Дело №
УИД – 05RS0№-07
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 01 марта 2023 года.
Ботлихский районный суд РД в составе председательствующего судьи ФИО6ПА., при секретаре судебного заседания ФИО2 с участием заместителя прокурора <адрес> РД ФИО3, представителя МКОУ «Хелетуринская СОШ» <адрес> РД ФИО4, действующий на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> РД в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Хелетуринская СОШ» <адрес> РД и администрации МР «<адрес>» Республики Дагестан о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> РД обратился в Ботлихский районный суд РД с иском в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Хелетуринская СОШ» <адрес> РД, и администрации МР «<адрес>» Республики Дагестан о понуждении к совершению действий указав в обоснование заявленных исковых требований, что прокуратурой <адрес> проведена проверка во исполнении требований законодательства об обеспечении безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних при организации учебного процесса и антитеррористической защищенности образовательных организаций района.
Проведенной проверкой установлено, что здание МКОУ «Хелетуринская СОШ», надлежащим образом не охраняется, имеющая сторожевая охрана осуществляется сторожами, которые не имеют специальной подготовки и не способна обеспечить надлежащую охрану от преступных посягательств и антитеррористическую защищенность, охранниками регулярно не проводится инструктаж персонала учреждения на предмет действий в случае возникновения чрезвычайных и нештатных ситуаций.
В помещении объекта, отсутствуют технические средства: системы охранной сигнализации, системы контроля и управления доступом, кнопка тревожного сигнала не функционирует, стационарные и ручные металлоискатели, турникеты, электронные системы пропуска, системы (внутреннего и внешнего) видеонаблюдения и охранного телевидения установлены не эффективно, ни весь периметр охвачен, не качественные камеры (устаревшие) и система видеонаблюдения не способна хранить видеозапись с камер в течении 2-х месяцев.
Вход в здание не оборудован контрольно-пропускным пунктом (КПП), специальными турникетами и арочными металлодетекторами.
Невыполнением требований ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц – обучающихся, преподавателей и других граждан, посещающих школу граждан, круг которых невозможно определить.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии с п. 1, п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения муниципального района относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма экстремизма на территории муниципального района;
Денежные средства на проведение таких работ, установлению средств противопожарной безопасности и антитеррористической защиты образовательному учреждению не выделяются.
Согласно Уставу образовательного учреждения, его учредителем является администрация МР «<адрес>» Республики Дагестан.
На основании изложенного просит обязать администрацию муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан в течении 2 месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности Муниципального казенного образовательного учреждения.
Обязать МКОУ «Хелетуринская СОШ» обеспечить надлежащую антитеррористическую защищенность здания, в том числе обеспечить организацию охраной, которые имеют специальную подготовку, обеспечить чтобы охранниками проводился регулярный инструктаж персонала организации на предмет действий в случае возникновения чрезвычайных и нештатных ситуациях, функционирования кнопки тревожной сигнализации, оборудовать здание организации контрольно-пропускным пунктом, специальными турникетами и арочными металлодетекторами, системой охранной сигнализации, системой контроля и управления доступом, электронными системами пропуска, качественными камерами и системой видеонаблюдения способной хранить видеозапись с камер в течении 2-х месяцев.
Определением Ботлихского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требований: обеспечить организацию охраной, которые имеют специальную подготовку, обеспечить чтобы охранниками проводился регулярный инструктаж персонала организации на предмет действий в случае возникновения чрезвычайных и нештатных ситуациях, оборудовать здание организации контрольно-пропускным пунктом, специальными турникетами и арочными металлодетекторами, системой охранной сигнализации, системой контроля и управления доступом, электронными системами пропуска, качественными камерами и системой видеонаблюдения способной хранить видеозапись с камер в течении 2-х месяцев, прекращено в связи с отказом прокурора от исковых требований в этой части.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> РД ФИО3, поддержал и с учетом уточнений просил суд обязать МКОУ «Хелетуринская СОШ» <адрес> РД обеспечить функционирование кнопки тревожной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ и обязать администрацию МР «<адрес>» в течении 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности Муниципального казенного образовательного учреждения.
Представитель МКОУ «Хелетуринская СОШ» <адрес> РД ФИО4, действующий на основании доверенности, иск признал в полном объеме.
Ответчик администрация МР «<адрес>» своего представителя в судебное заседание не направило, возражений относительно исковых требований суду не представило.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно п.5 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ) общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагХелетуристских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
В соответствии с п. 23 требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" (далее - требования к антитеррористической защищенности), все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения.
В силу п. «в» ст.25 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
Как следует из материалов дела и установлено судом, что прокуратурой <адрес> РД при осуществлении надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о несовершеннолетних, проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями района, законодательства, обеспечивающего безопасные условия обучения.
В ходе проведенной проверки установлено отсутствие в МКОУ «Хелетуринская СОШ» канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы исполнительной власти, осуществляющие функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ.
Суд полагает, что установление системы охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений именно в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственная охрана), является обязательным для Образовательного учреждения.
Суд приходит к выводу, что осуществление деятельности учреждения, в отсутствие канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, ставит под угрозу их безопасность.
В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с требованиями ч. 7 ст. 28 Закона образовательная организация несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его компетенции.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагХелетуристских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма. К числу мер по противодействию терроризма и экстремизма относится создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку устройство в образовательных учреждениях канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) является обязательным в силу федерального законодательства, подзаконных нормативных правовых актов в области обеспечения антитеррористической защищенности таких уязвимых объектов как образовательные учреждения, отсутствие названного канала передачи тревожных сообщений отрицательно сказывается на комплексной защищенности образовательных учреждений, не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории таких учреждений, может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников, работников учреждения и других лиц, чем нарушаются их права на безопасное пребывание в образовательном учреждении.
Собственником имущества Муниципального образовательного учреждения является МР "<адрес>". Полномочиями учредителя от имени муниципального образования обладает ответчик Администрация МР «<адрес>», в компетенцию которого входит решение вопросов о выделении из бюджета района средств для обеспечения уставной деятельности Муниципального образовательного учреждения.
Возложение на Администрацию МР "<адрес>" обязанности обеспечить финансирование оборудования муниципального образовательного учреждения «Хелетуринская СОШ» канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны), не противоречит закону и соответствует содержанию его компетенции.
Следует обязать администрацию МР "<адрес>" выделить Образовательному учреждению денежные средства на организацию канала передачи тревожных сообщений, а Образовательное учреждение – организовать такой канал.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> РД удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан в течении 2 месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности Муниципального казенного образовательного учреждения «Хелетуринская СОШ» <адрес> РД.
Обязать МКОУ «Хелетуринская СОШ» <адрес> РД обеспечить надлежащую антитеррористическую защищенность здания, в том числе функционирования кнопки тревожной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ.
Производство в остальной части иска прекратить в связи с отказом истца от исковых требований.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи жалобы через Ботлихский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья П.А. Абдуразаков.