Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-615/2022 ~ М-628/2022 от 06.09.2022

Дело

УИД: 25RS0-62

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>                        23 ноября 2022 года

Михайловский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи             Ивановой М.Ю.,

при секретаре судебного заседания            Мигуновой А.Ю.,

с участием: представителя истца действующего на основании доверенности                            Сухановой Е.В.,

ответчика                            Михеева С.В.,

представителя ответчика действующего на основании доверенности

                                Михеевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску министерства труда и социальной политики <адрес> к Михееву Сергею Витальевичу, третье лицо не заявляющее самостоятельных требований - администрация <адрес> муниципального района <адрес> о взыскании суммы неосновательного обогащения

УСТАНОВИЛ:

министерство труда и социальной политики <адрес> обратилось в суд с иском к Михееву С.В. о взыскании неосновательного обогащения в размере 1 945 710 рублей. В обоснование исковых требований указано, что Михеев С.В. как ветеран боевых действий был поставлен на общую очередь на получение жилой площади с составом семьи 1 человек на основании Протокола заседания жилищной комиссии от 10.09.2003 № б/н и постановления главы муниципального образования <адрес> от 11.09.2003 . На дату подачи заявления о признании нуждающимся в жилом помещении Михеев С.В. был зарегистрирован с 05.12.2002 по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит отцу ответчика - Михееву Виталию Васильевичу на праве собственности с 2009 года. В данном жилом помещении зарегистрированы Михеев Виталий Васильевич (отец), Михеева Нина Федоровна (мать), Михеев Андрей Витальевич (брат), Михеев Алексей Витальевич (брат), Бухтоярова Екатерина Витальевна (сестра), а также две племянницы. До введения Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) на территории <адрес> отношения, связанные с учетом граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регулировались Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещения в <адрес>, утвержденными постановлением исполкома <адрес>вого Совета народных депутатов и президиума краевого совета профсоюзов от 14.12.1984 (далее по тексту - Правила ). До введения в действие ЖК РФ учётная норма предоставления жилых помещений в <адрес> устанавливалась Постановлениями администрации <адрес> от 18.02.1994 и от 20.09.1995 в размере 12,5 кв.м, общей площади (7,5 кв.м, жилой) на одного человека, а также Постановлением Губернатора <адрес> края от 02.08.2001 в размере 7,5 кв.м, жилой площади на одного человека. Исходя из норм статьи 23.2 Федерального закона 5-ФЗ Российская Федерация передала для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется для ветеранов боевых действий исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 кв. м. и средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Согласно выписке из ЕГРН от 05.04.2022 № КУВИ- Михееву В.В., отцу Ответчика, на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: жилое здание — общей площадью 66,1 кв.м. (с 2002 года, зарегистрировано в 2009 году); жилое здание — общей площадью 81,8 кв.м. (с 2015 года). На дату постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 03.09.2003 Михеев С.В. был зарегистрирован в жилом помещении, жилой площадью 24 кв.м (протокол заседания жилищной комиссии от 11.09.2003), принадлежащем его отцу Михееву Виталию Васильевичу. Михеев С.В. был обеспечен общей площадью жилого помещения на 1 человека менее учетной нормы 7,5 кв.м (7,5 кв.м *3 = 22,5 кв.м). В 2015 году отец ответчика - Михеев В.В. приобрел жилое помещение по адресу: <адрес>Б, общей площадью 81,8 кв.м. Информация о жилой площади указанного помещения в материалах учетного дела отсутствует. Вместе с тем, жилая площадь помещения будет превышать 1,5 кв.м, недостающие для сохранения уровня нуждаемости в жилом помещении для семьи из 3х человек. Основания для снятия Михеева С.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении появились в 2009 году, однако, <адрес> Ответчик с указанного учета снят не был. Министерством размер единовременной выплаты рассчитан исходя из показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра на территории <адрес>, утвержденного Приказом Минстроя России от 07.06.2021 № 358/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2021 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2021 года» 108 095 рублей * 18 кв.м. = 1 945 710 рублей. Правительством <адрес> края Ответчику выдано Свидетельство от 16.07.2021 , удостоверяющее право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещение в собственность в соответствии с Законом <адрес> края от 26.06.2006 № 389-K3 «Об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории <адрес>» (далее — <адрес> -K3). Указанное право реализовано Михеевым С.В. путем приобретения в собственность жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, общей площадью 23,2 кв.м. Денежные средства в размере 1 945 710 рублей были оплачены за счет средств единовременной выплаты министерством. В связи с увеличением размера общей площади жилых помещений после приобретения членом семьи Михеева С.В. двух жилых помещений общей площадью 147,9 кв.м., отсутствовали основания для сохранения за Ответчиком статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий, Ответчиком необоснованно получена единовременная денежная выплата в размере 1 945 710 рублей. По изложенному, ссылаясь на ст. 1102 ГК РФ, просят взыскать с Михеева С.В. неосновательное обогащение в размере предоставленной единовременной денежной выплаты на приобретение или строительно жилого помещения 1 945 710 рублей.

В судебном заседании представитель истца поддержал изложенное в исковом заявлении в полном объеме.

Ответчик Михеев С.В. и его представитель Михеева М.А., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали, привели доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, указав, что в сентябре 2003 года Михеев С.В. был постановлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветеран боевых действий с составом семьи 1 человек, на дату подачи заявления о постановке на учет жилыми помещениями не владел, в течение всего времени нахождения на учете жилые помещения не приобретал, добросовестно ежегодно подавал заявления главе <адрес> муниципального района <адрес> на включение в список получателей государственных жилищных сертификатов в соответствующем году. В июле 2021 года получил единовременную денежную выплату от министерства труда и социальной политики <адрес> в виде свидетельства на денежные средства в размере 1 945 710 рублей, которые использовал приобретя в собственность жилое помещение по адресу: <адрес>. Поскольку он (Михеев С.В.) находился на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи 1 человек, не являлся собственником никаких жилых помещений, в жилое помещение отца - Михеева В.В., не был вселен в качестве члена семьи, совместное хозяйство с ним не вел, проживал совместно с бывшей девушкой, в связи с чем был правомерно признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в 2003 году, поставлен на учет, на котором находился более 18 лет и правомерно получил сертификат, выплату на приобретение жилого помещения. Считают, что недобросовестность в его действиях отсутствовала, в связи с чем просили в исковых требованиях отказать.

Представитель третьего лица - администрации <адрес> муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, направил письменный отзыв, согласно которому Михеев С.В., как ветеран боевых действий, был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет в 2003 году, согласно действующему законодательству. Михеев С.В. был принят на учет в составом семьи как один член семьи. Ответчик был зарегистрирован по адресу <адрес> совместно с членами семьи своего отца Михеева В.В., который являлся собственником жилого помещения. Несмотря на регистрацию в одном жилом помещении и кровное родство, ответчик и его отец не являются членами одной семьи, объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности отцу, не могли быть учтены при определении нуждаемости ответчика в жилом помещении. Регистрация заявителя, является административным актом и не влечёт за собой ограничение или возникновение какого-либо жилищного права в отношении помещения, не является доказательством совместного проживания сына и отца в качестве членов одной семьи, в связи с чем оснований снятия с учета Михеева С.В. у жилищной комиссии администрации Михайловского муниципального района не было.

В соответствии ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 3 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту — Федеральный закон № 5-ФЗ) к мерам социальной поддержки для ветеранов боевых действий относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ.

До введения Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ЖК РФ) на территории <адрес> отношения, связанные с учетом граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регулировались Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещения в <адрес>, утвержденными постановлением исполкома <адрес>вого Совета народных депутатов и президиума краевого совета профсоюзов от 14.12.1984 № 955 (далее по тексту — Правила ).

Согласно пп. «а» п. 7 Правил № 955 нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого исполнительным комитетом краевого Совета народных депутатов.

Инвалидов войны, труда I и II групп и из числа военнослужащих, считать нуждающимися в улучшении жилищных условий если у них жилая площадь менее 9 кв. метров на одного человека (абз. 2 пп. «а» п. 7 Правил ).

До введения в действие ЖК РФ учётная норма предоставления жилых помещений в Приморском крае устанавливалась постановлениями администрации <адрес> от 18.02.1994 и от 20.09.1995 в размере 12,5 кв.м. общей площади (7,5 кв.м, жилой) на одного человека, а также Постановлением Губернатора Приморского края от 02.08.2001 в размере 7,5 кв.м, жилой площади на одного человека.

Исходя из норм ст. 23.2 Федерального закона 5-ФЗ Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется для ветеранов боевых действий исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Приморского края № 389-K3 предоставление гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями осуществляется в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность.

Предоставление гражданам, указанным в ч. 3 ст. 1 Закона Приморского края № 389-K3, мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями осуществляется по их выбору в форме единовременной денежной выплаты либо жилого помещения по договору социального найма (ч. 2 ст. 3 Закона Приморского края № 389-K3).

Согласно ч. 3 и 4 ст. 6 Закона Приморского края № 389-K3 органы местного самоуправления в соответствии с запросом уполномоченного органа в семидневный срок предоставляют учетные дела граждан, включенных в список граждан, претендующих на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, на соответствующий финансовый год. Уполномоченный орган в течение 50 дней с даты поступления проводит проверку учетного дела на предмет обоснованности признания органами местного самоуправления гражданина нуждающимся в жилом помещении. В случае обоснованности признания органами местного самоуправления гражданина нуждающимся в жилом помещении уполномоченный орган включает гражданина в список граждан-получателей мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями на соответствующий финансовый год. В случае необоснованности признания органами местного самоуправления гражданина нуждающимся в жилом помещении уполномоченный орган отказывает гражданину в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением.

Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Исходя из ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Исходя из ч. 2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Из материалов дела следует, что на основании протокола заседания жилищной комиссии от 10.09.2003 утвержденного постановлением главы муниципального образования <адрес> от 11.09.2003 Михеев Сергей Витальевич был поставлен на общую очередь на получение жилой площади, с составом семьи 1 человек, проживающий с семьей в которой еще проживает 5 человек по адресу <адрес> (24 кв.м.) (л.д. 11, 12).

Михеев С.В. зарегистрирован по адресу: <адрес> 05.12.2002 (л.д.24, 25, 31).

    Согласно справке, выданной администрацией <адрес> сельского поселения от 02.03.2021 по адресу <адрес> зарегистрирован Михев С.В., а также Михеев Виталий Васильевич (отец), Михеева Нина Федоровна (мать), Михеев Андрей Витальевич (брат), Михеев Алексей Витальевич (брат), Бухтоярова Екатерина Витальевна (сестра), а также две племянницы (л.д. 13).

Согласно выписке ЕГРН жилое помещение, с кадастровым номером , в котором зарегистрирован Михеев С.В., принадлежит его отцу - Михееву В.В. на праве собственности с 26.12.2009, зарегистрированного на основании договора купли-продажи от 23.10.2002, его площадь составляет 66,1 кв. м. Также отцу ответчика, на праве собственности 11.03.2015 принадлежи жилое здание расположенное по адресу: <адрес> Б, общей площадью 81,8 кв.м. — кадастровый зарегистрированного на основании договора купли-продажи от 18.06.2008 (л.д. 14-16).

На дату постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 03.09.2003 Михеева С.В. был зарегистрирован в жилом помещении, жилой площадью 24 кв.м (протокол заседания жилищной комиссии от 11.09.2003), принадлежащее его отцу Михееву Виталию Васильевичу (л.д. 11 стр.2).

Правительством <адрес> края Михееву С.В. выдано Свидетельство от 16.07.2021 , удостоверяющее право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещение в собственность в соответствии с Законом Приморского края от 26.06.2006 № 389-K3 «Об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории <адрес>» (далее по тексту — <адрес> -K3).

Министерством размер единовременной выплаты рассчитан исходя из показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра на территории <адрес>, утвержденного Приказом Минстроя России от 07.06.2021 N 358/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2021 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2021 года» 108 095 рублей * 18 кв.м. = 1 945 710 рублей.

Указанное право реализовано Михеевым С.В. путем приобретения в собственность жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, общей площадью 23,2 кв.м., кадастровый (договор купли-продажи от 08.09.2021 № б/н). Денежные средства в размере 1 945 710 рублей были оплачены за счет средств единовременной выплаты министерством.

Представленные Михеевым С.В. документы были признаны достаточными для постановки его на учет, а содержащиеся в них сведения достоверными. Представить какие-либо иные документы ответчику не предлагалось.

Полагая, что денежные средства в размере 1 945 710 рублей являются для Михеева С.В. неосновательными обогащением, поскольку в связи с увеличением размера общей площади жилых помещений после приобретения членом семьи Михеева С.В. – Михеевым В.В. двух жилых помещений общей площадью 147,9 кв.м., отсутствовали основания для сохранения за Михеевым С.В. статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий, Министерство труда и социальной политики обратилось в суд с настоящим иском.

В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.

В указанной выше норме права дано понятие обязательства вследствие неосновательного обогащения, из которого вытекает, что для возникновения такого обязательства необходимо одновременное наличие трех условий: 1) имело место приобретение или сбережение имущества; 2) приобретение или сбережение произведено за счет другого лица; 3) отсутствие правовых оснований, когда приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке.

Отсутствие одного из условий исключает возможность удовлетворения иска о взыскании неосновательного обогащения.

В соответствии с п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;

Добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

В ходе судебного разбирательства ответчик Михеев С.В. и его представитель суду пояснили, что он (Михеев С.В.) не являлся членом семьи Михеева В.В.. В период с 05.12.2002 (начало периода регистрации по адресу: <адрес>) по 16.07.2021 (дата выдачи свидетельства, удостоверяющего право на получение единовременной денежной выплаты) ответчик по адресу места жительства своего отца не проживала, совместного хозяйства с отцом не вел. Доказательств обратного не представлено.

Основания полагать, что Михеевым С.В. были представлены неполные или недостоверные сведения при получении мер государственной поддержки, отсутствуют.

Сам факт нахождения на регистрационном учете ответчиком у своего отца Михеева В.В. не предполагает в безусловном порядке, что Михеев С.В. является членом семьи Михеева В.В. Объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Михееву В.В. (отцу ответчика) не могли быть учтены при определении нуждаемости ответчика в жилом помещении, так как Михеев С.В. был принят на учет с составом семьи как один член семьи.

Учитывая, что, доказательств оснований для снятия Михеева С.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, представления Михеевым С.В. неполных или недостоверных сведений при постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи 1 человек не представлено, суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований министерства труда и социальной политики <адрес> к Михееву Сергею Витальевичу, третье лицо не заявляющее самостоятельных требований - администрация Михайловского муниципального района <адрес> о взыскании суммы неосновательного обогащения – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                М.Ю. Иванова

Мотивированная часть решения изготовлена 06.12.2022

2-615/2022 ~ М-628/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
министерство труда и социальной политики Приморского края
Ответчики
Михеев Сергей Витальевич
Суд
Михайловский районный суд Приморского края
Судья
Иванова Мария Юрьевна
Дело на странице суда
mihaylovsky--prm.sudrf.ru
06.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.09.2022Передача материалов судье
07.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2022Подготовка дела (собеседование)
15.11.2022Подготовка дела (собеседование)
15.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2022Судебное заседание
06.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее