Дело № 2-75/2024
УИД: 70RS0009-01-2023-002923-79
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 января 2024 года Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего-судьи Карабатовой Е.В.
при секретаре Кириленко М.А.,
помощник судьи Родионова Е.В.,
с участием:
представителя истца прокурора ЗАТО г. Северска Томской области - старшего помощника прокурора ЗАТО г. Северска Томской области Карасевой Н.Е.,
представителей ответчика муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 84» Коппаловой Л.Н., Девяшина А.Р.,
представителя третьего лица Администрации ЗАТО Северск Томской области Свердловой Г.Н.,
рассмотрев в г. Северске Томской области в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Северска Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 84» об устранении нарушений, препятствующих в беспрепятственном доступе инвалидов к объекту социальной инфраструктуры,
установил:
прокурор ЗАТО г. Северска Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 84» (далее – МБОУ «СОШ № 84», Учреждение), в котором просит с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) обязать ответчика в срок до 31.08.2025 устранить выявленные нарушения, которые выразились в следующем:
1) отсутствует система средств информационной поддержки и навигации для лиц с нарушением зрения, а именно отсутствует система радиоинформирования и звукового ориентирования (ГОСТ Р 59431-2021, пункты 5.1.3, 6.5.3 СП 59.13330.2020, пункт 10.3.1, приложение Г (рисунок Г. 19) СП 136.13330.2012, пункт 14 Приказа от 11.07.2019 № 397/пр., подпункт «е» пункта 3 Порядка);
2) перед внешним лестничным маршем отсутствуют предупреждающие наземные тактильные указатели, информирующие о наличии на пути движения лестничного марша (пункт 5.1.10 СП 59.13330.2020, пункт 5.8 СП 136.13330.2012, пункт 3 таблица 4 ГОСТ Р 52875-2018);
3) поручни, установленные на внешнем лестничном марше, не отвечают нормативным требованиям, а именно: отсутствуют горизонтальные завершающие участки, равные 0,3 м. (пункт 5.1.13 СП 59.13330.2020, пункт 5.2.7.2 ГОСТ Р 51261-2017);
4) контрастное выделение краевых ступеней внешнего лестничного марша нанесено не в соответствии с пунктом 6.2.8 СП 59.13330.2020;
5) ступени лестничного марша для подъема на крыльцо не являются одинаковыми по высоте в пределах одного марша (пункт 5.1.12 СП 59.13330.2020, подпункт «а» пункта 3 Порядка);
6) вдоль обеих сторон пандуса отсутствует ограждение с поручнями (пункт 5.1.16 СП 59.13330.2020);
7) на путях эвакуации имеется перепад высот более 0,014 м (пункт 9.3.8 СП 1.13130.2020, пункт 6.2.4 СП 59.13330.2020);
8) на путях движения в спортивный зал имеется перепад высот более 0,014 м (пункт 6.2.4 СП 59.13330.2020);
9) отсутствуют низко расположенные настенные направляющие линии вдоль всего маршрута эвакуации (пункт 9.3.3.2 ГОСТ 34428-2018);
- лестничные марши не оснащены двусторонними опорными поручнями (пункт 5.1.13 СП 59.13330.2020, подпункты «а», «б» пункта 3 Порядка);
10) на проступи краевых ступеней лестничного марша не нанесено противоскользящих полос, контрастных с поверхностью проступи ступеней (пункт 6.2.8 СП 59.13330.2020, подпункты «а», «б» пункта 3 Порядка).
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой ЗАТО г. Северск проведена проверка соблюдения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры в МБОУ «СОШ № 84». В ходе данной проверки установлено, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 84» не в полной мере отвечает требованиям закона в указанной сфере. Так, в том числе установлено, что: 1) отсутствует система средств информационной поддержки и навигации для лиц с нарушением зрения, а именно отсутствует система радиоинформирования и звукового ориентирования (ГОСТ Р 59431-2021, пункты 5.1.3, 6.5.3 СП 59.13330.2020, пункт 10.3.1, приложение Г (рисунок Г. 19) СП 136.13330.2012, пункт 14 Приказа от 11.07.2019 № 397/пр., подпункт «е» пункта 3 Порядка); 2) перед внешним лестничным маршем отсутствуют предупреждающие наземные тактильные указатели, информирующие о наличии на пути движения лестничного марша (пункт 5.1.10 СП 59.13330.2020, пункт 5.8 СП 136.13330.2012, пункт 3 таблица 4 ГОСТ Р 52875-2018); 3) поручни, установленные на внешнем лестничном марше, не отвечают нормативным требованиям, а именно: отсутствуют горизонтальные завершающие участки, равные 0,3 м. (пункт 5.1.13 СП 59.13330.2020, пункт 5.2.7.2 ГОСТ Р 51261-2017); 4) контрастное выделение краевых ступеней внешнего лестничного марша нанесено не в соответствии с пунктом 6.2.8 СП 59.13330.2020; 5) ступени лестничного марша для подъема на крыльцо не являются одинаковыми по высоте в пределах одного марша (пункт 5.1.12 СП 59.13330.2020, подпункт «а» пункта 3 Порядка); 6) вдоль обеих сторон пандуса отсутствует ограждение с поручнями (пункт 5.1.16 СП 59.13330.2020); 7) на путях эвакуации имеется перепад высот более 0,014 м (пункт 9.3.8 СП 1.13130.2020, пункт 6.2.4 СП 59.13330.2020); 8) на путях движения в спортивный зал имеется перепад высот более 0,014 м (пункт 6.2.4 СП 59.13330.2020); 9) отсутствуют низко расположенные настенные направляющие линии вдоль всего маршрута эвакуации (пункт 9.3.3.2 ГОСТ 34428-2018); 10) лестничные марши не оснащены двусторонними опорными поручнями (пункт 5.1.13 СП 59.13330.2020, подпункты «а», «б» пункта 3 Порядка); 11) на проступи краевых ступеней лестничного марша не нанесено противоскользящих полос, контрастных с поверхностью проступи ступеней (пункт 6.2.8 СП 59.13330.2020, подпункты «а», «б» пункта 3 Порядка). В связи с выявленными нарушениями прокурором ЗАТО г. Северск директору МБОУ «СОШ № 84» 21.10.2022 внесено представление об устранении выявленных в ходе проверки нарушений. Из ответа представление от 27.12.2022 № 260 следует, что представление прокурора ЗАТО г. Северск рассмотрено, однако вышеуказанные нарушения до настоящего времени не устранены.
Определением судьи Северского городского суда Томской области от 31.10.2023 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление образования Администрации ЗАТО Северск Томской области.
Определением Северского городского суда Томской области от 20.11.2023 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация ЗАТО Северск, Департамент общего образования Томской области.
Представитель истца - старший помощник прокурора ЗАТО г. Северска Карасева Н.Е., в судебном заседании поддержала исковые требования с учетом их уточнения по основаниям, изложенным в иске. Просила доводы, указанные в иске, считать за её пояснения в суде, требования удовлетворить.
Представители ответчика МБОУ «СОШ № 84» Коппалова Л.Н. (директор), действующая на основании Устава, Девяшин А.Р., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали, поддержали письменные возражения на исковое заявление. Представитель ответчика Коппалова Л.Н. также указала, что перечисленные нарушения возможно устранить при реконструкции или капитальном ремонте здания, и при выделении Управлением образования Администрации ЗАТО Северск дополнительных средств на устранение выявленных нарушений. Учреждение направило в Управление образования Администрации ЗАТО Северск письмо о выделении дополнительных средств на исполнение предписания прокуратуры ЗАТО г. Северска.
Представитель третьего лица Администрации ЗАТО Северск Свердлова Г.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала свой письменный отзыв на исковое заявление. Также полагала, что своды правил СП 59.13330.2020, СП 1.13130.2020 применяются к зданиям, прошедшим реконструкцию, капитальный ремонт или модернизацию. В настоящее время денежных средств на устранение выявленных прокуратурой нарушений нет. При поступлении дополнительных доходов в бюджет ЗАТО Северск заявка Управления образования на выделение дополнительных средств будет рассмотрена на ближайшей сессии Думы ЗАТО Северск в целях включения дополнительных расходов в бюджет ЗАТО Северск. Полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица Управления образования Администрации ЗАТО Северск Томской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд от него не поступало. Представитель Шестакова Н.Н. представила письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому исковые требования не подлежат удовлетворению. Указанные требования необходимо предъявить к Управлению капитального строительства Администрации ЗАТО Северск, поскольку именно данное управление осуществляет полномочия в сферах строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. Школа имеет возможность предоставлять образовательные услуги инвалидам как на дому, так и в дистанционном режиме. Полагает, что свод правил СП 59.13330.2020, ГОСТ Р 59431-2021, ГОСТ Р 51261-2017 применяются к зданиям, прошедшим реконструкцию, капитальный ремонт или модернизацию. Просила в удовлетворении требований отказать, поскольку дополнительных денежных средств на устранение нарушений, указанных прокуратурой, в настоящее время нет.
Представитель третьего лица Департамента общего образования Томской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд от него не поступало. Представитель Гензе С.В. представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором также указал, что свод правил СП 59.13330.2020, СП 1.13130.2020 применяются к зданиям, прошедшим реконструкцию, капитальный ремонт или модернизацию. В заявку Томской области для участия в отборе на предоставление в 2024-2026г.г. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (которые предоставляются для софинансирования расходов, возникающих в связи с проведением мероприятий по капитальному ремонту зданий общеобразовательных организаций) МБОУ «СОШ № 84» не включено. Полагает, что исковые требования прокурора ЗАТО г. Северск не подлежат удовлетворению. Просит дело рассмотреть в отсутствие представителя Департамента.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя истца прокурора помощника прокурора Карасевой Н.Е., представителей ответчика Коппаловой Л.Н. и Девяшина А.Р., представителя третьего лица Администрации ЗАТО Северск Свердловой Г.Н., изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод граждан Российской Федерации независимо от принадлежности к общественным объединениям, в также других обстоятельств.
В силу статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с частью 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): 1)условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; 3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски; 5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; 6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
Таким образом, Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлена обязанность разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Так, в силу статей 3,16 Закона Томской области от 10.09.2003 №109-03 «О социальной поддержке инвалидов в Томской области» обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры признаётся приоритетным направлением социальной защиты инвалидов. Исполнительные органы государственной власти Томской области, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур.
Статьей 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что основополагающими принципами государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является, в том числе обеспечение права каждого человека на образование и недопустимость дискриминации в сфере образования.
Как следует из статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников; ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
Исходя из подпунктов 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Согласно пункту 8 ч. 1 ст. 41 указанного Федерального закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с частью 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Пунктом 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 N 904/пр утвержден СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее - СП 59.13330.2020), который разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25.10.2012. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Использован новый прогрессивный принцип универсального проекта (дизайна), который заявлен в Конвенции как обязательный. Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления. Настоящий свод правил разработан в целях обеспечения соблюдения требований федеральных законов от 29.12.2004 N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно пункту 3.23 СП 59.13330.2020 система радиоинформирования и ориентирования лиц с нарушением зрения – этосистема, состоящая из индивидуальных носимых абонентских устройств пользователей и инфраструктурного оборудования - информаторов, передающих на абонентское устройство различные сообщения об объекте и другую информацию, звуковых маячков, подающих по запросу пользователя сигналы ориентирования на объекте.
В соответствии с пунктом 5.1.3 СП 59.13330.2020 система средств информационной поддержки и навигации должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН на часы работы организации (учреждения или предприятия).
Также пунктом 6.5.3 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что технические средства информации и сигнализации в местах массового посещения должны обеспечивать посетителям объекта возможности однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежной ориентации в пространстве, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях, расположении путей эвакуации и т.п. При необходимости здание или сооружение по заданию на проектирование допускается дополнительно оборудовать звуковыми устройствами ориентирования и информирования для обеспечения навигации инвалидов по зрению. В силу п. 10.3.1 «СП 136.13330.2012. Свод правил. Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения», утверждённого Приказом Госстроя от 25.12.2012 № 112/ГС) системы обеспечения разборчивости звуковой информации следует применять согласно СП 59.13330 (далее - СП 136.13330.2012).
Согласно пункту 5.1.10 СП 59.13330.2020 информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д.) следует обеспечивать устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.
Пунктом 5.8 СП 136.13330.2012 установлено, что тактильные наземные указатели (ТНУ) следует предусматривать согласно СП 59.13330, ГОСТ Р 52875.
Из пункта 5.1.12 СП 59.13330.2020 следует, что ширина лестничных маршей внешних лестниц на участках проектируемых зданий и сооружений должна быть не менее 1,35 м. Для таких лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м (или кратно этим значениям), высоту ступеней - от 0,12 до 0,15 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон ступеней должен быть не более .
Пунктом 5.1.13 СП 59.13330.2020 установлено, что с двух сторон одно-и многомаршевых внешних лестниц следует предусматривать непрерывные по всей их длине ограждения и поручни в соответствии с ГОСТ Р 51261. Высоту поручня определяют от его верхней части до поверхности проступи ступеней и принимают 0,9 м. Края поручней со стороны пешеходных путей должны быть расположены в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части внешней лестницы. При расчетной ширине прохожей части внешней лестницы 4 м и более следует предусматривать центральные двусторонние поручни. Они могут выполняться с разрывом в плане на горизонтальных площадках. Перед нижним и верхним маршами внешней лестницы следует предусматривать завершающие части поручней, которые должны быть горизонтальными и выступать за границы лестничных маршей на 0,3 м. В стесненных условиях допускается выполнять завершающие части поручней под углом 90° во внешнюю сторону. Форма завершающих частей поручней должна быть травмобезопасной: с плавным завершением вниз, в сторону ограждения или стены и т.п.
Согласно пункту 5.1.16 СП 59.13330.2020 пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика). Ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0,9 до 1,0 м.
В силу п. 9.3.8 СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утверждённого Приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194
«Об утверждении свода правил Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (далее - СП 1.13130) и п. 6.2.4 СП 59.13330.2020 Дверные проемы, предусмотренные на путях эвакуации МГН, относящихся к группе мобильности М4, не должны иметь порогов высотой более 1,4 см; и согласно пункту 6.2.4 СП 59.13330.2020 дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов (при входе в жилой дом, общежитие, дом-интернат, выходе на балкон, лоджию и т.п.) их высота или перепад высот не должны превышать 0,014 м.
Пунктом 6.2.8 СП 59.13330.2020 установлено, что при перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для МГН. В местах перепада уровней пола в помещении для защиты от падения следует предусматривать ограждения высотой согласно требованиям СП 118.13330. Ступени лестниц должны быть ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,02 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м или другие устройства для предотвращения соскальзывания трости или ноги. Проступи ступеней должны быть горизонтальными шириной 0,3 м (допускается от 0,28 до 0,35 м). Высота ступеней - 0,15 м (допускается от 0,13 до 0,17 м). На проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08 - 0,1 м. Допускается применение контрастных противоскользящих полос с фотолюминесцентным покрытием, если это предусмотрено заданием на проектирование. Расстояние между краем контрастной полосы и краем проступи ступени - не более 0,04 м. В том случае, если лестница включает в себя несколько маршей, предупреждающая тактильная полоса обустраивается только перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша. При расчетной ширине марша лестницы 4,0 м и более следует предусматривать дополнительно центральные двусторонние разделительные поручни. В размерах ограждений и поручней (высоты, длины завершающих их горизонтальных частей) допускается отклонение в пределах +/- 0,03 м. В пределах одного марша лестницы ступени, различающиеся по высоте и ширине, не допускаются.
Согласно пункту 9.3.3.2 «ГОСТ 34428-2018. Межгосударственный стандарт. Системы эвакуационные фотолюминесцентные. Общие технические условия» (утв. Приказом Росстандарта от 18.11.2021 N 1503-ст) низко расположенные настенные направляющие линии должны располагаться вдоль всего маршрута эвакуации на уровне от 0,2 до 0,4 м от поверхности пола до нижней кромки линии. Непрерывность таких линий может нарушаться в местах нахождения препятствий, таких как: трубопроводы, дверные профили, углы или изгибы, однако величина их прерывания не должна превышать 100 мм. В случае, если вдоль маршрута эвакуации есть двери, настенная направляющая линия может быть прервана с максимальным разрывом 1 м, или эта линия должна быть продолжена обводом на полу перед дверью по следующим принципам: переход направляющей линии со стен на пол и обратно должен быть всегда вертикальный; если дверь открывается в коридор, то отступ размещения фотолюминесцентной полосы от двери должен быть равен ширине створки данной двери в открытом состоянии; в случае, когда дверь открывается внутрь помещения, отступ должен быть не более 50 мм от полотна двери или стены; створки дверей никогда не должны помечаться направляющей линией.
Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что МБОУ «СОШ № 84» является муниципальным бюджетным учреждением, действует на основании Устава, утвержденного начальником Управления образования Администрации ЗАТО Северск Дубовицкой Ю.В. 11.03.2015.
В силу п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 4 Устава Учредителем и собственником Бюджетного учреждения является городской округ ЗАТО Северск Томской области. Функции и полномочия Учредителя Бюджетного учреждения осуществляет: Управление образования Администрации ЗАТО Северск (далее - Учредитель). Бюджетное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности (пункт 6). Бюджетное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность, в том числе за создание безопасных условий обучения, воспитания учащихся, присмотра и ухода, содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье учащихся, работников Бюджетного учреждения; соблюдение прав и свобод учащихся, родителей (законных представителей) учащихся, работников Бюджетного учреждения (п. 15 Устава).
Согласно п. 49 Устава в Бюджетном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия получения образования, в том числе обеспечение доступа в здание учреждения и другие условия, без которых невозможно или затруднительно освоение образовательных программ.
Пунктами 26, 28 Устава определено, что имущество Бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества Бюджетного учреждения является муниципальное образование городской округ ЗАТО Северск Бюджетное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, уставными целями своей деятельности и муниципальным заданием в рамках, установленных законодательством Российской Федерации, Томской области, муниципальными правовыми актами ЗАТО Северск и настоящим Уставом. Бюджетное учреждение обеспечивает содержание имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления (пункт 41).
При этом финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение осуществления Бюджетным учреждением полномочий по исполнению публичных обязательств осуществляется в порядке, установленном Администрацией ЗАТО Северск (пункты 30, 33 Устава).
Кроме того, согласно п. 69 Устава Учредитель Бюджетного учреждения, в том числе формирует и утверждает муниципальное задание Бюджетному учреждению в соответствии с предусмотренными Уставом Бюджетного учреждения основными видами учреждения; осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания; определяет порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности.
В свою очередь руководитель Бюджетного учреждения обязан, в том числе обеспечить целевое и эффективное использование денежных средств Бюджетного учреждения, а также имущества, переданного Бюджетному учреждению в оперативное управление в установленном порядке; обеспечивать сохранность находящегося в оперативном управлении Бюджетного учреждения движимого и недвижимого муниципального имущества; обеспечить своевременное и качественное выполнение муниципального задания, всех договоров и обязательств Бюджетного учреждения.
Однако, в ходе проведенной прокуратурой ЗАТО г. Северск проверки соблюдения прав инвалидов на доступ к объектам социальной инфраструктуры в МБОУ «СОШ № 84» установлено, что деятельность МБОУ «СОШ № 84» не в полной мере отвечает требованиям закона в указанной сфере.
Так, согласно экспертному заключению по результатам обследования от 25.12.2022 № 807/ПР/СОШ84/Т/ТАВ, данному АНО «НЦ «АСИ», в целях обеспечения верховенства закона, соблюдения и исполнения Конституции, охраны прав, свобод человека и гражданина, а также законных интересов личности, общества и государства, было проведено выборочное обследование доступности объекта, а также детского игрового оборудования, с целью выявления несоответствий в полноте, достоверности мероприятий по предупреждению причинения вреда здоровью инвалидов и иных маломобильных групп населения. В результате установлено, что:
1) У входа на земельный участок образовательного учреждения отсутствует доступные для МГН элементы информации об объекте, что не соответствует п.5.1.1 СП 59.13330.2020, пп. «е» п.3 приказа Минобрнауки РФ №1309 от 09.11.2015;
2) Отсутствует система средств информационной поддержки и навигации для лиц с нарушением зрения, а именно отсутствует система радиоинформирования и звукового ориентирования(ГОСТ Р 59431-2021), что не соответствует п. 5.1.3, п. 6.5.3, СП 59.13330.2020, п. 10.3.1, приложение Г (рисунок Г.19) СП 136.13330.2012, п. 14 приказа Минстроя России от 11.07.2019 №397/пр., п. 3е приложения к приказу Министерства образования Российской Федерации от 9.11.2015 N 1309;
3) Перед внешним лестничным маршем отсутствуют предупреждающие наземные тактильные указатели, информирующие о наличии на пути движения лестничного марша, что не соответствуетп. 5.1.10 СП 59.13330.2020, п. 5.8 СП 136.13330.2012, п. 4 табл.3 ГОСТ Р 52875-2018;
4) Поручни, установленные на внешнем лестничном марше, не отвечают нормативным требованиям, а именно: отсутствуют горизонтальные завершающие участки, равные 0,3м(п. 5.1.13 СП 59.13330.2020, п.5.2.7.2 ГОСТ Р 51261-2017);
5) Контрастное выделение краевых ступеней внешнего лестничного марша нанесено не в соответствии сп. 6.2.8 СП 59.13330.2020;
6) Ступени лестничного марша для подъёма на крыльцо образовательного учреждения не являются одинаковыми по высоте в пределах одного марша, что не соответствует п.5.1.12 СП 59.13330.2020, пп. «а» п. 3 приказа Минобрнауки РФ №1309 от 09.11.2015;
7) Вдоль обеих сторон пандуса отсутствует ограждение с поручнями, что не соответствуетп.5.1.16 СП 59.13330.2020;
8) Отсутствует информационная табличка, продублированная рельефно-линейным, а также рельефно-точечным шрифтом Брайля для людей с нарушением зрения, что не соответствуетп.6.5.9 СП 59.13330.2020, пп. «е» п.3 приказа Минобрнауки РФ №1309 от 09.11.2015;
9) Отсутствует контрастность в применяемом оборудовании (дверь - ручка; санитарный прибор - пол, стена), что не соответствуетп. 6.4.1 СП 59.13330.2020;
10) Внутри кабины отсутствует устройство вызова помощи, что не соответствуетп. 6.5.8 СП 59.13330.2020, п.7.2.3.2 ГОСТ Р 51671-2020;
11) Сбоку от унитаза не предусмотрено: пространство шириной не менее 0,8 м для размещения кресла коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей, что не соответствует п. 6.3.3 СП 59.13330.2020;
12) На путях эвакуации имеется перепад высот более 0,014 м, что не соответствуетп. 9.3.8 СП 1.13130.2020, п. 6.2.4 СП 59.13330.2020;
13) Лестничные марши образовательного учреждения оснащены аппарелями, что не соответствуетп.6.1.2. СП 59.13330.2020. Таким образом, созданы условия по реализации угрозы причинения вреда жизни, здоровью детей, что в соответствии сост. 1065 Гражданского кодекса РФ может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, представляющей такую опасность;
14) На путях движения в спортивный зал имеется перепад высот более 0,014 м, что не соответствуетп.6.2.4 СП 59.13330.2020;
15) Отсутствуют низко расположенные настенные направляющие линии вдоль всего маршрута эвакуации, что не соответствуетп. 9.3.3.2 ГОСТ 34428-2018;
16) Лестничный марш не оснащён непрерывными по всей длине опорными поручнями, что не соответствует п.5.1.13, СП 59.13330.2020, пп. «а-б» п.3 приказа Минобрнауки РФ №1309 от 09.11.2015;
17) На проступи краевых ступеней лестничного марша не нанесено противоскользящих полос, контрастных с поверхностью проступи ступеней, что не соответствуетп.6.2.8 СП 59.13330.2020, пп. «а-б» п.3 приказа Минобрнауки РФ №1309 от 09.11.2015.
На основании указанного заключения заместителем прокурора ЗАТО г.Северска Томской области Блинниковой Е.Б. директору МБОУ «СОШ № 84» направлено представление от 21.10.2022 № 22-2022 «Об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов», в котором имелись требования: 1) о рассмотрении представления с участием сотрудника прокуратуры ЗАТО Северск; 2) в течение месяца со дня внесения представления принять меры, к устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, причин и условий им способствующих, в том числе обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание МБОУ «СОШ № 84», расположенное по адресу: г. Северск, пр. Коммунистический, д. 101; 3) рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Как следует из отчёта МБОУ «СОШ № 84» от 27.12.2022 № 260, на основании представления от 21.10.2022 № 22-2022 Учреждением проведена проверка причин допущенных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов. 07.12.2022, обсудив с представителем прокуратуры Шевцовой А.А. выявленные нарушения, Администрация МБОУ «СОШ № 84» согласовала сроки устранения имеющихся несоответствий строительно-технической составляющих здания и территории школы, утвержден План. Также указано, что в создании версии слепых необходимо специальное оборудование и программное обеспечение (для перевода, проверки корректности работы, подкрашивания конвента и его прослушивания). Исполнение национального стандарта по этому вопросу из-за отсутствия в штате школы разработчика программного обеспечения и в отсутствии людей, нуждающихся в специальном оборудовании и программном обеспечении, считают неисполнимым, невостребованным, затратным и нецелесообразным.
В части не внедрения профессионального стандарта, устанавливающего требования к знаниям, умениям персонала, выполняющего трудовые функции ассистента (помощника), оказывающего инвалидам и другим МГН необходимую техническую помощь утвержденных Приказом Минтруда России от 12.04.2017 № 351н «Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья», указано, что штатным расписанием школы, данная должность не предусмотрена. Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.11.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида» (ИПРА) определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. В Томской области мероприятия по социальной реабилитации или абилитации детей инвалидов находятся в компетенции Департаментов по вопросам семьи и детей, социальной защиты населения.
На непредставление свидетельства о квалификации «Ответственный за пожарную безопасность (5 уровень квалификации)», 08.12.2022 в ФГКУ СУ ФПС № 8 МЧС России было направлено письмо № 241 о предоставлении копии свидетельства окончании обучения Барнаульского учебного центра, лица проводящего противопожарные инструктажи.
Также указано, что за допущенные нарушения к административной ответственности привлечен заместитель директора по административно-хозяйственной работе Башкатов А.А.
Из Плана устранения допущенных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, утвержденного директором МБОУ «СОШ № 84» Коппаловой Л.Н. следует, что допущенные нарушения под пунктами 2-4, 6 -7, 11 - 12, 14-17 могут быть устранены только при капитальном ремонте, сроки проведения которого не известны.
Для определения технического состояния здания МБОУ ЗАТО Северск «СОШ № 84» комиссией МБОУ «СОШ № 84» было проведено визуальное техническое обследование здания, по результатам которого составлен акт технического обследования от 12.07.2023, с рекомендациями по устранению выявленных повреждений.
Как следует из письменных пояснений директора МБОУ «СОШ № 84» Коппаловой Л.Н. на представление прокурора ЗАТО г. Северска от 18.10.2023 № 214, допущенные нарушения под пунктами 12 - на путях эвакуации имеется перепад высот более 0,014 м и 14-на путях движения в спортивный зал имеется перепад высот более 0,014 м выполнены. Между тем стороной ответчика в нарушение положении ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих устранение указанных нарушений, а из утвержденного самим директором Плана устранения допущенных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов следует, что данные нарушения подлежат устранению только при капитальном ремонте здания.
В целях устранениях выявленных нарушений, директором МБОУ «СОШ № 84» Копаловой Л.Н. направлено письмо начальнику Управления образования Администрации ЗАТО Северск от 04.12.2023 № 261 с просьбой выделить дополнительные средства на устранение выявленных нарушений, в частности: подать заявку в Управление капитального строительства о подготовке проектно-сметной документам, включающую: а) вопросы капитального ремонта, систем здания школы, указанных в акте технического обследования от 12.07.2023; б) требования, предъявленные прокуратурой ЗАТО г. Северск к нарушениям законодательства по соблюдению прав инвалидов на доступ к объектам социальной инфраструктуры в МБОУ «СОШ № 84»; включить здание МБОУ «СОШ № 84» в план капитальных ремонтов 2024 года, при отсутствии финансовой возможности в указанном году, запланировать его проведение в 2025 году.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что ответчиком принимались меры к устранению выявленных в ходе прокурорской проверки соблюдения прав инвалидов на доступ к МБОУ «СОШ № 84» нарушений.
Между тем, до настоящего времени часть требований не устранены, а именно: 1) отсутствует система средств информационной поддержки и навигации для лиц с нарушением зрения, а именно отсутствует система радиоинформирования и звукового ориентирования (ГОСТ Р 59431-2021, пункты 5.1.3, 6.5.3 СП 59.13330.2020, пункт 10.3.1, приложение Г (рисунок Г. 19) СП 136.13330.2012, пункт 14 Приказа от 11.07.2019 № 397/пр., подпункт «е» пункта 3 Порядка); 2) перед внешним лестничным маршем отсутствуют предупреждающие наземные тактильные указатели, информирующие о наличии на пути движения лестничного марша (пункт 5.1.10 СП 59.13330.2020, пункт 5.8 СП 136.13330.2012, пункт 3 таблица 4 ГОСТ Р 52875-2018); 3) поручни, установленные на внешнем лестничном марше, не отвечают нормативным требованиям, а именно: отсутствуют горизонтальные завершающие участки, равные 0,3 м. (пункт 5.1.13 СП 59.13330.2020, пункт 5.2.7.2 ГОСТ Р 51261-2017); 4) контрастное выделение краевых ступеней внешнего лестничного марша нанесено не в соответствии с пунктом 6.2.8 СП 59.13330.2020; 5) ступени лестничного марша для подъема на крыльцо не являются одинаковыми по высоте в пределах одного марша (пункт 5.1.12 СП 59.13330.2020, подпункт «а» пункта 3 Порядка); 6) вдоль обеих сторон пандуса отсутствует ограждение с поручнями (пункт 5.1.16 СП 59.13330.2020); 7) на путях эвакуации имеется перепад высот более 0,014 м (пункт 9.3.8 СП 1.13130.2020, пункт 6.2.4 СП 59.13330.2020); 8) на путях движения в спортивный зал имеется перепад высот более 0,014 м (пункт 6.2.4 СП 59.13330.2020); 9) отсутствуют низко расположенные настенные направляющие линии вдоль всего маршрута эвакуации (пункт 9.3.3.2 ГОСТ 34428-2018); 10) лестничные марши не оснащены двусторонними опорными поручнями (пункт 5.1.13 СП 59.13330.2020, подпункты «а», «б» пункта 3 Порядка); 11) на проступи краевых ступеней лестничного марша не нанесено противоскользящих полос, контрастных с поверхностью проступи ступеней (пункт 6.2.8 СП 59.13330.2020, подпункты «а», «б» пункта 3 Порядка).
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении МБОУ «СОШ № 84» требований законодательства Российской Федерации в сфере социальной защиты прав инвалидов, так как не реализованы в необходимом и достаточномобъеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству, а также влечет отсутствие свободного доступа к зданию образовательной организации неопределенного круга лиц (в том числе несовершеннолетних) с ограниченными возможностями, увеличивая затраты и усилия последних на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней физической нагрузки, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями, в том числе, несовершеннолетних на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики Российской Федерации в отношении инвалидов, направленной на достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и иных прав и свобод.
Непринятие мер к установлению системы радиоинформирования и звукового ориентирования для обеспечения навигации инвалидов по зрению; установлению перед внешним лестничным маршем предупреждающих тактильных наземных указателей (напольных), информирующих о наличии на пути движения лестничного марша; установлению горизонтальных завершающих участков на поручнях на внешнем лестничном марше; к контрастному выделению краевых ступеней внешнего лестничного марша; к установлению ограждения с поручнями вдоль обеих сторон пандуса и установлению двусторонними опорными поручнями лестничного марша; к нанесению на проступи краевых ступеней лестничного марша противоскользящих полос, контрастных с поверхностью проступи ступеней; к установлению одинаковых ступеней по высоте лестничного марша для подъема на крыльцо; устранению перепадов высот более 0,014 м на путях эвакуации и в спортивный зал нарушает права неопределенного круга лиц-инвалидов и иных маломобильных групп населения на доступ к объектам социальной инфраструктуры - МБОУ «СОШ № 84».
Принимая во внимание изложенные обстоятельства и доказательства в их совокупности, оценивая их по правилам ст. 64 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором ЗАТО г. Северск в защиту прав, свобод и законных интересов инвалидов являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика и представителей третьих лиц о том, что в настоящее время отсутствуют финансовые средства на выполнение требований прокуратуры ЗАТО г. Северска, поскольку бюджет на 2024 год уже сформирован и МБОУ «СОШ № 84» не включено в дополнительную потребность и выделение дополнительных средств в 2024 году на выполнения требований прокуратуры ЗАТО г.Северск не запланировано, подлежит отклонению как несостоятельные и противоречащие положениям Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Отсутствие финансирования не может являться основанием для неисполнения требований законодательства о защите прав инвалидов. Более того, вопросы выделения бюджетного финансирования на соответствующие цели относятся к процедуре исполнения решения суда и не могут свидетельствовать о его незаконности и неисполнимости.
Вопреки доводам представителей ответчика, требования о необходимости создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры носят императивный характер и не содержат каких-либо исключений конструктивных особенностей зданий.
Согласно ст. 206 ГПК РФ суд может принять решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия.
Указанный срок для исправления выявленных нарушений – до 31.08.2025 суд считает разумным.
При таких обстоятельствах, суд, принимая во внимание, что исковые требования прокурора ЗАТО г. Северска Томской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, судом удовлетворены, то МБОУ «СОШ № 84» обязано в срок до 31.08.2025 устранить нарушения, препятствующие в беспрепятственном доступе инвалидов к объекту социальной инфраструктуры – МБОУ «СОШ № 84», которые выразились в следующем:
1) отсутствует система средств информационной поддержки и навигации для лиц с нарушением зрения, а именно отсутствует система радиоинформирования и звукового ориентирования (ГОСТ Р 59431-2021, пункты 5.1.3, 6.5.3 СП 59.13330.2020, пункт 10.3.1, приложение Г (рисунок Г. 19) СП 136.13330.2012, пункт 14 Приказа от 11.07.2019 № 397/пр., подпункт «е» пункта 3 Порядка);
2) перед внешним лестничным маршем отсутствуют предупреждающие наземные тактильные указатели, информирующие о наличии на пути движения лестничного марша (пункт 5.1.10 СП 59.13330.2020, пункт 5.8 СП 136.13330.2012, пункт 3 таблица 4 ГОСТ Р 52875-2018);
3) поручни, установленные на внешнем лестничном марше, не отвечают нормативным требованиям, а именно: отсутствуют горизонтальные завершающие участки, равные 0,3 м. (пункт 5.1.13 СП 59.13330.2020, пункт 5.2.7.2 ГОСТ Р 51261-2017);
4) контрастное выделение краевых ступеней внешнего лестничного марша нанесено не в соответствии с пунктом 6.2.8 СП 59.13330.2020;
5) ступени лестничного марша для подъема на крыльцо не являются одинаковыми по высоте в пределах одного марша (пункт 5.1.12 СП 59.13330.2020, подпункт «а» пункта 3 Порядка);
6) вдоль обеих сторон пандуса отсутствует ограждение с поручнями (пункт 5.1.16 СП 59.13330.2020);
7) на путях эвакуации имеется перепад высот более 0,014 м (пункт 9.3.8 СП 1.13130.2020, пункт 6.2.4 СП 59.13330.2020);
8) на путях движения в спортивный зал имеется перепад высот более 0,014 м (пункт 6.2.4 СП 59.13330.2020);
9) отсутствуют низко расположенные настенные направляющие линии вдоль всего маршрута эвакуации (пункт 9.3.3.2 ГОСТ 34428-2018);
10) лестничные марши не оснащены двусторонними опорными поручнями (пункт 5.1.13 СП 59.13330.2020, подпункты «а», «б» пункта 3 Порядка);
11) на проступи краевых ступеней лестничного марша не нанесено противоскользящих полос, контрастных с поверхностью проступи ступеней (пункт 6.2.8 СП 59.13330.2020, подпункты «а», «б» пункта 3 Порядка).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора ЗАТО г. Северска Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 84» об устранении нарушений, препятствующих в беспрепятственном доступе инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 84» в срок до 31 августа 2025 года устранить выявленные нарушения, которые выразились в следующем:
1) отсутствует система средств информационной поддержки и навигации для лиц с нарушением зрения, а именно отсутствует система радиоинформирования и звукового ориентирования (ГОСТ Р 59431-2021, пункты 5.1.3, 6.5.3 СП 59.13330.2020, пункт 10.3.1, приложение Г (рисунок Г. 19) СП 136.13330.2012, пункт 14 Приказа от 11.07.2019 № 397/пр., подпункт «е» пункта 3 Порядка);
2) перед внешним лестничным маршем отсутствуют предупреждающие наземные тактильные указатели, информирующие о наличии на пути движения лестничного марша (пункт 5.1.10 СП 59.13330.2020, пункт 5.8 СП 136.13330.2012, пункт 3 таблица 4 ГОСТ Р 52875-2018);
3) поручни, установленные на внешнем лестничном марше, не отвечают нормативным требованиям, а именно: отсутствуют горизонтальные завершающие участки, равные 0,3 м. (пункт 5.1.13 СП 59.13330.2020, пункт 5.2.7.2 ГОСТ Р 51261-2017);
4) контрастное выделение краевых ступеней внешнего лестничного марша нанесено не в соответствии с пунктом 6.2.8 СП 59.13330.2020;
5) ступени лестничного марша для подъема на крыльцо не являются одинаковыми по высоте в пределах одного марша (пункт 5.1.12 СП 59.13330.2020, подпункт «а» пункта 3 Порядка);
6) вдоль обеих сторон пандуса отсутствует ограждение с поручнями (пункт 5.1.16 СП 59.13330.2020);
7) на путях эвакуации имеется перепад высот более 0,014 м (пункт 9.3.8 СП 1.13130.2020, пункт 6.2.4 СП 59.13330.2020);
8) на путях движения в спортивный зал имеется перепад высот более 0,014 м (пункт 6.2.4 СП 59.13330.2020);
9) отсутствуют низко расположенные настенные направляющие линии вдоль всего маршрута эвакуации (пункт 9.3.3.2 ГОСТ 34428-2018);
10) лестничные марши не оснащены двусторонними опорными поручнями (пункт 5.1.13 СП 59.13330.2020, подпункты «а», «б» пункта 3 Порядка);
11) на проступи краевых ступеней лестничного марша не нанесено противоскользящих полос, контрастных с поверхностью проступи ступеней (пункт 6.2.8 СП 59.13330.2020, подпункты «а», «б» пункта 3 Порядка).
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области.
Председательствующий Е.В. Карабатова