Дело № 2-1628/2022
Уникальный идентификатор дела 27RS0006-01-2022-001395-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2022 года г.Хабаровск
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе единолично судьи Хальчицкого А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Львовой А.А.,
с участием представителя истцов Гусевой Н.И., Гусева Г.А, Каминского П.Ю., по доверенности,
представителя ответчиков Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, администрации Хабаровского муниципального района Марковой Г,В., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусевой Н.И., Гусева Г.А. к Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Хабаровского муниципального района, Еренковой Д.Д. о признании недействительным договора аренды земельного участка, о признании недействительным постановления администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
Гусева Н.И., Гусев Г.А. обратились в суд с иском к Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Хабаровского муниципального района, Еренковой Д.Д. о признании недействительным договора аренды земельного участка, о признании недействительным постановления администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке.
Исковые требования мотивировали следующим.
Истцу Гусевой Н.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 978 кв.м., земли населенных пунктов, для ведения ЛПХ.
Гусева Н.И., Гусев Г.А. состоят в браке.
В связи с проведением кадастровых работ в целях уточнения границ принадлежащего Гусевой Н.И. земельного участка, в порядке ч.10 ст. 22 ФЗ от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» было определено местоположение границ участка исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших его местоположение при образовании. На местности границы участка установлены с использованием природных объектов (межи, дороги), существующих в неизменном виде более 15 лет.
При нанесении координат характерных точек границ земельного участка на кадастровую карту, при подготовке межевого плана, кадастровым инженером было выявлено, что на фактические границы принадлежащего истцу земельного участка накладывается земельный участок с кадастровым номером №
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве аренды Еренковой Д.Д..
Между тем, на момент формирования вышеназванного земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет участок, принадлежащий Истцу, уже стоял на учете в ЕГРН (согласно выписке из ЕГРН дата присвоения кадастрового номера - ДД.ММ.ГГГГ).
Границы земельного участка были определены на местности, при этом земельный участок, находящийся в собственности Истца, по факту Еренковой Д.Д. не используется, используется Истом.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Согласно ст. 209 ГК РФ правомочия по распоряжению земельным участком принадлежит его собственнику.
Истцы не давали согласие администрации Хабаровского муниципального района на распоряжение принадлежащим им земельным участком и формирование в его границах другого земельного участка с кадастровым номером №.
Истец полагает, что данные действия администрации района незаконны.
Согласно ч.2 ст. 7 ФЗ от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:
1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);
2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость).
В соответствии ч.1 и ч.2 ст. 8 ФЗ от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
На основании п. 20 ч. 1 ст. 26 и ст. 27 ФЗ от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» пересечение границ земельного участка, о государственном кадастровом учете которого предоставлено заявление, с границами другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН, являются основанием для отказа в постановке на учет таких объектов недвижимости.
На основании вышеизложенного, в постановке земельного участка с кадастровым номером № должно было быть отказано по причине наложения на земельный участок с кадастровым номером №, который находится в собственности Гусевой Н.И.
Согласно ст. 60, 61 Земельного кодекса РФ № 136-Ф3 нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
2) самовольного занятия земельного участка;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:
1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства;
4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Кадастровым инженером Медведевой О.Н. определены координаты границ земельного участка Гусевой Н.И. исходя из фактически существующих на местности границ, а также исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших его местоположение при образовании обозначенных природными и искусственными объектами.
Как следует из заключения кадастрового инженера, сведения, содержащиеся в ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером №, препятствуют уточнению границ земельного участка Гусевой Н.И.
Восстановление нарушенных прав Истцов невозможно без аннулирования сведений государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером №.
На основании вышеизложенного и руководствуясь действующим законодательством, истцы Гусева Н.И., Гусев Г.А. просили суд:
1. признать недействительным договор аренды № № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером №, заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края и Еренковой Д.Д.;
2. признать недействительным постановление Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 30.04.2021 № о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
3. в качестве последствий признания недействительными постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № и договора аренды № № от ДД.ММ.ГГГГ исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером №.
В ходе судебного разбирательства по делу к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено управление Росреестра по Хабаровскому краю.
В судебное заседание истцы Гусева Н.И., Гусев Г.А. не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, направили в судебное заседание своего представителя Каминского П.Ю.
Представитель истцов Гусевой Н.И., Гусева Г.А. Каминский П.Ю. в судебном заседании заявленные исковые требования своих доверителей поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчиков Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, администрации Хабаровского муниципального района Маркова Г.В. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, полагала, что органы местного самоуправления Хабаровского муниципального района при предоставлении в аренду земельного участка Еренковой Д.Д. действовали в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Ответчик Еренкова Д.Д. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки не сообщила, свою позицию по делу не высказала.
Третье лицо управление Росреестра по Хабаровскому краю извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направило, о причинах ненаправления представителя не сообщило, свою позицию по делу не высказало.
В силу положений с. 3-5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, их представителей.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Истцу Гусевой Н.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, площадью 978 кв.м., земли населенных пунктов, для ведения ЛПХ.
Гусева Н.И., Гусев Г.А. состоят в браке.
Границы земельного участка с кадастровым номером № не установлены в соответствии с действующим законодательством, сведения о границе не учтены в ЕГРН. Право собственности Гусевой Н.И. на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке 30 июня 2021 года.
Земельный участок является двухконтурным, кадастровый номер участку присвоен 05 октября 2005 года. Ранее земельный участок предоставлялся в аренду Гусеву Г.А., утверждалась схема расположения земельного участка, в соответствии с которой две части земельного участка расположены по разные стороны от дороги.
Право собственности Гусевой Н.И. зарегистрировано на основании выписки из похозяйственной книги, выданной администрацией Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района, подтверждающей права на участок и его фактическое использование с 1991 года.
В пределах границ земельного участка с кадастровым номером № расположен объект недвижимого имущества с кадастровым номером № – жилой дом в <адрес>, который является двухквартирным.
В связи с проведением кадастровых работ в целях уточнения границ принадлежащего Гусевой Н.И. земельного участка, в порядке ч.10 ст. 22 ФЗ от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» было определено местоположение границ участка исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших его местоположение при образовании. На местности границы участка установлены с использованием природных объектов (межи, дороги), существующих в неизменном виде более 15 лет.
При нанесении координат характерных точек границ земельного участка на кадастровую карту, при подготовке межевого плана, кадастровым инженером О.Н. Медведевой (заключение от 21 апреля 2022 года) было выявлено, что на фактические границы принадлежащего истцу земельного участка накладывается земельный участок с кадастровым номером №.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 954 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, земли населенных пунктов, под индивидуальные жилые дома, поставлен на кадастровый учет 09 июня 2021 года.
Постановлением администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 30.04.2021 № 523 «О предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка Еренковой Д.Д.» земельный участок с кадастровым номером № согласован в предоставление в аренду без проведения торгов Еренковой Д.Д., утверждена схема расположения земельного участка.
Границы земельного участка установлены и учтены в ЕГРН на основании землеустроительных работ, выполненных кадастровым инженером Божко Л.Ю. ДД.ММ.ГГГГ.
С Гусевой Н.И., Гусевым Г.А. границы земельного участка с кадастровым номером № не согласовывались.
По договору аренды земельного участка № № заключенному ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района и Еренковой Д.Д., земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, передан в аренду Еренковой Д.Д. на срок до 18 июля 2041 года.
Обременение в виде аренды зарегистрировано в ЕГРН.
По делу назначалась и проводилась судебная землеустроительная экспертиза.
В соответствии с экспертным заключением ООО «Геоземизыскания» от 12 сентября 2022 года границы земельного участка с кадастровым номером № обнесены ограждением, что позволяет однозначно определить местоположение границ земельного участка на местности. Участок используется. На спорной части земельного участка расположены посадки. Границы земельного участка не установлены в соответствии с земельным законодательством.
Границы земельного участка с кадастровым номером № установлены в соответствии с земельным законодательством, фактически земельный участок не используется, ограждения отсутствуют.
Границы земельного участка с кадастровым номером № установлены в соответствии с земельным законодательством, однако фактически используемые границы земельного участка отсутствуют.
Имеется пересечение координат угловых и поворотных точек границ земельного участка учтенных в Едином государственном реестре недвижимости с кадастровым номером № на фактические границы земельного участка с кадастровым номером №.
Земельный участок с кадастровым номером № используется более 15 лет, спорная территория площадью 224 кв.м. обнесена ограждением, на него накладывается по сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, который не используется и фактических границ не имеет. Пересечения на местности фактической части территории земельных участков с кадастровыми номерами № и № отсутствует.
Указанное экспертное заключение соответствует совокупности собранных по делу доказательств, сторонами не опровергнуто, является мотивированным, обоснованным.
Более того, решением Хабаровского районного суда от 14 октября 2022 года установлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером № на земельный участок Серюгиной А.А., Шилкина Д.А., Шилкина А.А., Шилкиной Н.Ю.
Общая площадь наложения границ земельного участка с кадастровым номером № на другие участки, конфигурация земельного участка в не налагаемой части лишает возможности использовать его по целевому назначению.
Наложение границ земельных участков препятствует реализации Гусевой Н.И. полномочий собственника, в том числе на проведение землеустроительных работ, установление границ участка.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года) кадастровый учет земельных участков осуществляется на основании межевого плана, который представляет собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории и кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и воспроизводящий определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» (также в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Согласно ст. 60, 61 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
2) самовольного занятия земельного участка;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:
1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Статьями 68 и 69 ЗемК РФ установлено, что землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель.
Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Согласно ст. 22 Федерального закона Российской Федерации «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются:
1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;
2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;
3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков, в том числе в целях исправления указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона ошибки в описании местоположения границ земельного участка.
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе в случае, если такой доступ может быть обеспечен путем установления сервитута.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственной геодезической сети или геодезических сетей специального назначения, а также в установленном частью 3 настоящей статьи случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (редакция действовала до 1 сентября 2022 года).
В соответствии с ч. 1.1. ст. 43 Федерального закона РФ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если такое уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условий, указанных в пунктах 32 и 32.1 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, государственным регистратором прав не осуществляется.
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, случая, предусмотренного статьей 60.2 настоящего Федерального закона, или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны. При этом под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств понимается:
1) наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества; 2) расположение хотя бы одного из контуров границ многоконтурного земельного участка за границами соответствующих муниципального образования и (или) населенного пункта или территориальной зоны.
Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Согласно ч. 2 ст. 42.1 Федерального закона РФ «О кадастровой деятельности» в результате выполнения комплексных кадастровых работ:
1) осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков;
2) осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в части 1 настоящей статьи;
3) обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами;
4) обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;
5) обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельных участков и контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Статья 39 Федерального закона Российской Федерации «О кадастровой деятельности» предусматривает порядок согласования местоположения границ земельных участков.
Так местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами. При согласовании местоположения границ (частей границ) земельных участков с заинтересованными лицами в индивидуальном порядке допускается осуществлять такое согласование в электронном виде при условии наличия усиленной квалифицированной электронной подписи у всех заинтересованных лиц - участников согласования местоположения границ определенного земельного участка, включая правообладателя земельного участка, местоположение границ которого уточняется (п. 7).
В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по адресу электронной почты и (или) почтовому адресу, по которым осуществляется связь с лицом, право которого на объект недвижимости зарегистрировано, а также с лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 9 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с уведомлением о вручении (при наличии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости) либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:
1) в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об адресе электронной почты или о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
2) смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
3) земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона РФ «О кадастровой деятельности» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Акт согласования местоположения границ на бумажном носителе оформляется в одном (единственном) экземпляре. В случае подготовки акта согласования местоположения границ в электронном виде допускается его подготовка в виде одного электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями всех заинтересованных лиц - участников согласования, или в виде нескольких электронных документов, подписанных усиленными квалифицированными электронными подписями отдельных заинтересованных лиц - участников согласования.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ. Местоположение границ земельного участка при их согласовании в индивидуальном порядке в электронном виде считается согласованным с заинтересованными лицами в случае, если акт согласования местоположения границ заверен усиленной квалифицированной электронной подписью каждого из заинтересованных лиц (их представителей), включая правообладателя земельного участка, местоположение границ которого уточняется.
Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В соответствии со статьей 61 Федерального закона РФ «О государственной регистрации недвижимости» техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. При отсутствии оснований для исправления технической ошибки в записях или невозможности ее исправления на основании заявления заинтересованного лица орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, обязан отказать в исправлении технической ошибки в записях, направив уведомление об этом с указанием причин отказа обратившемуся с заявлением об исправлении технической ошибки лицу в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Уведомление об отказе в исправлении технической ошибки в записях может быть обжаловано в судебном порядке.
Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к заполнению и формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:
1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;
2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;
3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.
В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Статья 11.1 Земельного кодекса РФ утратила силу с 01 марта 2015 года.
Статья 168 ГК РФ предусматривает, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (ч. 3 ст. 166 ГК РФ).
В указанном случае, предоставляя земельный участок в аренду Еренковой Д.Д., комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского района не мог распорядиться земельным участком, так как ранее он уже был предоставлен в собственность гражданину.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым в целях восстановления прав истцов Гусевой Н.И. и Гусева Г.А.:
признать недействительным договор аренды земельного участка от 19.07.2021 № № заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края и Еренковой Д.Д. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>;
признать недействительным постановление администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка Еренковой Д.Д.»;
в качестве последствия недействительности сделки договора аренды исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке площадью 954 кв.м., с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Гусевой Н.И., Гусева Г.А. к Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Хабаровского муниципального района, Еренковой Д.Д. к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Еренковой Д.Д. о признании недействительным договора аренды земельного участка, о признании недействительным постановления администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке, удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды земельного участка от 19.07.2021 № № заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края и Еренковой Д.Д. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать недействительным постановление администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 30.04.2021 № 523 «О предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка Еренковой Д.Д.».
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке площадью 954 кв.м., с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в девятый кассационный суд общей юрисдикции через Хабаровский районный суд в срок не превышающий трех месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
Судья А.С.Хальчицкий
Мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2022 года.