Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3234/2023 ~ М-2188/2023 от 26.06.2023

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

        02 августа 2023 года                

        город Севастополь                                 Дело № 2-3234/2023

        Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

        председательствующего судьи Кириленко Е.А.,

        секретарь судебного заседания ФИО2,

        при участии: представителя прокуратуры – ФИО3

        представителя ответчика – ФИО4

        представителя третьего лица – ФИО5

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокуратуры Гагаринского суда города Севастополя, в интересах неопределённого круга лиц, к Государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Севастополя <данные изъяты>», Департаменту образования и науки города Севастополя, третье лицо – Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданско обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю, о возложении обязанности совершить определённые действия,

    у с т а н о в и л:

    В июне 2023 года истец, в защиту интересов неопределённого круга лиц, обратился с исковым заявлением к Государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Севастополя <данные изъяты>», Департаменту образования и науки города Севастополя, о возложении обязанности совершить определённые действия.

    Просит: обязать Департамент образования города Севастополя профинансировать государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя <данные изъяты>» для устранения нарушений, указанных в предписании ГУ МЧС России по г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: замена материала покрытия полов в групповых ячейках № 1, № 3, № 4, № 7, № 9, № 12, № 6 (спальное помещение), № 5 (игровая), классу пожарной опасности не более чем Г1, В2, Д2, Т2; после получения финансирования обязать государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя <данные изъяты>» осуществить мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности, указанных в предписании ГУ МЧС России по г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: замена материала покрытия полов в групповых ячейках № 1, № 3, № 4, № 7, № 9, № 12, № 6 (спальное помещение), № 5 (игровая), классу пожарной опасности не более чем Г1, В2, Д2, Т2, а так же для покрытия пола в медицинском блоке, классу пожарной опасности не более, чем Г1, В2, Д2, Т2, а также обязать хранение документации (сертификаты соответствия, протоколы испытаний и т.п.), подтверждающей показатели пожарной опасности материалов используемых для покрытия полов.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Гагаринского района города Севастополя проведена проверка исполнения ГБДОУ г. Севастополя <данные изъяты>» законодательства о пожарной безопасности при получении несовершеннолетними образования, по результатам проведения которой установлены нарушения законодательства в указанной сфере. По данным фактам ГУ МЧС России по г. Севастополю вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ, однако, до настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены. Кроме того, прокуратурой района 30.03.2023 внесено представление об устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, конкретных мер по устранению которых, не принято. Учреждением 29.03.2023 направлено ходатайство в Департамент образования и науки города Севастополя о выделении бюджетных средств, ответы на которое Департаментом не предоставлен. Согласно сметному расчету на устранение выявленных нарушений требуется 3 859 879, 81 рублей.

Учитывая, что функционирование Учреждения с нарушениями обязательных требований пожарной безопасности препятствует реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, создает угрозу жизни и здоровья несовершеннолетних, влечет за собой нарушений прав неопределённого круга лиц из числа воспитанников, в сфере образования, Прокуратура Гагаринского района города Севастополя и обратилась с настоящим иском в суд.

В судебном заседании представитель прокуратуры требования иска поддержал в полном объеме, пояснил, что невыполнение требований законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации ГБДОУ города Севастополя <данные изъяты>» несёт угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Представитель ответчика против заявленных требований не возражала.

Представитель третьего лица полагал требования подлежащими удовлетворению.

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причин неявку суду не представили.

В силу закона, с учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав пояснение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что прокуратурой Гагаринского района города Севастополя проведена проверка исполнения ГБДОУ города Севастополя <данные изъяты>» (далее – Учреждение) законодательства о пожарной безопасности при получении несовершеннолетними образования, по результатам проведения которой установлены нарушения законодательства в указанной сфере.

Установлено, что в Учреждении в нарушение ч. 1 ст. 6, ст. 134, ст. 145, табл. 3, табл. 27 Федерального закона № 123-ФЗ; п. 25 Правил не обеспечено хранение документации (сертификаты соответствия, протоколы испытаний и т.п.), подтверждающей показатели пожарной опасности материалов используемых для покрытия полов, в связи с чем, не подтверждено соответствие класса пожарной опасности материала (линолеум), используемого для покрытия пола в групповых ячейках № 1, №3, № 4, № 7, № 9, № 12, № 6 (спальное помещение), № 5 (игровая), классу пожарной опасности не более чем Г1, В2, Д2, Т2.

По данным фактам ГУ МЧС России по г. Севастополю 05.10.2021 вынесено предписание , при этом до настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены.

Для устранения нарушений, указанных в предписании ГУ МЧС России по г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ необходимо заменить материал, используемый для покрытия пола в групповых ячейках № 1, № 3, № 4,

№ 7, № 9, № 12, № 6 (спальное помещение), № 5 (игровая), классу пожарной опасности не более чем Г1, В2, Д2, Т2, с обеспечением хранения документации (сертификаты соответствия, протоколы испытаний и т.п.), подтверждающей показатели пожарной опасности материалов используемых для покрытия полов.

По данным фактам прокуратурой района 30.03.2023 внесено представление об устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, конкретных мер по устранению которых не принято.

Учреждением 29.03.2023 направлено ходатайство в Департамент образования и науки города Севастополя о выделении бюджетных средств, ответы на которое Департаментом не предоставлен.

Вместе с тем установлено, что согласно сметному расчету на устранение выявленных нарушений требуется 3 859 879, 81 рублей.

По данным фактам ГУ МЧС России по г. Севастополю вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ, при этом до настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены.

По данному факту прокуратурой района 30.03.2023 внесено представление об устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, конкретных мер по устранению которых, не принято.

Учреждением в 2021 году ДД.ММ.ГГГГ за , ДД.ММ.ГГГГ за направлены ходатайства о выделении денежных средств для устранения вышеуказанных нарушений, ответы на которые Департаментом не предоставлены.

В 2022 году Учреждением ДД.ММ.ГГГГ за , ДД.ММ.ГГГГ за , ДД.ММ.ГГГГ направлены ходатайства о выделении денежных средств для устранения вышеуказанных нарушений, Департаментом в ответе от ДД.ММ.ГГГГ за отказано в выделении денежных средств в связи с дефицитом бюджетных средств и отсутствия возможности дополнительного выделения средств.

По состоянию на 31.01.2023 выделение субсидий на устранение обязательных требований пожарной безопасности согласно предписанию об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ ГУ МЧС России по г. Севастополю учреждением от Учредителя, не получено.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на образование.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно п.п. 3, 6, 15 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся в образовательной организации. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

Статьей 54 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право несовершеннолетних, в том числе, на обучение в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.

В соответствии со ст. ст. 37 и 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Ответственность за нарушение, требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общин требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе, к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон №123-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020               № 1479, утверждены Правила противопожарного режима в РФ (далее-Правила), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организациипроизводства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт), который направлен на решение определенных задач, в том числе, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).

Согласно п.п. 1.1, 3.4.1, 3.5.1. Стандарта, его требования являются обязательными п. 3.4.1. Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками, в том числе осуществляющими финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей. Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают в себя, в том числе, требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности.

В соответствии с п.п. 3.6, 3.6.3 Стандарта финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом. Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности Программы.

С учетом положений п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно подп. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

С учетом изложенного, полномочия по финансовому обеспечению безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей в соответствии с правилами пожарной безопасности согласно требованиям Стандарта, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования.

В соответствии с п.1 Положения о Департаменте образования и науки города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя № 828-ПП от 01.09.2016, органом исполнительной власти города федерального значения Севастополя, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования, является Департамент образования и науки города Севастополя.

В силу пп. 1 п. 10.10 названного Положения Департамент образования является главным распорядителем бюджетных средств.

С учетом изложенного, выполнение указанных в п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ государственных гарантий должно исполняться органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с фактической потребностью образовательного учреждения.

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд находит обоснованными заявленные исковые требования прокуратуры Гагаринского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц, и такими, что подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194, 196, 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Прокуратуры Гагаринского суда города Севастополя, в интересах неопределённого круга лиц, к Государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Севастополя <данные изъяты>», Департаменту образования и науки города Севастополя, о возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить.

Обязать Департамент образования города Севастополя профинансировать государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя <данные изъяты>» для устранения нарушений, указанных в предписании ГУ МЧС России по г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: замена материала покрытия полов в групповых ячейках № 1, № 3, № 4, № 7, № 9, № 12, № 6 (спальное помещение), № 5 (игровая), классу пожарной опасности не более чем Г1, В2, Д2, Т2.

Обязать государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя <данные изъяты>», после получения финансирования, осуществить мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности, указанных в предписании ГУ МЧС России по г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: замена материала покрытия полов в групповых ячейках № 1, № 3, № 4, № 7, № 9, № 12, № 6 (спальное помещение), № 5 (игровая), классу пожарной опасности не более чем Г1, В2, Д2, Т2, а также обязать хранение документации (сертификаты соответствия, протоколы испытаний и т.п.), подтверждающей показатели пожарной опасности материалов используемых для покрытия полов.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Судья (подпись) Е.А. Кириленко

Мотивированное решение составлено

07 августа 2023 года

2-3234/2023 ~ М-2188/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Гагаринского района города Севастополя
Ответчики
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя "Детский сад № 92"
Департамент образования и науки города Севастополя
Другие
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г.Севастополю
Суд
Гагаринский районный суд города Севастополя
Судья
Кириленко Елена Александровна
Дело на странице суда
gagarinskiy--sev.sudrf.ru
26.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2023Передача материалов судье
30.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.08.2023Судебное заседание
07.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее