категория 2.211
91RS0002-01-2023-006236-74
Дело № 2-3886/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 декабря 2023 года город Симферополь
Киевский районный суд гор. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Пронина Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лозинской А.Н.,
с участием представителя истца ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Главного управления Росгвардии по <адрес> и <адрес> к ФИО1, третьи лица – Министерство внутренних дел по <адрес>, ФКУ «ЦХ и СО МВД по <адрес>», ФКУ ИК-5 УФСИН России по <адрес> о прекращении права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Росгвардии по <адрес> и <адрес> обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит прекратить право собственности ответчика ФИО1 на гражданское оружие: <данные изъяты> на основании пункта 12 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016г. №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
Заявленные требования мотивированы тем, что на складе вооружения с ДД.ММ.ГГГГ на хранении находится огнестрельное гладкоствольное оружие <данные изъяты> собственником которого является ответчик ФИО1, который 28.09.2021г. приговором Центрального районного суда <адрес> Республики Крым, измененным апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 27.04.2022г., осужден за совершение преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 4 ст. 132, ч.2 ст. 135, ч. 2 ст. 135, ч.2 ст. 135, ч. 1 ст. 135, ч. 2 ст. 135 УК РФ с назначением ему наказания в виде лишения свободы сроком на 6 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы на 1 год. На основании п. 3 ч. 20 ст. 13, п. 3 ч.1 ст. 26 ФЗ «Об оружии» № – ФЗ от 13.12.1996г. разрешение на хранение и ношение оружия серии РОХа 0023024710, выданное ФИО1 27.01.2020г. ОЛРР (по <адрес>) ГУ Росгвардии по <адрес> и <адрес>, сроком действия до 27.01.2025г., было аннулировано. На направленное уведомление в адрес ФИО1 о намерении истца обратиться в суд о прекращении права собственности на указанное оружие, в случае нахождения оружия на складе вооружения МВД по <адрес> свыше одного года, ответчик не отреагировал. После помещения оружия на хранение на склад вооружения ответчик мер по устранению нарушений, связанных со сроками регистрации (перерегистрации) на принял, дальнейшей судьбой оружия не интересуется, оружие не востребовал, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. ст. 209, 235, 238 ГК РФ истец обратился в суд с указанными исковыми требованиями.
Представитель истца ФИО5 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ настаивал на удовлетворении заявленных требований, ответчики и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о дне, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается соответствующими почтовыми отправлениями и распиской, приобщенными к материалам настоящего гражданского дела.
Кроме того, информация о судебном заседании заблаговременно была размещена на официальном сайте Киевского районного суда <адрес> в сети «Интернет».
В соответствии со ст.ст. 117, 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке, с учетом надлежащего извещения сторон и третьих лиц о данном судебном заседании.
Исследовав материалы дела в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 67 ГПК РФ).
Пунктом 1 ст. 235 ГК РФ установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом.
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (п. 3 ст. 238 ГК РФ).
Ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» установлено, что войска национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии) являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями, в том числе, осуществлять прием от органов внутренних дел (полиции), хранение и уничтожение изъятых, добровольно сданных и найденных огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, основных частей огнестрельного оружия.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии».
В соответствии ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии» оружие является источником повышенной опасности и в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на: гражданское; служебное; боевое ручное стрелковое и холодное.
Гражданское оружие, в свою очередь, подразделяется, в том числе, на охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие (ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии»).
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Пунктом 3 части 20 ст. ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии» установлено, что лицензия на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия не выдается гражданам Российской Федерации имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленное преступление.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии» установлено, что лицензия на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение либо хранение и использование оружия, ношение и использование охотничьего оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, и изымаются в случае возникновения предусмотренных абзацем вторым части четвертой статьи 9 и пунктами 3 - 3.5, 3.7, 4, 5, 5.1, 7 и 8 части двадцатой статьи 13 настоящего Федерального закона обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения.
Ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии» установлено, что изъятие оружия и патронов к нему производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в случаях, в том числе, аннулирования в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения.
Оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, передаются (сдаются) в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, для временного хранения на срок, не превышающий четырех месяцев, до их передачи в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации".
Изъятые или сданные оружие и (или) патроны к нему должны быть отчуждены их собственником в соответствии с гражданским законодательством либо получены собственником в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона в течение одного года со дня их изъятия или сдачи, за исключением оружия и (или) патронов к нему, изъятых или сданных в связи с возникновением обстоятельств, предусмотренных пунктами 3.6 и 11 части двадцатой статьи 13 настоящего Федерального закона, а также частью девятой статьи 22 настоящего Федерального закона. В случае смерти собственника оружия и (или) патронов к нему указанный срок исчисляется со дня принятия (приобретения) наследства в соответствии с гражданским законодательством. Выморочные оружие и (или) патроны к нему переходят в собственность Российской Федерации.
Согласно ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее Правила №).
Согласно п. 1 Правил №, настоящие Правила в соответствии с Федеральным законом "Об оружии" регулируют оборот гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия (далее именуется - оружие) и патронов (составных частей патронов) к нему, включая производство, торговлю, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации.
П. 78, 79, 82, 83 Правил № установлено, что изъятие оружия и патронов производится в случаях, установленных федеральным законодательством.
Оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.
Изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы, имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.
Изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
По результатам изучения материалов дела судом установлено, что 27.01.2020г. ОЛРР (по <адрес>) ГУ Росгвардии по РК и <адрес> ФИО1 было выдано разрешение серии РОХа № на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия <данные изъяты>, сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по 27.01.2025г. (л.д.16).
Приговором Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от 28.9.2021г. по делу №, вступившим в законную силу 27.04.2022г. и измененным апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 27.04.2022г., ФИО1 признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 4 ст. 132, ч.2 ст. 135, ч. 2 ст. 135, ч.2 ст. 135, ч. 2 ст. 135, ч. 1 ст. 135 УК РФ, на основании п. «г» ч. 1 ст. 71, ч. 3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения назначенных наказаний за совершение указанных преступлений, ФИО1 назначено окончательное наказания в виде 6 лет лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы на 1 год.
ДД.ММ.ГГГГ отделом ОЛРР (по <адрес>) Главного управления Росгвардии по <адрес> и <адрес> у гр. ФИО2 по ее заявлению было принято на временное хранение огнестрельное гладкоствольное оружие <данные изъяты>, принадлежащее ФИО1.
Вышеуказанное оружие было передано на склад вооружения МВД по <адрес>, что подтверждается копией приемного акта № от 29.06.2022г. (л.д.9).
Заключением старшего инспектора ОЛРР (по <адрес>) Главного управления Росгвардии по <адрес> и <адрес> ФИО4 от 08.07.2022г., утвержденного начальником ОЛРР (по <адрес>) Главного управления Росгвардии по <адрес> и <адрес> 08.07.2022г. разрешение серии №, выданное 27.01.2020г. ОЛРР (по <адрес>) ГУ Росгвардии по <адрес> и <адрес> сроком до 27.01.2025г. аннулировано, а в отношении принадлежащего гр. ФИО1 охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия марки <данные изъяты> принято решение о его изъятии и помещении на хранение в тыл МВД по <адрес>.
За подписью начальника ОЛРР (по <адрес>) Главного управления Росгвардии по <адрес> и <адрес> в ФКУ ИК-5 УФСИН России по <адрес> направлено письмо от 16.11.2022г. с сообщением о передаче на хранение в КХО МВД по <адрес> указанного выше, принадлежащего ФИО1 оружия и для доведения содержащемуся в данном исправительном учреждении ФИО1 информации о намерении ОЛРР (по <адрес>) обратиться в суд с иском о прекращении права собственности на указанное оружие, а также с указанием на необходимость принятия ответственным лицом исправительного учреждения у ФИО1 соответствующего заявления, в случае наличия решения со стороны ФИО1 о переоформлении либо утилизации указанного оружия.
Из адресованного ОЛРР (по <адрес>) из ФКУ ИК-5 УФСИН России по <адрес> ответа от 02.12.2022г. и приложенного к нему акта от 17.11.2022г., усматривается, что ФИО1 было предложено ознакомиться с указанным выше сообщением ОЛРР (по <адрес>), однако ФИО1 отказался предоставить какиелибо расписки, объяснения, заявления, а также ознакомиться с указанным документом без объяснения причин.
Стороной ответчика в порядке ст. 56 ГПК РФ не предоставлено, а материалы дела не содержат доказательств принятия ответчиком ФИО1 каких-либо мер по регистрации (перерегистрации) или по отчуждению каким-либо способом указанного выше оружия <данные изъяты> после принятия решения об аннулировании разрешения на его хранение и ношение, его изъятия и помещения на хранение на склад вооружения, в том числе и после принятия к производству суда настоящего искового заявления, а также на момент рассмотрения настоящего гражданского дела судом.
Доказательств обратного материалы дела не содержат, стороной ответчика в ходе рассмотрения настоящего дела такие доказательства также представлены не были.
Наряду с указанным, материалы дела также не содержат, а стороной ответчика суду не представлено доказательств признания незаконным либо отмены принятого уполномоченным органом решения об аннулировании разрешения на ношение и хранение оружия, выданного ранее ответчику на указанное выше гражданское оружие.
Суд отмечает, что принципы состязательности и равноправия сторон, принцип диспозитивности, закрепленные в статьях 9, 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции РФ, предполагают, что свобода определения объема своих прав и обязанностей в гражданском процессе и распоряжения процессуальными средствами защиты предусматривает усмотрение сторон в определении объема предоставляемых ими доказательств в подтверждение своих требований и возражений, при этом стороны сами должны нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается, в первую очередь, поведением сторон, как субъектов доказательственной деятельности.
В определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 478-О-О указано, что норма части первой статьи 12 ГПК РФ, в силу которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, конкретизируется в части первой статьи 56 того же Кодекса, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Таким образом, учитывая изложенное выше правовое регулирование и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для прекращения права собственности ФИО1 на гражданское охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие <данные изъяты>, поскольку ответчиком не предприняты в установленный законом срок меры к оформлению (переоформлению) права на владение оружием или меры по его отчуждению.
Что касается исковых требований о предоставлении Главному управлению Росгвардии по <адрес> и <адрес> разрешения на уничтожение оружия <данные изъяты>, на основании п. 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», суд отмечает следующее.
Как было указано выше, согласно п. 82, 83 Правил № по результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы, имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.
Изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Патроны к газовому оружию, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми и раздражающими веществами, технически неисправные либо срок годности, хранения или использования которых истек, безвозмездно передаются по заявлению их владельцев поставщикам (продавцам) для уничтожения в порядке, определяемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Однако, истцом не представлено в суд доказательств того, что оружие являющееся предметом спора является технически неисправным, а иных требований определяющих возможную судьбу оружия (получение разрешения на реализацию либо реализация) не заявлено.
С учетом анализа вышеприведенных правовых норм, суд обращает внимание, что суд не должен сам принимать решение об уничтожении изъятого оружия, поскольку данное уничтожение производится воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Кроме того, перед разрешением вопроса об уничтожении оружия в соответствии с п. 82, 83 Правил № территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации проводится экспертиза, по результатам которой оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение.
Правильность такого правового регулирования подтверждена в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
Приложенный к исковому заявлению ответ директора ООО «Орлан» о нецелесообразности реализации спорного оружия не является допустимым доказательством, предусмотренным Правилами №.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о предоставлении разрешения Главному управлению Росгвардии по <адрес> и <адрес> разрешения на уничтожение оружия <данные изъяты>.
При таких обстоятельствах, рассмотрев всесторонне, полно и объективно заявленные требования, выяснив действительные обстоятельства дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований Главного управления Росгвардии по <адрес> и <адрес>.
Руководствуясь ст.ст.194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Главного управления Росгвардии по <адрес> и <адрес> к ФИО1, третьи лица – Министерство внутренних дел по <адрес>, ФКУ «ЦХ и СО МВД по <адрес>», ФКУ ИК-5 УФСИН России по <адрес> о прекращении права собственности – удовлетворить частично.
Прекратить право собственности ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>а <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации №) на гражданское охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие <данные изъяты>
В остальной части заявленных требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Пронин
Решение в окончательной форме изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.