Судья Колосова Н.Е. дело № 21-663/2017
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Голиков А.А., при секретаре Нечаевой Л.И., рассмотрев 09 августа 2017 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре жалобу представителя ПАО «МРСК Северо - Запада» Беляева Р.А. на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 июня 2017 года, вынесенное в отношении ПАО «МРСК Северо - Запада» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением ... федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, ... главного государственного лесного инспектора Республики Коми О. <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ПАО «МРСК Северо-Запада» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного штрафа в размере ... рублей.
Не согласившись с постановлением, представитель ПАО «МРСК Северо-Запада» Медведев В.И. обратился в суд с жалобой.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель ПАО «МРСК Северо-Запада» Беляев Р.А. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит его отменить, либо снизить размер назначенного наказания.
Защитник представитель ПАО «МРСК Северо-Запада» Коваль А.П. в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав защитника ПАО «МРСК Северо-Запада», прихожу к следующему.
Часть 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами), защите от вредных организмов и иного негативного воздействия (часть 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Пунктами 4, 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков. Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 8 приказа Рослесхоза от 10 июня 2011 года № 223 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов» в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляется:
а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов;
б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра;
в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
В силу пункта 16 вышеназванного Приказа, лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными средствами.
Согласно пункту 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В соответствии с пунктом 19 указанных Правил, срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Пунктами 34, 35 названных Правил, просеки, на которых находятся линии электропередачи и связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Из материалов дела следует, что письмом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ПО «Сыктывкарские электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» уведомило ГУ «Сыктывкарское лесничество» о том, что с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> будут проводиться мероприятия по расчистке просек ...., находящихся в том числе, в кварталах ... ... участкового лесничества ... ПС «...» яч. ... в пролетах <Номер обезличен> на площади ... га, на землях ГУ «... лесничество».
<Дата обезличена> при осмотре, обследовании лесных участков в кварталах ... ... участкового лесничества ГУ «... лесничество» было установлено, что в кварталах ... участкового лесничества ... в пролетах <Номер обезличен>, на площади ... га частично проведены мероприятия по расчистке просек, древесина и порубочные остатки, полученные в ходе расчистки просек оставлены там же, не убраны.Постановлением Правительства Республики Коми от 25 апреля 2016 года № 213 был установлен особый противопожарный режим с 30 апреля 2016 года, который действовал до его отмены постановлением Правительства Республики Коми от 15 сентября 2016 года № 440.
Факт совершения ПАО «МРСК Северо-Запада» административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, фототаблицей к нему, актом осмотра, обследования лесного участка <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, другими материалами дела.
Факт совершения ПАО «МРСК Северо-Запада» правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его виновность в совершении данного правонарушения подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Оценив совокупность представленных доказательств всесторонне, полно и объективно по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о доказанности вины ПАО «МРСК Северо-Запада» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований не соглашаться с выводами должностного лица и судьи городского суда не имеется.
Проведение осмотра лесов в отсутствие представителя юридического лица нарушением установленных требований закона не является и не свидетельствует о недопустимости доказательств, положенных в основу вывода о виновности привлекаемого лица.
Правонарушение по настоящему делу выявлено не в ходе проверки, а в результате текущего патрулирования лесов, являющегося самостоятельным мероприятием по контролю в лесах, что соответствует статье 96 Лесного кодекса Российской Федерации, пункту 12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года № 394, статье 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ положения названного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
При осуществлении мероприятий по контролю в ходе патрулирования лесов должностные лица не вступали во взаимодействие с юридическим лицом. С учётом изложенного нормы вышеуказанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, по настоящему делу не подлежат применению.
Доводы жалобы о невозможности установления на каком лесном участке и когда проводилась фотосъемка, отсутствии возможности проверки наличия порубочных остатков вследствие снежного покрова подлежат отклонению, поскольку совокупность имеющихся материалов свидетельствует о наличии порубочных остатков на просеках при проведении обследования <Дата обезличена> в период особого противопожарного режима, что образует состав вмененного обществу административного правонарушения.
Доводы жалобы о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 и части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях аналогичны доводам, оценка которым дана при рассмотрении жалобы Сыктывкарским городским судом Республики Коми и вынесении постановления по делу об административном правонарушении. Оснований не согласиться с выводами должностного лица и судьи не усматривается.
Обязанность очистки просек от порубочных остатков существует вне зависимости от извещения об этом юридических лиц, осуществляющих использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
Отсутствие подъездных путей, не наступление вредных последствий, а также отсутствие нарушений на момент рассмотрения данной жалобы, не являются исключительными обстоятельствами, и должны оцениваться исходя из высокой степени общественной опасности совершенного правонарушения. Объектом посягательства указанного правонарушения является установленный нормативными правовыми актами порядок обеспечения пожарной безопасности в лесах, и как следствие, возможное возникновение и наступление неотвратимых последствий в виде уничтожения имущества, угроза негативного воздействия на окружающую среду при неисполнении правил безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Порядок и срок давности привлечения ПАО «МРСК Северо-Запада» к административной ответственности не нарушены, наказание назначено должностным лицом в пределах санкции части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом и судьей городского суда при рассмотрении жалобы не допущено, в связи с чем, оснований для отмены вынесенного решения суда, либо об изменении назначенного наказания, как о том ставится вопрос в жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 июня 2017 года и постановление ... федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, ... главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. <Номер обезличен> от <Дата обезличена> оставить без изменения, жалобу представителя ПАО «МРСК Северо - Запада» Беляева Р.А - без удовлетворения.
Судья- Голиков А.А.