Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7710/2023 ~ М-6491/2023 от 04.10.2023

                                                                                                                     Дело

                                                                                           УИД-05RS0-16

        РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

27 декабря 2023 года                                                                                 <адрес>

Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи - Мамаева А.К.,

при секретаре судебного заседания – ФИО2,

с участием прокурора <адрес>ФИО5,

старшего помощника прокурора <адрес>ФИО6,

представителя третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан по доверенности – ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры <адрес> в интересах ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о признании незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Дагестан по осуществлению ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных учреждений, а также координации деятельности субъектов государственной и частной систем здравоохранения на территории республики при оказании медицинской помощи инвалиду 1 группы ФИО1 и возложении обязанности на Министерство здравоохранения Республики Дагестан принять организационные меры по восстановлению прав ФИО1 на получение своевременной и качественной медицинской помощи и обеспечения его, по мере необходимости, по жизненным показаниям медицинскими изделиями - двухпросветным катетером длительного действия и сосудистым протезом синтетическим для проведения диализа,

руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

решил:

исковые требования прокуратуры <адрес> в интересах ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о признании незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Дагестан по осуществлению ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных учреждений, а также координации деятельности субъектов государственной и частной систем здравоохранения на территории республики при оказании медицинской помощи инвалиду 1 группы ФИО1 и возложении обязанности на Министерство здравоохранения Республики Дагестан принять организационные меры по восстановлению прав ФИО1 на получение своевременной и качественной медицинской помощи и обеспечения его, по мере необходимости, по жизненным показаниям медицинскими изделиями - двухпросветным катетером длительного действия и сосудистым протезом синтетическим для проведения диализа, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Дагестан по осуществлению ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных учреждений, а также координации деятельности субъектов государственной и частной систем здравоохранения на территории республики при оказании медицинской помощи инвалиду 1 группы ФИО1.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан принять организационные меры по восстановлению прав ФИО1 на получение своевременной и качественной медицинской помощи и обеспечения его, по мере необходимости, по жизненным показаниям медицинскими изделиями - двухпросветным катетером длительного действия и сосудистым протезом синтетическим для проведения диализа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме, через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.

Составление мотивированного решения суда отложить на срок не более чем пять дней.

Судья                                                                                                               А.К. Мамаев

              Дело

                                                                                           УИД-05RS0-16

        РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                 <адрес>

Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи - Мамаева А.К.,

при секретаре судебного заседания – ФИО2,

с участием прокурора <адрес>ФИО5,

старшего помощника прокурора <адрес>ФИО6,

представителя третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан по доверенности – ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры <адрес> в интересах ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о признании незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Дагестан по осуществлению ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных учреждений, а также координации деятельности субъектов государственной и частной систем здравоохранения на территории республики при оказании медицинской помощи инвалиду 1 группы ФИО1 и возложении обязанности на Министерство здравоохранения Республики Дагестан принять организационные меры по восстановлению прав ФИО1 на получение своевременной и качественной медицинской помощи и обеспечения его, по мере необходимости, по жизненным показаниям медицинскими изделиями - двухпросветным катетером длительного действия и сосудистым протезом синтетическим для проведения диализа,

установил:

<адрес> в интересах ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Дагестан, Государственному бюджетному учреждению Республики Дагестан «Республиканская клиническая больница им. ФИО4», мотивируя свои требования тем, что <адрес> проведена проверка по обращению инвалида 1 группы ФИО1, страдающего хронической почечной недостаточностью и находящегося на программном диализе, о нарушении его прав на получение бесплатной, своевременной и качественной медицинской помощи, а также возмещении расходов, понесенных им на приобретении медицинских изделий.

В ходе проверки установлено, что ФИО1 1976 г.р., страдает хроническим заболеванием почек, является пациентом гемодиализного центра <адрес>, где проводит указанную процедуру 12 часов в неделю.

Учитывая, имеющийся высокий риск тромбозов и мутаций в генах свертывающей системы, установленных ФГУ НИИ «Урологии» Минздрава России, ФИО1 не рекомендовано установка артериовенозных фистул и катетеров непродолжительного действия.

При этом, несмотря на неоднократные обращения в адрес ГБУ РД Республики Дагестан «Республиканская клиническая больница им. ФИО4» и Министерства здравоохранения РД ФИО1 отказано      в оказании качественной медицинской помощи в части установления необходимых ему по жизненным показаниям двухпросветного катетера длительного действия,                    а также сосудистого протеза.

Основанием для отказа в установлении двухпросветного катетера длительного действия, а также сосудистого протеза указанно, что ГБУ РД «РКБ» не обязано осуществлять установку катетеров больным, не закрепленным за указанным Учреждением и отсутствием двухпросветных катетеров в списке ЖНВЛ.

Вышеуказанные обстоятельства стали следствием того, что ФИО1 вынужден приобретать вышеуказанные двухпросветный катетер длительного действия, а также сосудистый протез за свои средства и выезжать за пределы республики для их установки и получения квалифицированной медицинской помощи на платной основе.

Так, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ГБУ РД «РКБ» о необходимости установления двухпросветного катетера в связи с тем, что по имеющемуся катетеру проведение диализа не представлялось возможным.

Учитывая, что в ГБУ РД «РКБ» вновь установили бедренный катетер                     непродолжительного действия ФИО1 вынужден был приобрести двухпросветный катетер и установить его в <адрес>.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ за собственные средства им приобретен синтетический сосудистый протез «Venaflo» стоимостью 45 тыс. руб., который ему установлен в ГБУЗ <адрес> «Городская клиническая больница»                    <адрес>.

При этом, согласно Тарифному соглашению оплата медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Республики Дагестан на 2023 год предусмотрена в рамках КСГ ds18.003 «Формирование, имплантация, удаление, смена доступа для диализа» с тарифом 57767,09 руб. и st 18.002 «Формирование, имплантация, удаление, смена доступа для диализа» с тарифом 60708,31 руб.

Неоднократно обращения ФИО1 рассмотрены Филиалом АО «МАКС-М» в <адрес> и ТФОМС по РД по результатам, которых ГБУ РД «РКБ», а также Минздраву РД даны рекомендации о принятии неотложных мер по решению вопроса формирования центрального венозного доступа лицам, находящихся на программном диализе в целях защиты их прав и законных интересов.

Установлено, что в нарушение требований нормативных актов инвалид                            1 группы ФИО1, в настоящее время не беспечен необходимыми ему по жизненным показаниям двухпросветными катерами длительного действия для проведения процедуры диализа, а также протезом кровеносного сосуда синтетическим.

Таким образом, ГБУ РД «РКБ» и Министерством здравоохранения Республики Дагестан допущены нарушения прав инвалида 1 группы ФИО1 на получение бесплатной и качественной медицинской помощи.

На основании изложенного просили суд обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан «Республиканская клиническая больница им. ФИО4» и Министерство здравоохранения Республики Дагестан компенсировать инвалиду 1 группы ФИО1 расходы, понесенные им на приобретение синтетического сосудистого протеза «Venaflo» в размере 45 тыс. рублей.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан незамедлительно принять организационные меры по обеспечению ФИО1 по мере необходимости по жизненным показаниям медицинскими изделиями - двухпросветным катетером длительного действия и сосудистым протезом синтетическим для проведения диализа в целях обеспечения защиты прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья.

Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан «Республиканская клиническая больница им. ФИО4» обеспечить ФИО1 по мере необходимости по жизненным показаниям медицинскими изделиями - двухпросветным катетером длительного действия и сосудистым протезом синтетическим для проведения диализа в целях обеспечения защиты прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья.

В последующем истец заявил об уточнении исковых требований,                                  в соответствии с котором просил суд признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Дагестан по осуществлению ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных учреждений, а также координации деятельности субъектов государственной и частной систем здравоохранения на территории республики при оказании медицинской помощи инвалиду 1 группы ФИО1.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан принять организационные меры по восстановлению прав ФИО1 на получение своевременной и качественной медицинской помощи и обеспечения его, по мере необходимости, по жизненным показаниям медицинскими изделиями - двухпросветным катетером длительного действия и сосудистым протезом синтетическим для проведения диализа.

В судебном заседании прокурор <адрес>ФИО5 поддержал уточненные исковые требования.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес>ФИО6 также поддержал уточненные исковые требования, просил их удовлетворить и дал объяснения, в основном аналогичные тексту искового заявления.

ФИО1, извещенный о времени и месте судебного разбирательства,      в судебное заседание не явился.

Ответчик - Министерство здравоохранения Республики Дагестан, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило.

В судебном заседании представитель третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан по доверенности – ФИО7 оставил разрешение данного вопроса на усмотрение суда.

Третье лицо – Филиал АО «МАКС-М» в <адрес>, извещенное                               о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле и изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции РФ).

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

Охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).

В статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (пункты 1, 2, 5 - 7 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ.

В силу пункта 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011                            N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011                   N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011                      N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).

По смыслу пунктов 2, 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно справке серии МСЭ-2015 N 0599069 ФИО1 является инвалидом первой группы по общему заболеванию бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ, инвалидность установлена повторно.

ФИО1 установлен диагноз – Хроническая почечная недостаточность (ХПН).

Из выводов заключения Филиала АО «МАКС-М» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по результатам медико-экономической экспертизы ГБУ РД «РКБ» следует, что отсутствует в мед. документации зарегистрированного отказа ЗЛ                    от мед. вмешательства (госпитализации). Код дефекта - 2.13.

Из выводов заключения Филиала АО «МАКС-М» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по результатам экспертизы качества медицинской помощи ГБУ РД «Избербашская ЦГБ». Поликлиника следует, что не выполнено необходимое лечебно-диагностическое мероприятий в соответствии с порядками и стандартами оказания мед. помощи застрахованному лицу (согласно Приказу Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 922н). Код дефекта - 3.2.1.

Из письма Филиала АО «МАКС-М» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ         в адрес Министерства здравоохранения Республики Дагестан, Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан «Республиканская клиническая больница им. ФИО4» следует, что в Филиал АО «МАКС-М» поступило обращение гражданина о нарушении его права на доступную и качественную медицинскую помощь. Обращают внимание, что               АО «МАКС-М» рассматривались аналогичные обращения гражданина в 2020-2022 гг.. по вопросу отсутствия в медицинских организациях Республики Дагестан возможности для проведения медицинской услуги АДД.ММ.ГГГГ.004 «Замена порта (сегмента) двухпросветного центрального венозного катетера» в рамках ОМС. По данному поводу АО «МАКС-М» неоднократно направлялись письменные запросы в адрес Министерства здравоохранения Республики Дагестан и ГБУ РД «Республиканская клиническая больница им. ФИО8» (далее-ГБУ РД «РКБ»). Во всех случаях в связи с отсутствием своевременных мер реагирования гражданин приобретал необходимое ему медицинское изделие за счет личных средств либо выезжал для его установки в медицинские организации за пределами Республики Дагестан.

Сообщают, что АО «МАКС-М» проведены контрольные-экспертные мероприятия на этапе обращения застрахованного лица в приемно-диагностическое отделение ГБУ РД «РКБ» (акт прилагается), а также по амбулаторной карте ГБУ РД «Избербашская ЦГБ». В целях оказания содействия гражданину ими были направлены запросы в ГБУ РД «РКБ» с указанием на необходимость обеспечения пациенту показанной медицинской услуги по направлению ГБУ РД «Избербашская ЦГБ» в рамках ОМС. С учетом права выбора пациенту организована выдача направления в медицинскую организацию                              <адрес>.

По причине приобретения гражданином медицинского изделия после случая обращения в приемно-диагностическое отделение ГБУ РД «РКБ» (вне стационара), АО «МАКС-М» не располагает основаниями для проведения досудебных мероприятий по возмещению расходов. Вместе с тем, считают, что сложившая ситуация носит системный характер и явилась следствием пробелов в организации оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология».          В целях предупреждения нарушений прав застрахованных лиц просят обязать принятие ответственными лицами ГБУ РД «РКБ» управленческих мер реагирования, а также обеспечить возврат заявителю денежных средств, затраченных им на приобретение медицинского изделия, включенного в перечень медицинских изделий имплантируемых в организм человека, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Информацию о принятом решении просят направить в их адрес до ДД.ММ.ГГГГ для своевременного информирования ими заявителя, в том числе, о содействии АО «МАКС-М» в направлении искового заявления.

Из письма Филиала АО «МАКС-М» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ         в адрес заместителя прокурора <адрес> следует, что Филиалом АО «МАКС-М» рассмотрено обращение гражданина (ЕНП ) (вх. № МЕД-28-3-15068 от ДД.ММ.ГГГГ) по вопросу возмещения его расходов на приобретение медицинского изделия для обеспечения диализного доступа. На очном приеме 17.07.2023г. предварительно гражданину было разъяснено, что в связи с тем, что он приобрел медицинское изделия вне случая стационарной помощи, АО «МАКС-М» не располагает основаниями для проведения досудебных мероприятий по возмещению расходов. Указанный вывод основывается нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность страховой медицинской организации. Вместе с тем, заявление гражданина было принято для проведения контрольно-экспертных мероприятий на всех этапах и выяснения причин, приведших к обращению пациента.

В соответствии с пп. 1 п. 35 Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 231н «Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения» ими была запрошена медицинская документация по факту обращения застрахованного лица в июне 2023 г. ГБУ РД «Республиканская клиническая больница им. ФИО8» (далее - ГБУ РД «РКБ») По результатам экспертной оценки по представленной медицинской карте приемно-диагностического отделения ГБУ РД «РКБ», дата оказания медицинской помощи ДД.ММ.ГГГГ, выявлено нарушения по ведению медицинской документации, в частности, отсутствие в медицинской документации оформленного по утвержденной форме отказа от госпитализации, а также данных осмотра сосудистым хирургом. Результаты экспертизы направлены в адрес руководства медицинской организации приняты ими и согласованы. В запросе на представление медицинской документации ГБУ РД «РКБ» сведения за 11.06.2023г., как указано в Вашем письме, нами не запрашивались ввиду отсутствия информации по указанной дате в заявлении гражданина, и также разъяснения в этой части медицинской организацией в рамках их запроса (за июнь 2023 г.), не предоставлялись. В целях полноты экспертной оценки ими также была подвергнута экспертизе амбулаторная карта ГБУ РД «Избербашская центральная городская больница» (далее ГБУ РД «Избербашская ЦГБ»).

С учетом права выбора медицинской организации, при их содействии гражданину было выдано направление в ГБУ «Городская клиническая больница»          <адрес>, что было подтверждено заявителем в телефонном разговоре с их страховым представителем.

В связи с тем, гражданин приобрел медицинское изделие вне стационара и АО «МАКС-М» не располагает основаниями для проведения досудебных мероприятий по возмещению расходов, а также в связи с тем, что вопросы организации оказания медицинской помощи относятся к полномочиям органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, обращение было направлено в Министерство здравоохранения Республики Дагестан для его рассмотрения и дачи ответа в рамках имеющихся полномочий (прилагается). Также информация по данному поводу была доведена ими до Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан (далее – ТФОМС РД) (прилагается). По инициативе ТФОМС РД ДД.ММ.ГГГГ под руководством первого заместителя директора ТФОМС РД ФИО9 было проведено рабочее совещание с участием начальника управления ООМС ТФОМС РД, начальника управления ООМС Минздрава РД, главного внештатного нефролога Минздрава РД, председателя Комиссии по оказанию медицинской помощи больным с хронической почечной недостаточностью, руководителя диализного центра ООО «Эверест», главного врача ГБУ РД «РКБ». По итогам совещания было принято решение о необходимости внесения Минздравом РД изменений в порядок маршрутизации в медицинские организации для обеспечения сосудистого доступа и лечения его осложнений в ходе лечения диализом.

Рассмотрение обращений, включающее проведение контрольно-экспертных мероприятий, реализуется страховой медицинской организацией строго по представленной медицинской документации и контрольно-экспертные мероприятия проводятся ими в рамках досудебного урегулирования обращения. Организация оказания медицинской помощи, оценка деятельности врачей, определение степени их ответственности и мер воздействия, а также вопросы врачебной этики и деонтологии относятся к полномочиям Министерства здравоохранения Республики Дагестан.

Судом установлено, что ФИО1 необходимо проведения сеансов гемодиализа, в связи с чем ему необходимы аппараты, которые используются для очистки крови.

При этом, доказательств, опровергающих нуждаемость ФИО1                        в проведении сеансов гемодиализа не представлено.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе, организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее также - Минздрав России) приказом от ДД.ММ.ГГГГ N 787н утвердило Порядок организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее - Порядок).

Порядок устанавливает правила организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (пункт 1 Порядка).

Ведомственный контроль организуется и осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы исполнительной власти) в подведомственных им:

1) органах (далее - подведомственные органы);

2) организациях, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность (далее - подведомственные организации) (пункт 2 Порядка).

Согласно постановлению Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Министерства здравоохранения Республики Дагестан» Министерство здравоохранения Республики Дагестан осуществляет следующие полномочия:

разрабатывает и реализует в пределах своей компетенции систему мер по охране здоровья населения, включая организацию профилактических мероприятий и оказание медицинской помощи населению (п. 4.1.4.);

осуществляет ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных организаций посредством осуществления полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. ДД.ММ.ГГГГ);

обеспечивает координацию деятельности субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории Республики Дагестан (п.4.1.5).

В пределах, предоставленных Республики Дагестан как субъекту Российской Федерации полномочий компетентные органы власти вправе определять конкретный механизм организации, включая финансирование, оказания населению указанной специализированной медицинской помощи, в том числе обеспечение возможности реализации права на получение процедуры гемодиализа.

Согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 254 "О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации" диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности, и повышение качества.

Согласно пунктам 1, 6 Положения об организации деятельности отделения диализа, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 254, отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо - и перитонеального диализа. Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.

Согласно пункту 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нефрология", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N 17н, медицинская помощь взрослому населению по данному профилю оказывается в рамках, в том числе, специализированной медицинской помощи.

Целевые значения критериев доступности медицинской помощи устанавливаются в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации указанными выше полномочиями и включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правового регулирования в области охраны здоровья, одновременно установил объемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере, предусмотрев в частях 1 и 3 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" положения, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральной программой.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1271-н терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.

Анализ указанных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что обязанность по организации оказания медицинской помощи в виде терапии методом заместительного гемодиализа и перитонеального диализа возложена на субъект Российской Федерации – Республику Дагестан в лице его уполномоченных органов, каковым в данном случае является Министерство здравоохранения Республики Дагестан.

Тем самым, Министерство здравоохранения Республики Дагестан является уполномоченным органом, который организует оказание данной специализированной помощи в медицинских учреждениях для жителей Республики Дагестан и обеспечивает ее доступность для граждан.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

решил:

исковые требования прокуратуры <адрес> в интересах ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о признании незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Дагестан по осуществлению ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных учреждений, а также координации деятельности субъектов государственной и частной систем здравоохранения на территории республики при оказании медицинской помощи инвалиду 1 группы ФИО1 и возложении обязанности на Министерство здравоохранения Республики Дагестан принять организационные меры по восстановлению прав ФИО1 на получение своевременной и качественной медицинской помощи и обеспечения его, по мере необходимости, по жизненным показаниям медицинскими изделиями - двухпросветным катетером длительного действия и сосудистым протезом синтетическим для проведения диализа, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Дагестан по осуществлению ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных учреждений, а также координации деятельности субъектов государственной и частной систем здравоохранения на территории республики при оказании медицинской помощи инвалиду 1 группы ФИО1.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан принять организационные меры по восстановлению прав ФИО1 на получение своевременной и качественной медицинской помощи и обеспечения его, по мере необходимости, по жизненным показаниям медицинскими изделиями - двухпросветным катетером длительного действия и сосудистым протезом синтетическим для проведения диализа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме, через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                                                               А.К. Мамаев

2-7710/2023 ~ М-6491/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Советского района г.Махачкалы в интересах Рабаданова Руслана Магомедовича
Ответчики
Министерство здравоохранения РД
ГБУ РД "Республиканская клиническая больница им. А.В. Вишневского"
Другие
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РД
Филиал АО "МАКС-М" в г.Махачкала
Суд
Советский районный суд города Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Мамаев Азамат Камильевич
Дело на странице суда
sovetskiy--dag.sudrf.ru
04.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.10.2023Передача материалов судье
06.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2023Судебное заседание
14.11.2023Судебное заседание
14.11.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
06.12.2023Судебное заседание
06.12.2023Судебное заседание
06.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.12.2023Судебное заседание
29.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее