УИД: №
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 апреля 2020 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику с требованием возложить обязанность по предоставлению во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м. в черте г. Перми. В обоснование требований указано, что между истцом и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ заключен договор социального найма, по условиям которого истцу предоставлено в пользование жилое помещение – комната общей площадью 6,3 кв.м., в том числе жилой площадью 4,9 кв.м. по адресу: <Адрес>. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <Адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с тем, что истец занимает жилую комнату размером 4,9 кв.м., принята администрацией г. Перми на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Кроме того указывает, что ее мать была лишена родительских прав, отец не проживал с семьей. С ДД.ММ.ГГГГ находилась в детском доме, пребывание в нем закончилось ДД.ММ.ГГГГ. Однако в соответствии с действующим законодательством на тот период времени как лицо, оставшееся без попечения родителей, не была обеспечена жилым помещением. Кроме комнаты площадью 4,6 кв.м. в <Адрес> другого жилого помещения не имеет. Истец полагает, что ей должно быть предоставлено жилое помещение не менее 33 кв.м. общей площади во внеочередном порядке.
Истец в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что на иске настаивает.
Ответчик уведомлен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, ранее представил отзыв на исковое заявление, согласно которому просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку жилой дом, в котором проживает истец, включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и запланированных к расселению в рамках муниципальной адресной программы по переселению граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время срок, установленный в распоряжении начальника Управлении жилищных отношений администрации г. Перми по отселению граждан до ДД.ММ.ГГГГ не истек. Также указано, что истец на жилищном учете по списку детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в органе местного самоуправления не состоит, в связи с чем оснований для предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, как лицу, относящемуся к указанной категории, не имеет.
Третье лицо МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми в судебное заседание представителя не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чем имеется заявление.
Суд полагает возможным рассмотреть в отсутствие участников процесса.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 на условиях договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ занимает комнату, общей площадью 6,3 кв.м., в том числе жилой площадью 4,9 кв.м., расположенную по адресу: <Адрес> (л.д. 8). Имеет регистрацию по месту жительства по указанному адресу (л.д. 17).
Дом является домом коридорной системы, что следует из справки заключения о техническом состоянии конструкций здания (строения) (л.д. 47-137), технического паспорта, плана строения (л.д. 10, 11).
ФИО1 иных помещений на праве собственности или в пользовании не имеет, что подтверждается сведениями из Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю (л.д. 20) и ГБУ Пермского края «ЦТИ» (л.д. 21).
ДД.ММ.ГГГГ решением Департамента социальной политики администрации г. Перми № ФИО1 признана малоимущей в целях признания нуждающейся в получении жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма (л.д. 14).
Распоряжением начальника Управления жилищных отношений Администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о постановке на учет ФИО1 в качестве нуждающейся в жилом помещении. Указан номер очередности по общегородскому списку – 13777 (л.д. 16, 25).
Заключением № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией принято решение о выявлении оснований для признания <Адрес> аварийным и подлежащим сносу (л.д. 13).
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми №, многоквартирный дом по адресу: <Адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам жилых помещений предписано в течение шести месяцев с даты получения уведомления освободить занимаемые жилые помещения, снести аварийный дом в течение шести месяцев с даты получения уведомления. Отделу расселения жилищного фонда предписано принять меры по отселению граждан в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22, 23).
Согласно заключению ООО «<данные изъяты>» о техническом состоянии конструкций здания (строения) по адресу: <Адрес>, на оценку фактического технического состояния конструкций для определения возможности дальнейшей эксплуатации жилых помещений по назначению, жилой <Адрес> года постройки, на момент обследования, ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует строительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам. Конструктивные и другие характеристики частей жилого дома не соответствуют требованиям надежности и безопасности частей здания и объекта в целом, создают угрозу жизни и здоровью граждан. В помещениях данного жилого дома проживание опасно, дом непригоден для постоянного проживания и не может эксплуатироваться. Есть основания признать жилые помещения в указанном доме непригодными для проживания, признать дом аварийным и подлежащим сносу. Капитальный ремонт ввиду аварийности основных несущих конструкций: межэтажных и чердачного перекрытий, а также конструкций стропильной крыши, нецелесообразен (л.д. 46-137).
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Для разрешения вопроса о предоставлении жилого помещения также не будет иметь правового значения наличие финансирования органов местного самоуправления в целях приобретения гражданам, проживающим в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, иных жилых помещений.
Принимая во внимание, что многоквартирный дом был признан аварийным и подлежащим сносу еще ДД.ММ.ГГГГ, в помещениях данного жилого дома проживание опасно, дом непригоден для постоянного проживания и не может эксплуатироваться, до настоящего времени вопрос о предоставлении истцу иного благоустроенного жилого помещения не решен, суд приходит к выводу, что истец вправе требовать предоставления ей другого жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ из муниципального жилищного фонда.
Обязанность по предоставлению жилого помещения истцу должна быть возложена на администрацию г. Перми, как владельца муниципальной собственности.
Разрешая исковые требования о предоставлении жилого помещения не менее 33 кв.м. общей площади как лицу, оставшемуся без попечения родителей, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что матерью ФИО5 является ФИО3, отцом - ФИО4 (л.д. 24).
ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ДД.ММ.ГГГГ поступила в детский <Адрес>. Мать, на основании решения <данные изъяты> суда <Адрес> ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец с семьей не проживал (л.д. 15, 19).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6 и ФИО5 заключен брак, после заключения брака жене присвоена фамилия ФИО8 (л.д. 18).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом № 159-ФЗ, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет.
Из материалов дела и пояснений ФИО1 следует, что она в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращалась, на жилищном учете по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в органе местного самоуправления не состоит.
Таким образом, в удовлетворении требований о предоставлении жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует отказать.
Определяя характеристики предоставляемого жилого помещения, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Из содержания ч. 1 ст. 16 ЖК РФ следует, что к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома (п. 1), квартира, часть квартиры (п. 2), комната (п. 3).
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (ч. 4 ст. 16 ЖК РФ).
Поскольку жилое помещение, занимаемое истцом, представляет собой комнату в доме коридорного типа, то данное жилое помещение представляет собой часть жилого дома, предназначенную для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме.
Непосредственно в комнате отсутствуют помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Вместе с тем, в доме коридорного типа кроме жилых комнат имеются вспомогательные помещения (коридоры на этаже, где расположена комната, а также могут находиться другие вспомогательные помещения, например, туалеты, кладовые, кухни и т.п.), без использования которых, пользование комнатой, как жилым помещение, невозможно. Сумма площади комнаты и площадей вспомогательных помещений в части, пропорционально площади комнаты, будет образовывать общую площадь помещения, занимаемую гражданами.
Соответственно, равнозначным жилым помещением при переселении из комнаты в доме коридорного типа будет являться не другая комната, а жилое помещение не менее площади жилой площади в аварийном доме и площади вспомогательных помещений, приходящейся на данную комнату.
Из материалов дела следует, что ФИО1 занимает комнату в доме коридорной системы общей площадью 6,3 кв.м., в том числе жилой площадью 4,9 кв.м., что подтверждается договором социального найма.
Согласно техническому паспорту общая площадь жилых помещений на втором этаже дома, где расположена комната истца, составляет 396,6 кв.м., общая площадь вспомогательных помещений (подсобные (туалеты, коридоры, сушилки, кладовые и т.д.) - 81,8 кв.м, общего пользования (лест. клетки, коридоры) – 153,1 кв.м.) составляет 234,2 кв.м. (81,1+153,1=234,2). Таким образом, доля истца в общей площади вспомогательных помещений составляет 2,9 кв.м.
При таких обстоятельствах в соответствии с положениями ч. 1 ст. 89 ЖК РФ истцу должно быть предоставлено жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, то есть комната, общей площадью не менее 7,8 кв.м. (4,9+2,9=7,8) в пределах территории муниципального округа – город Пермь.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Возложить на администрацию города Перми обязанность предоставить во внеочередном порядке ФИО1 на основании договора социального найма благоустроенное, отвечающее санитарным, техническим требованиям по городу Перми жилое помещение в черте города Перми общей площадью не менее 7,8 кв.м.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий И.Б. Чикулаева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.