Дело № 2-713/2023 УИД 22RS0051-01-2023-000801-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2023 года р.п.Тальменка Тальменского района
Тальменский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Гомер О.А.,
при секретаре Берстеневой В.В.,
с участием:
представителя истца Шкрет Н.И.,
ответчика Гризун А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению АО «Алтайкрайэнерго» к Гризун Анне Романовне о взыскании задолженности за неучтенное потребление электроэнергии,
УСТАНОВИЛ:
АО «Алтайкрайэнерго» обратилось в Тальменский районный суд Алтайского края с иском к Гризун А.Р., в котором просило взыскать задолженность по акту о несанкционированного вмешательства в работу прибора учета № 1706209 от 12.07.2022 в размере 134531 руб. 10 коп., мотивировав заявленные требования тем, что истцом осуществляется поставка электроэнергии в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>. 12.07.2022 при проведении представителем сетевой компании проверки прибора учета электроэнергии, установленного в указанном жилом помещении, было выявлено нарушение, которое выразилось в нарушении пломб завода изготовителя, вмешательстве во внутренние цепи прибора учета, о чем составлен акт № 1706209. Также был составлен акт проверки состояния прибора учета № 2039421, в котором прибор учета СКАТ101Э/1, заводской номер 40411100114788 признан непригодным для осуществления расчетов, в связи с выявленным нарушением. Названный прибор учета был демонтирован для проведения экспертного осмотра. Согласно заключению эксперта от 19.10.2022 № 56-186 прибор учета вскрывался с целью установки постороннего электронного устройства, позволяющего осуществить хищение электроэнергии. Законодателем обязанность по обеспечению сохранности прибора учета возложена на потребителя. По факту выявленного несанкционированного вмешательства в работы прибора учета был произведен перерасчет размера платы за потребленную электроэнергию за 3 месяца, предшествующие дате проверки, при которой выявлено несанкционированное потребление, и до даты устранения нарушения (с 12.04.2022 по 12.07.2022), исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10, за вычетом ранее начисленного за тот же период потребления (л.д. 4-5).
В судебном заседании представитель истца АО «Алтайкрайэнерго», а также третьего лица АО СК «Алтайкрайэнерго», действующая на основании доверенностей, Шкрет Н.И. (л.д. 25-26, 92), поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
В представленных в суд дополнительных письменных пояснениях указала, что по факту выявленного несанкционированного вмешательства в работу прибора учета Гризун А.Р. был произведен перерасчет размера платы за потребленную электроэнергию в соответствии с п. 81.11 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, а именно исходя из норматива потребления, установленного решением управления Алтайского края по тарифам и ценообразованию от 16.11.2018 № 188. Период расчета определен с 12.04.2022 по 12.07.2022. Количество расчетных периодов несанкционированного потребления П=3. Объем несанкционированного потребления 30991,8 кВт/ч. Ранее начисленный за период несанкционированного вмешательства объем 1096 кВт/ч. Доначисленный объем: 29895,8 кВт.ч.*4,5=134531 руб. 10 коп.. Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определен постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и о нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме». В силу п. 10 названных Правил № 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Согласно п. 19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного методов. Пунктами 21 и 22 Правил № 306 определены случаи применения метода аналогов и расчетного метода. Руководствуясь данной нормой, Решением Управлением Алтайского края по тарифам и ценообразованию от 16.11.2018 № 188 были установлены нормативы потребления электрической энергии с применением аналогово метода - при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Согласно п. 4 Правил № 306 установлено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении электроснабжения – количество комнат в квартире, площадь жилого дома, износ внутридомовых инженерных систем. Исходя из совокупности данных норм следует, что при установлении норматива по коммунальной услуге - электроснабжение Управление Алтайского края учитывало, в том числе благоустроенность домов, а также климатические условия. Также при применении норматива, установленного п. 4 Решения, АО «Алтайкрайэнерго» руководствовалось абз. 4 п. 34 постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» согласно которого, наличие электронагревательных установок в жилых домах при отсутствии централизованного горячего водоснабжения является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских и сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками. При этом, следует учесть, что указанным пунктом установлено, что только для целей применения социальной нормы оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения в многоквартирном доме определяется в соответствии с техническим паспортов такого дома либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией. Порядок выдачи разрешений на применение электроэнергии для отопления и горячего водоснабжения устанавливался «Инструкцией о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов» от 24.11.1992, утвержденной Минтопэнерго РФ, согласно которой на основании полученного разрешения, которое является лишь принципиальным согласием на применение электронагревательных приборов, должны быть получены технические условия. Постановление Правительства РФ от 26.08.2020 № 1290 данная инструкция была отменена. При этом, обязательное согласование с органом местного самоуправления при проведении переустройства (замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения ст. 25 ЖК РФ) необходимо исключительно для многоквартирных домов (ст. 26 ЖК РФ). Кроме того, в силу п. 27 Правил № 306 в норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях включается расход электрической энергии, необходимый для освещения жилых помещений и использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроотопительных и (или) электронагревательных установок в жилых помещениях при отсутствии централизованных газоснабжения, теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения. Исходя из совокупности вышеназванных норм, применение п. 4 Решения № 188 от 16.11.2018 при произведении расчета задолженности при наличии водонагревателя является законным и обоснованным. В жилом доме ответчика Гризун А.Р. установлен водонагреватель, прямое назначение которого - нагрев воды, для обеспечения горячего водоснабжения. Данное обстоятельство зафиксировано в акте о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета, который подписан ответчиком без возражений (л.д. 69-70).
Также дополнительно в ходе производства по делу представитель указала, что в соответствии нормами ст. 540 ГК РФ с потребителем физическим лицом, договор потребления электроэнергии считается заключенным с момента первого фактического присоединения, таким образом, с момента регистрации права собственности на дом за ответчицей, она является потребителем и несет ответственность как собственник, предусмотренную ГК РФ и ЖК РФ, а также Постановлением Правительства РФ № 354, в котором также указано, что договор с бытовым потребителем может быть заключен как в письменной форме, так и путем совершения конклюдентных действий. Основанием проведения проверки ответчика послужили потери электроэнергии по КТП, от которой запитано некоторое количество потребителей. Потери составляют разницу между расходом электроэнергии по КТП и расходом потребителей, которые присоединены к этому КТП. Когда получаются большие потери, сотрудники сетевой организации специальным прибором «Аист», проверяют каждый дом отдельно. Если в дом идет большая нагрузка, а фактический расход меньше, то проводится проверка потребителя. В данной случае проверка проводилась не по отдельным адресам, а полностью по улице, которая подключена к КТП, где имелись потери. Согласно лицевой карте с апреля 2020 года по май 2021 года среднее годовое потребление по адресу ответчика составляло 506 кВт, а с июня 2021 года по июль 2022 года – 346 кВт, после проверки и установки умного прибора учета, по данным которого средне потребление вновь составило 507 кВт, исходя их чего можно сделать вывод, что программирование встроенного в индивидуальный прибор учета постороннего устройства было на частичное уменьшение. Приведенные в лицевой карточке потребителя сокращения обозначают: ДС - доначисление по среднему, когда потребитель не передает показания, КП- контрольные показания, полученные сотрудниками сетевой организации при контрольной проверке, АБ – переданные абонентские показания, АСКУЭ – показания, переданные умным прибором учета, ГИСЖКХ - показания переданные через личный кабинет. После выявления нарушения в присутствии потребителя прибор учета был демонтирован, упакован в коробку, опломбирован и направлен на экспертизу. О дате и месте проведения экспертизы ответчица была извещена в направленном почтой уведомлении, однако, конверт вернулся в сетевую компанию. В материалах дела имеется заключение экспертизы, согласно которому, прибор учета после проведения экспертизы, был опломбирован и возвращен в сетевую компанию, если ответчик заявит о проведении экспертизы, прибор учета будет представлен экспертизам. Опломбировка прибора учета после проведения экспертизы исключает какое-либо воздействие на него со стороны сетевой компании. Перерасчет платы произведен с учетом трех комнат и проживания трех человек, с применением тарифа, установленного п.п. 3, 4 Решения Управления по тарифам от 16.11.2018 № 166 для жилых домов оборудованных установками для подогрева воды – водонагревателем. При этом, при определении размера неучтенного потребления не было учтено, что на земельном участке ответчика располагается гараж, энергоснабжение которого осуществляется от жилого дома.
Ответчик Гризун А.Р. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать по тем основаниям, что с ее стороны отсутствовало несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, соответственно безучетного потребления электроэнергии не могло быть.
В представленных в суд письменных возражениях (л.д. 78-79) и прениях ответчик в обоснование своих возражений указала, что в исковом заявлении отсутствует информация о номере и дате заключения договора потребления электроэнергии между сторонами. Сетевой организацией нарушены установленные законодательством правила об обязательном извещении потребителя о предстоящей экспертизе, о месте и дате ее проведения, о результатах данной экспертизы, а также возврате данного прибора учета собственнику, для возможности проведения своей независимой технической экспертизы. Экспертной организацией, выявившей нарушение в работе прибора учета 19.10.2022 № 56-186 спустя 3 месяца после выемки, не подтверждено возникновение неисправностей в период эксплуатации приборов учета абонента, когда тот нес за них балансовую и эксплуатационную ответственность. Спорный прибор учета был установлен сотрудниками ОАО «СК Алтайкрайэнерго» и введен в эксплуатацию 03.05.2017. Из акта № 1516862 следует, что данный счетчик полностью соответствует требования нормативно-технической документации. Собственником жилого помещения на тот момент являлся ФИО6. Жилой дом ответчик приобрел в апреле 2020 года. При плановой проверке 20.10.2020 сотрудниками сетевой компании, погрешностей в работе прибора учета выявлено не было, о чем свидетельствует акт № 1920929, нарушение (повреждение) пломб и (или) знаков визуального контроля также не обнаружено. 12.07.2022 при плановой проверке и демонтаже прибора учета сотрудниками ОАО СК «Алтайкрайэнерго» нарушений (повреждение) пломб и (или) знаков визуального контроля не обнаружено. В исковом заявлении, поданном в августе 2023 года АО «Алтайкрайэнерго» в Тальменский районный суд указано, что при проведении экспертизы прибора учета потребления электроэнергии, в корпусе прибора учета было обнаружено постороннее электронное устройство, которое находилось в отключенном состоянии и отклонений от нормы в объеме учитываемой электроэнергии не выявлено. До этого момента, о данном постороннем устройстве ответчику не было неизвестно. На судебном заседании сотрудниками АО СК «Алтайкрайэнерго» было сказано, что установить данное постороннее электронное устройство возможно только путем срыва пломб с прибора учета потребления электроэнергии, так как целостность контрольных пломб нарушена не была, каких-либо фактов, свидетельствующих о вмешательстве ответчика в работу прибора учета, не выявлено. С момента приобретения жилого дома оплата за потребляемую электроэнергию производилась исходя из показаний данного прибора учета потребляемой электроэнергии. Каких-либо отклонений от нормы потребления электроэнергии не было.
Также дополнительно в ходе производства по делу ответчик указала, что при покупке дома, она его осмотрела, прибор учета не проверяла, однако, потом приходили из сетевой компании и нарушений не находили. Доказательства, что постороннее устройство в прибор учета было установлено предыдущим собственником, и после перехода права на дом она им не пользовалось, не имеется. Однако, если взять показания прибора учета, норматив потребления в жилом доме не превышен. В доме никто не прописан, однако, проживает она с двумя детьми, подсобного хозяйства не имеет. Изменения в показаниях прибора учета обусловлены тем, что в доме проживает периодически, летом дети находятся у бабушки, а она на работе. В доме имеется водонагреватель, который установили, предыдущий собственник. Дом оборудован печным отоплением, но также пользуется тепловой пушкой для обогрева помещений в зимний период. Когда включают тепловую пушку, а когда топят печь, невозможно проследить. Действительно, на территории земельного участка имеется гараж, предыдущий собственник выполнял там работы. Однако, с момента, как она стала собственником, работы не ведутся. Она является самозанятой, оказывает услуги такси, имеет два автомобиля. Также у гражданского супруга имеется личный автомобиль, только он ремонтируется в гараже. После проведения проверки прибор учета сняли в ее присутствии, она была согласна с проведением его экспертизы. Однако, извещение о проведении экспертизы, исковой материал не получила, поскольку длительное время находится на работе, не всегда имела возможность получать почту. О проведении экспертизы сетевая компания могла ее известить по номеру телефона, который она им сообщала и получала от них у СМС-уведомления.
Выслушав представителя истца и третьего лица, ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства каждое в отдельности и в их совокупности, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Гризун А.Р. на праве собственности, зарегистрированном 13.04.2020, принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, общей площадью 78,5 кв.м (л.д. 6-7).
Электроснабжение указанного дома осуществляется АО «Алтайкрайэнерго», что не оспаривается сторонами.
Также, судом установлено, сторонами не оспаривается, что на основании заключенного между АО «Алтайкрайэнерго» и АО «СК Алтайкрайэнерго» договора об оказании услуг по передаче электрической энергии, проверки состояний приборов учета потребителей АО «Алтайкрайэнерго», актирование фактов проверки состояния приборов учета и несанкционированного вмешательства, определение объема потребления при несанкционированном вмешательстве, осуществляет АО «СК Алтайкрайэнерго».
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (п. 1 ст. 541 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).
Согласно материалам дела 12.07.2022 АО «СК Алтайкрайэнерго» в присутствии потребителя Гризун А.Р. проведена проверка состояния прибора учета по адресу: <адрес>, р.<адрес>, по результатам которой составлен акт проверки № 2039421 от 12.07.2022 состояния прибора учета СКАТ101Э/1, заводской номер 40411100114788, и акт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета № 1706209 от 12.07.2022, выразившегося в нарушении пломб госповерителя и вмешательстве во внутренние цепи электросчетчика с целью искажения данных о фактическом потреблении электроэнергии (л.д. 8, 9). Также произведен демонтаж прибора учета с упаковкой в коробку, которая была опломбирована пломбами № 00007085, 00007132, 00007133, потребитель был согласен с проведением независимой экспертизы (л.д. 10).
Письмом от 06.10.2022 АО «СК Алтайкрайэнерго» уведомило Гризун А.Р. о проведении 18.10.2022 в 09:00 по адресу: <адрес>, корпус «Д», аудитория 304, экспертизы прибора учета, демонтированного 12.07.2022, которое направлено почтовой связью 06.10.2022 по адресу потребителя, прибыло 08.10.2022 и возвращено отправителю 08.11.2022 (л.д. 111-118).
В соответствии с п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ», по смыслу п.1 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).
Как указано в абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в п.п. 1, 2 ст. 165.1 ГК РФ, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Руководствуясь приведенными нормами, принимая во внимание представленные документы о принятых сетевой организацией мерах по извещению ответчика о дате и месте проведения независимой экспертизы, суд отклоняет довод Гризун А.Р. о нарушении ее права на участие в экспертном исследовании.
Согласно заключению эксперта ФГБОУВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» Грибанова А.А. № 56-186, прибор учета СКАТ101Э/1-5(60), заводской номер 40411100114788, представленный в опломбированной коробке с целыми пломбами № 00007085, 00007132, 00007133, вскрывался с целью установки постороннего электронное устройства, позволяющего осуществлять хищение электроэнергии (л.д. 11-22).
В дополнение, по запросу суда, экспертом Грибановым А.А., будучи предупрежденным об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, представлены письменные пояснения, согласно которым определить дату установки и начала работы в приборе учета постороннего устройства в рамках предметной области эксперта не представляется возможным. Механизм работы постороннего устройства следующий. При подаче напряжения устройство получает питание, но не изменяет состояние измерительных цепей прибора учета, что подтверждается результатами экспериментальных исследований при проведении экспертизы. Для изменения режима работы измерительных цепей прибора учета, необходимо подать управляющий сигнал с пульта дистанционного управления. Как правило, используется передача сигнала на частоте 433 МГц с одинаковым протоколом. Отличается только 12-битный код, посылаемый пультом, а это 4096 возможных комбинаций. В процессе сопряжения работы пульта дистанционного управления и параметров дешифратора приемника постороннего устройства происходит программирование на восприятие ограниченного набора кодов. В самом простом случае передается один код, который приводит к включению постороннего устройства в работу измерительных цепей и уменьшению количества учитываемой электроэнергии. Передача другого кода приводит к выведению постороннего устройства из работы измерительных цепей прибора учета и восстановлению учета электроэнергии в полном объеме. В более сложном случае может использоваться несколько кодов для решения задач по желанию пользователя. Например, один код на полное выведение измерительных цепей прибора учета для полной остановки учёта электроэнергии, другой код - для учета доли электроэнергии в одном соотношении (например, 50%), а третий код - для учёта доли электроэнергии в одном соотношении (например, 20%). Для выведения из работы постороннего устройства используется четвертый код. Визуальный анализ элементов электрической схемы постороннего устройства позволяет сделать вывод о том, что в нем используется либо полное прекращение учета электроэнергии, либо пропорциональное снижение количества энергии от поступившей. Для точного ответа необходимо проведение эксперимента с пультом дистанционного управления, который на исследование с прибором учета представлен не был (л.д. 93-101).
Представленное стороной истца заключение эксперта, руководствуясь нормами ст.ст. 59, 60, 67, 71 ГПК РФ, суд признает относимыми и допустимым письменным доказательством по делу, основания сомневаться в его правильности отсутствовали, экспертное исследование проведено специалистом, имеющим соответствующую квалификацию и опыт работы, чтобы ответить на поставленные перед ним вопросы, исследования и все выводы эксперта проиллюстрированы фотографиями, что позволят проверить их обоснованности.
В судебном заседании, допрошенные в качестве свидетелей, сотрудники АО СК «Алтайкрайэнерго» Скляров В.М. и Коваленко В.В., с участием которых составлены оба вышеназванных акта, суду пояснил, что в связи происходящими потерями на общей электроподстанции, к которой были присоединены несколько потребителей, с целью обнаружения утечки проводили замеры у каждого потребителя. При визуальном осмотре прибора учета в доме ответчицы возникли сомнения в действительности пломбы завода изготовителя, стоял дубликат. С согласия собственника прибор учета был вскрыт и обнаружено постороннее устройство. Составлены акты, в которых по стандартной формулировке было указано на срыв пломбы госповерки, поскольку без данных действий вмешательство в цепь работы прибора учеты невозможно. Прибор учета с согласия собственника был демонтирован, опечатан, направлен на экспертизу.
Представленные в дело стороной истца фото и видеозаписи, выполненные сотрудниками сетевой компании в момент проверки потребителя – ответчика 12.07.2022, подтверждают показания свидетелей, а также то, что представленный на экспертное исследование ФГБОУВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» прибор учета, изъят по адресу <адрес>, р.<адрес>, в ходе проверки 12.07.2022 (л.д. 77, 104-105).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения № 442).
Согласно п. 2 названных Основных положений (здесь и далее нормативные акты в редакции на момент возникновения спорных отношений – 12.07.2022) под безучетным потреблением понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя, выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме вторичными цепями, через которые приборы учета установлены (далее - измерительные трансформаторы), системы учета, компонентов интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) в случаях нарушения целостности (повреждения) прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов, нарушения (повреждения) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, систему учета, компоненты интеллектуальной системы электрической энергии (мощности), на приспособления, препятствующие доступу к ним, расположенные до места установки прибора учета электрической энергии (точки измерения прибором учета), когда в соответствии с настоящим документом прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, система учета, компоненты интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) установлены в границах балансовой принадлежности потребителя и (или) в границах земельного участка, принадлежащего такому потребителю на праве собственности или ином законном основании, на котором расположены энергопринимающие устройства потребителя или, если обязанность по обеспечению целостности и сохранности прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов (системы учета) возложена на потребителя (покупателя), а также с нарушением указанного порядка, обнаруженным в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) подключения энергопринимающих устройств до точки измерения прибором учета или в границах земельного участка потребителя (покупателя) подключения до точки измерения прибором учета энергопринимающих устройств, расположенных в границах этого земельного участка.
Из приведенного определения следует, что безучетное потребление электрической энергии действующее законодательство обусловливает не только совершением потребителем активных действий по вмешательству в работу прибора учета, а также иных действий и (или) бездействия, которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии. Бремя доказывания наличия иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности), возлагается на лицо, проводящее проверку.
В силу положений п.п. 1, 2 ст. 543 ГК РФ, абонент-гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние приборов и оборудования, расположенных внутри жилого помещения, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации о неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Подпунктами «а, б» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг № 354), также предусмотрена обязанность потребителя немедленно при обнаружении неисправностей в индивидуальном приборе учета сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем.
В соответствии с п. 2 названных Правил, потребителем признается собственник жилого дома. Внутридомовые инженерные системы жилого дома включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг. Индивидуальным прибором учета является средство измерения, устанавливаемое на жилой дом (часть жилого дома) и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в жилом доме.
Таким образом, обязанность по обеспечению сохранности и надлежащего технического состояния прибора учета электроэнергии, используемой для бытового потребления, возлагается на собственника жилого дома, в границах балансовой принадлежности которого (жилого дома или земельного участка) установлен прибор учета.
Следовательно, потребитель – собственник жилого дома, приобретенного с прибором учета с вмонтированным в него посторонним электронным устройством, влияющим на работу прибора учета, признается совершившим действия, которые квалифицируются как иные, не связанные с вмешательством в работу прибора учета и приведшие к искажению данных об объеме потребления электрической энергии. Отсутствие явных признаком вмешательства в работу прибора учета, в том числе, повреждение пломб и (или) знаком визуального контроля, не освобождает потребителя от последствий, наступающих при установлении факта безучетного потребления электроэнергии.
На основании изложенного, суд не соглашается с доводами ответчика об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку вмешательства в работу прибора учета с ее стороны не имелось, после перехода к ней права на жилой дом при проведении проверки сетевой компанией нарушения целостности пломб и работы прибора учета зафиксировано не было. В судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля сотрудник АО СК «Алтайкрайэнерго» Коваленко В.В. пояснил, что при проверке прибора учета в 2020 году был проведен визуальный осмотр пломб, вследствие малого опыта работы, внутреннее состояние прибора учет не проверялось.
Вместе с тем, допустимые доказательства, с достоверностью свидетельствующих о пригодности прибора учета и достоверности переданных их показаний до 12.07.2022, стороной ответчика не представлено.
Лицевая карта потребителя АО СК «Алтайкрайэнерго», истребованная судом по ходатайству ответчика, опровергает доводы Гризун А.Р. о постоянно объеме потребления электроэнергии, как до выявления нарушения, так и после. Как верно отмечено представителем истца, среднегодовое потребление электроэнергии с июня 2021 года по июль 2022 года (за год до выявления нарушения) почти в два раза меньше среднегодового потребления за периоды с апреля 2020 года по май 2021 года и с октября 2022 года (установка нового прибора учета) по октябрь 2023 года (л.д. 106-107).
Вопреки доводам ответчика, указание в заключении эксперта № 56-186 от 19.10.2022 о том, что на момент проведения исследования постороннее электронное устройство находится в отключенном состоянии и отклонение от нормы в объеме учитываемой прибором учета электроэнергии не выявлено, обусловлено, с учетом пояснений эксперта о механизме работы постороннего устройства, отсутствием при проведении экспертизы пульта дистанционного управления устройства.
Ходатайств об истребовании иных доказательств, в том числе назначении судебной экспертизы, ответчиком не заявлено.
Таким образом, совокупность представленных в деле доказательств достоверно свидетельствуют о том, что по состоянию на 12.07.2022 электроснабжение дома по адресу: <адрес>, р.<адрес>, осуществлялось в безучетном порядке, поскольку расположенный в доме прибор учета имел постороннее электронное устройства, которое с помощью дистанционного управления позволяло вмешиваться в его работу посредством полного прекращение учета электроэнергии либо пропорционального снижения количества энергии от поступающей.
В соответствии с абз. 3 п. 187 Основных положений № 442, объем безучетного потребления в отношении населения определяется в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг № 354.
Абзацами 2 и 5 п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг № 354 установлено, что при обнаружении сетевой организацией в ходе проверки состояния прибора учета несанкционированным вмешательством в его работу, составляется соответствующий акт. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Выявленное в ходе проверки сетевой организации 12.07.2022 безучетное потребление электроэнергии зафиксировано актом № 1706209, подписанным Гризун А.Р. без замечаний, также указанный акт не оспорен и не признан недействительным (л.д. 9).
Согласно представленным в дело документам, а также пояснений ответчика, в жилом доме по адресу: <адрес>, р.<адрес>, проживают три человека (л.д. 64-65), дом состоит из трех комнат, кухни, оборудован печным отоплением (л.д. л.д. 57-63), не имеет централизованного горячего водоснабжения (л.д. 75), оснащен водонагревателем на 80 литров, мощностью 2.0 кВт (л.д. 119).
Истцом представлен перерасчет платы за безучетное потребление за период с 12.04.2022 по 12.07.2022 в размере 134531 руб. 10 коп., т.е. за 3 месяца, предшествующие дате проверки (л.д. 23, 24).
Проверив данный расчет, суд не соглашается с ним, в части определения объема потребленной электроэнергии в период с 01.05.2022 по 12.07.2022, поскольку расчет произведен исходя из фактического количества календарных дней с 01.05.2022 по 31.06.2022, при установленном нормативе потребления за месяц.
Руководствуясь нормативом потребления коммунальной услуги по электроснабжению семьей составом 3 человека в трехкомнатном жилом доме, не оборудованном стационарной электроплитой, но оборудованным водонагревателем (электронагревательным устройством для целей горячего водоснабжения), установленным Решением Управления по тарифам Алтайского края от 16.11.2018 № 188 (541,19 кВт в отопительный сезон и 283,69 кВт внеотопительный сезон), принимая во внимание определенную постановлением Администрации Тальменского района Алтайского края от 28.04.2022 № 336 дату окончания отопительного сезона 2021/2022 годов (с 30.04.2022), а также учитывая объемом электроэнергии, потребленной в период с 12.04.2022 по 12.07.2022 по показаниям прибора учета, суд приходит к выводу, что объем безучетного потребления электроэнергии составил 29188,96 кВт исходя из следующего расчета:
1. объем потребленного по нормативу с применением повышающего коэффициента = 30340,96 кВт:
- 541,19 кВт / 30 дней апреля * 18 дней отопительного сезона (12.04.2022-29.04.2022) х 3 чел х 10= 9741,41 кВтх;
- 283,69 кВт / 30 дней апреля * 1 день вне отопительного сезона (30.04.2022) х 3 чел х 10= 283,69 кВт;
- 283,69 кВт х 2 мес (01.05.2022-30.06.2022) х 3 чел х 10 = 17021,40 кВт;
- 283,69 кВт / 31 день июля * 12 дней (01.07.2022-12.07.2022) х 3 чел х 10 = 3294,46 кВт.
2. объем потребленного по нормативу с применением повышающего коэффициента за вычетом начисленного по прибору учета: 30340,96 кВт – (400 кВт + 159 кВт + 399 кВт + 194 кВт) = 29188,96 кВт.
Применяя норматив, установленный п.п. 3 и 4 Решения Управления по тарифам Алтайского края от 16.11.2018 № 188 для жилых домов, не оборудованных стационарными электроплитами, но оборудованными в установленном порядке электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, суд руководствуется следующим.
Согласно положений абз. 10, 19 п. 2, подп. «б» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства жилого дома - наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления).
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, жилой дом по <адрес>, в р.<адрес>, не подключен к системе горячего водоснабжения, оснащен электроэнергией и печным отоплением (л.д. 57-63, 75). В доме установлен электроводонагреватель Thermex IF80V, на 80 литров, с мощностью потребления 2.0 кВт. (л.д. 119).
Следовательно, коммунальный ресурс в виде горячей воды, для бытового потребления, пользователями коммунальной услуги по указанному адресу может быть получен посредством подогрева на печи или газовой плите либо с использованием электроэнергии. Таким образом, плата за потребленный в целях горячего водоснабжения коммунальный ресурс потребителем будет внесена в составе стоимости твердого топлива или газа либо электроэнергии соответственно.
Действующим законодательством не установлен специальный порядок установки электронагревателей горячей воды в жилых домах, не оборудованных централизованным горячим водоснабжением.
Следовательно, сам факт наличия в жилом доме ответчика действующего в расчетный период водонагревателя, что подтверждено также представленными в дело фотографиями о характеристиках бытового прибора, указывает на применение нормативов, определенных п.п. 3 и 4 решения Управления по тарифам Алтайского края от 16.11.2018 № 188. Иное приведет к нарушению требований действующих нормативов и нарушению равенства прав других потребителей, оплачивающих в расчетный период по пригодным приборам учета электроэнергию, в том числе потребленную на подогрев воды с применением электрического водонагревателя.
Указанное также согласуется с п. 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, в соответствии с которыми утверждены нормативы решением Управления по тарифам Алтайского края от 16.11.2018 № 188.
Согласно названному пункту в норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях включается расход электрической энергии, необходимый для освещения жилых помещений и использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроотопительных и (или) электронагревательных установок в жилых помещениях при отсутствии централизованных газоснабжения, теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения. Жилой дом по <адрес>, в р.<адрес> не имеет централизованного газоснабжения, теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения. В этих целях потребителем используется электрический водонагреватель являющийся бытовым прибором, предназначенным для нагрева воды.
Решением Управления по тарифам Алтайского края от 24.12.2021 № 561 тарифы на электрическую энергию для населения рабочего поселка утверждены на первое полугодие 2022 года в размере 4 руб. 50 коп., на второе полугодие 2022 года – 4 руб. 68 коп..
При расчете исковых требований, не смотря на выявление нарушения 12.07.2022, АО «Алтайкрайэнерго» применяет тариф, установленный в размер 4 руб. 50 коп.. Суд считает возможным, принимая во внимание предложенного истцом тарифа, что также отвечает интересам ответчика.
На основании изложенного, задолженность за неучтенное потребление электроэнергии за период с 12.04.2022 по 12.07.2022 составляет 132509 руб. 04 коп. (29188,96 кВт х 4 руб. 50 коп.).
Кроме того, в соответствии со ст.ст. 88, 91, 98 ГПК РФ, с ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований подлежат взысканию в пользу истца расходы по оплате госпошлины в размере 3850 руб. 19 коп..
При обращении в суд с иском, АО «Алтайкрайэнерго» оплачена госпошлина в размере 3900 руб. (л.д. 27-37). Следовательно, на основании п. 1 ч. 1 ст. 333.40 НК РФ истцу подлежит возврату излишне оплаченная госпошлина в размере 9 руб. 38 коп. (3900 руб. - 3890 руб. 62 коп. при цене иска 134531 руб. 10 коп.).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» (░░░ 2224132840) ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░.<░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 12.04.2022 ░░ 12.07.2022 ░ ░░░░░░░ 132509 ░░░. 04 ░░░., ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3850 ░░░. 19 ░░░., ░░░░░ 136359 ░░░. 23 ░░░..
░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» (░░░ 2224132840) ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 9 ░░░. 38 ░░░., ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 5905 ░░ 04.07.2023.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25.12.2023.
░░░░░ ░.░. ░░░░░