Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1308/2023 ~ М-1167/2023 от 08.11.2023

УИД № 11RS0006-01-2023-002197-11 Дело № 2-1308/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми,

в составе председательствующего судьи Маркелова К.Б.,

при помощнике судьи Витязевой Е.А.,

с участием прокурора Умновой Б.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усинске 27 ноября 2023 года гражданское дело по иску Воскобойника В. Н. к администрации муниципального округа «Усинск» о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Воскобойник В.Н. обратился в суд с иском к администрации МО «Усинск» о взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 рублей.

В обоснование иска указано, что дд.мм.гггг. около дд.мм.гггг. часов Воскобойник В.Н. возвращался домой и вдоль дома по ... на него неожиданно сзади напала собака и укусила за ногу. Рядом с собакой не было хозяев и на ней не было ошейника. По факту укуса Воскобойник В.Н. обратился во взрослую поликлинику, где было проведено обследование и сделана вакцина против столбняка и бешенства, вакцины от бешенства будут делать до февраля 2024 года порядка 6 доз.

Истец указывает, что в результате укуса он понес физические и нравственные страдания. Перенес физическую боль от укуса собаки, обработки раны, боли во время инъекций, испуг. Испытывает боязнь при передвижении по улицам. Также из-за назначенных вакцин Воскобойнику В.Н. приходится отпрашиваться с работы для получения инъекций против бешенства, что в совокупности причинило ему моральный вред.

Просит взыскать компенсацию морального вреда с администрации МО «Усинск» в размере 100000 руб.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Истец в судебном заседании на требованиях настаивал, по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно сообщил, что является почетным донором, в связи с тем, что проходит курс вакцинации, не имеет возможности сдавать кровь, испытывает переживания от возможных негативных последствий в результате длительного перерыва между процедурами сдачи крови в виде головных болей. Также указал, что поскольку не имеет возможности сдавать кровь, теряет дни отгула и не может оказать помощь обществу.

Представитель ответчика администрации МО «Усинск» в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие. В мотивированном отзыве просит отказать в удовлетворении требований, поскольку не исключают факт того, что вред мог быть нанесен собакой, у которой имеется владелец. Указывает, что по информации МКУ «Городское хозяйство» из приюта гражданкой ФИО приняты 10 собак для содержания по адресу: ..., который находится в том районе, где произошло нападение собаки на истца.

Третье лицо МКУ «Городское хозяйство», надлежащим образом извещенное о дне, времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило. В отзыве на исковое заявление указали, что не согласны с требованиями истца, так как не представлены доказательства отсутствия у животного владельца. Также указали, что из приюта ФИО забирала 10 собак для содержания их по адресу: ..., который находится напротив места нападения собаки.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Суд, заслушав истца, прокурора, полагавшего, что требования подлежат частичному удовлетворению, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Из материалов дела, следует, что Воскобойник В.Н. в районе ... подвергся нападению собаки, получив укус ноги.

Исходя из медицинских документов Воскобойника В.Н., в результате осмотра врачом ГБУЗ РК «УЦРБ» у него была обнаружена укушенная рана левого бедра, наложена повязка, назначен курс антирабических вакцин по схеме.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 498-ФЗ) деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц, гуманного отношения к животным без владельцев, предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания, оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии, возврата потерявшихся животных их владельцам.

В соответствии с п. 143 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» полномочия в области установления порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, а также организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

На основании ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Федеральный закон №131-Ф3) наделение органов местного самоуправления отдельными, государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона №131-Ф3 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах, выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Ст. 1, 5, 10 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми, в том числе по организации на территории соответствующего муниципального образования мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, по принятию муниципальных правовых актов по вопросам осуществления государственных полномочий на неопределенный срок.

Советом муниципального образования городского округа "Усинск" от 28.04.2016 N 41 принято решение осуществлять мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории муниципального образования городского округа "Усинск", за счет средств бюджета муниципального образования городского округа "Усинск" сверх средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования городского округа "Усинск", в виде субвенции из республиканского бюджета Республики Коми на осуществление переданных государственных полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Постановлением Правительства РК от 30.01.2020 № 41 утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории МО ГО «Усинск» (далее – Порядок).

Целями настоящего Порядка являются, в том числе предотвращение причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц (п. 2 Порядка).

Кроме того, п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округ

Таким образом, исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Коми наделены отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обязаны осуществлять мероприятия по отлову безнадзорных животных, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность.

В соответствии с Положением об УЖКХ администрации муниципального образования городского округа «Усинск», утвержденным решением Совета МО ГО «Усинск» № 236 от 27.09.2018, Уставом МКУ «Городское хозяйство» администрации муниципального образования городского округа «Усинск», в целях реализации требований Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ, постановления Правительства Республики Коми от 30.01.2020 № 41 «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Коми» издан приказ УЖКХ администрации МО ГО «Усинск» от 24.01.2022 № 5, согласно которому утвержден Порядок взаимодействия МКУ «Городское хозяйство» и УЖКХ АМО ГО «Усинск» при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального образования городского округа «Усинск».

Согласно п. 1.2 указанного Порядка деятельность по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального образования городского округа «Усинск» осуществляет МКУ «Городское хозяйство» администрации муниципального образования городского округа «Усинск».

В соответствии с п. 2.2 Устава МКУ «Городское хозяйство» осуществляет, в том числе, деятельность по обращению с животными без владельцев, обитающих на территории городского округа.

Согласно журналу заявок на отлов животных без владельцев следует, что дд.мм.гггг. заявок на отлов животного без владельца по адресу: ... не поступало.

Доказательств, подтверждающих то, что укус совершен собакой, имеющей владельца, ответчиком не представлено. На имеющихся в материалах дела фотографиях собак, переданных ФИО , собаку, укусившую истца, Воскобойник В.Н. не опознал.

Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о бездействии администрации МО «Усинск» в области обеспечения безопасности населения города от нападения безнадзорных животных.

Разрешая возникший спор, суд приходит к выводу, что причинение вреда здоровью Боскобойнику В.Н. имело место в результате виновного бездействия со стороны администрации МО «Усинск» по невыполнению возложенных на муниципальное образование законом обязанностей в области обеспечения безопасности населения города от нападения безнадзорных животных, что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между бездействием администрации МО «Усинск» и нападением дд.мм.гггг. безнадзорной собаки на Воскобойника В.Н.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

В силу п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в результате нападения безнадзорной (бродячей) собаки Воскобойник В.Н. испытал физические страдания, а именно: боль в результате укуса собаки, болезненные ощущения в результате прохождения лечения; а также нравственные страдания - испытал испуг во время нападения собаки, в связи с прохождением курса вакцинации вынужден отпрашиваться с работы, испытывает переживания в связи с невозможностью оказывать донорскую помощь.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание характер физических и нравственных страданий, конкретные обстоятельства дела, тяжесть и характер причиненных повреждений, их последствия, длительность лечения.

При принятии решения суд руководствуется требованиями разумности, и справедливости при определении размера компенсации морального вреда. С учетом изложенного прихожу к выводу о том, что взыскание компенсации морального вреда в размере 45000 рублей является обоснованным и отвечает приведенным критериям и принципам разумности и справедливости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с администрации МО «Усинск» в пользу Воскобойника В. Н., дд.мм.гггг. г.р., компенсацию морального вреда в размере 45000 рублей за счет казны МО «Усинск».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Усинский городской суд.

    

Мотивированное решение изготовлено 27.11.2023.

Председательствующий                     К.Б. Маркелов

2-1308/2023 ~ М-1167/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Воскобойник Валерий Николаевич
Прокурор г. Усинска
Ответчики
Администрация МО "Усинск"
Другие
МКУ "Городское хозяйство"
Суд
Усинский городской суд Республики Коми
Судья
Маркелов Кирилл Борисович
Дело на странице суда
usinsksud--komi.sudrf.ru
08.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2023Передача материалов судье
09.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2023Судебное заседание
27.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее