№5-344/2018г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
«16» июля 2018г. г. Новохоперск
Мировой судья судебного участка №1 в Новохоперском судебном районе Воронежской обл. Гржибовская Е.А.,
с участием представителя Департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области Цуроевой Л.А.
рассмотрев материалы о привлечении к ответственности по ч. 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области,
У С Т А Н О В И Л:
23.05.2018 г. в 08 час. 00 мин. на а/д Елань-Колено-Воробьевка-Новохоперск Департамент транспорта и автомобильных дорог Воронежской области, в нарушение ГОСТ 50597-93 п. 3.1.1, 3.1.2 проезжая часть с 1 по 6 км имеет просадки, выбоины, п. 3.2.1 обочины имеют просадки, тем самым ниже кромки проезжей части более чем на 4 см. В нарушение СП 35.13330.2011 «Мосты и трубы» Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84 мост через р. Татарка 5+809 км имеет разрушение ограждений (бордюров), разрушение деформационного шва, разрушение пешеходных тротуаров, а также просадку и разрушение переходных плит.
Представитель Департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области Цуроева Л.А. вину не признала. Суду пояснила, что в качестве события административного правонарушения указано действие департамента по ненадлежащему содержанию автомобильной дороги «Елань-Колено-Воробьевка-Новохоперск» с км 1 по км 6: проезжая часть с 1 км по 6 км имеет просадки, выбоины, обочины имеют просадки, тем самым ниже кромки проезжей части более чем 4.0 см. В нарушение СП 33.13330.2011 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84 мост через р. Татарка 5+809 км имеет разрушения железобетонных ограждений (бордюров), разрушение деформационного шва, разрушение пешеходных плит, а также просадки и разрушение переходных плит. В соответствии с п. 1.1 Положения о департаменте транспорта и автомобильных дорог Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 05.03.2014 № 180, департамент является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным реализовывать государственную политику Воронежской области в сфере транспорта, транспортной инфраструктуры, использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и осуществления дорожной деятельности на территории Воронежской области в пределах своей компетенции. В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 2 ст. 12 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ). Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 ФЗ от 10.12.1995г. №196-ФЗ). Исходя из положений приведенных норм и п. 13 Основных положений субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений. Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений. Согласно устава ООО «Россошанское ДРСУ№1» основным видом деятельности общества является производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог. В соответствии с п. 1.1 государственного контракта №Ф.2017.516164, заключенного 04.12.2017 г. между департаментом транспорта и автомобильных дорог Воронежской области и ООО «Россошанское ДРСУ №1», общество приняло на себя обязательства по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в муниципальных районах Воронежской области (3 зона), перечень которых согласован с сторонами в приложении №1 к государственному контракту (нормативное содержание и иные виды работ по содержанию автомобильных дорог, выполняемые на основании данных диагностики и визуальной оценки состояния отдельных участков дорог), в объеме 920,998 км с обеспечением круглосуточного, безопасного движения автотранспорта по автомобильным дорогам. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Соответственно и субъектом указанного административного правонарушения является ООО «Россошанское ДРСУ №1». Департамент же в соответствии с положением самостоятельно собственными силами выполнять дорожные работы не может. Указанные доводы свидетельствуют об отсутствии у департамента вины в совершении рассматриваемого правонарушения. На основании изложенного просит суд прекратить производство по настоящему делу об административном правонарушении.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Объектами данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. С объективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, характеризуются непринятием мер к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование ими угрожает безопасности движения. Указанные правонарушения могут быть совершены как путем действия, так и бездействия. Субъектами рассматриваемых правонарушений являются как юридические, так и должностные лица, ответственные за соблюдение правил ремонта и содержание дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, а также за своевременное устранение помех для движения. Субъективная сторона правонарушений может выражаться в форме умысла или неосторожности.
В соответствии с п. 1.1 Положения о департаменте транспорта и автомобильных дорог Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 05.03.2014 г. №180, департамент является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным реализовывать государственную политику Воронежской области в сфере транспорта, транспортной инфраструктуры, использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и осуществления дорожной деятельности на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007г. N 257-ФЗ (ред. от 29.12.2017г.) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Исходя из положений приведенных норм и п. 13 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090 (ред. от 13.02.2018г.) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений. Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Под безопасностью дорожного движения в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В материалах дела имеется копия государственного контракта от 04.12.2017г. №Ф.2017.516164, заключенного между Департаментом и ООО "Россошанское ДРСУ №1" на срок с 01.01.2018 года по 31.12.2020 года.
Согласно п. 1.1 указанного государственного контракта - общество приняло на себя обязательства по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в муниципальных районах Воронежской области (3 зона), перечень которых согласован с сторонами в приложении №1 к государственному контракту (нормативное содержание и иные виды работ по содержанию автомобильных дорог, выполняемые на основании данных диагностики и визуальной оценки состояния отдельных участков дорог), в объеме 920,998 км с обеспечением круглосуточного, безопасного движения автотранспорта по автомобильным дорогам.
Таким образом, исходя из положений указанного контракта, именно ООО "Россошанское ДРСУ №1" на момент выявления надзирающим органом дефектов автодороги уже на протяжении 5-ти месяцев являлось лицом, ответственным за содержание данной дороги.
Исходя из установленных обстоятельств дела, ООО "Россошанское ДРСУ №1" имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Тем самым ООО "Россошанское ДРСУ №1" нарушило требования п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе п. п. 3.1.1, 3.1.2, 3.2.1 ГОСТа Р 50597-93 и СП 33.13330.2011 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84.
Таким образом, субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, Департамент транспорта и автомобильных дорог Воронежской области не является.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленном законом.
В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях виновного состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9- 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство в отношении Департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 12.34 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Мировой судья Е.А. Гржибовская
Копия верна: мировой судья