копия
Гражданское дело №2-837/2023
УИД 24RS0049-01-2023-000672-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2023 года г. Сосновоборск
Сосновоборский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.В.,
при секретаре судебного заседания Ошейко А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Сосновоборска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МАОУ «Гимназия №1» г. Сосновоборска, Муниципальному образованию г. Сосновоборска в лице администрации г. Сосновоборска о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объекта,
установил:
Прокурор г. Сосновоборска, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МАОУ «Гимназия №1» г. Сосновоборска, Муниципальному образованию г. Сосновоборска в лице администрации г. Сосновоборска о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объекта ссылаясь на то, что согласно Устава МАОУ «Гимназия №1» г. Сосновоборска является самостоятельным юридическим лицом, основным видом деятельности является образование начальное общее. Учредителем МАОУ «Гимназия №1» г. Сосновоборска является администрация г. Сосновоборска, от имени учредителя выступает управление образования администрации г. Сосновоборска. Прокуратурой г. Сосновоборска проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в деятельности образовательных организаций г. Сосновоборска, в ходе которой в деятельности МАОУ «Гимназия №1» г. Сосновоборска выявлены нарушения. МАОУ «Гимназия №1» г. Сосновоборска фактически относиться к объектам третьей категории опасности. Вместе с тем охрана МАОУ «Гимназия №1» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не организована. Существующая в школе охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической охраны образовательного учреждения, так как вахтеры и сторожа, не могут обеспечить надлежащую его защиту по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств и мер административного принуждения, что создает возможность для проникновения и пребывания в образовательном учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий, а группе быстрого реагирования полиции требуется время для прибытия в школу. Дополнительно должно быть оборудовано на 1-ом этаже помещение для охраны с установкой в нём систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ). В нарушение указанных требований в учебном учреждении помещение для охраны не оборудовано. Согласно п.31 Требований к антитеррористической защищенности объекта система оповещения и управления эвакуации людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. Система оповещения и управления эвакуацией людей организована с использованием звонка, с помощью которого осуществляется информирование о начале и конце занятий, электропитание которого осуществляется через общую электрическую сеть. Система оповещения является автономной и не оборудована источником бесперебойного электропитания. По факту выявленных нарушений 11.10.2022г. в адрес директора МАОУ «Гимназия №1» г. Сосновоборска внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. Представление рассмотрено и признано обоснованным, однако меры по обустройству техническими средствами не приняты ввиду требуемых значительных материальных затрат. Управление образования администрации г. Сосновоборска является главным распорядителем бюджетных средств МАОУ «Гимназия №1» г. Сосновоборска. Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями. Просит возложить на Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» г. Сосновоборска обязанность обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ №1006 от 02.08.2019г., путем проведения следующих мероприятий: обеспечения охраны учреждения сотрудниками частных охранных организаций, или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудования на 1-ом этаже учреждения помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской федерации); оснащения учреждения автономной системой оповещения и управления эвакуацией людей, оборудованной источниками бесперебойного электропитания; в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на администрацию г. Сосновоборска обязанность обеспечить финансирование Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» г. Сосновоборска для создания безопасных условий обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденными Постановлением правительства РФ №1006 от 02.08.2019г., путем проведения следующих мероприятий: обеспечения охраны учреждения сотрудниками частных охранных организаций, или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудования на 1-ом этаже учреждения помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской федерации); оснащения учреждения автономной системой оповещения и управления эвакуацией людей, оборудованной источниками бесперебойного электропитания; в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора г. Сосновоборска Шаманаев Е.О. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика МАОУ «Гимназия №1» г. Сосновоборска Зыков С.В., действующий на основании доверенности от 21.09.2023 года, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, направили в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель ответчика Муниципального образования города Сосновоборска Красноярского края в лице администрации г. Сосновоборска Гришина А.В., действующая на основании доверенности от 17.09.2021 года № 2568, в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена, направила в суд отзыв на исковое заявление, в котором считает, заявленные требования прокурора г. Сосновоборска подлежащими частичному удовлетворению в части возложения на администрацию г. Сосновоборска обязанности обеспечить финансирование МАОУ «Гимназия №1» г. Сосновоборска для создания безопасных условий обучения в соответствии с требованиями к антитеррористический защищенности объекта (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденными Постановлением №1006, просит установить срок на финансирование 1,5 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Управления образования администрации г. Сосновоборска Есина Н.В. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена, направила в суд отзыв на исковое заявление, в котором считают требования прокурора г. Сосновоборска об устранении выявленных недостатков в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу необоснованными и противоречащими нормам действующего законодательства.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства образования Красноярского края в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
На основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации детство находится под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции РФ).
В соответствии с пунктом 2 частью 6 статьи 28, пунктом 8, 9 частью 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; обеспечивать безопасность обучающихся и проводить профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания их в образовательной организации.
В силу подпункта «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системности и комплексном использовании политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритете мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Согласно подпунктов «а», «б», «в» пункта 4 и пункта 6 статьи 3 ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Таким образом, в силу указанных норм и статьи 5 ФЗ «О противодействии терроризму» физические и юридические лица обязаны выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на законном основании.
В силу подпунктов 4, 6 части 1 статьи 5.2. ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2029 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Согласно положениям п. 1, 2 Требований настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий). К объектам (территориями), на которые распространяется его действие, являются также объекты (территории), правообладателями которых являются органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
Пунктом 17 Требований установлено, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе на: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается, в том числе посредством: разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (п. 18 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)).
В силу пункта 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается, в том числе, посредством организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях).
В соответствии с подпунктами "г" пункта 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются такие мероприятия как оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии.
Согласно подпунктов "б" пункта 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 настоящих требований, осуществляются такие мероприятия как обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 26 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом; оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.
Таким образом, объекты (территории) третьей категории опасности должны быть оборудованы не только системами передачи тревожных сообщений, но и обеспечены непосредственной, а не дистанционной охраной сотрудниками вышеуказанных сторонних для охраняемого объекта организаций. Необходимость выполнения данного мероприятия обусловлена особым статусом образовательных организаций и необходимостью их большей антитеррористической защищённости.
Как установлено в судебном заседании, МАОУ «Гимназия №1» г. Сосновоборска, расположенная по адресу: Красноярский край, г. Сосновоборск, ул. 9-ой Пятилетки, 7, присвоена 3 категория безопасности, что следует из паспорта безопасности.
МАОУ «Гимназия №1» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Согласно паспорта безопасности МАОУ «Гимназия №1» г. Сосновоборска в образовательном учреждении среднее количество находящихся на объекте (территории) в течении дня работников, обучающихся и иных лиц, в том числе арендаторов, лиц, осуществляющих безвозмездное пользование имуществом, находящимся на объекте (территории, сотрудников охранных организаций (единовременно) 851 чел., лиц работников - 93.
Вместе с тем проверкой установлено, что мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности здания и территории МАОУ «Гимназия №1» должным образом не выполняются, пропускной и внутриобъектовый режим надлежащим образом не обеспечен, охрану объекта и территории осуществляют лица, не обладающие специальными навыками, не прошедшие специальной подготовки, в отсутствие спецсредств для охраны и защиты от преступных посягательств.
Так, пропускной и внутриобъектовый режим во время образовательного процесса в здании МАОУ «Гимназия №1» обеспечивается сторожем, не обладающими специальными навыками, не прошедшими специальной подготовки, в отсутствие спецсредств для охраны и защиты от преступных посягательств. В связи с чем, комплексная безопасность и антитеррористическая защищенность объекта не обеспечивается, не реализуется деятельность по предупреждению терроризма, что не соответствует требованиям законодательства.
По факту нарушения требований законодательства о противодействии терроризму прокуратурой г. Сосновоборска Красноярского края директору МАОУ «Гимназия №1» внесено 11.10.2022 года представление об устранении нарушений закона (л.д.18-22), однако, до настоящего времени указанное нарушение не устранено в виду отсутствия финансирования.
В ответ на преставление прокурору г. Сосновоборска Красноярского края 25.11.2022 года МАОУ «Гимназия №1» сообщено об отсутствии финансирование на данную статью расхода.
28.10.2022 года руководитель Управления образования администрации г. Сосновоборска Красноярского края И.И. Кудряшова обратилась к руководителю финансового управления администрации г. Сосновоборска Красноярского края О.Ф. Елисеевой с просьбой о рассмотрении вопроса о дополнительном финансировании.
Вместе с тем отсутствие финансирования не может являться уважительной причиной несоблюдения ответчиками законодательства.
Пунктами 1, 3, 7.1, 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Таким образом, исполнение требований законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности здания является обязанностью не только образовательной организации, но и органов местного самоуправления.
МАОУ «Гимназия №1» осуществляет образовательную деятельность на основании свидетельства о государственной аккредитации, выданной Министерством образования Красноярского края.
Указом Президента Российской Федерации № 215 от 15.05.2018 года Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, в ведение которого входят высшие учебные заведения.
В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования - МАОУ «Гимназия №1» г. Сосновоборска Красноярского края.
Доводы представителей ответчиков об отсутствии оснований для возложения обязанности обеспечения охраны школы путем привлечения сотрудников охранных организаций ввиду того, что Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, обязательное физическое присутствие сотрудников охранных организаций в зданиях школы не предусмотрено, а фактически охрана с привлечением сотрудников вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ обеспечена путем оборудования "тревожной кнопки" вызова группы оперативного реагирования, подлежат отклонению. Как следует из системного анализа вышеприведенных положений пунктов 24 - 26 Требований, в отношении объектов третьей категории опасности, каковым признана МАОУ «Гимназия №1», охрана объекта (территорий) сотрудниками соответствующих охранных организаций обеспечивается дополнительно (а не альтернативно) с оснащением объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации.
Пунктом 32 Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:
а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);
б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Из чего следует, что Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
При этом в силу пункта 17 Постановления антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Применительно к школам, указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организации на территории учреждения.
В соответствии с пунктом 3 частью 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно подпунктов 3, 4 части 1 статьи 9 ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дано определение главного распорядителя бюджетных средств (главного распорядителя средств соответствующего бюджета), которым является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
При этом распорядителем бюджетных средств (распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
В части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен перечень бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств.
Соответственно, объем ответственности администрации г. Сосновоборска Красноярского края за выявленные в МАОУ «Гимназия №1» нарушения требований законодательства о противодействии терроризму определяется тем, что администрация г. Сосновоборска Красноярского края несет обязательство по финансированию бюджетных образовательных организаций.
Учредителем МАОУ «Гимназия №1» г. Сосновоборска Красноярского края является муниципальное образование г. Сосновоборска Красноярского края. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Управление образования администрации г. Сосновоборска Красноярского края. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование – город Сосновоборск Красноярского края.
В силу частей 2, 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем (соответствующим органом, осуществляющий функции и полномочия учредителя).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учредителем образовательных организаций является Администрация г. Сосновоборска Красноярского края в лице Управления образования администрации г. Сосновоборска Красноярского края, таким образом, они обязаны финансировать деятельность образовательной организации.
Непринятие МАОУ «Гимназия №1», Администрацией г. Сосновоборска Красноярского края и Управлением образования Администрации г. Сосновоборска Красноярского края мер к устранению вышеуказанных нарушений противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, свидетельствует о невыполнении обязанности по созданию безопасных условий обучения несовершеннолетних, антитеррористической защищенности здания.
Отсутствие постоянной физической охраны объекта, организованной в соответствии с подпунктом "б" пункта 25 Требований, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательной организации, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на ее территории, может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении, в том числе в отношении несовершеннолетних обучающихся, в силу возраста нуждающихся в особой защите, противоречит принципам государственной власти в области обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о возложении на образовательное учреждение обязанности устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористического законодательства, а на Управление образования Администрации г. Сосновоборска Красноярского края, администрацию г. Сосновоборска Красноярского края - обязанности по финансированию мероприятий по устранению этих нарушений являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
По смыслу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает разумный срок, в течение которого решение должно быть исполнено ответчиком.
Суд считает возможным, установить срок исполнения судебного решения, Управлению образования Администрации г. Сосновоборска Красноярского края, Администрации г. Сосновоборска Красноярского края в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда, что позволит ответчику аккумулировать необходимые средства и ресурсы для его исполнения, а также учесть требования бюджетного процесса, а соответственно Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Гимназия №1». Сосновоборска Красноярского края в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда, с учетом начала образовательного процесса.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче заявления в силу ст. 89 ГПК РФ и п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор города Сосновоборска Красноярского края был освобожден от уплаты государственной пошлины, сумма которой, исходя из заявленных им требований, согласно ч. 2 ст. 88 ГПК РФ и п. 1 ст. 333.19 НК РФ составляет 6000 рублей. В силу положений п. п. 19 п. 1 ст. 333.36, п. 2 ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ, а также учитывая, что ответчик как бюджетное учреждение полностью финансируется из средств муниципального бюджета, таких затрат на 2023 году не предусматривающего, суд считает возможным освободить ответчика от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление прокурора г. Сосновоборска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МАОУ «Гимназия №1» г. Сосновоборска, Муниципальному образованию г. Сосновоборска в лице администрации г. Сосновоборска о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объекта, удовлетворить.
Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» г. Сосновоборска, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Сосновоборск, ул. 9 Пятилетки, 7 (ОГРН: 1022400558949, Дата присвоения ОГРН: 29.11.2002, ИНН: 2458005357, КПП: 245801001) обеспечить охрану объектов (территории) образовательного учреждения, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать на 1-ом этаже учреждения помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской федерации); оснастить учреждения автономной системой оповещения и управления эвакуацией людей, оборудованной источниками бесперебойного электропитания в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать Администрацию г. Сосновоборска Красноярского края (ОГРН: 1022400558971, Дата присвоения ОГРН: 29.11.2002, ИНН: 2458004240, КПП: 245801001), Управление образования администрации г. Сосновоборска Красноярского края (ГРН: 1022400558971, Дата присвоения ОГРН: 29.11.2002, ИНН: 2458004240, КПП: 245801001) осуществить финансирование расходов Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» г. Сосновоборска Красноярского края на обеспечение вышеуказанных мероприятий по охране объектов (территории) в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» г. Сосновоборска Красноярского края освободить от уплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, подачей апелляционной жалобы через Сосновоборский городской суд Красноярского края.
Решение принято в окончательной форме 28.09.2023 года.
Председательствующий: -подпись-
Копия верна.
Судья: А.В. Иванова