Дело №21-182/2020
Судья Горшкова Н.И.
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
26 мая 2020 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Кузнецова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике Луговской Н.Ф. на решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Управдом» (далее-ООО «УК «Управдом», «Общество»),
установила:
постановлением главного государственного санитарного врача Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике № от 22 августа 2019 года ООО «УК «Управдом» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 января 2020 года постановление должностного лица от 22 августа 2019 года отменено, дело возвращено в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике на новое рассмотрение.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике Луговская Н.Ф. просит решение судьи от 31 января 2020 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд. Заявитель выражает несогласие с выводами судьи о том, что должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлены причины превышения уровня шума, полагая, что указанные недостатки эксплуатационного характера выявлены актом осмотра от 11 марта 2019 года комиссией с участием представителя ООО УК «Управдом». Указывает что после замены насосной станции (2 июля 2019 года) Обществом не проведена повторная санитарно-эпидемиологическая экспертиза, не представлены протоколы шума. Застройщиком жилой дом <адрес> не эксплуатируется, и он (застройщик) не может являться субъектом данного правонарушения. Обращает внимание на то, что 26 февраля 2019 года должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике ООО «УК «Управдом» привлекалось к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ, за превышение уровня шума в той же жилой комнате <адрес>.
Проверив дело в полном объеме, выслушав представителя административного органа Андреевой Т.В. по доводам жалобы, а также представителей Общества Голумб Ц.А. и Галкиной Д.И. об оставлении обжалуемого судебного акта без изменения, прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 6.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Должностное лицо административного органа, вынесшее постановление, пришел к выводу о наличии виновных действий со стороны Общества, доказанности события и состава вменяемого ему административного правонарушения, установив нарушение им санитарно-эпидемиологических требований.
Так, по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы (оценки) от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной на основании определения Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в отношении ООО «УК «Управдом», осуществляющего управление жилым домом по адресу: <адрес>, установлено следующее:
ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 23 часов 00 минут до 23 часов 50 минут уровень звука и звукового давления октавных полосах со среднегеометрическими частотами 250 Гц, 500 Гц в ночное время суток в жилой комнате (гостиная) <адрес> по указанному выше адресу при работе оборудования насосной для подачи холодной воды, с учетом поправки на фоновый уровень и с учетом значений расширенной неопределенности не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, предусмотренным пунктом 6.1 (приложения 3) СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Изменения и дополнения к Сан ПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Согласно протоколу лабораторных испытаний №П3439 от ДД.ММ.ГГГГ источником повышенного шума в ночное время суток в жилой комнате (гостиная) <адрес> по адресу: <адрес>, является работа оборудования насосной вышеуказанного жилого дома: насосные установки СРЕ с модулем управления ЕСD – насосные станции для повышения давления в системе ХВС -11 зона 12-23 этажи, в системе ГВС -11 зона 12-23 этажи, в системе ХВС, ГВС – 1 зона 1-11 этажи.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО "УК «Управдом» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 КоАП РФ и проведения административного расследования, составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о назначении административного наказания.
Отменяя постановление должностного лица и, возвращая дело на новое рассмотрение, судья исходил из того, что постановление должностного лица не отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, в нем не указаны конкретные виновные действия (бездействие) ООО «УК «Управдом». По результатам проведенных измерений от ДД.ММ.ГГГГ выявлено превышение допустимого уровня шума от работы оборудования насосной станции, что согласно выводам судьи могло возникнуть как из-за нарушения технологии при строительстве указанного многоквартирного дома и насосной станции, так и при его эксплуатации. Должностным лицом административного органа применительно к положениям статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ не установлено наличие у ООО «УК «Управдом» возможности для соблюдения правил и норм статьи 6.4 КоАП РФ.
С указанными выводами судьи согласиться нельзя, поскольку они не основаны на всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
В соответствии со статьей 42 Конституции РФ и статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ) каждый имеет право на благополучную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу статьи 11 и части 3 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 1.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания. Санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений.
Пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 42 раздела 4 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
ООО «УК «Управдом» является управляющей организацией многоквартирного <адрес> и в соответствии с договором управления многоквартирным домом обязуется, в том числе, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества.
Следовательно, ООО «УК «Управдом» обязано обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
ООО «УК «Управдом» вменяется в вину нарушение пункта 6.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Объектом вмененного ООО «УК «Управдом» административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, является здоровье граждан и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Тот факт, что застройщиком жилого <адрес> является ООО «Отделфинстрой», указанный жилой дом находится на гарантийном обслуживании, застройщиком принимались меры к устранению некорректной работы насосной станции жилого дома, сам по себе не исключает производство по делу об административном правонарушении в отношении управляющей организации.
ООО «УК «Управдом» в силу заключенного с ним договора управления домом и требований закона обязано обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирном жилом доме.
По смыслу статей 25.1, 26.1, 29.10 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья разрешает вопрос о наличии вины в совершении административного правонарушения, исключительно в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности. Поэтому вопрос об обязанностях и вине других лиц находится за пределами рассматриваемого дела.
В силу части 3 статьи 25.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", исходя из части 3 статьи 25.2 указанного Кодекса право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Потерпевшим по настоящему делу об административном правонарушении является собственник квартиры ФИО1, который подлежит привлечению к участию в производстве по делу об административном правонарушении.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязанность суда по созданию на всех стадиях административного судопроизводства равных условий для осуществления сторонами принадлежащих им процессуальных прав.
Пересмотр постановлений по делу об административном правонарушении, предусмотренный главой 30 КоАП РФ, является одной из стадий производства по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что в нарушение требований части 3 статьи 25.2 КоАП РФ жалоба ООО «УК «Управдом» на постановление должностного лица рассмотрена судьей районного суда в отсутствие ФИО1, о месте и времени рассмотрения жалобы последний не извещался. Сведения, которые могли бы свидетельствовать об обратном, в материалах дела отсутствуют.
Существенное нарушение судьей процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому решение судьи подлежит отмене, дело об административном правонарушении подлежит возвращению в тот же суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения процессуальных требований и вынести решение, отвечающее требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ, судья
решила:
решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 КоАП РФ, в отношении ООО «УК «Управдом» отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Судья