ДЕЛО №
РЕШЕНИЕ
Судья Шадринского районного суда Курганской области Воронцов И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шадринске Курганской области 05 ноября 2020 года жалобу директора муниципального предприятия муниципального образования - город Шадрннск «Спецавтотранс» Хадеева А.Л. на постановление государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора - ведущего специалиста - эксперта отдела экологического надзора по Курганской области Кубарь Л.Ю. от 11.09.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МП МО - город Шадринск «Спецавтотранс»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора - ведущего специалиста - эксперта отдела экологического надзора по Курганской области Кубарь Л.Ю. от 11.09.2020 года МП МО - город Шадринск «Спецавтотранс» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 Ко АП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, директор муниципального предприятия муниципального образования - город Шадринск «Спецавтотранс» Хадеев А.Л. обратился в суд с жалобой, в которой просил изменить постановление о назначении административного наказания, уменьшив сумму наложенного на МП МО - город Шадринск «Спецавтотранс» административного штрафа на половину минимального размера административного штрафа, то есть до 150000 рублей. В обоснование жалобы указал, что не было принято во внимание финансовое положение предприятия, назначенный штраф является значительным. Не было принято во внимание, что указанная в постановлении свалка является единственным местом для размещения отходов на территории МО г. Шадринска, прекращение ее деятельности означало бы для г. Шадринска возникновение чрезвычайной ситуации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения г. Шадринска. Не учтено, что данная свалка на начало 2000-х годов была уже переполнена, в связи с чем, не могла быть включена в Государственный реестр размещения объектов. Какая-либо документация на данный объект, как у Администрации г. Шадринска, так и МП «Спецавтотранс» изначально отсутствовала. Следовательно, данный объект так же не мог быть включен в Государственный реестр объектов размещения отходов, тем более, что земельный участок, где расположена свалка, уже на 2019 год был включен в план по рекультивации и Постановлением Администрации г. Шадринска от 10.01.2020 г. № № эксплуатация данного объекта была прекращена. МП «Спецавтотранс» признает вину в совершении данного административного правонарушения.
Представитель МП МО - город Шадринск «Спецавтотранс» Мартынов А.М. в судебном заседании жалобу поддержал по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судья, заслушав представителя МП МО - город Шадринск «Спецавтотранс», исследовав материалы административного дела, пришел к следующим выводам.
В силу ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении проверяется на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения лицо, совершившее противоправные действия... виновность лица в совершении административного правонарушения обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, иными документами, вещественными доказательствами.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу ч. 4 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации-обезвреживанию, размещению отходов» (далее Закон № 89-ФЗ), размещение отходов - хранение и захоронение отходов захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно ч. 6, ч. 7 ст. 12 Закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно п. 2, п. 3 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09-2011 г. № 792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов)» (далее Приказ № 792) Государственный кадастр отходов (ГКО) включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов и ведется по единой для Российской Федерации системе. ГКО предназначен для информационного обеспечения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ходе хозяйственной и иной деятельности которых осуществляется обращение с отходами, а также для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов. Согласно п. 16 Приказа № 792 Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 19 Приказа № 792 юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие объект размещения отходов, предоставляют в территориальные органы Росприроднадзора характеристики объекта размещения отходов, составленные по результатам проведенной инвентаризации объектов размещения отходов для включения в ГРОРО.
В соответствии с п. 1, п. 4 ст. 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
В соответствии с Положением об Уральском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 г. № 501 (п. 4.47.) Управление принимает участие в ведении государственного кадастра отходов. Таким образом, Управление наделено полномочиями по ведению государственного реестра объектов размещения отходов.
При рассмотрении настоящей жалобы установлено следующее:
МП «Спецавтотранс» в 2019 году осуществляло эксплуатацию объекта размещения отходов - свалка г. Шадринска, расположенного с правой стороны от трассы г. Шадринск - с. Ольховка Шадринского района, не включенного в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Приказом Росстата от 12.12.2019 № 766 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования статистического наблюдения за отходами производства и потребления» утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» для сбора и обработки данных в системе Росприроднадзора за 2019 год.
В соответствии с Приказом Росстата от 12.12.2019 № 766 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования статистического наблюдения за отходами производства и потребления» в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора МП «Спецавтотранс» представлен через портал госуслуг отчет по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2019 год, подписанный электронной подписью (инд. № 5e2abef7d6ecc34edcl44b3f).
Согласно представленному отчету 2-ТП (отходы) за 2019 год, т.е. с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г., в разделе I в графе «Образование отходов за отчетный период» предприятием указаны следующие отходы в количестве: мусор и смет производственных помещений малоопасный (код 73321001724)-0,004т мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный (73322001724) -0,004т смет с территории гаража автостоянки малоопасный (73331001714) -0,011т обрезь натуральной чистой древесины (30522004215) -0,156т опилки натуральной чистой древесины (30523001435) - 0,044т стружка натуральной чистой древесины (30523002225) - 0,031т абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов (45610001515) - 0,008т смет с территории предприятия практически неопасный (73339002715) -0,016т - остатки и огарки сварочных электродов (91910001205) - 0,017т.
В этом же разделе в графе «Поступление отходов от других хозяйствующих субъектов» указаны следующие отходы в количестве: мусор и смет производственных помещений малоопасный (код 73321001724)-0,700т мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный (73322001724) 0,400т смет с территории гаража автостоянки малоопасный (73331001714)-0,320т мусор от сноса зданий несортированный (81290101724) - 13900,820т -отходы рубероида (82621001514) - 0,001т отходы сучье, ветвей, вершинок от лесозаготовок (15211001215) -4100,500т обрезь натуральной чистой древесины (30522004215) - 0,800т опилки натуральной чистой древесины (30523001435) -0,500т стружка натуральной чистой древесины (30523002225) - 1,050 абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов (45610001515)- 1,350 смет с территории предприятия практически неопасный (73339002715) - 0,005т остатки и огарки сварочных электродов (91910001205)-1,053т.
Согласно отчету 2-ТП (отходы) МП «Спецавтотранс» показано, что общее количество отходов образованных на предприятии и принятых от других хозяйствующих субъектов в 2019 году составляет 18007,8 тонн отходов IV-V классов опасности. В графе «Размещение отходов на эксплуатируемых объектах за отчетный год», «захоронение» указано тоже количество отходов -18007,8 тонн. В разделе П отчета 2-ТП (отходы) за 2019 год в графе «Поступление твердых коммунальных отходов к региональному оператору от других хозяйствующих субъектов и населения» указаны отходы в количестве: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (73310001724) - 14800,02т отходы от жилищ крупногабаритные (73111002215) - 3650т отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (73110001724)-2000т отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений (73710001725) -2793,223т.
В графе «Захоронение твердых коммунальных отходов на эксплуатируемых объектах за отчетный год» указаны те же отходы, общее количество составляет 23243,243т.
Согласно отчету 2-ТП (отходы) за 2019 год МП «Спецавтотранс» количество размещенных отходов на объекте размещения отходов составляет 41251,043 тонн.
В разделе III «Сведения об эксплуатируемых объектах захоронения отходов» МП «Спецавтотранс» указана площадь, занимаемая всеми эксплуатируемыми респондентом объектами захоронения отходов, 13,8 га.
Земельный участок - старая свалка г. Шадринска, расположенная с правой стороны от трассы г. Шадринск - с. Ольховка Шадринского района, с кадастровым номером 45:26:020101:1, площадью 13,8 га, в 2019 году эксплуатировался МП «Спецавтотранс» на правах аренды на основании Распоряжения Администрации г. Шадринска Комитета по управлению муниципальным имуществом от 09.04.2015 № 111-р.
02.09.2020 МП «Спецавтотранс» представлено постановление Администрации города Шадринска от 10.01.2020 г. № о прекращении размещения твердых коммунальных отходов на объекте - сооружение коммунального хозяйства, назначение - полигон по захоронению твердых бытовых отходов, площадь - 138400 кв. метров, расположенном по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. .... Акт приема-передачи от 24.03.2020 г. земельного участка с кадастровым номером № Комитету по управлению имуществом Администрации города Шадринска.
В 2019 году МП «Спецавтотранс» осуществляло эксплуатацию объекта размещения отходов - свалка г. Шадринска, расположенного с правой стороны от трассы г. Шадринск - с. Ольховка Шадринского района, не включенного в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у МП «Спецавтотранс» объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, подтверждающих, что предприятием предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, эксплуатация МП «Спецавтотранс» в 2019 году объекта размещения отходов - свалка г. Шадринска, расположенного с правой стороны от трассы г. Шадринск - с. Ольховка Шадринского района, не включенного в Государственный реестр объектов размещения отходов, является нарушением ч. 6, ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
Указанные обстоятельства и вина МП МО г. Шадринск «Спецавтотранс» подтверждаются составленным в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом протоколом об административном правонарушении от 02.09.2020 г. с описанием существа вменяемого административного правонарушения, протокол составлен уполномоченным должностным лицом, не доверять сведениям в нем указанным оснований нет (л.д. ... копией отчета 2-ТП (отходы) за 2019 год (л.д. ... выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. ...), копиями оборотно-сальдовых ведомостей (л.д. ...), сообщениями, уведомлением МП МО г. Шадринск «Спецавтотранс» (л.д. ...).
Согласно материалам дела, обстоятельства административного правонарушения установлены должностным лицом с учетом составленного протокола об административном правонарушении и других имеющихся доказательств, в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ, сомневаться в достоверности и допустимости которых оснований не имеется. Постановление вынесено надлежащим должностным лицом, права при привлечении к административной ответственности соблюдены, сроки и порядок привлечения к административной ответственности, правила подсудности не нарушены. Постановление должностного лица в полном объеме соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, все юридически значимые обстоятельства по делу установлены верно, норма закона применена правильная.
Таким образом, должностным лицом и судьей сделан правильный вывод о наличии в действиях юридического лица МП МО - город Шадринск «Спецавтотранс» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.
Постановление о привлечении юридического лица МП МО - город Шадринск «Спецавтотранс» к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вместе с тем, при вынесении постановления должностное лицо не учло финансовое положение юридического лица при назначении наказания.
В обоснование жалобы представитель МП МО - город Шадринск «Спецавтотранс» указал, что не было принято во внимание финансовое положение предприятия, назначенный штраф является значительным для предприятия с учетом имеющихся задолженностей перед МП «Спецавтотранс» со стороны предприятий и организаций различных форм собственности, осуществляющих свою деятельность на территории г. Шадринска, в подтверждение чего в материалах дела представил сведения об открытых банковских счетах налогоплательщика, справку № от 17.09.2020 г. справку № от 17.09.2020 г. копию штатного расписания, копию контракта с ООО «УралБизнесЛизинг» от 28.11.2017 г., оборотно-сальдовые ведомости, копию контракта на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу), копию дополнительного соглашения к договору финансовой аренды (лизингу), копию договора на поставку продукции (товара) (л.д. ...).
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
На основании ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
С учетом изложенного, учитывая подтверждённое в судебном заседании тяжёлое финансовое положение заявителя, считаю, что имеются основания для изменения постановления и снижения, назначенного МП МО - город Шадринск «Спецавтотранс» наказания в виде административного штрафа в размере 300000 руб. до штрафа в размере 150000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу директора муниципального предприятия муниципального образования - город Шадринск «Спецавтотранс» Хадеева А.Л. удовлетворить
Постановление государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора - ведущего специалиста -эксперта отдела экологического надзора по Курганской области Кубарь Л.Ю. от 11.09.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МП МО - город Шадринск «Спецавтотранс» изменить в части размера назначенного наказания.
Снизить размер назначенного МП МО города Шадринск «Спецавтотранс» наказания в виде административного штрафа в размере 300000 руб. до административного штрафа в размере 150000 руб.
В остальной части постановление государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора - ведущего специалиста - эксперта отдела экологического надзора по Курганской области Кубарь Л.Ю. от 11.09.2020 года, оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течении 10 суток с момента получения копии решения, с подачей жалобы через Шадринский районный суд.
Судья И. С.Воронцов