Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2138/2023 ~ М-613/2023 от 24.01.2023

УИД: <номер>

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

18 апреля 2023 г.               г. Раменское

Раменский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Ермиловой О.А., при секретаре судебного заседания Ларичкиной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по иску ФИО2 к Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области об исключении из чертежа градостроительного плана земельного участка обременения в виде фиолетовых линий,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области (далее - Мособлархитектура), Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (далее - Министерство) с требованиями исключить из чертежа градостроительного плана земельного участка обременения в виде фиолетовых линий, как зоны планируемого размещения линейного объекта автомобильной дороги «Москва-Жуковский».

В обосновании заявленных требований истец указывает, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 1010 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала, категория земель: «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «Под индивидуальное жилищное строительство».

<дата> за № РФ<номер> в отношении рассматриваемого земельного участка получен градостроительный план земельного участка (далее -ГПЗУ), из содержания которого истцу стало известно, что земельный участок частично расположен в зоне планируемой реконструкции обычной автомобильной дороги регионального значения «Москва - Жуковский (<адрес>)».

Не согласившись с содержанием ГПЗУ, истец полагает, что зона планируемой реконструкции обычной автомобильной дороги регионального значения «Москва - Жуковский (<адрес>)» не соответствует фактическому землепользованию, оснований для ее отображения в ГПЗУ не имелось, поскольку, по мнению истца, документация по планировки территории в настоящее время не принята, решение об изъятии или резервированию земельного участка не принято, публичные слушания по вопросу размещения линейного объекта через земельный участок не проводились, государственной программой <адрес> «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса» на 2017-2026 годы», утвержденной постановлением <адрес> от <дата> <номер>, сроки строительства и реконструкции не определены до 2026 года.

В судебном заседании истец и его представитель отсутствовали, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 115).

     Представители ответчиков Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес>, Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры <адрес> в судебное заседание не явились, извещены, представили в суд письменное мнение, которым возражали по требованиям, просили в иске отказать и рассмотреть дело без своего присутствия (л.д. 67-77, 86-91).

    Дело постановлено рассмотреть в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, проверив и изучив материалы дела, пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, истец ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 1010 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала, категория земель: «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «Под индивидуальное жилищное строительство».

07.02.2022г. истец обратился с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка.

22.02.2022г. за № РФ<номер> в отношении рассматриваемого земельного участка получен градостроительный план земельного участка (далее -ГПЗУ), выданный Комитетом по архитектуре и строительству Московской области, из содержания которого истцу стало известно, что земельный участок частично расположен в зоне планируемой реконструкции обычной автомобильной дороги регионального значения «Москва - Жуковский (Раменский район)».

Истец считает, что вышеуказанная информация в ГПЗУ приводит к нарушению его прав как собственника земельного участка, поскольку он стал непригоден для использования, он не может осуществить на нем строительство, реконструкцию, право распоряжения участком исключается, что в порядке ст. 304 ГК РФ позволяет ему требовать устранения всяких нарушений его прав.

Пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ закреплено понятие территориального планирования, под которым понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Согласно части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 9 ГрК РФ к документам территориального планирования относятся документы территориального планирования субъекта Российской Федерации.

Документами территориального планирования субъекта Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации. Подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 14 ГрК РФ).

В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъекта Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, на картах планируемого размещения объектов регионального значения отображаются планируемые для размещения объекты регионального значения (части 4, 5 статьи 14 ГрК РФ).

В статье 9 Закона Московской области от 7 марта 2007 года № 36/2007-03 «О Генеральном плане развития Московской области» закреплено, что подготовка документов территориального планирования Московской области осуществляется в составе следующих схем: схемы территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития, схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области.

Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области является составной частью Генерального плана развития Московской области как системы нормативных правовых актов Московской области, определяющих политику органов государственной власти Московской области в сфере стратегического планирования пространственного развития Московской области и задает условия развития региональных транспортный инфраструктур, согласованных с развитием инфраструктур федерального значения. Указанная Схема направлена на реализацию приоритетных стратегических пространственных преобразований необходимых для реализации политики пространственного развития Московской области. Приоритетные пространственные преобразования в Московской области предусматривают реконструкцию и строительство федеральных, областных и местных автомобильных дорог, включая Центральную кольцевую автомобильную дорогу, развязок автомобильных дорог на разных уровнях, автодорожных обходов крупных городов, пересечений на разных уровнях федеральных и областных автомобильных дорог и центральных улиц в городах с железными дорогами, развитие речных портов, аэропортов и терминальных комплексов.

Таким образом, схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденная постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8, является градостроительной основой планируемых стратегических преобразований, необходимых для реализации политики пространственного развития Московской области, и составной частью генерального плана развития Московской области.

В свою очередь, зоны планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры, предусмотренные Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, определяют территорию, в пределах которой при разработке проекта планировки территории возможен поиск оптимального варианта размещения линейного объекта. Зона планируемого размещения линейного объекта является ограничением использования территории в градостроительной деятельности.

Указанное прямо следует из положений раздела 3 Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8, которым предусмотрено, что для обеспечения возможности размещения объектов транспортной инфраструктуры установлены зоны их планируемого размещения, которые являются ограничением использования данной территории в градостроительной деятельности до установления красных линий, границ зон планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры регионального и федерального значения в документации по планировке территории.

В настоящее время Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденная постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8, действует в редакции от 07.07.2022 года.

В соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8 (в ред. от 07.07.2022), в районе рассматриваемого земельного участка с кадастровым номером <номер> предусмотрены мероприятия по реконструкции обычной автомобильной дороги регионального значения «Москва - Жуковский (Раменский район)», по параметрам I категории с 4 полосами движения и и шириной полосы отвода - 65 для которой установлена зона планируемого размещения линейного объекта шириной 70 м (указанные мероприятия в СТП ТО МО учтены за номером - 0142 Таблицы 7).

Земельный участок с кадастровым номером <номер> частично расположен в указанной зоне планируемого размещения линейного объекта. Указанное подтверждается графическим материалом из СТП ТО МО, подготовленной в отношении территории, в границах которой располагается земельный участок с кадастровым номером <номер>

При таких обстоятельствах доводы истца о необоснованном отображении земельного участка с кадастровым номером <номер> в зоне планируемой реконструкции обычной автомобильной дороги регионального значения «Москва -Жуковский (<адрес>)» противоречат действующему нормативному правовому акту - Схеме территориального планирования транспортного обслуживания <адрес>, утвержденной постановлением <адрес> от <дата> <номер>, которая на основании части 2 статьи 57.3 ГрК РФ, являясь в силу части 1 статьи 14 ГрК РФ документом территориального планирования субъекта Российской Федерации, используется в качестве источника информации для подготовки и выдачи градостроительных планов земельных участков.

Более того, частью 3 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в связи с чем доводы истца об обратном полностью противоречат действующему градостроительному законодательству и фактически свидетельствуют о несогласии с установленной зоной, планируемой реконструкции, которая установлена Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8, а не градостроительным планом земельного участка.

В соответствии с позицией, изложенной в письме Минстроя России от <дата> <номер>-<номер> «О составе и порядке подготовки градостроительного плана земельного участка», ГПЗУ не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных в части 2 статьи 57.3 ГрК РФ документах и информационных ресурсах в отношении территории, на которой расположен участок.

Исключение из ГПЗУ каких-либо сведений о зонах,\. в границах которых располагается земельный участок, вопреки мнению истца, не отменяет такие зоны, которые установлены в соответствии с действующим законодательством, в рассматриваемом случае СТП ТО МО, которая является действующим нормативным правовым актом и в силу части 2 статьи 57.3 ГрК РФ, являющейся источником информации для подготовки градостроительного плана земельного участка.

Согласно части 1 статьи 15 ГрК РФ схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах доводы истца о том, что в данном случае, по его мнению, отсутствовали законные основания для внесения в ГПЗУ оспариваемых сведений противоречат нормам градостроительного законодательного законодательства, не соответствуют действительности и опровергается представленными доказательствами.

Учитывая, что истец не согласен с установленной зоной планируемой реконструкции, установленной СТП ТО МО, требования последнего фактически направлены на оспаривание отдельны положений нормативного правового акта -Постановления Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области», которое осуществляется исключительно по правилам главы 21КАСРФ.

Ссылка истца о несоответствии зоны планируемой реконструкции линейного объекта фактическому землепользованию не может быть принята во внимание и явно является необоснованной, поскольку схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области определяется стратегия градостроительного развития, где планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории (проектов планировки и проектов межевания территории) в соответствии с документами территориального планирования.

Документация по планировке территории на участок планируемой реконструкции обычной автомобильной дороги регионального значения «Москва -Жуковский (Раменский район)» не утверждена, в связи с чем зона планируемого размещения, установленная Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8, является ограничением использования данной территории в градостроительной деятельности до установления красных линий, границ зон планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры регионального и федерального значения в документации по планировке территории (раздел 3 СТП ТО МО).

Согласно постановлению Правительства Московской области от 03.11.2011 № 1345/45 «О мерах по улучшению организации движения транспорта в Московской области» размещение объектов капитального строительства, их проектирование, строительство, реконструкция, а также выдача разрешений на строительство на земельных участках, полностью или частично расположенных в зонах планируемого развития транспортных инфраструктур в Московской области и в зонах с особыми условиями использования территории, установленных схемами территориального планирования Московской области, осуществляется на основании документации по планировке территорий, расположенных в указанных зонах, утвержденной Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области.

Учитывая изложенное, отсутствие документации по планировке территорий, вопреки доводам истца, свидетельствует о наличии ограничений по использованию данной территории в градостроительной деятельности до утверждения такой документации и установления соответственно красных линий, границ зон планируемого размещения линейного объекта в соответствии с требованиями действующего законодательства, реализация которой осуществляется согласно Схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8, и путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Ссылка истца на отсутствие решения об изъятии или резервировании земельного участка для государственных нужд несостоятельна и не может быть принята во внимание, поскольку именно документацией по планировке территории определяются земельные участки, подлежащие изъятию или резервированию для государственных нужд. Поскольку документация по планировки территории до настоящего времени не разработана, постольку ссылка на указанные положения в настоящее также необоснованно, в том числе на пропуск срока принятия решения об изъятии земельного участка для государственных нужд.

Изъятие земель осуществляется не на основании СТП ТО МО, как на это указывает истец, а на основании документации по планировке территории, которая в свою очередь разрабатывается на основании документов территориального планирования, к которым и относится СТП ТО МО. При этом как выше было указано СТП ТО МО действует в редакции от 07.07.2022 года.

Исходя из изложенного, перечисленные выше доводы истца на отсутствие в настоящее время документации по планировке территории по реализации мероприятий по реконструкции автомобильной дороги, разработка которой не планируется до 2026 года, как и решения об изъятии или резервировании земельного участка для государственных нужд, не свидетельствует о не действии положений, установленных СТП ТО МО, а также зон, планируемого развития транспортной инфраструктуры.

Учитывая изложенное и принимая во внимание положения ч. 3 ст. 9 ГрК РФ, ч. 2 ст. 57.3 ГрК РФ Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области правомерно при подготовке, регистрации и выдаче ГПЗУ руководствовался сведениями Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8, которая является действующим нормативным правовым актом и обязательна для органов государственной власти при принятии ими решений и реализации таких решений, оспариваемый раздел ГПЗУ отражают сведения, содержащиеся в СТП ТО МО.

Таким образом, иск подлежит удовлетворению.

Ссылки сторон, на обязательность рассмотрения данного дела по правилам КАС РФ суд не приемлет, поскольку истец самостоятельно выбирает способ защиты своего нарушенного права, и как указано выше, истец, ссылаясь на положения ст. 304 ГК РФ обращается в суд с настоящим исковым заявлением, каких либо решений, постановлений, нормативно-правовых актов, действий/бездействий должностных лиц истец не оспаривает, что не мешает ему обратиться в суд с иным отдельным иском в порядке КАС РФ.

Руководствуясь ст. ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО2 к Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области об исключении из чертежа градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <номер>, обременения в виде фиолетовых линий как зоны планируемого размещения линейного объекта автомобильной дороги «Москва-Жуковский» – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Раменский городской суд.

Судья:                                 О.А. Ермилова

Мотивированное решение составлено <дата>.

2-2138/2023 ~ М-613/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ходарев Антон Сергеевич
Ответчики
Комитет по архитектуре и градостроительству МО
Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры МО
Суд
Раменский городской суд Московской области
Судья
Ермилова О.А.
Дело на странице суда
ramenskoe--mo.sudrf.ru
24.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2023Передача материалов судье
30.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.02.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.03.2023Предварительное судебное заседание
18.04.2023Судебное заседание
24.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2024Дело оформлено
26.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее