Дело №
УИД-05RS0№-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
27 декабря 2023 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Мамаева А.К.,
при секретаре судебного заседания – ФИО2,
с участием прокурора <адрес> – ФИО5,
старшего помощника прокурора <адрес> – ФИО6,
представителя третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан по доверенности – ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры <адрес> в интересах ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о признании незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Дагестан по осуществлению ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных учреждений, а также координации деятельности субъектов государственной и частной систем здравоохранения на территории республики при оказании медицинской помощи инвалиду 1 группы ФИО1 и возложении обязанности на Министерство здравоохранения Республики Дагестан принять организационные меры по восстановлению прав ФИО1 на получение своевременной и качественной медицинской помощи и обеспечения его, по мере необходимости, по жизненным показаниям медицинскими изделиями - двухпросветным катетером длительного действия и сосудистым протезом синтетическим для проведения диализа,
руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования прокуратуры <адрес> в интересах ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о признании незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Дагестан по осуществлению ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных учреждений, а также координации деятельности субъектов государственной и частной систем здравоохранения на территории республики при оказании медицинской помощи инвалиду 1 группы ФИО1 и возложении обязанности на Министерство здравоохранения Республики Дагестан принять организационные меры по восстановлению прав ФИО1 на получение своевременной и качественной медицинской помощи и обеспечения его, по мере необходимости, по жизненным показаниям медицинскими изделиями - двухпросветным катетером длительного действия и сосудистым протезом синтетическим для проведения диализа, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Дагестан по осуществлению ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных учреждений, а также координации деятельности субъектов государственной и частной систем здравоохранения на территории республики при оказании медицинской помощи инвалиду 1 группы ФИО1.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан принять организационные меры по восстановлению прав ФИО1 на получение своевременной и качественной медицинской помощи и обеспечения его, по мере необходимости, по жизненным показаниям медицинскими изделиями - двухпросветным катетером длительного действия и сосудистым протезом синтетическим для проведения диализа.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме, через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.
Составление мотивированного решения суда отложить на срок не более чем пять дней.
Судья А.К. Мамаев
Дело №
УИД-05RS0№-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Мамаева А.К.,
при секретаре судебного заседания – ФИО2,
с участием прокурора <адрес> – ФИО5,
старшего помощника прокурора <адрес> – ФИО6,
представителя третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан по доверенности – ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры <адрес> в интересах ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о признании незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Дагестан по осуществлению ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных учреждений, а также координации деятельности субъектов государственной и частной систем здравоохранения на территории республики при оказании медицинской помощи инвалиду 1 группы ФИО1 и возложении обязанности на Министерство здравоохранения Республики Дагестан принять организационные меры по восстановлению прав ФИО1 на получение своевременной и качественной медицинской помощи и обеспечения его, по мере необходимости, по жизненным показаниям медицинскими изделиями - двухпросветным катетером длительного действия и сосудистым протезом синтетическим для проведения диализа,
установил:
<адрес> в интересах ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Дагестан, Государственному бюджетному учреждению Республики Дагестан «Республиканская клиническая больница им. ФИО4», мотивируя свои требования тем, что <адрес> проведена проверка по обращению инвалида 1 группы ФИО1, страдающего хронической почечной недостаточностью и находящегося на программном диализе, о нарушении его прав на получение бесплатной, своевременной и качественной медицинской помощи, а также возмещении расходов, понесенных им на приобретении медицинских изделий.
В ходе проверки установлено, что ФИО1 1976 г.р., страдает хроническим заболеванием почек, является пациентом гемодиализного центра <адрес>, где проводит указанную процедуру 12 часов в неделю.
Учитывая, имеющийся высокий риск тромбозов и мутаций в генах свертывающей системы, установленных ФГУ НИИ «Урологии» Минздрава России, ФИО1 не рекомендовано установка артериовенозных фистул и катетеров непродолжительного действия.
При этом, несмотря на неоднократные обращения в адрес ГБУ РД Республики Дагестан «Республиканская клиническая больница им. ФИО4» и Министерства здравоохранения РД ФИО1 отказано в оказании качественной медицинской помощи в части установления необходимых ему по жизненным показаниям двухпросветного катетера длительного действия, а также сосудистого протеза.
Основанием для отказа в установлении двухпросветного катетера длительного действия, а также сосудистого протеза указанно, что ГБУ РД «РКБ» не обязано осуществлять установку катетеров больным, не закрепленным за указанным Учреждением и отсутствием двухпросветных катетеров в списке ЖНВЛ.
Вышеуказанные обстоятельства стали следствием того, что ФИО1 вынужден приобретать вышеуказанные двухпросветный катетер длительного действия, а также сосудистый протез за свои средства и выезжать за пределы республики для их установки и получения квалифицированной медицинской помощи на платной основе.
Так, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ГБУ РД «РКБ» о необходимости установления двухпросветного катетера в связи с тем, что по имеющемуся катетеру проведение диализа не представлялось возможным.
Учитывая, что в ГБУ РД «РКБ» вновь установили бедренный катетер непродолжительного действия ФИО1 вынужден был приобрести двухпросветный катетер и установить его в <адрес>.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ за собственные средства им приобретен синтетический сосудистый протез «Venaflo» стоимостью 45 тыс. руб., который ему установлен в ГБУЗ <адрес> «Городская клиническая больница» <адрес>.
При этом, согласно Тарифному соглашению оплата медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Республики Дагестан на 2023 год предусмотрена в рамках КСГ ds18.003 «Формирование, имплантация, удаление, смена доступа для диализа» с тарифом 57767,09 руб. и st 18.002 «Формирование, имплантация, удаление, смена доступа для диализа» с тарифом 60708,31 руб.
Неоднократно обращения ФИО1 рассмотрены Филиалом АО «МАКС-М» в <адрес> и ТФОМС по РД по результатам, которых ГБУ РД «РКБ», а также Минздраву РД даны рекомендации о принятии неотложных мер по решению вопроса формирования центрального венозного доступа лицам, находящихся на программном диализе в целях защиты их прав и законных интересов.
Установлено, что в нарушение требований нормативных актов инвалид 1 группы ФИО1, в настоящее время не беспечен необходимыми ему по жизненным показаниям двухпросветными катерами длительного действия для проведения процедуры диализа, а также протезом кровеносного сосуда синтетическим.
Таким образом, ГБУ РД «РКБ» и Министерством здравоохранения Республики Дагестан допущены нарушения прав инвалида 1 группы ФИО1 на получение бесплатной и качественной медицинской помощи.
На основании изложенного просили суд обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан «Республиканская клиническая больница им. ФИО4» и Министерство здравоохранения Республики Дагестан компенсировать инвалиду 1 группы ФИО1 расходы, понесенные им на приобретение синтетического сосудистого протеза «Venaflo» в размере 45 тыс. рублей.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан незамедлительно принять организационные меры по обеспечению ФИО1 по мере необходимости по жизненным показаниям медицинскими изделиями - двухпросветным катетером длительного действия и сосудистым протезом синтетическим для проведения диализа в целях обеспечения защиты прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья.
Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан «Республиканская клиническая больница им. ФИО4» обеспечить ФИО1 по мере необходимости по жизненным показаниям медицинскими изделиями - двухпросветным катетером длительного действия и сосудистым протезом синтетическим для проведения диализа в целях обеспечения защиты прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья.
В последующем истец заявил об уточнении исковых требований, в соответствии с котором просил суд признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Дагестан по осуществлению ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных учреждений, а также координации деятельности субъектов государственной и частной систем здравоохранения на территории республики при оказании медицинской помощи инвалиду 1 группы ФИО1.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан принять организационные меры по восстановлению прав ФИО1 на получение своевременной и качественной медицинской помощи и обеспечения его, по мере необходимости, по жизненным показаниям медицинскими изделиями - двухпросветным катетером длительного действия и сосудистым протезом синтетическим для проведения диализа.
В судебном заседании прокурор <адрес> – ФИО5 поддержал уточненные исковые требования.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> – ФИО6 также поддержал уточненные исковые требования, просил их удовлетворить и дал объяснения, в основном аналогичные тексту искового заявления.
ФИО1, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Ответчик - Министерство здравоохранения Республики Дагестан, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило.
В судебном заседании представитель третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан по доверенности – ФИО7 оставил разрешение данного вопроса на усмотрение суда.
Третье лицо – Филиал АО «МАКС-М» в <адрес>, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле и изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции РФ).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (пункты 1, 2, 5 - 7 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ.
В силу пункта 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).
По смыслу пунктов 2, 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно справке серии МСЭ-2015 N 0599069 ФИО1 является инвалидом первой группы по общему заболеванию бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ, инвалидность установлена повторно.
ФИО1 установлен диагноз – Хроническая почечная недостаточность (ХПН).
Из выводов заключения Филиала АО «МАКС-М» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по результатам медико-экономической экспертизы ГБУ РД «РКБ» следует, что отсутствует в мед. документации зарегистрированного отказа ЗЛ от мед. вмешательства (госпитализации). Код дефекта - 2.13.
Из выводов заключения Филиала АО «МАКС-М» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по результатам экспертизы качества медицинской помощи ГБУ РД «Избербашская ЦГБ». Поликлиника следует, что не выполнено необходимое лечебно-диагностическое мероприятий в соответствии с порядками и стандартами оказания мед. помощи застрахованному лицу (согласно Приказу Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 922н). Код дефекта - 3.2.1.
Из письма Филиала АО «МАКС-М» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес Министерства здравоохранения Республики Дагестан, Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан «Республиканская клиническая больница им. ФИО4» следует, что в Филиал АО «МАКС-М» поступило обращение гражданина о нарушении его права на доступную и качественную медицинскую помощь. Обращают внимание, что АО «МАКС-М» рассматривались аналогичные обращения гражданина в 2020-2022 гг.. по вопросу отсутствия в медицинских организациях Республики Дагестан возможности для проведения медицинской услуги АДД.ММ.ГГГГ.004 «Замена порта (сегмента) двухпросветного центрального венозного катетера» в рамках ОМС. По данному поводу АО «МАКС-М» неоднократно направлялись письменные запросы в адрес Министерства здравоохранения Республики Дагестан и ГБУ РД «Республиканская клиническая больница им. ФИО8» (далее-ГБУ РД «РКБ»). Во всех случаях в связи с отсутствием своевременных мер реагирования гражданин приобретал необходимое ему медицинское изделие за счет личных средств либо выезжал для его установки в медицинские организации за пределами Республики Дагестан.
Сообщают, что АО «МАКС-М» проведены контрольные-экспертные мероприятия на этапе обращения застрахованного лица в приемно-диагностическое отделение ГБУ РД «РКБ» (акт прилагается), а также по амбулаторной карте ГБУ РД «Избербашская ЦГБ». В целях оказания содействия гражданину ими были направлены запросы в ГБУ РД «РКБ» с указанием на необходимость обеспечения пациенту показанной медицинской услуги по направлению ГБУ РД «Избербашская ЦГБ» в рамках ОМС. С учетом права выбора пациенту организована выдача направления в медицинскую организацию <адрес>.
По причине приобретения гражданином медицинского изделия после случая обращения в приемно-диагностическое отделение ГБУ РД «РКБ» (вне стационара), АО «МАКС-М» не располагает основаниями для проведения досудебных мероприятий по возмещению расходов. Вместе с тем, считают, что сложившая ситуация носит системный характер и явилась следствием пробелов в организации оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология». В целях предупреждения нарушений прав застрахованных лиц просят обязать принятие ответственными лицами ГБУ РД «РКБ» управленческих мер реагирования, а также обеспечить возврат заявителю денежных средств, затраченных им на приобретение медицинского изделия, включенного в перечень медицинских изделий имплантируемых в организм человека, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Информацию о принятом решении просят направить в их адрес до ДД.ММ.ГГГГ для своевременного информирования ими заявителя, в том числе, о содействии АО «МАКС-М» в направлении искового заявления.
Из письма Филиала АО «МАКС-М» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес заместителя прокурора <адрес> следует, что Филиалом АО «МАКС-М» рассмотрено обращение гражданина (ЕНП №) (вх. № МЕД-28-3-15068 от ДД.ММ.ГГГГ) по вопросу возмещения его расходов на приобретение медицинского изделия для обеспечения диализного доступа. На очном приеме 17.07.2023г. предварительно гражданину было разъяснено, что в связи с тем, что он приобрел медицинское изделия вне случая стационарной помощи, АО «МАКС-М» не располагает основаниями для проведения досудебных мероприятий по возмещению расходов. Указанный вывод основывается нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность страховой медицинской организации. Вместе с тем, заявление гражданина было принято для проведения контрольно-экспертных мероприятий на всех этапах и выяснения причин, приведших к обращению пациента.
В соответствии с пп. 1 п. 35 Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 231н «Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения» ими была запрошена медицинская документация по факту обращения застрахованного лица в июне 2023 г. ГБУ РД «Республиканская клиническая больница им. ФИО8» (далее - ГБУ РД «РКБ») По результатам экспертной оценки по представленной медицинской карте № приемно-диагностического отделения ГБУ РД «РКБ», дата оказания медицинской помощи ДД.ММ.ГГГГ, выявлено нарушения по ведению медицинской документации, в частности, отсутствие в медицинской документации оформленного по утвержденной форме отказа от госпитализации, а также данных осмотра сосудистым хирургом. Результаты экспертизы направлены в адрес руководства медицинской организации приняты ими и согласованы. В запросе на представление медицинской документации ГБУ РД «РКБ» сведения за 11.06.2023г., как указано в Вашем письме, нами не запрашивались ввиду отсутствия информации по указанной дате в заявлении гражданина, и также разъяснения в этой части медицинской организацией в рамках их запроса (за июнь 2023 г.), не предоставлялись. В целях полноты экспертной оценки ими также была подвергнута экспертизе амбулаторная карта ГБУ РД «Избербашская центральная городская больница» (далее ГБУ РД «Избербашская ЦГБ»).
С учетом права выбора медицинской организации, при их содействии гражданину было выдано направление в ГБУ «Городская клиническая больница» <адрес>, что было подтверждено заявителем в телефонном разговоре с их страховым представителем.
В связи с тем, гражданин приобрел медицинское изделие вне стационара и АО «МАКС-М» не располагает основаниями для проведения досудебных мероприятий по возмещению расходов, а также в связи с тем, что вопросы организации оказания медицинской помощи относятся к полномочиям органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, обращение было направлено в Министерство здравоохранения Республики Дагестан для его рассмотрения и дачи ответа в рамках имеющихся полномочий (прилагается). Также информация по данному поводу была доведена ими до Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан (далее – ТФОМС РД) (прилагается). По инициативе ТФОМС РД ДД.ММ.ГГГГ под руководством первого заместителя директора ТФОМС РД ФИО9 было проведено рабочее совещание с участием начальника управления ООМС ТФОМС РД, начальника управления ООМС Минздрава РД, главного внештатного нефролога Минздрава РД, председателя Комиссии по оказанию медицинской помощи больным с хронической почечной недостаточностью, руководителя диализного центра ООО «Эверест», главного врача ГБУ РД «РКБ». По итогам совещания было принято решение о необходимости внесения Минздравом РД изменений в порядок маршрутизации в медицинские организации для обеспечения сосудистого доступа и лечения его осложнений в ходе лечения диализом.
Рассмотрение обращений, включающее проведение контрольно-экспертных мероприятий, реализуется страховой медицинской организацией строго по представленной медицинской документации и контрольно-экспертные мероприятия проводятся ими в рамках досудебного урегулирования обращения. Организация оказания медицинской помощи, оценка деятельности врачей, определение степени их ответственности и мер воздействия, а также вопросы врачебной этики и деонтологии относятся к полномочиям Министерства здравоохранения Республики Дагестан.
Судом установлено, что ФИО1 необходимо проведения сеансов гемодиализа, в связи с чем ему необходимы аппараты, которые используются для очистки крови.
При этом, доказательств, опровергающих нуждаемость ФИО1 в проведении сеансов гемодиализа не представлено.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе, организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее также - Минздрав России) приказом от ДД.ММ.ГГГГ N 787н утвердило Порядок организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее - Порядок).
Порядок устанавливает правила организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (пункт 1 Порядка).
Ведомственный контроль организуется и осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы исполнительной власти) в подведомственных им:
1) органах (далее - подведомственные органы);
2) организациях, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность (далее - подведомственные организации) (пункт 2 Порядка).
Согласно постановлению Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Министерства здравоохранения Республики Дагестан» Министерство здравоохранения Республики Дагестан осуществляет следующие полномочия:
разрабатывает и реализует в пределах своей компетенции систему мер по охране здоровья населения, включая организацию профилактических мероприятий и оказание медицинской помощи населению (п. 4.1.4.);
осуществляет ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных организаций посредством осуществления полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. ДД.ММ.ГГГГ);
обеспечивает координацию деятельности субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории Республики Дагестан (п.4.1.5).
В пределах, предоставленных Республики Дагестан как субъекту Российской Федерации полномочий компетентные органы власти вправе определять конкретный механизм организации, включая финансирование, оказания населению указанной специализированной медицинской помощи, в том числе обеспечение возможности реализации права на получение процедуры гемодиализа.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 254 "О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации" диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности, и повышение качества.
Согласно пунктам 1, 6 Положения об организации деятельности отделения диализа, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 254, отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо - и перитонеального диализа. Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.
Согласно пункту 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нефрология", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N 17н, медицинская помощь взрослому населению по данному профилю оказывается в рамках, в том числе, специализированной медицинской помощи.
Целевые значения критериев доступности медицинской помощи устанавливаются в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации указанными выше полномочиями и включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правового регулирования в области охраны здоровья, одновременно установил объемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере, предусмотрев в частях 1 и 3 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" положения, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральной программой.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1271-н терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.
Анализ указанных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что обязанность по организации оказания медицинской помощи в виде терапии методом заместительного гемодиализа и перитонеального диализа возложена на субъект Российской Федерации – Республику Дагестан в лице его уполномоченных органов, каковым в данном случае является Министерство здравоохранения Республики Дагестан.
Тем самым, Министерство здравоохранения Республики Дагестан является уполномоченным органом, который организует оказание данной специализированной помощи в медицинских учреждениях для жителей Республики Дагестан и обеспечивает ее доступность для граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования прокуратуры <адрес> в интересах ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о признании незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Дагестан по осуществлению ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных учреждений, а также координации деятельности субъектов государственной и частной систем здравоохранения на территории республики при оказании медицинской помощи инвалиду 1 группы ФИО1 и возложении обязанности на Министерство здравоохранения Республики Дагестан принять организационные меры по восстановлению прав ФИО1 на получение своевременной и качественной медицинской помощи и обеспечения его, по мере необходимости, по жизненным показаниям медицинскими изделиями - двухпросветным катетером длительного действия и сосудистым протезом синтетическим для проведения диализа, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Дагестан по осуществлению ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных учреждений, а также координации деятельности субъектов государственной и частной систем здравоохранения на территории республики при оказании медицинской помощи инвалиду 1 группы ФИО1.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан принять организационные меры по восстановлению прав ФИО1 на получение своевременной и качественной медицинской помощи и обеспечения его, по мере необходимости, по жизненным показаниям медицинскими изделиями - двухпросветным катетером длительного действия и сосудистым протезом синтетическим для проведения диализа.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме, через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.К. Мамаев