Дело № 2-414/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тотьма 04 сентября 2020 г.
Тотемский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Цыгановой О.В.,
при секретаре Корнеску Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тотемского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Великодворское» Тотемского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности по организации обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов,
установил:
прокурор Тотемского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Великодворское» Тотемского муниципального района Вологодской области с требованиями о возложении обязанности по организации обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в Тотемском муниципальном районе, в ходе которой установлено, что территория муниципального образования «Великодворское» обеспечена контейнерами для накопления твердых коммунальных отходов с июля 2019 г. В нарушение требований федерального законодательства контейнерные места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства в необходимом количестве не обустроены, имеется лишь 13 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, оборудованных в соответствии с требованиями законодательства. Прокурор Тотемского района просит обязать администрацию муниципального образования «Великодворское» организовать обустройство мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов муниципального образования «Великодворское» в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.3550-19 в срок до 01.09.2021.
Определением суда от 06.08.2020 приняты измененные требования истца, прокурор Тотемского района просит обязать администрацию муниципального образования «Великодворское» Тотемского муниципального района Вологодской области организовать обустройство мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов муниципального образования «Великодворское» по адресам согласно списка не оборудованных мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.3550-19 в срок до 01.01.2021.
В судебном заседании представитель истца прокуратуры Тотемского района помощник прокурора Силинский С.Н. требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Ответчик - представитель администрации муниципального образования «Великодворское» Тотемского муниципального района Вологодской области Зимакина Т.И. исковые требования признала в части необходимости обустройства 18 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования, пояснив, что на сегодняшний день обустроены в соответствии с СанПиН 2.1.7.3550-19 лишь 13 мест (площадок) для ТКО, для обустройства остальных площадок требуется выделение денежных средств из федерального, областного бюджета, поскольку собственных средств муниципальное образование на эти цели не имеет. На будущий год решается вопрос о выделении необходимых средств для обустройства площадок, но в срок до 01.01.2021 исполнить решение суда будет не возможно, согласна, чтобы срок исполнения был установлен до 01.09.2021 г.
Третье лицо - представитель администрации Тотемского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, согласно отзыва полагает, что срок организации обустройства мест накопления ТКО в населенных пунктах муниципального образования «Великодворское» до 01.01.2021 является неразумным, так как в бюджетах сельских поселений не предусмотрены денежные средства, тем более на конец финансового года их нет, так как поселения получают дотации из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности. Впереди суровое и непредсказуемое время года- зима, когда обустройство мест накопления ТКО (площадок) выполнить крайне сложно с учетом проведения необходимых процедур по поиску и выбору подрядной организации. Считают, что разумным сроком обустройства мест накопления ТКО будет 01 октября 2021 года.
Третье лицо - представитель Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу ст. 1 Закона Вологодской области от 13.11.2014 № 3474-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений» следует, что на основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплены за сельскими поселениями области вопросы местного значения городских поселений, предусмотренные пунктами 15, 18, 22, 37, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра. Данное постановление вступило в законную силу с 01.01.2019.
Согласно п. 3 упомянутых выше Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 № 20 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», согласно п. 2.1 которых предусмотрено, что на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Срок действия санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" установлен до 01.01.2021.
Из материалов дела следует, что на территории муниципального образования «Великодворское», согласно Реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, предусмотрено 31 место (площадок) накопления ТКО.
Согласно информации администрации муниципального образования «Великодворское» от 18.05.2020 на территории муниципального образования «Великодворское» требуют обустройства 18 мест накопления ТКО в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством. В бюджете МО «Великодворское» средств на установку контейнерных площадок в 2020 году не имеется, предварительная сумма денежных средств на оборудование площадок -480000 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Принимая во внимание, что согласно действующего законодательства обязанность по обустройству мест (площадок) накопления твердых бытовых отходов на территории МО «Великодворское» лежит на органах местного самоуправления, то суд приходит к выводу, что иск прокурором заявлен обоснованно и в данной части подлежит удовлетворению.
Однако учитывая, что требуется оборудовать значительное количество контейнерных площадок, для чего понадобится около 500 000 рублей, а также необходимость проведения процедуры по поиску и выбору подрядной организации для выполнения определенных работ, отсутствие в конце финансового года достаточных денежных средств у муниципального образования, суд считает необходимым определить ответчику срок для обустройства площадок ТКО до 01.09.2021 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Тотемского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Великодворское» Тотемского муниципального района Вологодской области – удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования «Великодворское» Тотемского муниципального района Вологодской области организовать обустройство мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в населенных пунктах муниципального образования «Великодворское» по адресам: д. Любавчиха д.9; д. Нефедиха д.10; д. Давыдиха д.10; д. Подлипное (перекресток начало деревни и перекресток центр деревни); п. Чуриловка д.37; п. Чуриловка д.№43, д.№48, д.№84, д.№69, д.№99, д.№118, д.№95, д.№109, д.№80, д.№136, д.№126, д.№115 в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.3550-19 в срок до 01.09.2021.
В удовлетворении остальной части иска прокурору Тотемского района- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента принятия его в окончательной форме в Вологодский областной суд с подачей жалобы через Тотемский районный суд.
Судья О.В. Цыганова
Решение принято в окончательной форме 07 сентября 2020 г.
Судья О.В. Цыганова