Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-120/2024 (2-1414/2023;) ~ М-1108/2023 от 26.10.2023

Дело № 2-120/2024 (№ 2-1414/2023)

УИД 65RS0017-01-2023-001432-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 января 2024 года                        г. Холмск Сахалинской области

    Холмский городской суд Сахалинской области в составе

председательствующего судьи                    Расковаловой О.С.

при помощнике судьи                            Косатухиной А.В.,

с участием представителя истца                    Трифонова М.В.,

ответчика                                    Савина А.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ПАО «ДЭК» к Савину А. В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

    ПАО «ДЭК» обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании с Савина А.В. задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 01 декабря 2021 года по 31 мая 2023 года. В обоснование заявленных требований указано, что Савин А.В. является потребителем коммунальных услуг по адресу: <адрес>. По данному жилому помещению открыт лицевой счет , по которому числится задолженность за период с 01 декабря 2021 года по 31 мая 2023 года в размере 57 980,21 рублей. Между ПАО «ДЭК» и МУП «Тепло», МУП «Водоканал», УО, ПАО «Сахалинэнерго» заключены агентские договоры, согласно которым ПАО «ДЭК» как платежный агент вправе предъявлять в суд исковые заявления о взыскании задолженность за коммунальные услуги. По изложенным основаниям поставлены требования:

- взыскать с ответчика задолженность за коммунальные услуги 54 336,17 рублей, пени 3 644,04 рублей, в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины 1 939,41 рублей.

    В судебном заседании представитель истца Трифонов М.В. настаивал на удовлетворении требований искового заявления по изложенным в нем основаниям.

    Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что в его жилом помещении только в одной жилой комнате есть радиатор отопления, в других помещениях квартиры фактически отсутствуют отопительные приборы по неизвестной ему причине.

      В судебное заседание не явился представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - управляющей организации ООО «Портовая», извещены о месте и времени рассмотрения дела.

    Суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица.

    Выслушав стороны, изучив дело, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

    В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1).

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (пункт 5 части 2).

    Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги (часть 2).

В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 11).

Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается (часть 14).

Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (часть 15).

Как видно из дела, Савин А.В. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства подтверждены выпиской ЕГРН.

По данному жилому помещению открыт лицевой счет , по которому числится задолженность за период с 01 декабря 2021 года по 31 мая 2023 года в размере 57 980,21 рублей.

Обратного суду, вопреки положениям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не доказано.

    Возражая против исковых требований, ответчик указывает, что в его жилом помещении фактически отсутствуют отопительные приборы по неизвестной ему причине, потому за отопление не оплачивает, ввиду чего образовалась задолженность.

    Однако приведенные ответчиком обстоятельства не являются основанием для освобождения его от несения бремени содержания принадлежащего ему недвижимого имущества, в том числе в составе общего имущества МКД, в силу следующего.

    Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2018 года № 46-П, многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170… Обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению, достигаются, как правило, за счет предоставления их собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению, представляющей собой подачу через сеть, присоединенную к помещениям, тепловой энергии, обеспечивающей соблюдение в них надлежащего температурного режима (подпункт «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения № 1 к данным Правилам; подпункт «в» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда… Учитывая названное обстоятельство, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем (Постановление от 10 июля 2018 года № 30-П). В зависимости от особенностей конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения многоквартирных домов жилые и нежилые помещения в них могут обогреваться разными способами, в том числе не предполагающими оказание собственникам и пользователям помещений коммунальной услуги по отоплению (например, путем печного отопления и т.п.). Тем не менее, подавляющее большинство многоквартирных домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативно установленных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные помещения, так и помещения вспомогательного использования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, за счет присоединения всех отапливаемых помещений к внутридомовой инженерной системе отопления. В указанных случаях определяемый еще на стадии возведения многоквартирного дома универсальный для всех расположенных в нем обособленных помещений способ отопления, как правило, не предполагает последующего его изменения по инициативе отдельного собственника или пользователя соответствующего помещения. В связи с этим, а также принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (статья 210 ГК Российской Федерации, часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации), действующее нормативное регулирование отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению исходит из необходимости возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию (иные коммунальные ресурсы, используемые при производстве услуги по отоплению), совокупно расходуемую на обогрев как обособленных помещений, так и помещений вспомогательного использования. В частности, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов устанавливают, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за данную услугу совокупно без разделения на плату за ее потребление в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абзац второй пункта 40). Такая правовая модель, будучи основанной на презумпции присоединения к внутридомовой системе отопления всех жилых помещений подключенного к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирного дома и, как следствие, на презумпции потребления поступающей в дом тепловой энергии для обогрева каждого жилого помещения, не учитывает возможность существования в многоквартирном доме одного или нескольких жилых помещений, в которых в законном порядке установлен индивидуальный квартирный источник тепловой энергии и при этом - ввиду изоляции расположенных в них элементов внутридомовой системы отопления (трубопроводы, стояки и т.п.) и отсутствия подключения внутриквартирного обогревающего оборудования (радиаторов) к этим элементам - тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, непосредственно для обогрева данных помещений не расходуется. Между тем одним из условий возникновения обязанности собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, оплатить коммунальную услугу по отоплению является фактическое потребление поступающей в этот дом тепловой энергии для обогрева конкретного помещения при помощи подключенного к внутридомовой инженерной системе отопления внутриквартирного оборудования и (или) теплоотдачи от расположенных в помещении элементов указанной системы… вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления. В частности, в настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с этим переходом, осуществляется в первую очередь главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (статья 26), а также Федеральным законом «О теплоснабжении», который - в целях реализации таких общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, как обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и развитие систем централизованного теплоснабжения (часть 1 статьи 1, пункты 1 и 4 части 1 статьи 3), - закрепляет основные требования к подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения и устанавливает запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения (часть 15 статьи 14) (в соответствующей части данный Федеральный закон, согласно части 2 его статьи 30, вступил в силу с 1 января 2011 года). До вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации отношения, связанные с установкой в жилых помещениях многоквартирных домов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, регулировались статьей 84 Жилищного кодекса РСФСР (утратил силу с 1 марта 2005 года на основании Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ), также предусматривавшей необходимость получения разрешения местной администрации на переустройство жилого помещения. В то же время необходимо учитывать, что сама по себе установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым инженерным системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

    Как видно из дела, а именно из приватизационного дела на жилое помещение по адресу: <адрес>, на основании договора о передаче квартиры (дома) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, Савину А.В. в частную (личную) собственность передано указанное жилое помещение, которое он занимал ранее на основании договора социального найма с 2011 года. Техническое состояние квартиры, в том числе ее теплоснабжение соответствует техническому паспорту.

Между тем, из пояснений ответчика в судебном заседании 08 декабря 2023 года видно, что в данную квартиру заселен с матерью в 1960-х годах, радиаторы отопления были, затем с 1995 года мама стала жить одна и куда делись батареи, ответчик не знает; после смерти матери приватизировал квартиру в 2012 году, является ее собственником; самостоятельно радиаторы отопления не убирал. Также пояснил, что в квартире только одна батарея в спальне, в зале и на кухне – отсутствуют; на момент приватизации квартиры радиаторы отопления в квартире отсутствовали.

Также из акта от 26 декабря 2023 года, составленного ООО «Портовая», на запрос суда видно, что объект: <адрес>, - квартира двухкомнатная, расположена на 5 этаже пятиэтажного дома. Спальня – прибор отопления имеется рабочем состоянии. Зал – стояк отопления имеется, прибор отопления отсутствует (демонтирован). Кухня – стояк отопления имеется, прибор отопления отсутствует (демонтирован). Санузел – стояк отопления имеется в нерабочем состоянии, прибор отопления отсутствует (демонтирован).

Однако, из сообщения администрации муниципального образования «Холмский городской округ» на запрос суда видно, что заявление о согласовании перепланировки и (или) переустройства <адрес> в отдел архитектуры и градостроительства не поступало. Решение о согласовании перепланировки и (или) переустройства <адрес> отделом не выдавалось.

Отсюда, ввиду не санкционированного переустройства спорного жилого помещения, следует вывод об отсутствии оснований для освобождения ответчика от обязанности по оплате коммунальных платежей, в том числе за отопление, а также – пени при просрочке уплаты требуемых платежей.

Расчет цены иска ответчиком не опровергнут, является арифметически и методологически верным, а потому принимается судом.

При таких обстоятельствах, исковые требования надлежит удовлетворить.

Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать 1 939,41 рублей в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины, факт уплаты которой подтвержден соответствующим платежным документом, представленным в дело.

    Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

    Исковые требования ПАО «ДЭК» (2723088770) к Савину А. В. (паспорт серии , выданному ОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) удовлетворить.

    Взыскать с Савина А. В. в пользу ПАО «ДЭК» задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01 декабря 2021 года по 31 мая 2023 года в размере 54 336 рублей 17 копеек, пени 3 644 рубля 04 копейки, 1 939 рублей 41 копейку в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.

    На решение может быть подана частная жалоба в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме составлено 29 января 2024 года.

Судья                                      Расковалова О.С.

2-120/2024 (2-1414/2023;) ~ М-1108/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ПАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице Холмского отделения филиала ПАО "ДЭК"-"Сахалинэнергосбыт"
Ответчики
Савин Андрей Викторович
Другие
ООО "Портовая"
Суд
Холмский городской суд Сахалинской области
Судья
Расковалова Оксана Сергеевна
Дело на странице суда
holmskiy--sah.sudrf.ru
26.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.10.2023Передача материалов судье
02.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.12.2023Судебное заседание
22.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2024Дело оформлено
28.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее