Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1472/2023 ~ М-295/2023 от 09.01.2023

УИД 51RS0001-01-2023-000311-84

Дело № 2-1472/2023

Изготовлено в окончательной форме 24 марта 2023 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 марта 2023 года      г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего судьи Каневой М.В.,

при секретаре Коньковой Е.В.,

с участием помощника прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска Савиной Т.М., представителя третьего лица Афанасьева А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в интересах Карташова И.В., Карташов В.В., ФИО2, Волков К.А., ФИО1 к администрации города Мурманска о возложении обязанности по обеспечению земельного участка коммунальной и дорожной инфраструктурой,

установил:

Прокурор Октябрьского административного округа города Мурманска, действуя в интересах Карташова И.В., Карташов В.В., ФИО2, Волков К.А., ФИО1, обратился в суд с иском к администрации города Мурманска о возложении обязанности по обеспечению земельного участка коммунальной и дорожной инфраструктурой.

В обоснование заявленных требований указал, что на основании постановления администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ Карташова И.В. и членам ее семьи бесплатно в общую долевую собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером , расположенный с северной стороны дороги, соединяющей <адрес>. Право собственности зарегистрировано в Управлении Росреестра по <адрес>.

Вместе с тем, до настоящего времени, земельный участок с кадастровым номером коммунальной и дорожной инфраструктурой не обеспечен, что в свою очередь не позволяет гражданам в полной мере реализовать свое право пользования земельным участком, создает препятствия в индивидуальном жилищном строительстве.

Просит суд обязать администрацию г. Мурманска обеспечить земельный участок с кадастровым номером расположенный в границах кадастрового квартала , с северной стороны дороги, соединяющей <адрес> коммунальной инфраструктурой, а именно объектами водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, подъездными путями и дорожной инфраструктурой в соответствии с Проектом планировки и проектом межевания территории в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Савина Т.М. настаивала на удовлетворении исковых требований по изложенным основаниям.

Истцы Карташова И.В., Карташов В.В., действующие за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО1; ФИО2, Волков К.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации г. Мурманска в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, согласно которому возражает против удовлетворения исковых требований, в случае удовлетворения исковых требований, просит суд назначить разумный срок, не ранее 2025-2026 годов, для исполнения решения суда.

Представитель третьего лица Комитета градостроительства и территориального развития администрации г. Мурманска Афанасьев А.Ю., принимавший участие в судебном заседании до перерыва, с иском не согласился, поддержал позицию изложенную в отзыве. Дополнительно пояснил, что срок указанный прокурором в иске неисполним. В случае удовлетворения исковых требований просил установить разумный срок для исполнения решения суда, до декабря 2024 года.

Представители третьих лиц КРГХ администрации г. Мурманска, Министерства строительства Мурманской области в судебном заседании участия не принимали, представили отзывы, просили дело рассмотреть в свое отсутствие.

При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав представителей истца и третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2002 № 600 Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных данной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно положениям подпунктов 24, 29 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу пункта 3.1 Закона Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в мурманской области» формирование (образование) земельных участков, а также финансирование соответствующих расходов осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Мурманской области и муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно п. 3 Порядка бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям, утвержденного Законом Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области» установлено, что: формирование (образование) земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной собственности Мурманской области, осуществляется уполномоченным Правительством Мурманской области исполнительным органом государственной власти Мурманской области Министерством строительства Мурманской области; формирование (образование) земельных участков из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется местными администрациями муниципальных образований; формирование (образование) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется местными администрациями городских округов, муниципальных округов, муниципальных районов и городских поселений.

Пунктом 4.1 Порядка определено, что для целей жилищного строительства предоставлению подлежат земельные участки, в отношении которых определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение).

Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Судом установлено, что Постановлением администрации города Мурманска №2203 от 08.07.2014 утвержден Проект планировки и проект межевания территории площадью 43 га., расположенной с северной стороны дороги, соединяющей <адрес>

Указанным Проектом помимо прочего, предусмотрено размещение объектов капитального строительства, в том числе объектов жилищной, социальной, коммунальной и дорожной инфраструктуры.

На основании постановления администрации г. Мурманска от от ДД.ММ.ГГГГ Карташова И.В. и членам ее семьи бесплатно в общую долевую собственность в равных долях (доля по 1/5) предоставлен земельный участок с кадастровым номером , расположенный с северной стороны дороги, соединяющей <адрес>

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, право общей долевой собственности членов многодетной семьи Карташова И.В. (доля в праве каждого 1/5) на указанный земельный участок зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, до настоящего времени, земельный участок , расположенный в границах кадастрового квартала , коммунальной и дорожной инфраструктурой не обеспечен.

Согласно пункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 № 372 при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры.

Законом Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области» определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков на территории Мурманской области, находящиеся в государственной собственности Мурманской области, муниципальной собственности, или земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства.

В силу пункта 4.1 Порядка бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям, являющегося приложением № 2 к Закону Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО, для целей жилищного строительства предоставлению подлежат земельные участки, в отношении которых определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение).

Таким образом, в силу вышеприведенных норм права, земельный участок предоставляется гражданам, имеющим трех и более детей, при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры.

В силу пункта 23 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ указанные выше программы разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Из положений пунктов 4, 5 части 1 статьи 14 названного Федерального закона следует, что к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 502 утверждены требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов.

Согласно пункту 2 вышеуказанных Требований, программы разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов на основании генеральных планов поселений, городских округов и включают в себя мероприятия по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.

Согласно пункту 5 Требований, при разработке программы необходимо учитывать показатели перспективной обеспеченности и потребности застройки поселения, городского округа на основании выданных разрешений на строительство объектов капитального строительства, технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры, планируемых сроков реализации застройки в соответствии с генеральным планом поселения и генеральным планом городского округа; учитывать показатели надежности функционирования каждой системы коммунальной инфраструктуры, перспективы их развития, а также показатели качества коммунальных ресурсов; определять мероприятия, направленные на качественное и бесперебойное обеспечение электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения новых объектов капитального строительства.

Финансирование расходных обязательств муниципальных образований на реализацию мероприятий по обеспечению объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участков, предоставленных на безвозмездной основе многодетным семьям, осуществляется в рамках государственной программы Мурманской области «Комфортное городское жилье и городская среда» (Постановление правительства Мурманской области от 13.11.2020 года № 795-ПП в редакции от 20.08.2021 года), подпрограммы «Жилье».

В соответствии с постановление администрации города Мурманска от 27.05.2021 № 1417, заказчиком (координатором) муниципальной программы города Мурманска «Градостроительная политика» на 2018-2024 годы является комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска.

Целью и основными мероприятиями данной муниципальной программы является образование земельных участков для предоставления под индивидуальное жилищное строительство многодетным семьям, обеспечение объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участков, предоставленных на безвозмездной основе многодетным семьям.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что на обеспечение коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участков, предоставляемых на безвозмездной основе многодетным семьям, предусмотрено финансирование, суд признает обоснованными исковые требования прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска о возложении обязанности обеспечить земельный участок с кадастровым номером , расположенный в границах кадастрового квартала , с северной стороны дороги, соединяющей <адрес>: объектами водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, а также подъездными путями и дорожной инфраструктурой.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 09.11.2017 № 2516-0, в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

При этом, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Само по себе отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий и отсутствие финансовой помощи не могут являться основаниями для освобождения от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.

Доказательств принятия действенных мер для обеспечения реальной нуждаемости в обеспечении земельного участка семьи Карташовых, коммунальной и дорожной инфраструктурой ответчиком суду не представлено. При этом, право граждан в такой ситуации не может быть поставлено в зависимость от бюджетных правоотношений и отношений между органами местного самоуправления и государственной власти, участниками которых они не являются.

Поскольку земельный участок, предоставленный многодетной семье истца, на момент его выделения и до настоящего времени не снабжен необходимой коммунальной и дорожной инфраструктурой (а именно, отсутствует объекты водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, а также подъездные пути), что не позволяет использовать данный участок в целях индивидуального жилищного строительства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Принимая во внимание социальную значимость разрешаемого спора, длительность нарушения прав граждан, отсутствие в деле доказательств объективности причин таких нарушений со стороны ответчика, суд признает возможным установить срок, в течение которого земельный участок с кадастровым номером , расположенный с северной стороны дороги, соединяющей <адрес> должен быть обустроен коммунальной и дорожной инфраструктурой, в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в интересах Карташова И.В., Карташов В.В., ФИО2, Волков К.А., ФИО1 к администрации города Мурманска о возложении обязанности по обеспечению земельного участка коммунальной и дорожной инфраструктурой – удовлетворить.

Обязать администрацию города Мурманска в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить земельный участок с кадастровым номером , расположенный в границах кадастрового квартала , с северной стороны дороги, соединяющей <адрес>, предоставленный в общую долевую собственность Карташова И.В., Карташов В.В., ФИО2, Волков К.А., ФИО1 коммунальной инфраструктурой, а именно: объектами водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, а также подъездными путями и дорожной инфраструктурой в соответствии с Проектом планировки и проектом межевания территории.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: М.В. Канева

09.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2023Передача материалов судье
12.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.01.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.02.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2023Судебное заседание
17.03.2023Судебное заседание
24.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее