащего доказательства по делу об административном правонарушении и служить основанием для привлечения лица к административной ответственности.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о привлечении Раздабарина А.С. к административной ответственности, что исключает производство по настоящему делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Прионежского района Республики Карелия по пожарному надзору от 21 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении Раздабариной Л.Э. подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
жалобу Раздобариной Л.Э. на постановление государственного инспектора Прионежского района Республики Карелия по пожарному надзору от 21.08.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Раздобариной Л.Э. удовлетворить, постановление государственного инспектора Прионежского района Республики Карелия по пожарному надзору от 21.08.2020 вынесенное в отношении Раздобариной Л.Э. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Т.В. Баранова