Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-476/2024 (33-13863/2023;) от 09.11.2023

Судья: ФИО10 Гр. дело

(дело )                     (33-13863/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 апреля 2024 года <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего судьи ФИО23,

судей Александровой Т.В., Моргачевой Н.Н.,

при секретаре ФИО13,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ФИО3, ФИО4, ФИО6, ФИО8, ФИО2, ФИО5, ФИО1, ФИО7 на решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО3 (паспорт ). ФИО4 (паспорт ), ФИО5 (паспорт ), ФИО6 (паспорт ), ФИО7 (паспорт ), ФИО8 (паспорт ), ФИО2 (паспорт ), ФИО1 (паспорт ), к ООО «Экос-С» () о признании задолженности отсутствующей оставить без удовлетворения»,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда ФИО23, пояснения истца ФИО4, представителя истцов ФИО22, представителя ответчика ФИО15, обсудив доводы апелляционной жалобы,

установила:

Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ООО «Экос-С», в котором просят, с учетом уточнения, признать договоры водоснабжения и водоотведения между истцами и ответчиком заключенными с ДД.ММ.ГГГГ. путем совершения конклюдентных действий, предусмотренных п. 6, 7 Постановления Правительства , признать незаконными начисления в квитанциях, направленных ООО «Экос-С» истцам через систему квартплата 24 за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ по нормативу на 4 человека, признать отсутствующей задолженность по оплате коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, указанную в квитанциях истцов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., обязать ООО «ЭКОС-С» осуществлять начисление потребленного коммунального ресурса по водоснабжению и водоотведению в соответствии с положениями Постановления Правительства , а также ст. 157 ЖК РФ, в обоснование требований указав, что истцы на основании договоров купли-продажи будущей недвижимой вещи (жилого дома) являются собственниками земельных участков и жилых домов, расположенных в <адрес>. Истцы проживают в принадлежащих им домах и являются потребителями водоснабжения и водоотведения. Указанные услуги оказываются ответчиком. Жилые дома истцов оборудованы приборами учета водопотребления, прошедшими поверку и опломбированными. Истцами получены квитанции за водоснабжение и водоотведение, в которых произведен расчет по нормативу за 4 человек. Истцы направляли претензии ответчику с требованием пересчитать оплату услуг ХВС с учетом показаний, имеющихся у них приборов учета в порядке п.42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Ответчиком их требования не выполнены до настоящего времени, и задолженность за ХВС продолжает начисляться без учета показаний прибора учета.

В судебном заседании истцы и их представитель поддержали свои исковые требования по доводам, изложенным в иске. Полагали, что техническое присоединение к системе водоснабжения, используемой ответчиком, произошло фактическим присоединением. Договор холодное водоснабжение и водоотведение заключен между сторонами посредством конклюдентных действий, поскольку ответчик оказывает эти услуги истцам, а истцы – их потребляют. Приборы учета у истцов введены в эксплуатацию специализированной организацией, поскольку ответчик избегал соблюдение порядка, предусмотренного законодательством.

В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку технического присоединения истцов к системе водоснабжения не произошло, истцы самовольно присоединились к системе водоснабжения и пользуются холодной водой без законных на то оснований. В связи с самовольным подключением истцов расчет платы за ХВС производится в порядке коммерческого учета расчётным способом. Представлял письменные возражения на исковые требования, приобщенные к материалам дела.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе истцы ФИО3, ФИО4, ФИО6, ФИО8, ФИО2 в лице представителя ФИО22, просят решение суда первой инстанции отменить, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы процессуального и материального права.

В апелляционной жалобе указывают, что фактическим рассмотрением спора стало не определение объема потребленной воды, оснований начисления оплаты за ее потребление, установление факта наличия или отсутствия задолженности за оказанную услугу, а установление факта отсутствия или наличия технологического присоединения жилых домов к системе водоснабжения. В подтверждение отсутствия факта технологического присоединения ответчиком представлено заключение эксперта, которым экспертизы проведена без выезда на место для установления факта отсутствия или наличия технологического присоединения жилых домов истцов к системе водоснабжения и водоотведения. В то же время судом проигнорирован ряд доказательств, свидетельствующих о наличии факта технологического присоединения, полученных от компетентных органов, застройщика и показаний свидетелей.

Судом установлено, что технические условий, выданные застройщиком ООО «ФИО9 Самара» для подключения домов истцов к внутриплощадным сетям инженерно-технического обеспечения выполнены в полном объеме, диаметр труб подключения 32 мм, 160 мм.

При этом суд делает выводы, что жилые дома приобретены истцами без технического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, энергоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Такой вывод суда противоречит ряду представленных истцами и приобщенных к материалам дела доказательств.

Полагают, что ответчик не является гарантирующим поставщиком, поскольку в материалы дела не представлено соответствующее решение органа местного самоуправления, принятого в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». Также указывают на то, что ответчик выставлял истцам счета на оплату потребленного объема водоснабжения и водоотведения, сходя из тарифов, утвержденных приказом Департамента ценового и тарифного регулирования от 19.01.2022г. № 11, при этом на момент издания данного приказа во владении ответчика не имелось никакой системы водоснабжения и водоотведения в ЖК «Экодолье».

Также полагают, что ответчик необоснованно производил начисление за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению всем истцам по нормативам из расчета 4 человека, в то время как указанное количество человек в домах истцов не зарегистрировано, данные о количестве зарегистрированных имеются в управляющей компании, а при отсутствии зарегистрированных лиц, начисление оплаты следовало производить исходя из количества собственников.

Истцы указывают на что, что технологическое присоединение их домов к системе водоснабжения было произведено застройщиком, в рамках заключенных с ним договоров, по которым истцами произведена оплата в полном объеме. Повторное технологическое подключение при смене гарантирующего поставщика действующим законодательством не предусмотрено.

Суд установил факт потребления истцами коммунальных услуг, предоставляемых ответчиком по водоснабжению и водоотведению, однако пришел к выводу о том, что соответствующий договор между истцами и ответчиком не может считаться заключенным путем совершения конклюдентных действий, поскольку истцы не согласны с суммой, выставленной ответчиком в квитанциях на оплату этих услуг. Такие выводы суда полагают необоснованными. Ссылаются на то, что суд проигнорировал доказательства того, что истцы оплачивают услуги по водоснабжению и водоотведению на основании показаний приборов учета по тарифам. Утвержденным вышеупомянутым приказом Департамента ценового и тарифного регулирования от 19.01.2022г. № 11, при этом ответчик от опломбировки приборов учета уклонился, оснований и пояснений относительно обоснованности расчета за оказанные услуги из расчета на 4 человек, не представил.

На основании изложенного, просили решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Истцами ФИО5, ФИО1, ФИО7, в лице представителя ФИО14 также подана апелляционная жалоба на решение суда, в которой истцы просят отменить решение и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе истцы ссылаются на необоснованность выводов суда первой инстанции о наличии самовольного подключения истцов к системам водоснабжения и водоотведения, ссылаясь на то, что представленными в дело доказательствами подтверждается тот факт, что такое присоединение имело место при строительстве домов и было произведено застройщиком до момента государственной регистрации права истцов на жилые дома. Истцы пользовались услугами по водоснабжению и водоотведению, ответчиком такие услуги оказывались, между сторонами фактически сложились договорные отношения, что подтверждается также и тем обстоятельством, что ответчиком выставлялись истцам счета на оплату соответствующих услуг, однако от заключения письменного договора ответчик уклонился. Также указывают на уклонение ответчика от ввода в эксплуатацию и опломбировки индивидуальных приборов учета, установленных истцами и необоснованное начисление ответчиком оплаты за оказанные услуги по нормативу, исходя из 4 человек.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО4, представитель истцов ФИО6, ФИО3, ФИО2, ФИО8, ФИО4, ФИО1, ФИО7ФИО22, действующая на основании доверенности, поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представитель ответчика ФИО15, действующий на основании доверенности, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили, ввиду чего, на основании положений ст.ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что между ФИО3 и ООО «ФИО9 Самара» заключен договор купли-продажи будущей недвижимой вещи (жилого дома) № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ФИО3 приобрел в собственность жилой дом по адресу: <адрес>.

Между ФИО4, ФИО16 и ООО «ФИО9 Самара» заключен договор купли-продажи будущей недвижимой вещи (жилого дома) и придомового земельного участка № СО2-ПК1-027 от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ФИО4, ФИО16 приобрели в собственность жилой дом по адресу: <адрес>.

Между ФИО5 и ООО «ФИО9 Самара» заключен договор № участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ФИО5 приобрел в собственность жилой дом по адресу: <адрес>.

Между ФИО6 и ООО «ФИО9 Самара» заключен договор № участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ФИО6 приобрел в собственность жилой дом по адресу: <адрес>.

Между ФИО7 и ООО «ФИО9 Самара» заключен договор № участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ФИО7 приобрела в собственность жилой дом по адресу: <адрес>.

Между ФИО8, ФИО17 и ООО «ФИО9 Самара» заключен договор купли-продажи будущей недвижимой вещи (жилого дома) № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ФИО8, ФИО17 приобрели в собственность жилой дом по адресу: <адрес>.

Между ФИО2 и ООО «ФИО9 Самара» заключен договор купли-продажи будущей недвижимой вещи (жилого дома) № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ФИО2 приобрел в собственность жилой дом по адресу: <адрес>.

Между ФИО1 и ООО «ФИО9 Самара» заключен договор купли-продажи будущей недвижимой вещи (жилого дома) № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ФИО18 приобрел в собственность жилой дом по адресу: <адрес>.

На основании вышеуказанных договоров за истцами зарегистрировано право собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества.

Судом установлено и не опровергается сторонами, что собственником систем водоснабжения и водоотведения на территории ЖК «ФИО9 Самара» является ИП ФИО21 на основании договора купли-продажи от 01.12.2021г.

Ответчик ООО «Экос-С» владеет и пользуется сетями водоснабжения и водоотведения на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.90-93), оказывает с использованием указанных сетей услуги холодного водоснабжения и водоотведения на территории ЖК «ФИО9 Самара».

Приказом департамента ценового и тарифного регулирования от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Экос-С» установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение.

Обращаясь в суд с настоящими исками, истцы исходил из того, что между ними и ответчиком фактически сложились договорные отношения по оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению, указанные услуги оказываются им ответчиком, выставляются счета на оплату услуг. При этом истцы полагали необоснованным начисление платы за водоснабжение и водоотведение по нормативу потребления, исходя из 4 человек, указывая на то, что дома истцов оборудованы индивидуальными приборами учета воды, истцы обращались к ответчику с просьбой об опломбировке данных приборов, однако ответчик от опломбировки уклонился, ввиду чего приборы были опломбированы специализированной организацией.

Истцы требуют признать незаконными начисления в квитанциях, направленных ООО «Экос-С» истцам через систему квартплата 24 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по нормативу на 4 человека, признать отсутствующей задолженности по оплате коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, указанной в квитанциях истцов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ обязать ООО «ЭКОС-С» осуществлять начисление потребленного коммунального ресурса по водоснабжению и водоотведению в соответствии с положениями Постановления Правительства , а также ст. 157 ЖК РФ.

Отказывая истцам в удовлетворении иска суд первой инстанции, проанализировав условия договоров, заключенных истцами с застройщиком, представленные в материалы дела письменные доказательства, пришел к выводу о том, что жилые дома приобретены истцами без технического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, электро- и газоснабжения, а также без заключенных договоров газоснабжения, энергоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. ООО «ФИО9 Самара» при продаже истцам жилых домов выполнена техническая работа с учетом технических условий по введению в дом системы водоснабжения и водоотведения. Однако, обязанность по получению технических условий присоединения жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения, выполнению технических условий присоединения, заключению абонентских договоров с холодного водоснабжения и водоотведения ресурсоснабжающей организацией лежит на истцах.

Стороной истцов не предоставлено суду подтверждений выполнения условий для технического присоединения их жилых домов к системе водоснабжения и водоотведения, а также заключения договоров ХВС и ВО.

Справки, выданные застройщиком ООО «ФИО9 Самара» о выполнении технических условий, свидетельствует лишь о том, что застройщик выполнил технические условия по выводу сетей водоснабжения и водоотведения жилого дома на границу земельного участка. Указанные документы не свидетельствуют о технологическом присоединении (подключении) жилых домов истцов к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения в порядке, установленным Правилами , Правилами .

Доказательств подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения, соблюдения установленной законом процедуры подключения, которая является основанием для заключения в дальнейшем договора холодного водоснабжения и водоотведения, истцом не представлено.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцы пользуются системами ХВС и ВО без заключения договора технического присоединения, следовательно, самовольно, но отсутствие письменного договора не освобождает истцов от обязанности возместить стоимость оказанных исполнителем в отношении принадлежащих им жилых домов в многоквартирном доме коммунальных услуг, поскольку обязательство возникло у них в силу факта потребления коммунальных ресурсов независимо от наличия или отсутствия соответствующего договора, при этом осуществление коммерческого учета при самовольном подключении допускается расчетным способом.

В отсутствие установленного факта надлежащего осуществления технологического присоединения жилых домов истцов к системам водоснабжения и водоотведения, самовольном подключении к указанным системам, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцами требований.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласится не может, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.

Особенности водоснабжения с использованием систем централизованного водоснабжения, находящихся в частной и публичной собственности, порядок эксплуатации этих систем собственниками и владельцами регулируется Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).

В пункте 29 статьи 2 данного Закона дано понятие централизованной системы холодного водоснабжения как комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

Органы местного самоуправления в соответствии со статьей 6 Закона N 416-ФЗ в целях организации водоснабжения населения вправе определить для централизованной системы водоснабжения гарантирующую организацию.

Как указано в пункте 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ, гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии со ст.7 Закона 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.

Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.

Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

По предложению гарантирующей организации с абонентами, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения, заключается единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно ст. 18 Федерального закона от дата N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N83 (действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ) утверждены «Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", в соответствии с данными Правилами, в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.

Если правообладатель земельного участка не имеет сведений об организации, выдающей технические условия, он обращается в орган местного самоуправления с запросом о представлении сведений о такой организации, а орган местного самоуправления представляет в течение 2 рабочих дней с даты обращения сведения о соответствующей организации, включая наименование, юридический и фактический адреса.

    В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. (далее Правила ) "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

    "потребитель" - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

    В силу п. 6 Правил Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 - 12 настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

    Поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.

    В соответствии с п. 7 Правил Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 148(54) настоящих Правил.Потребителю в жилом помещении не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

    Согласно п. 42 Правил Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.

    При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.

    При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.

    Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод и оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной и (или) горячей воды, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении за расчетный период, определенных по показаниям приборов учета холодной и горячей воды, а при отсутствии одного из таких приборов учета - исходя из норматива потребления коммунальной услуги соответственно по холодному или горячему водоснабжению. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета сточных вод, а также индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению.

    В силу п. 80 Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

    Согласно п. 81 Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

    Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

    В случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, ввод прибора учета электрической энергии в эксплуатацию осуществляется гарантирующим поставщиком (сетевой организацией - в отношении жилых домов (домовладений), при этом потребитель и исполнитель вправе принять участие во вводе такого прибора учета электрической энергии в эксплуатацию по их желанию. В случае установки прибора учета электрической энергии вне жилых помещений либо нежилых помещений потребитель вправе принять участие во вводе прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.

    Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

    Пунктом 81(2) Правил определено, что если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления допуска прибора учета к эксплуатации и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается допущенным к эксплуатации с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил.

    В случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, если потребитель и (или) исполнитель (если исполнителем является лицо, отличное от гарантирующего поставщика) не явились в указанные в уведомлении дату и время и (или) не согласовали с гарантирующим поставщиком (сетевой организацией) иные дату и время проведения допуска к эксплуатации прибора учета электрической энергии, то прибор учета электрической энергии считается допущенным к эксплуатации с даты, указанной в уведомлении, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальной услуги по электроснабжению.

    В соответствии с ч.2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

    В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

    Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

    Частью первой ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

    В рассматриваемой ситуации застройщик ООО «ФИО9» не осуществлял подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения м.<адрес>, поскольку водоснабжение поселка осуществляется из собственной скважины, а отведение сточных вод производится на очистные сооружения не подключенные к централизованной системе водоснабжения.

    Тем самым застройщик ООО «ФИО9» не получало технические условия на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения м.<адрес>, поскольку построенные сети водоснабжения и водоотведения локализованы на участке строительства коттеджного поселка ФИО9 и не являются централизованной системой водоснабжения и водоотведения м.<адрес>.

    Из письма Генерального директора ООО «ФИО9 Девелопмент- специализированный застройщик» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «ФИО9» являлось владельцем сетей водоснабжения и водоотведения и для ввода жилых домов в эксплуатацию выдавало справки о выполнении технических условий. Кроме того, из письма следует, что застройщик обеспечивает покупателю возможность получения коммунальных услуг и ресурсов при выполнении покупателем совокупности действий по созданию внутридомовых инженерных сетей (т.1, л.д. 129).

    В рамках прокурорской проверки, проведенной прокуратурой <адрес> на предмет законности подключения жилых домов «ФИО9» к сетям водоснабжения и водоотведения был опрошен специалист Министерства строительства <адрес> ФИО19, которая пояснила следующее.

    В соответствии с п.8 ч.3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ (в редакции действовавшей в момент ввода домов истцов в эксплуатацию) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения, планировочная организация в границах земельного участка является обязательным документом для получения застройщиком разрешения на ввод в эксплуатацию объекта. На схеме отображается местоположение объекта на земельном участке, а также сети инженерно-технического обеспечения.

    В соответствии со схемой и справкой о выполнении технических условий (аналогично имеющимся в деле) специалист Министерства строительства <адрес> ФИО19 сделала вывод о том, что жилой дом подключен к сетям водоснабжения в полном объеме в соответствии с требованиями действующего законодательства.

    Данный вывод согласовывается с положениями п.7 ч.1 ст. 55 градостроительного кодекса РФ из которого следует, что одним из документов для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является акт о подключении (технологическом присоединении) построенного, реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

    Опрошенный в ходе той же проверки руководитель управления Министерства строительства <адрес> ФИО20 на вопрос о том какие документы должны быть у заявителя по результатам технологического присоединения, пояснил, что таким документом будет являться справка о выполнении технических условий (акт об осуществлении технологического присоединения), акт границ эксплуатационной и имущественной ответственности, платежный документ, подтверждающий оплату технологического присоединения. На вопрос о том, каким образом застройщик «ФИО9 Самара» осуществлял комплексную застройку территории в части подключения объектов капитального строительства к инженерным сетям пояснил, что по указанным объектам не могут быть выданы документы подтверждающие ввод в эксплуатацию объекта жилищного строительства, без фактического подключения его к сетям. То есть, если объект введен в эксплуатацию, то подключение имеет место быть (т.1 л.д.130-131).

    Письмом от ДД.ММ.ГГГГ отдел архитектуры м.<адрес> уведомил о выполнении ООО «ФИО9» технических условий на подключение жилого дома истца к объектам централизованной системы водоснабжения и водоотведения о чем имеются соответствующие справки и схема подключения сетей (т.1, л.д. 80-82, т.3 л.д. 138-140, т.6 л.д. 152-153, т.7 л.д. 74-77, т.8 л.д. 134-137, т.9 д.<адрес>, т. 10 л.д. 233-236, т. 11 л.д. 186-190, т. 12 л.д. 33-35, т. 13 л.д. 3-4).

    Анализ представленных в материалы дела договоров на приобретение истцами будущей недвижимости и дополнительных соглашений к ним, позволяет установить, что часть домов была сдана с чистовой отделкой и с установленными приборами учета коммунальных ресурсов и подключенными сантехническими приборами, по другим договорам в дополнительных соглашениях предусматривалось предоставление доступа застройщику для целей осуществления отделочных работ, в том числе, предоставлялось право пользования системой водоснабжения и водоотведения с возмещением соответствующих затрат.

    Тем самым, жилые дома, принадлежащие истцам, расположенные в <адрес>, были сданы в эксплуатацию с уже подключенными коммуникациями сетей водоснабжения и водоотведения.    

    Кроме того, истцами в материалы дела представлен раздел проектной документации по строительству наружных сетей водоснабжения и водоотведения для подключения жилых домов <адрес>.

    Согласно представленной схеме жилые дома подключены к системе водоснабжения в ВК 128 полиэтиленовой трубой Д-32 (т.2, л.д.192-213). Строительство данной трубы подтверждается актами скрытых работ подписанными со стороны застройщика и подрядной организации (т.2 л.д. 214-224).

    Кроме того, необходимо отметить, что согласно сметным расчетам, представленным в материалы дела, дома сдавались в чистовой отделке с учетом монтажа систем водоснабжения и водоотведения.

    Следует также принять во внимание, что на обращение ФИО3 в Администрацию м.<адрес> о выдаче технических условий на подключение (техническое присоединение) к централизованным системам горячего, холодного водоснабжения и водоотведения, администрация письмо от 15.05.2023г. сообщила, что в рассматриваемом случае такие технические условия должны были выдаваться ООО «ФИО9 Самара – специализированный застройщик», и при выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию дома истца была представлена справка о выполнении ООО «ФИО9 Самара» в полном объеме технических условий по присоединению к инженерно-техническому обеспечению к водопроводным сетям (т.2 л.д. 225). Аналогичный ответ дан и ФИО4 (т.4, л.д. 193).

    Тем самым вывод суда первой инстанции об отсутствии у истцов документов, подтверждающих технологическое присоединение (технические условия, договор на технологическое присоединение) не основан на материалах дела, поскольку из документов, приобщенных к материалам дела следует, что подключение жилых домов к системе водоснабжения и водоотведения осуществлялось застройщиком, без указанных документов жилые дома не могли быть введены в эксплуатацию.

    К представленным ответчиком заключениям специалиста Ассоциации судебных экспертов от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ (т.2, л.д.14-36, т.4 л.д.47-93), от ДД.ММ.ГГГГ (т.6, л.д. 31-75), от ДД.ММ.ГГГГ (т. 8 л.д. 1-44), от ДД.ММ.ГГГГ (т.9 л.д.4-46), отДД.ММ.ГГГГ (т. 10 л.д. 64-108), от ДД.ММ.ГГГГ (т. 11 л.д. 95-137), от ДД.ММ.ГГГГ (т.12 л.д. 173-219) судебная коллегия относится критически, поскольку указанные заключения составлены без выезда эксперта на место, без осмотра жилых домов истцов и без их участия, на основании только сведений, переданных ответчиком, при этом указанные выводы противоречат собранным по делу доказательствам.

    Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ответчик подает холодную воду и осуществляет отведение сточных вод из жилых домов истцов. Истцы производят оплату указанных коммунальных услуг, ответчик выставляет истцам квитанции за оказанные услуги. Ответчик принимает денежные средства от истцов за услуги по водоснабжению и водоотведению.

    При таких обстоятельствах, исходя из положений вышеприведенных законов и постановлений Правительства РФ, регулирующих спорные правоотношения, судебная коллегия приходит к выводу о том, что между истцами и ответчиками сложились договорные отношения по оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению, при этом отсутствие письменного договора само по себе не свидетельствует об отсутствии между сторонами соответствующих договорных отношений.

    Материалами дела установлено и не оспаривалось ответчиком о том, то жилые дома истцов оснащены индивидуальными приборами учета коммунального ресурса (ХВС).

    Ввод в эксплуатацию прибора учета, то есть документально оформление прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем. В настоящем деле исполнителем ответственным за подачу коммунального ресурса является ответчик.

    Истцами в адрес ответчика направлялись уведомления о вводе приборов учета в эксплуатацию (т.1, л.д.8-11, т.3 л.д.91-92, т.5 л.д. 58-59, т. 6 л.д. 29, т.7 л.д. 56-58, т.8 л.д. 118-119, т. 9 л.д. 152,154, т. 10 л.д. 206, 220-225, т. 11 л.д. 228-229, т. 12 л.д. 56), получение которых ответчиком не оспаривалось. Ответ на указанные обращения истцов не поступил, приборы учета не были опломбированы ответчиком. В связи с бездействием ответчика истцы уведомили его об осуществлении опломбировки приборов учета силами аккредитованной организации, что и было фактически осуществлено (т.1, л.д. 25-28, т.3 л.д. 99-101, т.5 л.д. 67-69 т.6 л.д. 224, т.7 л.д. 70-72, т. 8 л.д. 131-133, т.9 л.д. 170, т.10 л.д. 229-231, т. 11 л.д.25-29).

    При этом, следует принять во внимание, что впоследствии, а именно в мае 2023г. ответчик также произвел опломбировку приборов учета ХВС в домах истцов, что также свидетельствует о наличии между сторонами сложившихся договорных отношений по водоснабжению и водоотведению и наличие в домах истцов надлежащим образом выполненного технологического присоединения к соответствующим сетям.

    Относительно доводов истцов о необоснованном начислении ответчиком оплаты за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

    Из анализа выставляемых в адрес истцов ответчиком платежных документов на оплату услуг по водоснабжению и водоотведению явствует, что такая оплата начисляется по формуле указанной в п. 42 Правил , при этом начисление производилось на 4 человек (т.1, л.д. 22,23, т.3 л.д. 96-97, т.5 л.д. 95-101, т.6 л.д. 188, т. 7 л.д. 170,190, т. 9 л.д. 123, т.9 л.д. 115, т. 10 л.д. 2, 198,219, т. 11 л.д. 217,218,232, т. 12 л.д. 2,4,6,8,10,12,14).

    Однако в материалы дела ответчиком не представлено доказательств обоснованности такого расчета.

    Из справки, выданной администрацией с.<адрес> Яр от следует, что в жилом доме по адресу: с, Белозерки, <адрес> зарегистрированных по месту жительства нет (т.1, л.д. 24), в жилом доме по адресу: <адрес> зарегистрированы по месту жительства 2 человека (т.3, л.д.90), в жилом доме по адресу: <адрес> зарегистрированных по месту жительства нет (т.5, л.д. 139), в жилом доме по адресу: <адрес>2 зарегистрировано по месту жительства 3 человека (т.7 л.д. 73), в жилом доме по адресу: <адрес> зарегистрированы по месту жительства 2 человек (т.9. л.д. 171) в жилом доме по адресу: <адрес> зарегистрировано по месту жительства 2 человека (т.10 л.д. 232), в жилом доме по адресу: <адрес> зарегистрированы по месту жительства 3 человека (т.12 л.д. 31).

    Таким образом, ни по одному из адресов жилых домов, принадлежащих истцам, не имелось оснований для начисления оплаты за услуги по водоснабжению и водоотведению по нормативу потребления, исходя из 4 проживающих.

    Доводы представителя ответчика о том, что оплата за услуги по водоснабжению и водоотведению осуществлялась расчетным способом ввиду отсутствия договорных отношений с истцами, отклоняется судебной коллегией, поскольку как уже указано выше анализ выставленных истцам квитанций позволяет сделать вывод о том, что такой расчет ответчиком не производился. Кроме того, судебная коллегия, ввиду установленных вышеизложенных обстоятельств, полагает, что у ответчика не имелось оснований для расчета оплаты за водоснабжение и водоотведение по указанному варианту при самовольном внедоговорном подключении, поскольку как было установлено судебной коллегией соответствующие договорные отношения между истцами и ответчиком имеют место быть, при этом оснований для утверждения о самовольном подключении истцов к системе водоснабжения не имеется. Кроме того начисление оплаты за самовольное подключение возможно только после проведения исполнителем услуги проверки в ходе которой выявляется такое подключение и с составлением соответствующего акта, однако в материалы дела такой акт (акты) не предоставлялись.

    С учетом вышеизложенным обстоятельств, судебная коллегия полагает обоснованными требованиям истцов о признании заключенными между истцами и ООО «Экос-С» договора на водоснабжение и водоотведение с 20.01.2022г.

    Также являются обоснованными и требования о признании незаконными начисления в квитанциях, направленных ООО «Экос-С» в адрес истцов за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению по нормативу потребления на 4 человек, поскольку установлено, что оснований для этого не имелось ввиду того, что ни в одном из жилых домов не имеется такого количества граждан, зарегистрированных по месту жительства.

    Доводы ответчика о том, что ранее выставленные квитанции им аннулированы, не является основанием к отказу в удовлетворении указанных требований, поскольку из представленных в материалы дела документов явствует, что после аннулирования ранее выставленных квитанции ответчик выставил новые квитанции, в которые включил всю ранее начисленную исчисленную истцам сумму задолженности в качестве неосновательного обогащения. Доказательств того, что во вновь выставленных квитанциях применен какой-либо иной расчет оплаты за предоставленные коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, судебной коллегией отклоняются, поскольку доказательств подтверждающих данное обстоятельство суду не представлено, ответчиком также не представлен расчет имеющейся задолженности.

    Ввиду того, что расчет оплаты услуг по водоснабжению и водоотведению за указанный истцами период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведенный ответчиком ООО «Экос-С» признан необоснованным, следует удовлетворить и заявленные истцами требования о признании их задолженности перед истцом за спорный период в сумме, указанной в выставленных в их адрес ООО «Экос-С» квитанциях отсутствующей.

    При этом на ООО «Экос-С» следует возложить обязанность выставить истцам за спорный период времени иные квитанции с расчетом платы за услуги по водоснабжению и водоотведению до момента ввода индивидуальных приборов учета по нормативу потребления с учетом фактически зарегистрированных граждан по месту жительства, а при отсутствии таковых, исходя из количества собственников данного жилого помещения, а после ввода приборов учета в эксплуатацию – по показаниям таких приборов, при этом датой вода индивидуальных приборов в эксплуатацию следует считать, с учетом позиции истцов, первое число месяца после фактической опломбировки приборов сторонней аккредитованной организацией, т.е. с 01.08.2022г. С учетом того, что из пояснений сторон следует, что принято решение о передаче сетей водоснабжения и водоотведения в поселке в ведение местной администрации, ввиду чего ООО «Экос-С» расторгло договор аренды указанный сетей, однако документы, подтверждающие указанное обстоятельство в суд не представлены, обязанность по выставлению счетов истцам ООО «Экос-С» следует осуществлять до даты расторжения договора аренды сетей.

    При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения о частичном удовлетворении заявленных истцами требований.

    На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Принять новое решение, которым исковые требования ФИО4 (паспорт ), ФИО5 (паспорт ), ФИО6 (паспорт ), ФИО7 (паспорт ), ФИО8 (паспорт ), ФИО2 (паспорт ) к ООО «Экос-С» () о признании задолженности отсутствующей удовлетворить, требования ФИО1 (паспорт ) к ООО «Экос-С» удовлетворить частично.

    Признать договоры водоснабжения и водоотведения между ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО2, ФИО1 и ООО «Экос-С» заключенными с ДД.ММ.ГГГГ путем совершения конклюдентных действий.

    Признать незаконными начисления в квитанциях, направленных ООО «Экос-С» ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО2, ФИО1 по нормативу на 4 человек.

    Признать отсутствующей задолженность ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО2, ФИО1 перед ООО «Экос-С» за водоснабжение и водоотведение в размере, указанном в квитанциях ООО «Экос-С» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

    Обязать ООО «Экос-С» осуществить начисление платы за услуги по водоснабжению и водоотведению до момента ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета по нормативу потребления, а с момента ввода в эксплуатацию, исходя из показаний приборов учета, за период с ДД.ММ.ГГГГ до даты расторжения договора аренды сетей водоснабжения.

    В остальной части исковых требований отказать.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.

Председательствующий:

    Судьи:

33-476/2024 (33-13863/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Гефель Г.А.
Лысенков В.А.
Коровин И.А.
Миронова Л.В.
Васильева Т.И.
Мамаев Ю.С.
Обуховский Д.А.
Назаров С.Е.
Ответчики
ООО Экос-С
Другие
Коржаневская Елена Владимировна
ООО ЭКОСЕРВИС САМАРА
ГЖИ Самарской области
Администрация муниципального района Красноярский Самарской области
Прокуратура Красноярского района г. Самара
Государственная жилищная инспекция г Самара
ООО ЭКОДОЛЬЕ ДЕВЕЛОПМЕНТ-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК
Дементьев В.С.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
09.11.2023[Гр.] Передача дела судье
07.12.2023[Гр.] Судебное заседание
21.12.2023[Гр.] Судебное заседание
01.02.2024[Гр.] Судебное заседание
06.03.2024[Гр.] Судебное заседание
28.03.2024[Гр.] Судебное заседание
08.04.2024[Гр.] Судебное заседание
24.04.2024[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2024[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее