УИН 18RS0031-01-2022-000832-68
№ 2-516/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 октября 2022 года с. Якшур-Бодья УР
Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Уткиной Н.В. - единолично,
при секретаре Кокшаровой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район УР», Муниципальному бюджетному учреждению «Центр по комплексному обслуживанию муниципальных учреждений Якшур-Бодьинского района» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район УР» о возложении обязанности по оборудованию входа в здание по адресу: <адрес> специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения – пандусом, а также установки тактильной таблички для людей с нарушением зрения, в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы следующим.
Прокуратурой Якшур-Бодьинского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов на территории Якшур-Бодьинского района, в ходе которой выявлены нарушения закона.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В силу ст. 15 Закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно п. 5.1.14 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденная приказом Минстроя России от 14.11.2016№ 798/пр» (далее - СП 59.13330.2016), лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
В соответствии с п. 6.1.1 СП 59.13330.2016 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Кроме того, в силу п. 6.5.9 СП 59.13330.2016 рядом с дверью должны размещаться информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Проверкой, проведенной прокуратурой района, установлено, что на территории Якшур-Бодьинского района осуществляет деятельность территориальный отдел «Чуровской», расположенный по адресу: <адрес> Вход в здание учреждения, находящееся в собственности Администрации МО «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район УР», не оборудован специальным приспособлением (пандусом) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, таблички Брайля не установлены.
На основании изложенного, прокурор просит обязать Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район УР» в течение 9 месяцев после вступления решения суда в законную силу создать условия инвалидам и иным маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа в территориальный отдел «Чуровской» путем оборудования входа в здание, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с нормами «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», пандусом для инвалидов – колясочников и маломобильных групп населения; установки информирующей тактильной таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов) и перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения.
В ходе рассмотрения дела определением Якшур-Бодьинского районного суда УР от 07.09.2022 года в качестве соответчика привлечено Муниципальное бюджетное учреждение «Центр по комплексному обслуживанию муниципальных учреждений Якшур-Бодьинского района» (далее - МБУ «ЦКО»).
С учетом уточнения требований в окончательном виде истец просит:
- обязать Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район УР» в срок до 31.03.2023 года профинансировать мероприятия по оборудованию входа в здание, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с нормами «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», пандусом для инвалидов – колясочников и маломобильных групп населения; установке информирующей тактильной таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов) и перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения.
- обязать МБО «ЦКО» в срок до 31.12.2023 года создать условия инвалидам и иным маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа в территориальный отдел «Чуровской» путем оборудования входа в здание, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с нормами «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», пандусом для инвалидов – колясочников и маломобильных групп населения; установки информирующей тактильной таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов) и перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Камальдинова Г.Н. исковые требования с учетом их уточнений поддержала, просила удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика - Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район УР», МБУ «ЦКО» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчиков.
Суд, выслушав доводы истца и исследовав представленные им доказательства, дав им оценку по правилам, предусмотренным ст. 67 ГПК РФ, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Администрация МО "Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район УР" является собственником земельного участка и расположенного она нем здания по адресу: <адрес> (Постановление Главы МО "Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район УР" №1 от 06.12.2021 года «О приеме в собственность муниципального образования "Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район УР" имущества, находящегося в собственности преобразуемых муниципальных образований Якшур-Бодьинского района»).
В соответствии с постановлением Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» № 101 от 01.02.2022 здание по адресу: <адрес>, закреплено на праве оперативного управления за МБУ «ЦКО».
Из объяснений истца следует, что в вышеуказанном здании находится территориальный отдел «Чуровской».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений деятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Согласно п. 5.1.14 СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденная приказом Минрегиона России от 14.11.2016 № 798/пр, у внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м; платформы подъемные с вертикальным перемещением по ГОСТ Р 55555 при перепаде высот до 3,0 м; лифты при перепаде высот от 3,0 м и более. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.
В соответствии с п. 6.1.1 СП 59.13330.2016 в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
В соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2016 информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:
- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения;
- перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6);
- рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
В силу положений Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" территориальный отдел «Чуровской» обязан создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
При рассмотрении дела доказательств наличия оборудованного входа в помещение территориального отдела «Чуровской», пандусом и тактильной табличкой, не представлено, в связи с чем исковые требования прокурора к МБУ «ЦКО» подлежат удовлетворению.
В силу 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года "О некоммерческих организациях" в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (часть 1).
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (часть 2).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (часть 6).
Статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
Таким образом, обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по созданию условий для беспрепятственного доступа в территориальный отдел «Чуровской» должна быть возложена на Администрацию МО «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район УР».
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район УР», Муниципальному бюджетному учреждению «Центр по комплексному обслуживанию муниципальных учреждений Якшур-Бодьинского района» о возложении обязанности – удовлетворить.
- обязать Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район УР» в срок до 31.03.2023 года профинансировать мероприятия по оборудованию входа в здание, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с нормами «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», пандусом для инвалидов – колясочников и маломобильных групп населения; установке информирующей тактильной таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов) и перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения.
- обязать МБУ «ЦКО» в срок до 31.12.2023 года создать условия инвалидам и иным маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа в территориальный отдел «Чуровской» путем оборудования входа в здание, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с нормами «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», пандусом для инвалидов – колясочников и маломобильных групп населения; установки информирующей тактильной таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов) и перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья Н.В. Уткина