Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-268/2022 ~ M179/2022 от 28.02.2022

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Володарский 18 апреля 2022 г.

Володарский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Овчинниковой Ю.А.

при секретаре Куанышпековой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Цифровой водоканал» об обязании совершить действие,

у с т а н о в и л :

Истец Астраханский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к ООО «Цифровой водоканал» об обязании подать в службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области заявления и документы о предоставлении водных объектов в пользование для забора водных ресурсов в соответствии с п.п.4,5,7,8,9 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008г. в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование своих требований указал, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе анализа соблюдения законодательства о концессионных соглашениях на территории Астраханской области в деятельности ООО «Цифровой водоканал» выявлены нарушения природоохранного законодательства. ООО «Цифровой водоканал» с Правительством Астраханской области и администрацией МО «<адрес>» заключено концессионное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому концессионер обязуется за свой счет спроектировать, создать, реконструировать и ввести в эксплуатацию недвижимое и движимое имущество, предназначенное для снабжения потребителей водой питьевого качества, соответствующей действующим санитарным нормам и правилам, осуществлять холодное водоснабжение и технологическое подключение к централизованной системе холодного водоснабжения с использованием объекта соглашения.

В ходе проверки установлено, что с целью выполнения условий Соглашения Обществом в 2020 и 2021 годах произведен забор воды из следующих водных объектов:

- <адрес> в <адрес> <адрес> района Астраханской области по адресу: <адрес> с использованием насосной станции (в 2020 году <данные изъяты> куб.м., в 2021году <данные изъяты> куб.м.);

- <адрес> в с. <адрес> района Астраханской области по адресу: с. <адрес>, <адрес> с использованием насосной станции (в 2020 году <данные изъяты> куб.м., в 2021 году <данные изъяты> куб.м.);

- <адрес> в <адрес> Володарского района Астраханской области по адресу: <адрес> «Г» с использованием насосной станции (в 2020 году <данные изъяты> куб.м, в 2021 году <данные изъяты> куб.м.);

- <адрес> в <адрес> Володарского района Астраханской области по адресу: <адрес> с использованием насосной станции (в 2020 году <данные изъяты> куб.м., в 2021 году <данные изъяты> куб.м.).

В нарушение требований законодательства
Обществом меры по подаче в установленном законом порядке заявки на заключение договора водопользования в службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области не приняты, документы на право пользования водным объектом не получены.

В связи с выявленными нарушениями закона в адрес директора учреждения внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ . Однако до настоящего времени нарушения закона не устранены.

В связи с чем, истец просит обязать ООО «Цифровой водоканал» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подать в службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области заявления и документы о предоставлении следующих водных объектов в пользование для забора водных ресурсов в соответствии с п.п. 4,5,7,8,9 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ :

- <адрес> в <адрес> <адрес> района Астраханской области по адресу: <адрес> с использованием насосной станции (в 2020 году <данные изъяты> куб.м., в 2021году <данные изъяты> куб.м.);

- <адрес> в с. <адрес> района Астраханской области по адресу: с. <адрес>, <адрес> с использованием насосной станции (в 2020 году <данные изъяты> куб.м., в 2021 году <данные изъяты> куб.м.);

- <адрес> в <адрес> <адрес> района Астраханской области по адресу: <адрес> «Г» с использованием насосной станции (в 2020 году <данные изъяты> куб.м, в 2021 году <данные изъяты> куб.м.);

- <адрес> в <адрес> <адрес> района Астраханской области по адресу: <адрес> с использованием насосной станции (в 2020 году <данные изъяты> куб.м., в 2021 году <данные изъяты> куб.м.).

В судебном заседании помощник Астраханского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Цифровой водоканал» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица – Службы природопользования и охраны окружающей среды <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Принимая во внимание, что ответчик не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, на основании ст.233 ГПК РФ дело рассматривается в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с
заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и
неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с
участием организаций, органов государственной власти о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

Судом установлено, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе анализа соблюдения законодательства о концессионных соглашениях на территории <адрес> в деятельности ООО «Цифровой водоканал» выявлены нарушения природоохранного законодательства.

ООО «Цифровой водоканал» с Правительством Астраханской области и администрацией МО «<адрес>» заключено концессионное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого концессионер обязуется за свой счет спроектировать, создать, реконструировать и ввести в эксплуатацию недвижимое и движимое имущество, предназначенное для снабжения потребителей водой питьевого качества, соответствующей действующим санитарным нормам и правилам, осуществлять холодное водоснабжение и технологическое подключение к централизованной системе холодного водоснабжения с использованием объекта соглашения.

В ходе проверки установлено, что с целью выполнения условий Соглашения ответчиком в 2020 и в истекшем периоде 2021 года произведен забор воды следующих водных объектов:

- <адрес> в <адрес> <адрес> района Астраханской области по адресу: <адрес> с использованием насосной станции (в 2020 году <данные изъяты> куб.м., в 2021году <данные изъяты> куб.м.);

- <адрес> в с. <адрес> Володарского района Астраханской области по адресу: с. Средняя <адрес>, <адрес> с использованием насосной станции (в 2020 году <данные изъяты> куб.м., в 2021 году <данные изъяты> куб.м.);

- <адрес> в <адрес> Володарского района Астраханской области по адресу: <адрес>, ул. набережная, 2 «Г» с использованием насосной станции (в 2020 году <данные изъяты> куб.м, в 2021 году <данные изъяты> куб.м.);

- <адрес> в <адрес> Володарского района Астраханской области по адресу: <адрес> с использованием насосной станции (в 2020 году <данные изъяты> куб.м., в 2021 году <данные изъяты> куб.м.).

Правилами подготовки и заключения договора водопользования,
утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от
ДД.ММ.ГГГГ установлен порядок подготовки и заключения договоров
водопользования, на основании которых в соответствии с частью 1 статьи 11
Водного кодекса Российской Федерации водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов, использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей, использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии.

Пункт 4 указанных Правил устанавливает, что физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении водного объекта в пользование, в вышеперечисленных случаях обращаются в уполномоченный орган исполнительной власти или местного самоуправления по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование.

Порядок подачи заявления и перечень документов и материалов, необходимых для рассмотрения заявления установлен п. 5 Правил.

В силу п. 7, 8, 9 Правил к заявлению прилагаются следующие документы и
материалы: копия документа, удостоверяющего личность, - для физического лица,
документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, при необходимости, материалы, содержащие сведения о планируемых заявителем водохозяйственных мероприятиях, мероприятиях по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также о предполагаемом размере и источниках средств, необходимых для их реализации, материалы, содержащие сведения о возможности ведения в установленном порядке регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами при осуществлении водопользования, материалы, отображающие в графической форме водный объект, указанный в заявлении, размещение средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к этим материалам. Координаты заявленной к использованию части водного объекта, примыкающей к береговой линии (границе водного объекта), определяются в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

При подаче заявления для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов кроме документов и материалов, указанных в пункте 7 настоящих Правил, прилагаются материалы, содержащие:

а)    сведения о заявляемом объеме забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта за платежный период, включая объемы забора (изъятия) для передачи абонентам и для хозяйственно-бытовых нужд населения (при наличии);

б)    сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета
объема и качества забираемых (изымаемых) из водного объекта водных ресурсов, в том числе передаваемых абонентам водных ресурсов и для хозяйственно-бытовых нужд населения (при наличии), о проведении регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами, а также сведения об обеспечении такого учета и таких регулярных наблюдений;

в)    сведения о технических параметрах водозаборных сооружений (тип и
производительность водозаборных сооружений, наличие устройств по
предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в эти
сооружения, способ отбора водных ресурсов).

Место забора (изъятия) водных ресурсов и размещение водозаборных
сооружений обозначаются в графической форме в материалах, прилагаемых к
заявлению, подаваемому в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил.

В соответствии с п. 1.1 Постановления Правительства Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ -П «О службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области» Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (далее - Служба) является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим контроль и надзор в области природопользования и охраны окружающей среды по вопросам, отнесенным к полномочиям службы, на территории Астраханской области.

Согласно п. 2.6 Положения Служба в области водных отношений
осуществляет полномочия по предоставлению водных объектов или их частей,
находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории
Астраханской области, в пользование на основании договоров водопользования,
решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, установленных Водным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 68 Водного кодекса Российской Федерации лица,
виновные в нарушении водного законодательства, несут административную,
уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

Вместе с тем, в нарушение перечисленных требований законодательства
Обществом, меры по подаче в установленном законом порядке заявки на заключение договора водопользования в службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области не приняты, документы на право пользования водным объектом не получены.

В связи с выявленными нарушениями закона в адрес директора учреждения внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ . Однако до настоящего времени нарушения закона не устранены.

Кроме того, по постановлениям прокурора о возбуждении производств по
делам об административных правонарушениях постановлениями Межрегионального Управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям юридическое и должностное лица Общества привлечены к административной ответственности по ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выявленными нарушениями закона в деятельности ответчика нарушаются
интересы неопределенного круга лиц - граждан, которые проживают, находятся и
могут находиться в будущем в зоне влияния хозяйственной деятельности ответчика, не обеспечивается их экологическая безопасность, и, соответственно гарантированные ст. 42 Конституции РФ и ст.ст. 1 и 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» права на благоприятную окружающую среду.

Российская Федерация согласно ст. 6 ФЗ «Об охране окружающей среды»
осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с принципами, установленными международными договорами, выступает гарантом прав граждан, закрепленных Конституцией Российской Федерации и других федеральных законов, поэтому не должна допускать ухудшения состояния окружающей среды, проводить единую государственную политику в области экологии, устанавливая порядок государственного учета антропогенной нагрузки хозяйственной и иной деятельности. Таким образом, ответчиком также нарушаются интересы Российской Федерации.

Более того, ответчиком также нарушены интересы Российской Федерации, как одного из основных участников водных отношений, а в данном случае собственника федеральных водных объектов, используемых ответчиком в целях забора водных ресурсов в отсутствие разрешительной документации.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную
окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение
ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ, водные объекты,
находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской
Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в
пользование, в том числе для забора (изъятия) воды водных ресурсов из
поверхностных водных объектов на основании договора водопользования.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять
водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в
соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также
правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , мероприятия по охране
поверхностных водных объектов осуществляются, в том числе лицом,
использующим водный объект (водопользователем), которому предоставлено право пользования водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя: предотвращение истощения водных объектов, ликвидацию загрязнения и засорения, извлечение объектов механического засорения; расчистку водных объектов от донных отложений; аэрацию водных объектов; биологическую рекультивацию водных объектов; залужение и закрепление кустарниковой растительностью берегов; оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; иные мероприятия по охране поверхностных водных объектов.

Кроме того, примерной формой договора, утвержденной постановлением
Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрено, что водопользователь обязан своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации аварийных и других чрезвычайных ситуаций на водном объекте; не осуществлять действий, приводящих к причинению вреда окружающей среде, ухудшению экологической обстановки на предоставленном в пользование водном объекте и прилегающих к нему территориях водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.

Таким образом, помимо факта самовольного использования принадлежащего государству природного ресурса, интересы Российской Федерации нарушаются тем, что осуществление хозяйственной и иной деятельности в отсутствие определенных обязательств в сфере природопользования может привести к непредсказуемым
последствиям для окружающей среды.

На основании изложенного, суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Принимая во внимание, что истец на основании ст. 333.36 ч. 1 п. 19 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст.103 ч. 1 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию в доход местного бюджета с ответчика в размере 6000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 233-235 ГПК РФ,

р е ш и л :

исковые требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Цифровой водоканал» об обязании совершить действие - удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Цифровой водоканал» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подать в службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области заявления и документы о предоставлении следующих водных объектов в пользование для забора водных ресурсов в соответствии с п.п. 4,5,7,8,9 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ :

- <адрес> в <адрес> Володарского района Астраханской области по адресу: <адрес>.

- <адрес> в с. <адрес> Володарского района Астраханской области по адресу: с. <адрес>, <адрес>;

- <адрес> в <адрес> Володарского района Астраханской области по адресу: <адрес> «Г»;

- <адрес> в <адрес> Володарского района Астраханской области по адресу: <адрес>.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Цифровой водоканал» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в бюджет МО «<адрес>».

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Полный текст заочного решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Ю.А. Овчинникова

2-268/2022 ~ M179/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Астраханский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "Цифровой водоканал"
Другие
Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области
Суд
Володарский районный суд Астраханской области
Судья
Овчинникова Юлия Александровна
Дело на странице суда
volodarsky--ast.sudrf.ru
28.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.03.2022Передача материалов судье
05.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2022Подготовка дела (собеседование)
25.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2022Судебное заседание
25.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее