РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Молчаново Томской области 19 июня 2023 года
Молчановский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Дайнеко А.М.,
помощник судьи Желиховская Е.С.,
при секретаре судебного заседания Филипповой В.А.,
с участием:
истца Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Б. к администрации Могочинского сельского поселения /___/ о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Б. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Могочинского сельского поселения об обязании предоставить Б. /___/ года рождения, по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории Могочинского сельского поселения /___/, отвечающее санитарным техническим нормами правилам, общей площадью не менее 17 кв.м.
В обоснование иска указала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании решения Молчановского районного суда /___/ от /___/ мать Б.Н.Я. лишена родительских прав, отец Б.А.Ю. вписан в свидетельство о рождении со слов матери. В соответствии с договором о приёмной семье от /___/ /___/ она была передана в приёмную семью своей бабушки Б.Т.П. /___/ года рождения проживающей по адресу: /___/, где Б. имеет регистрацию по настоящее время. На основании Постановления Главы администрации Могочинского сельского поселения от 07.0.2013 /___/ она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории /___/, однако, в настоящее время жилым помещением не обеспечена. В связи с чем, нарушены её права и законные интересы.
Кроме того, Б. просит взыскать с администрации Могочинского сельского поселения судебные расходы в размере 1050 рублей: за уплату государственной пошлины 300 рублей, а также за запрос сведений из ЕГРН в размере 750 рублей.
В судебном заседании Б. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика – администрации Могочинского сельского поселения, в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило.
Представителем ответчика – Главой Могочинского сельского поселения представлен письменный отзыв, в котором он просит отказать в удовлетворении требований Б., обосновывая тем, что она неоднократно обращалась в администрацию с заявлениями об отложении срока предоставления жилого помещении, в связи с обучением в городе Томске, последнее заявление написаю ею /___/ срок отсрочки IV квартал 2024 года. Кроме того, просит отказать в части взыскания с администрации расходов за Уведомление об отсутствии в ЕГРН сведений. Так как указанное Уведомление запрашивается администрацией на безвозмездной основе и может быть предоставлено как непосредственно истцу, так и по запросу суда, в связи с чем считает судебные расходы в размере 750 рублей чрезмерными.
Суд с учётом положений статьи 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, заслушав истца, изучив материалы дела и отзыв на исковое заявление, приходит к следующему.
Положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно статье 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацами 1, 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
На территории Томской области вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилыми помещениями, регулируются Законом Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» (с последующими изменениями и дополнениями).
В части 3 ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ (в ред. Закона Томской области от 06.01.2013 № 10-ОЗ) указано, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов, в том числе, принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом; формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории поселения либо городского округа, в соответствии с Законом Томской области от 06 сентября 2006 года № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области», ст. 15 Закона Томской области N 28-ОЗ от 19.08.1999; предоставляют по договору найма специализированные жилые помещения лицам, включенным в указанный Список.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По смыслу перечисленных норм предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью администрации поселения и должно осуществляться на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Б. /___/ года рождения, относится к числу указанных лиц, поскольку /___/ решением Молчановского районного суда /___/ её мать Б.Н.Я. была лишена родительских прав (л.д. 9). В свидетельстве о рождении в графе отец сведения записаны со слов матери. Мать Б.Н.Я. в родительских правах не восстанавливалась, доказательства обратного суду не представлены.
Как следует из договора о приёмной семье /___/ от /___/ Б. передана на воспитание Б.Т.П. /___/ года рождения (л.д. 11-12).
На основании Постановления /___/ от /___/ действие о приёмной семье /___/ от /___/ прекратило воё действие, в связи с достижением Б. совершеннолетия.
Б. перенесена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории /___/ (л.д. 14-16).
Справкой администрации /___/ от /___/ подтверждается, что Б. относится к категории: дети оставшиеся без попечения родителей (л.д. 17).
Из справки администрации Могочинского сельского поселения следует, что Б. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в настоящее время числится в списке под /___/ (л.д. 18).
Из Уведомления об отсутствии в Едином государственного реестре недвижимости запрашиваемых сведений следует, что у Б., /___/ года рождения, отсутствует в собственности недвижимость – жилые помещения (л.д. 19).
В настоящее время Б. не утратила статус нуждающейся в жилом помещении и в силу вышеуказанных норм закона должна быть обеспечена жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
При вынесении решения, суд принимает во внимание наличие заявлений Б. об отсрочке предоставления жилого помещения по договору социального найма до окончания обучения в городе Томске до IV квартала 2024 года, которые не являются препятствием для реализации заявителем права получения полагающегося ей жилого помещения специализированного жилого фонда в любое время после достижения совершеннолетнего возраста.
Таким образом, ссылка представителя ответчика в письменном отзыве на порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, не может быть принята во внимание, поскольку предоставление жилых помещений указанным категориям граждан не должно ставиться в зависимость от времени подачи заявления. Поскольку, по смыслу ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, предоставление жилых помещений нуждающимся в них лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных законом обстоятельств.
Доказательства, исследованные в судебном заседании, с достоверностью свидетельствуют о наличии у Б. права на получение жилого помещения в соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 2 ст. /___/ «О социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в /___/».
Так, в судебном заседании достоверно установлено, что Б., имея соответствующий статус как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии иного жилья на праве собственности либо на праве пользования, включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории /___/, а потому она имеет право на предоставление администрацией Могочинского сельского поселения по договору найма специализированного жилого помещения жилья на территории Могочинского сельского поселения /___/ в соответствии с нормами предоставления для постоянного проживания. Однако в нарушение действующего законодательства жилое помещение по договору социального найма Б. предоставлено не было. Данный факт представителем ответчика не оспаривается.
Мнение ответчика о том, что жилое помещение по указанному адресу соответствует критериям благоустройства и нормам предоставления жилой площади, является субъективным и может быть рассмотрено сторонами при разрешении вопроса о передаче или отказе в принятии указанного жилого помещения.
Выраженное Б. в обращении к Уполномоченному по правам ребёнка в /___/ мнение относительно невозможности проживать в непригодной для жилья квартире по /___/, также не лишает её права на получение по договору найма специализированного жилого помещения, пригодного для проживания, по установленным законом нормам.
Доводы ответчика о том, что Б. в пятнадцатидневный срок не высказала своего мнения относительно ранее предложенного ей жилого помещения по /___/, как того требует положения п. 6.2 «Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших 23 лет, жилых помещений» (утв. Постановлением /___/ от /___/ /___/а), подлежат отклонению, поскольку указанные сроки не являются пресекательными.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом указанного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Абзацем третьим пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона установлено, что по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом данного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из указанных положений следует, что наряду с нуждаемостью в жилом помещении в качестве безусловных оснований для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда законодателем названо достижение детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 18 лет.
Установленное абзацем третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ правовое предписание является дополнением гарантии обеспечения лиц указанной категории жилыми помещениями, а не препятствием к её реализации по достижении данными лицами 18-летнего возраста.
Истец окончила общеобразовательное учреждение (школу), достигла возраста 18 лет, в целях получения среднего профессионального образования обучается в образовательной организации, которая расположена на территории /___/, где она проживала и проживает. Истец также включена в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений.
С учётом установленных по делу обстоятельств, руководствуясь нормами Федерального закона от /___/ № 159-ФЗ, положениями нормативных правовых актов /___/, суд приходит к выводу о том, что оснований для отказа в удовлетворении иска Б. в данной части не имеется.
Вместе с тем, основания для взыскания с ответчика расходов по получению Уведомления об отсутствии в ЕГРН сведений в сумме 750 рублей не подлежат удовлетворению, поскольку не являются судебными расходами, связанными с необходимостью реализации права истца на обращение в суд по данной категории дела. Кроме того, заявителем, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств несения указанных расходов.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.16 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, поскольку ответчик в лице администрации сельского поселения освобождён от уплаты государственной пошлины, указанные судебные расходы не подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 173, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ /___/ ░░░░░░░░░░░░ ░., /___/ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ /___/ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░ 17 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ /___/.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ /___/.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░