Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-968/2022 ~ М-974/2022 от 11.07.2022

Дело № 2-968/2022                                      УИД 14RS0016-01-2021-001250-97

                

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    09 сентября 2022 г.                            г. Мирный

Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) составе председательствующего судьи ФИО33 при помощнике Самсоновой А.В., с участием старшего помощника прокурора г. Мирного Голубевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Мирный Республики Саха (Якутия) в интересах Бадмаевой Н.С., Батуевой Н.С., Бойко Л.Г., Болдошкиновой С.В., Лонкуновой (Буртасовой) Ф.Ф., Васильевой В.Н., Винковской Т.В., Елаевой Т.С., Ехнич Е.М., Ивановой Л.И., Логиновой З.Б., Лопсан Э.Э, Мамытовой Б.А., Мельник И.Я., Моргуновой В.С., Мурадовой А.И., Павловой А.С., Поляруш И.А., Самидиновой С.Т,, Сидоровой Н.А. к Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия), Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Мирнинская центральная районная больница» о понуждении совершить действия по выплате начисленных, но не выплаченных денежных средств по отпускным,

                у с т а н о в и л:

Заместитель прокурора г. Мирного Республики Саха (Якутия) в интересах названных работников ГБУ Республики Саха (Якутия) «Мирнинской ЦРБ» обратился в суд с исками к Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) и ГБУ Республики Саха (Якутия) Учреждение) о понуждении совершить действия по выплате начисленных, но не выплаченных денежных средств по отпускным, по которым судом возбуждены 20 (двадцать) гражданских дел.

Определением суда от 17 августа 2022 г. все эти 20 (двадцать) однородных дел объедены в одно производство, с присвоением объединенному гражданскому делу №2-968/2022.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству от 17.08.2022 заместитель прокурора г. Мирного Республики Саха (Якутия) уточнил заявленные требования, которым просит обязать Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) в течении 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу выделить ГБУ Республики Саха (Якутия) «Мирнинской ЦРБ» денежные средства для погашения начисленных, но не выплаченных работникам в 2021 г. отпускных: Бадмаевой Н.С. - <данные изъяты>.; Батуевой С.Б. – <данные изъяты> руб., Бойко Л.Г. – <данные изъяты> руб., Болдошкиновой С.В. – <данные изъяты> руб., Лонкуновой (Буртасовой) Ф.Ф. – <данные изъяты> руб., Васильевой В.Н. – <данные изъяты> руб., Винковской Т.В. – <данные изъяты> руб., Елаевой Т.С. – <данные изъяты> руб., Ехнич Е.М. – <данные изъяты> руб., Ивановой Л.И. – <данные изъяты> руб., Логиновой З.Б. – <данные изъяты> руб., Лопсан Э.Э. – <данные изъяты> руб., Мамытовой Б.А. – <данные изъяты> руб., Мельник И.Я. – <данные изъяты> руб., Моргуновой В.С. – <данные изъяты> руб., Мурадовой А.И.к. – <данные изъяты> руб., Павловой А.С. – <данные изъяты> руб., Поляруш И.А. – <данные изъяты> руб., Самидиновой С.Т. – <данные изъяты> руб., Сидоровой Н.А. – <данные изъяты> руб., всего: <данные изъяты> руб.; обязать ГБУ Республики Саха (Якутия) «Мирнинской ЦРБ» в течение 5 (пяти) рабочих дней после поступления денежных средств от Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) погасить задолженность перед работниками, выплатив: Бадмаевой Н.С. - <данные изъяты> руб.; Батуевой С.Б. – <данные изъяты> руб., Бойко Л.Г. – <данные изъяты> руб., Болдошкиновой С.В. – <данные изъяты> руб., Лонкуновой (Буртасовой) Ф.Ф. – <данные изъяты> руб., Васильевой В.Н. – <данные изъяты> руб., Винковской Т.В. – <данные изъяты> руб., Елаевой Т.С. – <данные изъяты> руб., Ехнич Е.М. – <данные изъяты> руб., Ивановой Л.И. – <данные изъяты> руб., Логиновой З.Б. – <данные изъяты> руб., Лопсан Э.Э. – <данные изъяты> руб., Мамытовой Б.А. – <данные изъяты> руб., Мельник И.Я. – <данные изъяты> руб., Моргуновой В.С. – <данные изъяты> руб., Мурадовой А.И.к. – <данные изъяты> руб., Павловой А.С. – <данные изъяты> руб., Поляруш И.А. – <данные изъяты> руб., Самидиновой С.Т. – <данные изъяты> руб., Сидоровой Н.А. – <данные изъяты> руб.

Требования мотивированы тем, что истцы являются работниками ГБУ Республики Саха (Якутия) «Мирнинской ЦРБ». В 2021 г. всем указанным работникам были предоставлены ежегодные оплачиваемые отпускные, при расчете которых (среднего заработка для определения размера отпускных) включены в том числе произведенные работникам в 2020 г. выплаты стимулирующего характера за оказание медицинской помощи пациентам с COVID-19 в соответствии с Правилами предоставления в 2020 г. иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией", утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №415. При начислении работникам отпускных действовали Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.07.2020 N 998. Между тем, до настоящего времени не произведены работникам учреждения здравоохранения выплаты денежных средств, начисленных в 2021 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.2020 N 998 в отпускные работников.

Определением суда от 17 августа 2022 г. к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Истцы-работники просят рассмотреть дело без их участия; представитель ответчика Министерства здравоохранения РС(Я), предоставив возражение по иску, которым просит признать Министерство ненадлежащим соответчиком по делу и признать его третьим лицом, уведомленный в установленном порядке о времени месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил; представитель третьего лица Министерства здравоохранения РФ, предоставив письменный отзыв, заявил о рассмотрении дела без их участия. При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГП РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

В судебном заседании представитель истцов – старший помощник прокурора г. Мирного РС(Я) Голубева В.В., основываясь на доводах уточненного иска, поддержала заявленные требования и настаивает на их удовлетворении полностью.

Представитель ответчика ГБУ РС(Я) «Мирнинская ЦРБ» Галушко Т.А., действующая по доверенности, основываясь на доводах письменного возражения, считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению только в случае удовлетворения всех заявленных требований, то есть в случае перечисления Министерством здравоохранения РС(Я) требуемых денежных сумм, в этом случае ГБУ РС(Я) «Мирнинская ЦРБ» в установленный срок исполнит требования прокурора по выплате этих денежных средств работникам, мотивируя это тем, что Учреждение не имеет возможности выплатить причитающуюся сумму из внебюджетных средств, т.к. после поступления финансирования от Минздрава РС(Я) для осуществления указанных выплат, возмещение выплаченной суммы из поступивших субсидий обратно на внебюджетные средства будет невозможным, поскольку повлечет нецелевое расходование, при этом поступившее финансирование будет подлежать возврату, как неизрасходованные средства. В соответствии с п.1.9 Устава учреждение не отвечает по обязательствам Республики Саха (Якутия); выплаты по правилам Постановления Правительства РФ №998, связанные с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска, рассчитанные из выплат стимулирующего характера по правилам №№ 415, 484 являются обязательством Министерства здравоохранения РФ и Министерства здравоохранения РС(Я).

Выслушав доводы по иску и возражения по нему, изучи представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, следует из материалов дела, что истцы состоят в трудовых отношениях с ответчиком ГБУ РС(Я) «Мирнинская ЦРБ», в частности: Бадмаева Н.С. с <дата> в качестве медицинского лабораторного техника клинико-диагностической лаборатории; Бойко Л.Г. с <дата> в качестве медицинской сестры хирургического отделения; Батуева С.Б. с <дата> в качестве заведующего отделением – врача терапевта приемного покоя; Болдошкинова С.В. с <дата> в качестве санитарки терапевтического отделения; Лонкунова (Буртасова) Ф.Ф. с <дата> в качестве санитарки наркологического отделения, с <дата> – сестра-хозяйка наркологического отделения; Васильева В.Н. с <дата> в качестве бактериологического лаборанта противотуберкулезного диспансера, с <дата> – фельдшер-лаборант противотуберкулезного диспансера; Винковская Т.В. с <дата> в качестве фельдшера сельской амбулатории с Сюльдюкар, с <дата> – медицинская сестра палатной терапевтического отделения; Елаева Т.С. с <дата> в качестве фельдшера (выездного) отделения скорой медицинской помощи; Ехнич Е.М. с <дата> в качестве фельдшера-лаборанта иммунологической лаборатории; Иванова Л.И. с <дата> в качестве медицинского лабораторного техника бактериологической лаборатории; Логинова З.Б. с <дата> в качестве санитарки палатной терапевтического отделения; Лопсан Э.Э. с <дата> в качестве фельдшера (выездного) отделения скорой помощи; Мамытова Б.А. с <дата> в качестве уборщицы служебных помещений женской консультации, с <дата> – санитарка централизованного стерилизационного отделения; Мельник И.Я. с <дата> в качестве фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории; Моргунова В.С. с <дата> в качестве лаборанта бактериологической лаборатории; Мурадова (Аллахвердиева) А.И. с <дата> в качестве врача педиатра дежурного детского отделения; Павлова А.С. с <дата> в качестве медицинской сестры центра амбулаторной онкологической помощи, с <дата> – медицинская сестра палатной неврологического отделения для больных с острым нарушением мозгового кровообращения с палатной реанимации и интенсивной терапии ПСО; Поляруш И.А. с <дата> в качестве медицинского лабораторного техника клинико-диагностической лаборатории; Самидинова С.Т. с <дата> в качестве врача педиатра участкового; Сидорова Н.А. с 10.<дата> в качестве медицинской сестры кабинетной детской поликлиники.

Установлено, что в 2021 г. всем указанным работникам были предоставлены ежегодные оплачиваемые отпускные, при расчете которых (среднего заработка для определения размера отпускных) включены в том числе произведенные работникам в 2020 г. выплаты стимулирующего характера за оказание медицинской помощи пациентам с COVID-19 в соответствии с Правилами предоставления в 2020 г. иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией", утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №415.

При начислении работникам отпускных действовали Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.07.2020 N 998.

Между тем, до настоящего времени не произведены работникам учреждения здравоохранения выплаты денежных средств, начисленных в 2021 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.2020 N 998 в отпускные работников, что послужило основанием для обращения работников прокурору с заявлениями об обращении в суд с иском.

На основании п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 37 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

В силу ст. 129 ТК РФ заработной платой (оплатой труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда; системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст. 114 ТК РФ).

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав, полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников урегулированы Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (п. 5 ч. 1, ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Согласно п. 11 Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415 (далее – Правила № 415), действовавших до 1 ноября 2020 года, локальным нормативным актом медицинской организации устанавливаются размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью.

Аналогичные положения предусмотрены п. 12 Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 (далее – Правила № 484).

Таким образом, в соответствии с Правилами № 415 и 484 в 2020 году на территории Российской Федерации и во всех субъектов Российской Федерации осуществлялись выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, а также за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.

В соответствии со ст.139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

В соответствии с пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, включая выплаты, связанные с условиями труда, в том числе повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

В силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 2020 года № 998 стимулирующие выплаты учитываются в расчете средней зарплаты для оплаты отпусков, выплаты компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, получившим эти выплаты.

В соответствии с представленными в материалы дела дополнительными соглашениями к трудовым договорам, соответствующими приказами медицинские работники Учреждения, в интересах которых прокурор обратился в суд с рассматриваемыми исковыми заявлениями, оказывают медицинскую помощь лицам с заболеванием КОВИД.

Таким образом, законодательно предусмотренные выплаты, связанные с оказанием медицинской помощи лицам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), должны учитываться в расчете средней заработной платы для оплаты отпусков.

Как это достоверно установлено в судебном заседании, не оспаривается сторонами, что у ГБУ РС(Я) «Мирнинская ЦРБ» перед своими работниками имеется задолженность по выплатам денежных средств, начисленных в 2021 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.2020 N 998 в отпускные работников, которым в 2020 г. предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку при оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в частности: Бадмаевой Н.С. - <данные изъяты> руб.; Батуевой С.Б. – <данные изъяты> руб., Бойко Л.Г. – <данные изъяты> руб., Болдошкиновой С.В. – <данные изъяты> руб., Лонкуновой (Буртасовой) Ф.Ф. – <данные изъяты> руб., Васильевой В.Н. – <данные изъяты> руб., Винковской Т.В. – <данные изъяты> руб., Елаевой Т.С. – 132 <данные изъяты> руб., Ехнич Е.М. – <данные изъяты> руб., Ивановой Л.И. – <данные изъяты> руб., Логиновой З.Б. – <данные изъяты> руб., Лопсан Э.Э. – <данные изъяты> руб., Мамытовой Б.А. – <данные изъяты> руб., Мельник И.Я. – <данные изъяты> руб., Моргуновой В.С. – <данные изъяты> руб., Мурадовой О.И.к. – <данные изъяты> руб., Павловой А.С. – <данные изъяты> руб., Поляруш И.А. – <данные изъяты> руб., Самидиновой С.Т. – <данные изъяты> руб., Сидоровой Н.А. – <данные изъяты> руб.

ГБУ PC(Я) «Мирнинская ЦРБ» является учреждением субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1.2, 1.3 Устава ГБУ PC(Я) «Мирнинская ЦРБ», утвержденного приказом Минздрав PC(Я) от 12.10.2020 № 01-07/1490, учредителем данного Учреждения здравоохранения является Республика Саха (Якутия). Функции и полномочия учредителя в части координации и регулирования деятельности Учреждения здравоохранения от имени Республики Саха (Якутия) осуществляет Министерство здравоохранения PC(Я).

На основании пункта 3.41 Положения, утвержденного указом Главы Республики Саха (Якутия) от 27.12.2016 №1637, Министерство здравоохранения Pеспублики Cаха (Якутия) осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). В силу пункта 3.28 указанного Положения регулирует вопросы оплаты труда работников подведомственных организаций.

Согласно пункту 2 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 данной статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 85 БК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных данным Кодексом.

Из содержания статей 7,8 БК РФ, предусматривающих бюджетные полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, статей 65, 85 БК РФ следует, что расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации формируется строго в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти и исходя из принципа самостоятельности бюджета.

Пунктом 2 статьи 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 данного Федерального закона.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ решение вопросов, в том числе материально-технического и финансового обеспечения деятельности государственных учреждений субъекта Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами.

Полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные в соответствии с Федеральным законом № 184- ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируются за счет средств субъектов Российской Федерации (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 12.08.2015 № 305-ЭС15-2480 по делу №А40-2159/2014).

В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, определение размеров и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, решение вопросов финансового обеспечения деятельности государственных учреждений субъекта Российской Федерации отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и являются их расходным обязательством, исполнение которого недопустимо за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то есть федерального бюджета самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Учитывая изложенное, требование заместителя прокурора г. Мирного о понуждении совершить действия по выплате работникам начисленных, но не выплаченных денежных средств по отпускным, подлежит удовлетворению.

При этом, с учетом установленных по делу обстоятельств, доводы ответчика о том, что стимулирующие выплаты не предусмотрены Положением об оплате труда работников ГБУ РС(Я) «Мирнинская ЦРБ», не определены трудовым договором с работником, суд находит несостоятельными исходя из следующего.

Пунктом 10 Правил № 415 установлено, что средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления (в случае передачи в установленном порядке органам местного самоуправления осуществления полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи), в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.2020 № 998 утверждены Правила предоставления в 2020 г. иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 г. предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели (далее - Правила на 2020 год). Правила на 2020 г. устанавливали цели, порядок и условия предоставления в 2020 г. иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 г. предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели. Иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства здравоохранения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление иных межбюджетных трансфертов на вышеуказанные цели (пункт 2 Правил на 2020 г.).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2021 г. № 1124 утверждены Правила предоставления в 2021 г. иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 г. предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели, согласно которым иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства здравоохранения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление иных межбюджетных трансфертов на цели, указанные в пункте 1 Правил.

Иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства здравоохранения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление иных межбюджетных трансфертов на вышеуказанные цели (пункт 2 Правил на 2021 г.).

Условием предоставления иных межбюджетных трансфертов является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются иные межбюджетные трансферты (пункт 3 Правил на 2021 г.).

Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления иного межбюджетного трансферта является факт осуществления субъектом Российской Федерации в 2020 г. в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации выплат стимулирующего характера медицинским работникам (пункт 4 Правил на 2021 г.).

Наличие заявки субъекта Российской Федерации о предоставлении иного межбюджетного трансферта Правилами на 2021 г. не предусмотрено.

Предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, заключенного между Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - соглашение) в форме электронного документа с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (пункт 5 Правил на 2021 год).

Размер иного межбюджетного трансферта бюджету субъекта Российской Федерации определялся в соответствии с пунктом 7 Правил на 2021 г.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 № 1792-р Республике Саха (Якутия) на указанные цели из резервного фонда Правительства Российской Федерации распределено 300 204,8 тыс. рублей.

Соглашением от 28.07.2021 № 056-17-2021-270 о предоставлении в 2021 г. иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, предоставляемого из федерального бюджета бюджету Республике Саха (Якутия) в соответствии с которым иной межбюджетный трансферт в 2021 г. составляет 300 204 800 (триста миллионов двести четыре тысячи восемьсот) рублей 00 копеек (пункт 2.2 соглашения).

Из представленных документов, следует, что в настоящее время дополнительная потребность в средствах на обеспечение указанных расходов по Республике Саха (Якутия) установлены, в том числе и по ГБУ РС(Я) «Мирнинская ЦРБ», что составляет 16 784 313,41руб. 22 августа 2022 г. Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) направлены письма в адрес руководства Правительства Республики Саха (Якутия) и Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на дополнительное финансирование.

Учитывая изложенное и приведенные положения нормативных актов, суд приходит к выводу, что на Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) возложена обязанность по выделению денежных средств медицинским учреждениям для оплаты отпусков медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в связи с чем требования прокурора к Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) является правомерным и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ).

Суд считает, что для выполнения Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) испрашиваемых действий в указанный прокурором срок в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда будет достаточным и разумным, направленным в целях защиты прав и законных интересов работников, как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении.

При этом, несмотря на правовую природу подлежащих работникам выплат, принимая во внимание, что такие выплаты являются для работника основным источником средств к существованию, суд полагает, что полученные от Министерства здравоохранения РС (Я) денежные средства должны быть перечислены истцам в день их поступления.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования заместителя прокурора города Мирного Республики Саха (Якутия) удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу выделить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Саха (Якутия) «Мирнинская центральная районная больница» дополнительное финансирование на общую сумму <данные изъяты> руб. в целях погашения задолженности по выплате начисленных, но невыплаченных в 2021 г. отпускных медицинским и иным работникам, которым в 2020 г. предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку при оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в частности: Бадмаевой Н.С. - <данные изъяты> руб.; Батуевой Н.С.<данные изъяты> руб., Бойко Л.Г.<данные изъяты> руб., Болдошкиновой С.В.<данные изъяты> руб., Лонкуновой (Буртасовой) Ф.Ф.<данные изъяты> руб., Васильевой В.Н.<данные изъяты> руб., Винковской Т.В.<данные изъяты> руб., Елаевой Т.С.<данные изъяты> руб., Ехнич Е.М.<данные изъяты> руб., Ивановой Л.И.<данные изъяты> руб., Логиновой З.Б.<данные изъяты> руб., Лопсан Э.Э, – <данные изъяты> руб., Мамытовой Б.А.<данные изъяты> руб., Мельник И.Я.<данные изъяты> руб., Моргуновой В.С.<данные изъяты> руб., Мурадовой А.И., – <данные изъяты> руб., Павловой А.С., – <данные изъяты> руб., Поляруш И.А.<данные изъяты> руб., Самидиновой С.Т,<данные изъяты> руб., Сидоровой Н.А.<данные изъяты>

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Саха (Якутия) «Мирнинская центральная районная больница» в течение 5 рабочих дней после поступления финансирования из Министерства здравоохранения республики Саха (Якутия) денежные средства в погашение задолженности по начисленным, но невыплаченным в 2021 г. отпускных медицинским и иным работникам, которым в 2020 г. предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку при оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, а именно в пользу: Бадмаевой Н.С. - <данные изъяты> руб.; Батуевой Н.С.<данные изъяты> руб., Бойко Л.Г.<данные изъяты> руб., Болдошкиновой С.В.<данные изъяты> руб., Лонкуновой (Буртасовой) Ф.Ф.<данные изъяты> руб., Васильевой В.Н.<данные изъяты> руб., Винковской Т.В.<данные изъяты> руб., Елаевой Т.С.<данные изъяты> руб., Ехнич Е.М.<данные изъяты> руб., Ивановой Л.И.<данные изъяты> руб., Логиновой З.Б.<данные изъяты> руб., Лопсан Э.Э, – <данные изъяты> руб., Мамытовой Б.А.<данные изъяты> руб., Мельник И.Я.<данные изъяты> руб., Моргуновой В.С.<данные изъяты> руб., Мурадовой А.И., – <данные изъяты> руб., Павловой А.С., – <данные изъяты> руб., Поляруш И.А.<данные изъяты> руб., Самидиновой С.Т,<данные изъяты> руб., Сидоровой Н.А.<данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию - Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) путем подачи апелляционной жалобы через Мирнинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 26 сентября 2022 г.

    

Председательствующий                        В.В. Николаева

2-968/2022 ~ М-974/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Логинова Зоя Бадмаевна
Васильева Валентина Николаевна
Павлова Анастасия Семеновна
Лопсан Эмилья Эресовна
Мамытова Базаргуль Аскаровна
Прокурор г.Мирного
Поляруш Ирина Анатольевна
Лонкунова (Буртасова) Фаина Фаязовна
Бойко Лариса Георгиевна
Мурадова Аксана Исмаил кызы
Бадмаева Натилия Сыреторовна
Батуева Сысыгма Безардашиевна
Сидорова Надежда Алексеевна
Винковская Татьяна Владимировна
Иванова Лилия Иннокентьевна
Болдошкинова Светлана Викторовна
Самидинова Суйумкан Токтосуновна
Елаева Татьяна Сергеевна
Ехнич Елена Михайловна
Моргунова Вера Сергеевна
Ответчики
ГБУ РС(Я) "Мирнинская центральная районная больница" (МЦРБ)
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия)
Другие
Минздравохранения РФ
Суд
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Николаева Вера Васильевна
Дело на странице суда
mirny--jak.sudrf.ru
11.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2022Передача материалов судье
14.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2022Подготовка дела (собеседование)
28.07.2022Подготовка дела (собеседование)
28.07.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.08.2022Предварительное судебное заседание
01.09.2022Предварительное судебное заседание
07.09.2022Судебное заседание
09.09.2022Судебное заседание
26.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2022Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
26.10.2022Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
21.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2022Дело оформлено
02.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее