Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-474/2020 ~ М-348/2020 от 09.06.2020

Дело № 2-474/2020

(32RS0020-01-2020-000972-43)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Навля Брянской области                                              07 августа 2020 года

Навлинский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи                 - В.А. Мазовец,

при секретаре                             - С.А.Матвиенко

с участием истца- Стручковой Л.Н.

представителя ответчика – Сидоровой Т.В., действующей по доверенности.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Стручковой Л.Н. к Государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда РФ в Навлинском муниципальном районе Брянской области об установлении факта проживания в радиационной зоне, признании незаконным отказа в назначении государственной пенсии, признании права на снижение пенсионного возраста, обязать назначить государственную пенсию

УСТАНОВИЛ:

      Стручкова Л.Н. обратилась с исковым заявлением к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Навлинском муниципальном районе Брянской области ( далее УПФР в Навлинском муниципальном районе) в котором просит установить факт постоянного проживания в городе <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным решение Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Навлинском муниципальном районе Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ей государственной пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности проживания в радиационной зоне, назначить государственную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

          В обоснование иска указала, что решением УПФР в Навлинском муниципальном районе от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении государственной пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 7 лет с учетом суммирования проживания в зоне отселения на 5 лет и проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом на 2 года.

           Согласно удостоверению серия от ДД.ММ.ГГГГ является лицом переселенным из зоны отселения, <адрес>, в котором проживала ДД.ММ.ГГГГ

           Согласно справке ГАПОУ «Новозыбковский профессионально-педагогический колледж» от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ была зачислена в указанное учебное заведение, окончила учебное заведение ДД.ММ.ГГГГ. Во время учебы проживала в общежитии, что подтверждается справкой ДД.ММ.ГГГГ.

         Со ссылкой на ст. 28.1, п. 6 ст.13, ст. 32, п.п.6,8 ч.1 ст. 13, п.8 ст.13, ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г № 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» просит суммировать зоны проживания и снизить пенсионный возраст на 7 лет.

        Согласно ст. 10, ст.23 Федерального закона от 15.12.2001г № 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» просит назначить государственную пенсию по возрасту с ДД.ММ.ГГГГ.

       Допрошенная в судебном заседании Стручкова Л.Н. поддержала заявленные исковые требования и суду пояснила, что действительно, после окончания школы поступила в Новозыбковское педагогическое училище, которое в настоящее время переименовано в ГАПОУ «Новозыбковский профессионально-педагогический колледж», где проходила обучение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По окончании училища ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год работала учителем русского языка и литературы в Любовшанской средней школе <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ переехала на проживание в <адрес>, где работала в Гремяченской неполной средней школе по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в <адрес>, который относится к 4-й зоне с льготным социально-экономическим статусом.

          Считает, что имеет право на снижение пенсионного возраста на абсолютную величину на 3 года, на 2 года 6 месяцев за проживание в зоне отселения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также на 2 за проживание с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в <адрес> относящегося к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, что суммарно составляет 7 лет.

          Допрошенная в судебном заседании представитель ответчика Сидорова Т.В., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями Стручковой Л.Н. не согласна, суду пояснила, что истица не имеет право на снижение пенсионного возраста на 7 лет, поскольку законодатель не предусматривает суммирование льгот по снижению возраста выхода на пенсию по зоне отселения и 4-й зоне с льготным социально-экономическим статусом. Истица имеет право воспользоваться только одной льготой по снижению пенсионного возраста на 5 лет на проживание в зоне отселения, так как она наиболее выгодная.

        Суд, выслушав стороны, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение; постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно ст. 32 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона: переселенным из зоны отселения пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

        Согласно ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом, согласно примечанию к статьям 32 - 35 этого Закона, установленная им первоначальная величина снижения пенсионного возраста, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

При решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, переселившимся из зоны отселения в зону с меньшей плотностью радиационного загрязнения – зону проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) в зоне отселения не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 3 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г. и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

Как следует из материалов дела, Стручкова ( до брака Высотская) Л.Н.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Государственное Учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Навлинском муниципальном районе Брянской области с заявлением о назначении государственной пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в связи с проживанием в зоне радиационного загрязнения.

Решением УПФР в Навлинском муниципальном районе от ДД.ММ.ГГГГ Стручковой Л.Н. отказано в назначении государственной пенсии по старости, в связи с не достижением возраста выхода на пенсию.

Согласно удостоверения серии АЗ от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области Стручкова ( Высотская) Л.Н. с ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес> и как лицо переселенное из зоны отселения, пользуется мерами социальной поддержки.( л.д. 21).

Согласно справке ГАПОУ «Новозыбковский педагогический колледж» от ДД.ММ.ГГГГ Стручкова (Высотская) Л.Н. обучалась на дневном отделении Новозыбковского педагогического училища ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 22), период учебы подтверждается дипломом об окончании учебного заведения( л.д. 19), справкой о реорганизации учебного заведения( л.д. 24).

Согласно справки ГАПОУ «Новозыбковский профессионально-педагогический колледж» от ДД.ММ.ГГГГ Стручкова Л.Н. проживала в общежитии по адресу <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ( домовая книга , порядковый номер ), с ДД.ММ.ГГГГ( домовая книга , порядковый ), с ДД.ММ.ГГГГ.( домовая книга , порядковый ).

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО5 суду показала, что в период обучения в Новозыбковском педагогическом училище Стручкова Л.Н. проживала в общежитии.

Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода их проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью и, тем самым, нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, в том числе, право на социальное обеспечение.

         В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценивая представленные доказательства в совокупности согласно требованиям ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу, что истцом представлены достаточные доказательства, подтверждающие её проживание в зоне отселения в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ.

Период проживания истицы с ДД.ММ.ГГГГ в общежитии <адрес> не нашел своего подтверждения, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в указанной части.

Судом установлено, что Стручкова Л.Н. проживала в зоне отселения 04 года 05 месяцев 11 дней, что дает ей право на снижение пенсионного возраста на 2 года, а также право на снижение пенсионного возраста на 3 года на абсолютную величину за проживание в зоне отселения на момент взрыва, что в совокупности дает право на снижение пенсионного возраста за проживание в зоне отселения на 5 лет.

Согласно справке администрации Навлинского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ Стручкова Л.Н. проживает в 4-й зоне с льготным социально-экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что дает ей право на снижение пенсионного возраста на 2 года.

            При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Стручкова Л.Н. имеет право на снижение пенсионного возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФО «О страховых пенсиях », на 7 лет.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности суд признает решение УПФР в Навлинском муниципальном районе от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Стручковой Л.Н. в назначении государственной пенсии по старости незаконным, в связи с чем, решение подлежит отмене.

        Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 15.12.2001года N 166-ФЗ (ред. от 01.10.2019) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права.

Как указано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 г., утвержденном Постановлением Президиума от 27.09.2006 г., если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако, не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по не зависящим от него причинам, то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.

Учитывая, что Стручкова Л.Н. при первоначальном обращении в пенсионный орган имела право на назначение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, но была лишена возможности представить необходимые документы о времени фактического проживания в зоне отселения в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ1991г, впоследствии указанный факт был установлен судом, суд приходит к выводу о назначении Стручковой Л.Н. пенсии не ранее приобретения права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу правил ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить расходы с другой стороны.

Понесенные судебные расходы Стручковой Л.Н. состоят из оплаты государственной пошлины в размере 300 рублей и оплаты услуг адвоката по составлению искового заявления в размере 2300 рублей, которые суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

           Установить факт постоянного проживания Стручковой Л.Н. в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ., в остальной части отказать.

           Признать незаконным решение Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Навлинском муниципальном районе Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Стручковой Л.Н. государственной пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности проживания в радиационной зоне.

       Признать за Стручковой Л.Н. право на снижение пенсионного возраста на 7 лет.

       Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Навлинском муниципальном районе Брянской области назначить Стручковой Л.Н. государственную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

        Взыскать с Государственного учреждения- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Навлинском муниципальном районе Брянской области в пользу Стручковой Л.Н. судебные расходы в сумме 2600 (две тысячи шестьсот) рублей.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы через Навлинский районный суд.

Председательствующий                                           В.А. Мазовец

Резолютивная часть решения оглашена 07.08.2020 года

Мотивированное решение изготовлено 11.08.2020 года

2-474/2020 ~ М-348/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Стручкова Людмила Николаевна
Ответчики
Управление Пенсионного фонда
Суд
Навлинский районный суд Брянской области
Судья
Мазовец В.А.
Дело на странице суда
navlinsky--brj.sudrf.ru
09.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.06.2020Передача материалов судье
10.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2020Подготовка дела (собеседование)
26.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2020Судебное заседание
07.08.2020Судебное заседание
11.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2020Дело оформлено
13.07.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее