Дело № 2-1809/2023
УИД 02RS0001-01-2023-001677-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2023 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Поляковой С.И.,
при секретаре Павиной А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Горно-Алтайска в интересах неопределённого круга лиц к Администрации города Горно-Алтайска о возложении обязанности принять меры,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г. Горно-Алтайска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к Администрации г. Горно-Алтайска о понуждении совершить действия по передаче объектов недвижимости по концессионным соглашениям в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в собственности ответчика имеются сооружения, являющиеся объектами водоснабжения и теплоснабжения, ввод в эксплуатацию которых осуществлен более пяти лет назад. В нарушение действующего законодательства, а именно ст. 41.1 Федерального Закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 28.1 Федерального Закона от 27.07.3010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», указанные объекты по концессионным соглашениям концессионерам в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», до настоящего времени не переданы. Действиями ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих на территории МО «г. Горно-Алтайск» на получение коммунальных услуг надлежащего качества, безопасные и благоприятные условия проживания.
Помощник прокурора ФИО3 в судебном заседании поддержала уточненные требования в части девяти объектов, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г. Горно-Алтайска ФИО4 в судебном заседании по требованиям возражал.
Представитель АО «Горно-Алтайское ЖКХ» ФИО5, представители МУ «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений г. Горно-Алтайска» ФИО6, ФИО7 в судебном заседании по требованиям возражали.
Третье лицо АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» в суд своего представителя не направили, о дне слушания извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что МО «г. Горно-Алтайск» является собственником недвижимого имущества: здание котельной №, площадью 99,7 в.м., кадастровый №, <адрес>, год завершения строительства- 1979; тепловые сети котельной №, протяженностью 952 м., кадастровый №, год завершения строительства -1975; здание котельной №, площадью 161,2 кв.м., <адрес>, кадастровый №, поставлено на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ; здание котельной №, площадью 216,8 кв.м., кадастровый №, <адрес>, поставлено на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ; здание котельной №, площадью 117,7 кв.м., кадастровый №, <адрес>, год завершения строительства - 1980; здание котельной № (ранее №), площадью 120 кв.м., кадастровый №, <адрес>, дата постановки на кадастровый учет – ДД.ММ.ГГГГ; тепловая сеть подземная, расположенная по адресу: <адрес>, от камеры теплового пункта № по <адрес>», протяженностью 261 м., кадастровый №, дата постановки на кадастровый учет- ДД.ММ.ГГГГ; инженерные сети теплотрассы, расположенные по адресу: <адрес>, протяженностью 157 м., кадастровый №, год завершения строительства- 2008; сеть водоснабжения, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №, год завершения строительства- 1986.
В ходе проведенной проверки прокуратурой г. Горно-Алтайска установлено, что ответчиком на протяжении длительного периода не принимаются меры по передаче права пользования объектами недвижимого муниципального имущества для осуществления теплоснабжения и водоснабжения в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно ч.1 ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Согласно ч.3 ст. 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» следует, что если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, определены в статье 41.1 Закона № 416-ФЗ.
Части 1,2,3 названной статьи устанавливают, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного часть.1 статьи 9 настоящего Федерального закона (часть 1).
Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации (часть 2).
Выбор способа передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов водоснабжения и водоотведения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода таких объектов в эксплуатацию. Иные способы передачи прав применительно к объектам водоснабжения и водоотведения отраслевым законодательством не предусмотрены.
В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (часть 3).
Согласно ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3).
С учетом приведенных положений действующего законодательства, принимая во внимание срок ввода в эксплуатацию спорных объектов теплоснабжения, суд приходит к выводу о том, что передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами может быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям.
Достоверно установлено, не оспаривается административным ответчиком, что с момента передачи спорных объектов в собственность муниципального образования «г. Горно-Алтайск» по настоящее время, концессионные соглашения в отношении указанных объектов не заключены.
Таким образом, анализируя вышеприведенные нормы права и учитывая установленные обстоятельства, суд считает, что учитывая цели института концессионных соглашений, передача объектов водоснабжения и водоотведения в ином порядке, чем это предусмотрено законом, само по себе нарушает права неопределенного круга лиц на получение коммунальных услуг надлежащего качества, безопасные и благоприятные условия проживания, в связи с чем считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в заявленном объеме.
Доводы ответчика о том, что возложение обязанности заключить концессионное соглашение ограничивает права собственника по распоряжению принадлежащим имуществом по своему усмотрению, не состоятельны исходя из того, что решение вопросов местного значения не может осуществляться в нарушение положений действующего законодательства и орган местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции федеральным законодательством.
Определяя срок выполнения указанных в иске мероприятий, суд принимает во внимание дату вынесения настоящего решения, период времени необходимый для вступления решения суда в законную силу, особую социальную значимость услуг, предоставляемых посредством спорных объектов, длительность нарушенного права неопределенного круга лиц, характер, объем и сложность подлежащих выполнению мероприятий, а также стадию подготовки документов для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении групп спорных объектов, и полагает разумным предложенный прокурором срок выполнения мероприятий по передаче в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» права пользования указанными в иске объектами водоснабжения и теплоснабжения, находящимися в собственности муниципального образования «г. Горно-Алтайск», до 31 декабря 2024 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора г. Горно-Алтайска в интересах неопределённого круга лиц к Администрации города Горно-Алтайска о возложении обязанности принять меры, удовлетворить.
Обязать администрацию г. Горно-Алтайска в срок до ДД.ММ.ГГГГ передать в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» права пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в собственности МО «<адрес>», а именно:
здание котельной №, площадью 99,7 кв.м., кадастровый №;
тепловые сети котельной №, протяженностью 952 м., кадастровый №;
здание котельной №, площадью 161,2 кв.м., кадастровый №;
здание котельной №, площадью 216,8 кв.м., кадастровый №;
здание котельной №, площадью 117,7 кв.м., кадастровый №;
здание котельной № (ранее №), площадью 120 кв.м., кадастровый №;
тепловая сеть подземная, расположенная по адресу: <адрес>, от камеры теплового пункта № по <адрес> протяженностью 261 м., кадастровый №;
инженерные сети теплотрассы, расположенные по адресу: <адрес>, протяженностью 157 м., кадастровый №;
сеть водоснабжения, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Горно-Алтайский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 08.08.2023 года.
Судья С.И. Полякова