Дело № 2-1562/2019 13 марта 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Уланова А.Н.,
при секретаре Яковлевой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потапова Андрея Олеговича к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казённому учреждению «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга» об оспаривании решения об отказе в исключении из числа служебных занимаемой квартиры, обязании заключить договор социального найма на жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с указанным иском к ответчикам, в котором просит признать недействительным отказ в заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>; обязать администрацию района заключить с истцом договор социального найма на указанное жилое помещение.
Требование иска основывает на том, что на основании договора найма служебного жилого помещения истцу предоставлена спорная квартира. После заключения названного договора жилое помещение в составе дома передано от органов военного управления в ведение Санкт-Петербурга.
Полагая, что такая передача привела к переводу жилого помещения в статус социального, равно как ссылаясь на его предоставление истцу в установленном порядке, Потапов А.О. полагал, что администрация района обязана заключить с ним договор социального найма.
Ссылался истец на то, что обратился в администрацию района по данному вопросу, однако оспариваемым решением в заключении договора социального найма отказано.
Представитель истца в судебное заседание явился, настаивал на иске.
Представитель администрации Красносельского района Санкт-Петербурга в судебном заседании просил в иске отказать.
Представитель районного жилищного агентства, привлечённого в качестве соответчика по инициативе суда, в судебном заседании поддержал позицию администрации района.
Третье лицо ФГКУ «ЗРУЖО» МО Российской Федерации в судебное заседание не явилось, извещено о судебном заседании, в том числе, по правилам части 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд определил рассматривать дело в отсутствии указанного лица.
Выслушав явившихся в заседание лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам:
Судом установлено, что 14 сентября 2012 года в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> зарегистрировано право собственности за субъектом Российской Федерации – город федерального значения Санкт-Петербург (л.д.16-12).
Передача жилого дома произведена приказом от 10 октября 2011 года №122-од, при этом жилые помещения приняты в том статусе, который присвоен ранее прежним собственником.
24 февраля 2011 года между Потаповым А.О. и ФГУ «Смирновская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации заключен договор найма служебного жилого помещения в отношении спорной квартиры (л.д.9-14).
Истец зарегистрирован в квартире 19 июля 2018 года (л.д.15).
В справке Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева указано, что ответчик проходит службу с 26 июня 2010 года (л.д.39).
Из письма ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в адрес администрации района указано на то, что ответчик на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не принимался (л.д.48).
Вместе с тем, 6 ноября 2018 года истец обратился в администрацию района с заявлением, в котором ставил вопрос исключения жилого помещения из числа служебных, заключении с истцом договора социального найма (л.д.7).
Письмом от 26 ноября 2018 года администрация района указала на то, что оснований для исключения жилого помещения из числа служебных не имеется (л.д.8).
Согласно справке форма 7 в отношении спорного жилого помещения по настоящий момент времени учтён статус «служебное».
Относительно требований об исключении из числа служебной площади, суд принимает во внимание следующее.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 2 июля 2009 года №1 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» дал разъяснение, согласно которому использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 93 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года №42.
В соответствии с абзацем 3 пункта 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года №42, решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Отсутствие государственной регистрации статуса жилого помещения, отнесенного к специализированному фонду по действующему до 1 марта 2005 года законодательству, не может свидетельствовать о недействительности его нахождения в составе специализированного жилого фонда Санкт-Петербурга.
Частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным и муниципальным жилым фондом.
На основании пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 4 апреля 2006 года №100-15 «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга» служебные жилые помещения включаются и исключаются из специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга в установленном порядке на основании решения уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга.
Пунктом 3.4.36 Положения об администрациях района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года №1078, полномочие по исключению служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга предоставлено администрациям районов.
Понуждение собственника жилищного фонда к исключению служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга и включению их в состав социального жилищного фонда, который по своему усмотрению осуществляет принадлежащие ему гражданские права, действующим законодательством не предусмотрено.
Закон не возлагает на какой-либо исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязанность изменить по требованию нанимателя цель использования жилого помещения специализированного жилищного фонда, исключить его из состава указанных жилых помещений и отнести к фонду социального использования (статья 13 Жилищного кодекса Российской Федерации)
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что вопрос изменения статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью.
Кроме этого суд приходит к выводу, что истец право пользования квартирой утратил.
Согласно статье 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к специализированным жилым помещениям относятся служебные жилые помещения.
В соответствии со статьёй 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 103 Жилищного кодекса Российской, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской перечислены лица, которые не могут быть выселены из жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений.
Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы являются основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Частью 2 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.
Поскольку помещение является служебным жилым помещение, в служебных отношениях с уполномоченными органами Санкт-Петербурга ответчик не состоит, в установленном порядке решение о жилищном обеспечении со стороны Санкт-Петербурга в отношении ответчика не принималось, то истец утратил право пользования квартирой с 14 сентября 2012 года.
Частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Судом установлено, что ответчик не состоит на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, никогда на такой учёт не принимался, следовательно, обеспечением жильём по договору социального найма не подлежит.
Поскольку истец утратил право пользования спорной квартирой, право на обеспечение по договору социального найма жилого помещения не имеет, то оснований к удовлетворению иска нет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 67, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░, ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 18 ░░░░░ 2019 ░░░░.