Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1-901/2022 ~ М-1-675/2022 от 24.06.2022

Дело № 57RS0014-01-2022-001158-83

производство № 2-1-901/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2022 года г. Мценск

Мценский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Ноздриной О.О.,

с участием старших помощников Мценского межрайонного прокурора Орловской области Егоркиной А.В., Лазенковой Е.С.,

представителя ответчика администрации Мценского района по доверенности Кузнецовой Д.Ю.,

представителя ответчика МБОУ «Подбелевская средняя общеобразовательная школа» - директора учреждения Назаровой И.Н.,

представителя ответчика отдела общего образования администрации Мценского района по доверенности Выповой И.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Волобуевой Е.В.,

рассмотрев в закрытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда гражданское дело по иску заместителя Мценского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации Мценского района, отделу общего образования администрации Мценского района и муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Подбелевская средняя общеобразовательная школа» (ОГРН 1025702657232) о возложении обязанности провести комплексную оценку технического состояния объекта гражданской обороны,

установил:

Заместитель Мценского межрайонного прокурора Орловской области обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к администрации Мценского района Орловской области и муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Подбелевская средняя общеобразовательная школа» (далее МБОУ «Подбелевская средняя общеобразовательная школа») о возложении обязанности провести комплексную оценку технического состояния и получить техническое заключение о состоянии объекта гражданской обороны.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству прокурора в качестве соответчика был привлечен отдел общего образования администрации Мценского района; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Управление по муниципальному имуществу Мценского района.

В обоснование заявленных требований указал, что Мценской межрайонной прокуратурой Орловской области была проведена проверка соблюдения законодательства при учете, содержании и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее ЗС ГО). В ходе проверки было установлено, что ЗС ГО , расположенное по адресу: <адрес>, находится в ненадлежащем техническом состоянии, используется с нарушением норм Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от Дата N 583, и Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от Дата N 575. При этом в нарушении пункта 4.1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от Дата N 583, МБОУ «Подбелевская средняя общеобразовательная школа», являющейся организацией, эксплуатирующей ЗС ГО, не проведена комплексная оценка технического состояния ЗС ГО, не получено техническое заключение о его состоянии, что препятствует дальнейшему планированию предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций либо рассмотрению вопроса о снятии ЗС ГО с учета (изменении типа). В свою очередь, администрацией Мценского района, являющейся учредителем МБОУ «Подбелевская средняя общеобразовательная школа», и собственником здания, в котором находится ЗС ГО, финансирование мероприятий по организации комплексной оценки технического состояния ЗС ГО не осуществлено.

По данным основаниям, с учетом уточнения исковых требований, Мценский межрайонный прокурор просит обязать отдел общего образования администрации Мценского района и администрацию Мценского района в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по проведению комплексной оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны , расположенного по адресу: <адрес>; обязать МБОУ «Подбелевская средняя общеобразовательная школа» как организацию, эксплуатирующую защитное сооружение гражданской обороны, в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств провести комплексную оценку технического состояния защитного сооружения гражданской обороны , расположенного по адресу: <адрес>, и получить результаты оценки технического состояния указанного защитного сооружения гражданской обороны.

В судебном заседании старший помощник Мценского межрайонного прокурора Орловской области Егоркина А.В. поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика администрации Мценского района по доверенности Кузнецова Д.Ю., представитель ответчика МБОУ «Подбелевская средняя общеобразовательная школа» - директор учреждения Назарова И.Н., и представитель ответчика отдела общего образования администрации Мценского района по доверенности Выпова И.Г. иск не признали. Ссылались на то, что действующее законодательство относит защитные сооружения гражданской обороны к федеральной собственности. ЗС ГО , расположенное по адресу: <адрес>, учтено в реестре федерального имущества. В связи с этим ответчики не обязаны проводить за свой счет комплексную оценку технического состояния ЗС ГО. Данная обязанность должна быть возложена на собственника имущества.

Представители третьих лиц Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области и Управления по муниципальному имуществу Мценского района в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

В письменных отзывах, представленных в суд, представители третьих лиц Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях и Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области поддержали заявленные прокурором исковые требования, считали их законными и обоснованными.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, в частности, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

В силу пункта 3 статьи 18 данного Федерального закона обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

Согласно пункту 13 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

Пунктом 2 "Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время", утвержденного Приказом МЧС России от Дата N 575, предусмотрено, что содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В соответствии с "Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденными Приказом МЧС России от Дата N 583, статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО (пункт 1.2).

При эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени (пункт 3.2.1.).

Оценка технического состояния ЗС ГО осуществляется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации (пункт 4.1.1).

Комплексная оценка технического состояния ЗС ГО проводится один раз в три года организацией, эксплуатирующей ЗС ГО, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления составляют перспективные планы проведения оценок технического состояния.

При этом проверяется: герметичность убежища; работоспособность всех систем инженерно-технического оборудования и защитных устройств; возможность приведения защитного сооружения в готовность в соответствии с планом (приложение N 12); эксплуатация в режиме ЗС ГО в течение 6 часов с оценкой технического состояния работы по режимам чистой вентиляции и фильтровентиляции; наличие проектной документации.

Для проведения комплексных оценок ЗС ГО рекомендуется привлекать организации, имеющие лицензии на данный вид деятельности, которые обязаны выдавать заключения с определением качественного состояния проверяемого оборудования и выдачей рекомендаций по его дальнейшему использованию по предназначению (пункт 4.1.3).

Руководители ГО организаций, эксплуатирующих ЗС ГО, планируют и осуществляют оценку технического состояния ЗС ГО (пункт 4.1.4).

Результаты оценки технического состояния ЗС ГО оформляются актом, форма которого приведена в приложении N 13. При обнаружении неисправностей и дефектов строительных и ограждающих конструкций, оборудования технических систем или их отдельных элементов составляется ведомость дефектов, форма которой приведена в приложении N 14. Кроме того, недостатки, выявленные в ходе оценки технического состояния ЗС ГО, предложения по их устранению отражаются в журнале оценки технического состояния ЗС ГО (приложение N 7) (пункт 4.1.6).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что комиссией в составе представителей Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Орловской области и организации, эксплуатирующей защитное сооружение, утвержден паспорт ЗС ГО в отношении защитного сооружения гражданской обороны – <...> ( ЗС ГО – , номер в реестре федеральной собственности – ), расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м., год ввода в эксплуатацию – <адрес>.

Данное ЗС ГО <...> с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Как следует из паспорта ЗС ГО – ), организацией, эксплуатирующей указанное защитное сооружение, является МБОУ «Подбелевская средняя общеобразовательная школа». Защитное сооружение предназначено и используется для целей ГО и ЧС образовательного учреждения.

Мценской межрайонной прокуратурой на основании поручения Прокуратуры Орловской области была проведена проверка, в ходе которой установлено, что ЗС ГО , расположенного по адресу: <адрес>, находится в ненадлежащем техническом состоянии, используется с нарушением норм пунктов 5.1, 5.2, 4.1.3, 6.2.1-6.2.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от Дата N 583, и пунктов 3, 4, 10, 12 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от Дата N 575.

При этом в нарушение пункта 4.1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от Дата N 583, комплексная оценка технического состояния ЗС ГО в установленные законодательством сроки не проведена.

При таких обстоятельствах, на основании приведенных выше норм права, исковые требования прокурора о возложении на МБОУ «Подбелевская средняя общеобразовательная школа» как организацию, эксплуатирующую ЗС ГО, обязанности провести комплексную оценку технического состояния защитного сооружения гражданской обороны и получить результаты оценки его технического состояния, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно Уставу МБОУ «Подбелевская средняя общеобразовательная школа» его учредителем является муниципальное образование Мценский район в лице отдела общего образования администрации Мценского района. Имущество учреждения находится в собственности муниципального образования Мценский район, источником формирования имущества учреждения являются, в том числе средства, выделяемые целевым назначением из бюджета Мценского района.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, право собственности на нежилое здание школы с кадастровым номером , в котором находится помещение ЗС ГО, зарегистрировано за Муниципальным образованием Мценский район Орловской области. Здание находится в оперативном управлении МБОУ «Подбелевская средняя общеобразовательная школа».

Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 2 статьи 8, пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" в обязанности органов местного самоуправления в пределах границ муниципальных образований, входит поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений. Обеспечение данных мероприятий по гражданской обороне является расходным обязательством муниципального образования.

Пунктом 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Устава муниципального образования Мценский муниципальный район Орловской области", утвержденного Постановлением Мценского районного Совета народных депутатов от Дата N 327, Администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления района.

Согласно части 1 статьи 26 данного Устава администрация района обладает, в частности, следующими полномочиями: разработка и внесение на утверждение в районный Совет народных депутатов документов стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и муниципальными нормативными правовыми актами, их реализация (пункт 1); формирование проекта бюджета района, внесение проекта бюджета района на утверждение в районный Совет народных депутатов, контроль за исполнением данного бюджета в пределах предоставленных полномочий, предоставление отчета об исполнении бюджета района (пункт 4); осуществление полномочий местной администрации муниципального образования, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 5); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района в порядке, установленном законодательством и нормативными правовыми актами районного Совета народных депутатов (пункт 10); осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (пункт 51).

Положением об отделе общего образования администрации Мценского района", утвержденным решением Мценского районного Совета народных депутатов от Дата N 313, предусмотрено, что отдел общего образования администрации Мценского района (далее - отдел общего образования) в соответствии с Уставом Мценского района Орловской области является органом специальной компетенции администрации Мценского района в сфере управления образованием (пункт 1)

Отдел общего образования является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункт 5).

Отдел общего образования исполняет функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных организаций в пределах делегированных ему полномочий (пункт 7).

В качестве учредителя муниципальных образовательных организаций: осуществляет контроль за сохранностью и эффективным использованием закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными образовательными организациями имущества; обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; выступает при необходимости муниципальным заказчиком или организатором размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд подведомственных образовательных организаций (пункты 2.1.7, 2.1.8, 2.2.20).

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора о возложении на администрацию Мценского района и отдел общего образования администрации Мценского района обязанности обеспечить финансирование мероприятий по проведению комплексной оценки технического состояния спорного защитного сооружения гражданской обороны, также подлежат удовлетворению.

Доводы представителей ответчиков об отсутствии у них обязанности проводить за свой счет комплексную оценку технического состояния ЗС ГО, так как данные мероприятия должны проводиться собственником ЗС ГО за его счет, в связи с чем они не являются надлежащими ответчиками по делу, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Действующее законодательство относит защитные сооружения гражданской обороны к федеральной собственности.

Между тем, в соответствии с пунктом 4.1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от Дата N 583, комплексная оценка технического состояния ЗС ГО проводится организацией, эксплуатирующей ЗС ГО, которой в рассматриваемом случае является МБОУ «Подбелевская средняя общеобразовательная школа».

Пунктом 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктом 2 статьи 8, пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" обязанность по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию защитного сооружения возложена также на органы местного самоуправления, в данном случае на администрацию Мценского района и ее структурное подразделение отдел общего образования администрации Мценского района, и обеспечивается за счет средств местного бюджета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда: для администрации Мценского района и отдела общего образования администрации Мценского района – в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, для МБОУ «Подбелевская средняя общеобразовательная школа» - в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования заместителя Мценского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Возложить на администрацию Мценского района (ОГРН 1025702656121) и отдел общего образования администрации Мценского района (ОГРН 1025702656781) обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по проведению комплексной оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны ), расположенного по адресу: <адрес>

Возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Подбелевская средняя общеобразовательная школа» (ОГРН 1025702657232) обязанность в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств провести комплексную оценку технического состояния защитного сооружения гражданской обороны ), расположенного по адресу: <адрес> и получить результаты оценки технического состояния указанного защитного сооружения гражданской обороны.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд Орловской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 7 ноября 2022 года.

Судья О.О. Ноздрина

2-1-901/2022 ~ М-1-675/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель Мценского межрайонного прокурора Орловской области
Ответчики
Отдел общего образования администрации Мценского района Орловской области
Администрация Мценского района Орловской области
МБОУ "Подбелевская средняя общеобразовательная школа"
Другие
Главное управление МЧС России по Орловской области
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях
УМИ Мценского района
Суд
Мценский районный суд Орловcкой области
Судья
Ноздрина О.О.
Дело на странице суда
mcensky--orl.sudrf.ru
24.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2022Передача материалов судье
01.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2022Подготовка дела (собеседование)
19.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.09.2022Судебное заседание
19.09.2022Судебное заседание
23.09.2022Судебное заседание
10.10.2022Судебное заседание
25.10.2022Судебное заседание
28.10.2022Судебное заседание
07.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее