Дело № 2-474/2020
(32RS0020-01-2020-000972-43)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Навля Брянской области 07 августа 2020 года
Навлинский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи - В.А. Мазовец,
при секретаре - С.А.Матвиенко
с участием истца- Стручковой Л.Н.
представителя ответчика – Сидоровой Т.В., действующей по доверенности.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Стручковой Л.Н. к Государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда РФ в Навлинском муниципальном районе Брянской области об установлении факта проживания в радиационной зоне, признании незаконным отказа в назначении государственной пенсии, признании права на снижение пенсионного возраста, обязать назначить государственную пенсию
УСТАНОВИЛ:
Стручкова Л.Н. обратилась с исковым заявлением к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Навлинском муниципальном районе Брянской области ( далее УПФР в Навлинском муниципальном районе) в котором просит установить факт постоянного проживания в городе <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным решение Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Навлинском муниципальном районе Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении ей государственной пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности проживания в радиационной зоне, назначить государственную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указала, что решением УПФР в Навлинском муниципальном районе от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении государственной пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 7 лет с учетом суммирования проживания в зоне отселения на 5 лет и проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом на 2 года.
Согласно удостоверению серия № от ДД.ММ.ГГГГ является лицом переселенным из зоны отселения, <адрес>, в котором проживала ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справке ГАПОУ «Новозыбковский профессионально-педагогический колледж» № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ была зачислена в указанное учебное заведение, окончила учебное заведение ДД.ММ.ГГГГ. Во время учебы проживала в общежитии, что подтверждается справкой № ДД.ММ.ГГГГ.
Со ссылкой на ст. 28.1, п. 6 ст.13, ст. 32, п.п.6,8 ч.1 ст. 13, п.8 ст.13, ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г № 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» просит суммировать зоны проживания и снизить пенсионный возраст на 7 лет.
Согласно ст. 10, ст.23 Федерального закона от 15.12.2001г № 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» просит назначить государственную пенсию по возрасту с ДД.ММ.ГГГГ.
Допрошенная в судебном заседании Стручкова Л.Н. поддержала заявленные исковые требования и суду пояснила, что действительно, после окончания школы поступила в Новозыбковское педагогическое училище, которое в настоящее время переименовано в ГАПОУ «Новозыбковский профессионально-педагогический колледж», где проходила обучение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По окончании училища ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год работала учителем русского языка и литературы в Любовшанской средней школе <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ переехала на проживание в <адрес>, где работала в Гремяченской неполной средней школе по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в <адрес>, который относится к 4-й зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Считает, что имеет право на снижение пенсионного возраста на абсолютную величину на 3 года, на 2 года 6 месяцев за проживание в зоне отселения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также на 2 за проживание с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в <адрес> относящегося к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, что суммарно составляет 7 лет.
Допрошенная в судебном заседании представитель ответчика Сидорова Т.В., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями Стручковой Л.Н. не согласна, суду пояснила, что истица не имеет право на снижение пенсионного возраста на 7 лет, поскольку законодатель не предусматривает суммирование льгот по снижению возраста выхода на пенсию по зоне отселения и 4-й зоне с льготным социально-экономическим статусом. Истица имеет право воспользоваться только одной льготой по снижению пенсионного возраста на 5 лет на проживание в зоне отселения, так как она наиболее выгодная.
Суд, выслушав стороны, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение; постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно ст. 32 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона: переселенным из зоны отселения пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
Согласно ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом, согласно примечанию к статьям 32 - 35 этого Закона, установленная им первоначальная величина снижения пенсионного возраста, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
При решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, переселившимся из зоны отселения в зону с меньшей плотностью радиационного загрязнения – зону проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) в зоне отселения не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 3 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г. и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
Как следует из материалов дела, Стручкова ( до брака Высотская) Л.Н.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Государственное Учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Навлинском муниципальном районе Брянской области с заявлением о назначении государственной пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в связи с проживанием в зоне радиационного загрязнения.
Решением УПФР в Навлинском муниципальном районе от ДД.ММ.ГГГГ № Стручковой Л.Н. отказано в назначении государственной пенсии по старости, в связи с не достижением возраста выхода на пенсию.
Согласно удостоверения серии АЗ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области Стручкова ( Высотская) Л.Н. с ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес> и как лицо переселенное из зоны отселения, пользуется мерами социальной поддержки.( л.д. 21).
Согласно справке ГАПОУ «Новозыбковский педагогический колледж» № от ДД.ММ.ГГГГ Стручкова (Высотская) Л.Н. обучалась на дневном отделении Новозыбковского педагогического училища ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 22), период учебы подтверждается дипломом об окончании учебного заведения( л.д. 19), справкой о реорганизации учебного заведения( л.д. 24).
Согласно справки ГАПОУ «Новозыбковский профессионально-педагогический колледж» № от ДД.ММ.ГГГГ Стручкова Л.Н. проживала в общежитии по адресу <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ( домовая книга №, порядковый номер №), с ДД.ММ.ГГГГ( домовая книга №, порядковый №), с ДД.ММ.ГГГГ.( домовая книга №, порядковый №).
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО5 суду показала, что в период обучения в Новозыбковском педагогическом училище Стручкова Л.Н. проживала в общежитии.
Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода их проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью и, тем самым, нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, в том числе, право на социальное обеспечение.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценивая представленные доказательства в совокупности согласно требованиям ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу, что истцом представлены достаточные доказательства, подтверждающие её проживание в зоне отселения в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ.
Период проживания истицы с ДД.ММ.ГГГГ в общежитии <адрес> не нашел своего подтверждения, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в указанной части.
Судом установлено, что Стручкова Л.Н. проживала в зоне отселения 04 года 05 месяцев 11 дней, что дает ей право на снижение пенсионного возраста на 2 года, а также право на снижение пенсионного возраста на 3 года на абсолютную величину за проживание в зоне отселения на момент взрыва, что в совокупности дает право на снижение пенсионного возраста за проживание в зоне отселения на 5 лет.
Согласно справке администрации Навлинского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № Стручкова Л.Н. проживает в 4-й зоне с льготным социально-экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что дает ей право на снижение пенсионного возраста на 2 года.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Стручкова Л.Н. имеет право на снижение пенсионного возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФО «О страховых пенсиях », на 7 лет.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности суд признает решение УПФР в Навлинском муниципальном районе от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Стручковой Л.Н. в назначении государственной пенсии по старости незаконным, в связи с чем, решение подлежит отмене.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 15.12.2001года N 166-ФЗ (ред. от 01.10.2019) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права.
Как указано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 г., утвержденном Постановлением Президиума от 27.09.2006 г., если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако, не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по не зависящим от него причинам, то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.
Учитывая, что Стручкова Л.Н. при первоначальном обращении в пенсионный орган имела право на назначение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, но была лишена возможности представить необходимые документы о времени фактического проживания в зоне отселения в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ1991г, впоследствии указанный факт был установлен судом, суд приходит к выводу о назначении Стручковой Л.Н. пенсии не ранее приобретения права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу правил ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить расходы с другой стороны.
Понесенные судебные расходы Стручковой Л.Н. состоят из оплаты государственной пошлины в размере 300 рублей и оплаты услуг адвоката по составлению искового заявления в размере 2300 рублей, которые суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Установить факт постоянного проживания Стручковой Л.Н. в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ., в остальной части отказать.
Признать незаконным решение Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Навлинском муниципальном районе Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении Стручковой Л.Н. государственной пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности проживания в радиационной зоне.
Признать за Стручковой Л.Н. право на снижение пенсионного возраста на 7 лет.
Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Навлинском муниципальном районе Брянской области назначить Стручковой Л.Н. государственную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Навлинском муниципальном районе Брянской области в пользу Стручковой Л.Н. судебные расходы в сумме 2600 (две тысячи шестьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы через Навлинский районный суд.
Председательствующий В.А. Мазовец
Резолютивная часть решения оглашена 07.08.2020 года
Мотивированное решение изготовлено 11.08.2020 года