Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6/2024 ~ M-434/2023 от 07.12.2023

Дело

УИД: 05RS0-73

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 февраля 2024 года                                                                                       <адрес>

Хивский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи                                                         ФИО1,

при секретаре судебного заседания                                           ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес> к администрации МО «<адрес>» об устранении нарушений требований санитарного законодательства,

у с т а н о в и л :

ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес> обратилось в суд с иском к администрации МО «<адрес>» об устранении нарушений требований санитарного законодательства

В обоснование своих требований истец указал, что в ходе проведения санитарно-гигиенического обследования по поручению ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ фФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РД в <адрес>» актом санитарно-гигиенического обследования (от ДД.ММ.ГГГГ), установлены нарушения требований законодательства при реализации деятельности Администрации муниципального образования «<адрес>», полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «<адрес>».

Так, в нарушение положений:

п.3 Санитарных правил СанПиН 2.1,3684-21 отсутствуют контейнерные площадки, не обустроены имеющиеся контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов, не имеют твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод контейнерные площадки;

п.4 санитарных правил, не соблюдается расстояние (20 м) от контейнерных площадок (контейнеров) до ближайших жилых домов и учреждений; п.11 не убран мусор с контейнеров и контейнерных площадок:

- <адрес> у выезда из села на выделенной площадке для накопления твердых коммунальных отходов на контейнерной площадке отсутствуют контейнеры, образовалась мусорная свалка.

- на территории <адрес> возле речки имеется скопление мусора (п.п.З,4,13)

Со слов специалиста МБУ "ОКС и ЖКХ" МО «<адрес>» ФИО3, мусор вывозят 2 раза в неделю, что не соответствует СанПиН.

Реализация предусмотренных п.24 ч.1 ст.16 Закона №131-ФЗ и п.4 ст.8 Закона №89-ФЗ полномочий на территории муниципальных образований отнесена к компетенции Администрации МО «<адрес>».

Постановлением администрации муниципального района утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, согласно которого на территории <адрес> определены места и количество площадок накопления твердых коммунальных отходов.

На основании изложенного просит возложить на администрацию муниципального образования «<адрес>» обязанность в течение 5 месяцев со дня вступления в силу решения суда: обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, оборудовать контейнерами для сбора ТКО, ликвидировать имеющиеся стихийные мусорные свалки в населенных пунктах <адрес>, а также с контейнеров и контейнерных площадок, обеспечить перенос контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, оборудованных с нарушением п. 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 ( не менее 20 м от жилых домов) на другие земельные участки с соблюдением гигиенических нормативных требований или обеспечить бестарный вывоз твердых коммунальных отходов соответствующие СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ на территории МО «<адрес>» Республики Дагестан в <адрес> и во всех остальных населенных пунктах <адрес>.

В судебное заседание представитель истца – ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес>, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения, не явился. От начальника ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес> ФИО4 в суд поступило заявление, в котором просил рассмотреть данное гражданское дело без его участия, исковые требования просит удовлетворить в связи с занятостью на работе.

В судебное заседание представитель ответчика - администрации МО «<адрес>» будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения, не явился. От главы МО «<адрес>» ФИО5 в суд поступило заявление, в котором просит рассмотреть данное гражданское дело без их участия.

С учетом положений ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п.п.2 п.1 ст.51 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ, главные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьями 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В силу ст.2 Конституции РФ, соблюдение и защита права каждого на благоприятную среду - обязанность государства.

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ст.ст.1, 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой, в том числе социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха), не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под накоплением отходов-складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В силу п.4 ст.8 Закона №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится:

- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра - мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

Суд считает, что реализация предусмотренных п.24 ч.1 ст.16 Закона №131-ФЗ и п.4 ст.8 Закона №89-ФЗ полномочий на территории муниципальных образований отнесена к компетенции Администрации МО «<адрес>».

Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с вышеуказанными Правила, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации.

В силу п.1 ст.22 Ф Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ главным государственным санитарным врачом Российской Федерации утверждены СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Согласно п.3 Санитарных правил на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов.

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки. Также расстояние от контейнерных площадок и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (п. 4 Санитарных правил).

В целях реализации указанных полномочий постановлением администрации муниципального района утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, согласно которого на территории <адрес> определены места и количество площадок накопления твердых коммунальных отходов.

Выявленные нарушения законодательства не обеспечивают защиту гарантированного ст.42 Конституцией Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.

Согласно ст.ст.17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

Судом установлено, что в населенных пунктах <адрес>:

- отсутствуют контейнерные площадки, не обустроены имеющиеся контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов, не имеют твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод контейнерные площадки;

- не соблюдается расстояние (20 м) от контейнерных площадок (контейнеров) до ближайших жилых домов и учреждений; п.11 не убран мусор с контейнеров и контейнерных площадок;

- <адрес> у выезда из села на выделенной площадке для накопления твердых коммунальных отходов на контейнерной площадке отсутствуют контейнеры, образовалась мусорная свалка;

- на территории <адрес> возле речки имеется скопление мусора.

При наличии указанных обстоятельств, суд полагает подлежащими удовлетворению исковые требования ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес> к администрации МО «<адрес>» об устранении нарушений требований санитарного законодательства.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд, вынося решение о понуждении ответчика к совершению определенных действий, устанавливает срок, в течение которого решение суд должно быть исполнено.

С учетом того, что на проведение мероприятий, указанных в исковом заявлении, требуются значительные денежные затраты, суд предоставляет администрации МО «<адрес>» РД срок для исполнения решения суда – 6 (шесть) месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Возложение обязанности устранить нарушения законодательства, указанные в административном иске, в установленный срок, суд считает разумным и позволит МО «<адрес>» устранить допущенные нарушения.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

р е ш и л :

Исковые требования ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес> к администрации МО «<адрес>» об устранении нарушений санитарного законодательства, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда:

- обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов;

- оборудовать контейнерами для сбора ТКО;

- ликвидировать имеющиеся стихийные мусорные свалки в населенных пунктах <адрес>, а также с контейнеров и контейнерных площадок;

- обеспечить перенос контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, оборудованных с нарушением п. 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 (не менее 20 м от жилых домов) на другие земельные участки с соблюдением гигиенических нормативных требований или обеспечить бестарный вывоз твердых коммунальных отходов соответствующие СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ на территории МО «<адрес>» Республики Дагестан во всех населенных пунктах <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Хивский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения.

Судья                                                                                                      Я.А.Якубов

2-6/2024 ~ M-434/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ТОУ Ропотребнадзора по РД в г. Дербенте
Ответчики
Администрация МО "Агульский район"
Суд
Хивский районный суд Республики Дагестан
Судья
Якубов Якуб Абакарович
Дело на странице суда
hivskiy--dag.sudrf.ru
07.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2023Передача материалов судье
07.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2024Судебное заседание
21.02.2024Судебное заседание
21.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.07.2024Дело оформлено
18.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее