05RS0047-01-2024-000330-16
Дело № 2-354/2024
Решение
Именем Российской Федерации
г. Хасавюрт 6 марта 2024 года
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Ибрагимова С.Р., при секретаре судебного заседания Байсолтановой Э.А., с участием представителя истца - помощника прокурора Хасавюртовского района Гаджиэменова М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Хасавюртовского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Джабраилову ФИО6 об обязании устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности на многотопливной автомобильной заправочной станции,
установил:
И.о. прокурора Хасавюртовского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц обратился в Хасавюртовский районный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Джабраилову ФИО7 об обязании устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности на многотопливной автомобильной заправочной станции.
В обоснование своих требований истец указал, что Прокуратурой района с привлечением специалиста ОНД и ПР № 10 по г. Хасавюрту, Хасавюртовскому, Новолакскому и Казбековскому районам УНД и ПР по РД проведена проверка исполнения требований законодательства о промышленной, пожарной безопасности и лицензировании автозаправочных станций. 19.12.2023 г. 10 ч. 30 м. проверкой соблюдения на авто-газозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>, а/д Хасавюрт-Гребенская, земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащему индивидуальному предпринимателю Джабраилову И.А., требований законодательства о противопожарной безопасности установлено, что МАЗС «Роснефть» функционирует с многочисленными нарушениями требований Федерального закона от 24.12.1994 г. за №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Закон №123) и постановления Правительства РФ от 16.09.2020 г. №1479 «О противопожарном режиме» (далее - ППР РФ). В силу ст.37 Федерального закона Российской Федерации от 24.12.1994 за № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Вместе с тем, вопреки требованиям правил противопожарной безопасности на территории АГЗС выявлены следующие нарушения: отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности, разработанная в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII правил, п. 13 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»; отсутствует документы, подтверждающий факт прохождения обучения мерам пожарной безопасности, п. 3 ППР РФ № 1479; отсутствует декларация пожарной безопасности, ст.64 № 123-ФЗ; не все помещения АЗС оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» п. 6.39; не все помещения АЗС оборудованы системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, ч. 1 ст. 6 ФЗ №123, Таблица 2 СП 3.13130.2009; для наружного пожаротушения АЗС не предусмотрено наличие не менее двух пожарных гидрантов или противопожарных водоемов, общая вместимость которых должна составлять не менее 100 м3, 1 ст. 6 ФЗ № 123, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные" и, 6.37; учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты, п. 60 ППР РФ № 1479; пожарный щит не укомплектован покрывалом для изоляции очага возгорания п.412 ППР РФ № 1479; при заправке транспортных средств топливом не соблюдается требование: расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть не менее 1 метра при этом для каждого транспортного средства обеспечивается возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, для чего на покрытие дорог наносится отличительная разметка или предусматриваются иные визуальные указатели (дорожные знаки, схемы движения), п. 384 ППР РФ № 1479; автозаправочные станции не оснащены первичными средствами пожаротушения по требованиям. Заправочный островок для заправки только легковых автомобилей, имеющий от 1 до 4 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 2 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации), а заправочный островок, имеющий от 5 до 8 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 4 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации) и одним покрывалом для изоляции очага возгорания размером не менее 2 х 1,5 метра. Размещение огнетушителей должно предусматриваться на заправочных островках. Площадка для автоцистерны, а также заправочный островок для заправки, в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники, дополнительно оснащается не менее чем 2 передвижными огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 6А, 233В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации). Размещение огнетушителей и покрывал для изоляции очага возгорания должно предусматриваться на заправочных островках в легкодоступных местах, защищенных от атмосферных осадков, п. 389 ППР РФ № 1479; на въезде и выезде с территории АЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0.2 метра или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС. ч. 1 ст. 6 ФЗ № 123, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» п. 6.21; расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до АЗС составляет менее 25 метров, I ст. 6 ФЗ № 123, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» табл. 5; МАЗС не оснащена системой громкоговорящей связи, ч. 1 ст. 6 ФЗ № 123, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» п. 6.34; заправочные площадки для АЦ с СУ Г и заправочные островки не оборудованы сигнализаторами до взрывоопасных концентраций, ч. 1 ст. 6 ФЗ № 123, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные, безопасности» п. 8.40; сбросная труба паров СУГ не защищена от воздействия пожара (теплоизоляция, водяное орошение и т.п.), ч. 1 ст. 6 ФЗ № 123, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» п. 8.42; для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности Сказанного оборудования, ч. 1 ст. 6 ФЗ № 123, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» п. 8.42; отсутствует документация, определяющая категорию наружных установок по пожарной опасности, также обозначение категорий на установках, п. 3 статьи 24 № 123-Ф3; не созданы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы, п. 283 (а) ППР РФ №1479; отсутствует документация на электрооборудование МАЗС, указывающая ее класс по пожарной взрывоопасности или пожарной опасности, отсутствует маркировка степени защиты оболочки электрооборудования, ст. 20 № 123-Ф3; резервуары для хранения СУГ и СПГ, мерные емкости СПГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ и 95% геометрического объема резервуара СПГ и мерной емкости, ч. 1 ст. 6 ФЗ №123, СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные» п. 8.35; резервуары для хранения СУГ не расположены поземно и не обеспечены толщиной засыпки грунтом не менее 0,5 м. ч. 1 ст. 6 ФЗ № 123, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» п. 8.30; отсутствует автоматическая система, обеспечивающая автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс избыточного давления природного газа, в том числе паров СПГ, из оборудования с СПГ, включение системы орошения, обесточивание оборудования), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии, ч.1 ст. 6 ФЗ № 123, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» п. 8.23; на одном заправочном островке СУГ предусматривается единовременная заправка более одного автомобиля ч.1 ст.6 ФЗ № 123, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» п. 8.14; отсутствует система молниизащиты МАЗС, ч. 1 ст. 6 ФЗ № 123, СП «Станции автомобильные заправочные» п. 6.32; на МАЗС не предусмотрено централизованное отключение электропитания, ч.1 ст.6 ФЗ № 123, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» п. 7.36. МАЗС не оборудована соответствующей требованиям площадкой для АЦ с жидким моторным топливом и СУГ (п. 7.25, 7.36 и 8.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 № 123-Ф3); система автоматической пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии (п. 54 №1479); резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара. Не представлена техническая документация (п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 № 123-Ф3); расстояние от топливораздаточной колонки жидкого моторного топлива до здания операторской МАЗС составляет менее 9 метров (п. 7.3, таблица 3 СП «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 71 №123-Ф3); противопожарное расстояние от резервуара CVS до ближайшего здания, не относящегося к территории АЗС менее 60 метров (п. 3 таблица 5, СП «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 № 123-Ф3); противопожарное расстояние от резервуара СУГ до помещений и зданий расположенный на территории МАЗС менее 25 м. (п. 13 таблица 6, СП «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 № 123-ФЭ). Отмеченные обстоятельства приводят к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе потребителей и работников АГЗС, а также могут повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, находящихся в непосредственной близости с территорией АГЗС «Роснефть». Согласно информации ГУ МЧС РФ по РД отдела НД и ПР №10 по Хасавюртовскому району от 19.12.2023 г. на МАЗС «Роснефть» выявлены вышеуказанные нарушения требований норм и правил пожарной безопасности, которые не устранены по настоящее время. Нарушения, допущенные ИП Джабраиловым И.А. на МАЗС непосредственно влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение; время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала эвакуации людей, а также возможность его тушения в начальной стадии; процесс вынужденной эвакуации людей, во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений, с созданием угрозы отравления людей продуктами горения с последующей их гибелью. Вышеуказанные нарушения требований правил пожарной безопасности подтверждаются и объяснением ИП Джабраилова И.А. Дальнейшая эксплуатация АГЗС «Роснефть» с нарушениями норм и правил пожарной безопасности может повлечь за собой человеческие жертвы ввиду того, что жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, работающих на данном объекте, а также посещающих его, подвергаются опасности. Помимо этого, периодически МАЗС «Роснефть» посещают иные лица (водители транспортных средств, сотрудники контролирующих органов и т.д.). В связи с допущенными нарушениями имеются основания для запрета деятельности указанной МАЗС до устранения нарушений. В целях недопущения таковых последствий прокуратура района вынуждена обратиться с иском в суд для защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, что не противоречит требованиям ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ поскольку, направляя в суд заявлений в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прокуратура района действует в рамках полномочий, представленных законом, для предупреждения причинения вреда.
На основании изложенного, истец просит обязать индивидуального предпринимателя Джабраилова ФИО8 устранить на многотопливной автомобильной заправочной станции «Роснефть», расположенной по адресу: <адрес>, автодорога Хасавюрт-Гребенская, кадастровый номер земельного участка №, по реализации моторного топлива, следующие выявленные нарушения требований пожарной безопасности:
- разработать декларацию пожарной безопасности;
- обеспечить прохождение работником обучения мерам пожарной безопасности, получить удостоверение, подтверждающие прохождение обучения;
- определить порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности с учётом требований нормативных правовых актов Российской Федерации;
- вести журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
- разработать и утвердить в установленном порядке проектную документацию, в соответствии с которой автоматическая пожарная сигнализация должна монтироваться в зданиях;
- утвердить инструкцию о мерах пожарной безопасности с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях;
- привести в исправное состояние автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, установленную в административном здании объекта;
- в месте установки приёмно-контрольного прибора пожарного разместить информацию с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты;
- организовать работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Обеспечить хранение на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем;
- обеспечить объект источником наружного противопожарного водоснабжения, расположенного от объекта на расстоянии не более чем на 200 метров с проездом для пожарной техники;
- обеспечить объект первичными средствами пожаротушения не менее чем 2 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации), оснастить площадку для автоцистерны дополнительно не менее чем 2 передвижными огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 6А, 233В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации);
- вести журнал учёта наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей;
- установить знаки пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения;
- на въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом выполнить пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;
- оборудовать площадку для автоцистерны с СУГ, чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фразы СУГ за ее пределы и образование взрывоопасных смесей за пределами за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива;
- оборудовать соответствующей требованиям площадкой для автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива с жидким моторным топливом и СУГ;
- оснастить объект системой громкоговорящей связи;
- расположить резервуар для хранения СУГ подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. (к подземным допускается приравнивать резервуары (трубопроводы), полностью или частично расположенные над поверхностью земли, обсыпаемые слоем грунта толщиной не менее 0,5 м. или 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара;
- оснастить резервуар для хранения СУГ системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ);
- установить оборудование, которое при срабатывании пожарной сигнализации в помещении объекта в автоматическом режиме прекращает операции по наполнению резервуаров (сосудов) топливом, отключает все топливораздаточных (раздаточные) колонки и компрессорное оборудование;
- технологические колодцы с оборудованием СУГ, площадки для автоцистерны СУГ заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ не оборудованы сигнализаторами до взрывоопасных концентраций;
- обеспечить в установленные технической документацией сроки очистку и пред ремонтную подготовку технологического оборудования автозаправочной станции, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.);
- обеспечить соответствующее расстояние от топливораздаточной колонки жидкого моторного топлива до здания операторской МАЗС.
Представитель истца - помощник прокурора Хасавюртовского района Гаджиэменов М.М. в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Ответчик ИП Джабраилов И.А., будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, направил в суд письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 10 по г. Хасавюрт, Хасавюртовскому, Новолакскому и Казбековскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивший об уважительных причинах неявки и не просивший о рассмотрении дела в его отсутствие, в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Федеральный закон «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21 декабря 1994 года определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (ст.1 ФЗ «О пожарной безопасности»).
На основании ст.3 Федерального закона «О пожарной безопасности», система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.37 Федерального закона от 18.11.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
На основании п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.
Как указано в п.10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 г. №313, собственник имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требования пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Федеральным законом (в ст.2) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. №116-ФЗ установлено, что объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после удаления, относятся к категории опасных производственных объектов.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона №116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону, согласно которому объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции.
В соответствии со ст.1, 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества, при этом (ст. 9) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
В соответствии с требованиями промышленной безопасности, содержащимися в ст.9 Закона, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на основании требования прокурора Хасавюртовского района Республики Дагестан, отделом надзорной деятельности и профилактической работы № 10 по г. Хасавюрт, Хасавюртовскому, Новолакскому и Казбековскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, проведено обследование на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на территории, в здании и помещениях МАЗС «Роснефть», расположенной по адресу: <адрес>, автодорога Хасавюрт-Гребенская, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности в частности: не представлена инструкция о мерах пожарной безопасности, разработанная в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII правил, п.13 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее по тексту - ППР РФ № 1479); не представлен документ, подтверждающий факт прохождения обучения мерам пожарной безопасности, п. 3 ППР РФ №1479; не представлена декларация пожарной безопасности, ст. 64 № 123-Ф3; не все помещения АЗС оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации, ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 (ред. от 30.04.2021) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Далее по тексту - ФЗ № 123) СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» п.6.39; не все помещения АЗС оборудованы системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, ч.1 ст.6 ФЗ №123, Таблица 2 СП 3.13130.2009; для наружного пожаротушения АЗС не предусмотрено наличие не менее двух пожарных гидрантов или противопожарных водоемов, общая вместимость которых должна составлять не менее 100 м3, 1 ст.6 ФЗ № 123, СП 1Б6.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» п. 6.37; учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты, п. 60 ППР РФ № 1479; пожарный щит не укомплектован покрывалом для изоляции очага возгорания п.412 ППР РФ № 1479; при заправке транспортных средств топливом не соблюдается требование: расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть не менее 1 метра при этом для каждого транспортного средства обеспечивается возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, для чего на покрытие дорог наносится отличительная разметка или предусматриваются иные визуальные указатели (дорожные знаки, схемы движения), п.384 ППР РФ №1479; автозаправочные станции не оснащены первичными средствами пожаротушения по требованиям. Заправочный островок для заправки только легковых автомобилей, имеющий от 1 до 4 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 2 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации), а заправочный островок, имеющий от 5 до 8 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 4 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации) и одним покрывалом для изоляции очага возгорания размером не менее 2 х 1,5 метра. Размещение огнетушителей должно предусматриваться на заправочных островках. Площадка для автоцистерны, а также заправочный островок для заправки, в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники, дополнительно оснащается не менее чем 2 передвижными огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 6А, 233В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации). Размещение огнетушителей и покрывал для изоляции очага возгорания должно предусматриваться на заправочных островках в легкодоступных местах, защищенных от атмосферных осадков, п.389 ППР РФ № 1479; на въезде и выезде с территории АЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0.2 метра или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС. ч. 1 ст. 6 ФЗ № 123, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» п. 6.21; расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до АЗС составляет менее 25 метров, 1 ст.6 ФЗ №123, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» табл. 5; АЗС не оснащена системой громкоговорящей связи, ч.1 ст.6 ФЗ № 123, СП «Станции автомобильные заправочные» п.6.34; заправочные площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки не оборудованы сигнализаторами до взрывоопасных концентраций, ч.1 ст. 6 ФЗ № 123, СП «Станции автомобильные заправочные, безопасности» п. 8.40; сбросная труба паров СУГ не защищена от воздействия пожара (теплоизоляция, водяное орошение и т.п.), ч.1 ст.6 ФЗ №123, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» п.8.42; для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности Сказанного оборудования, ч. 1 ст. 6 ФЗ № 123, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» п. 8.42; не представлена документация, определяющая категорию наружных установок по пожарной опасности; отсутствует обозначение категорий на установках, п. 3 статьи 24 № 123-Ф3; не созданы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы, п. 283 (а) ППР РФ №1479; не представлена документация на электрооборудование АЗС, указывающая ее класс по пожаро взрывоопасности или пожарной опасности, отсутствует маркировка степени защиты оболочки электрооборудования, ст. 20 № 123-Ф3; резервуары для хранения СУГ и СПГ, мерные емкости СПГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ и 95% геометрического объема резервуара СПГ и мерной емкости, ч. 1 ст. 6 ФЗ № 123, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» п. 8.35; резервуары для хранения СУГ не расположены подземно и не обеспечены толщиной засыпки грунтом не менее 0,5 м. ч. 1 ст. 6 ФЗ № 123, СП «Станции автомобильные заправочные» п. 8.30; отсутствует автоматическая система, обеспечивающая автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс избыточного давления природного газа, в том числе паров СПГ, из оборудования с СПГ, включение системы орошения, обесточивание оборудования), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии, ч. 1 ст. 6 ФЗ № 123, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» п. 8.23; на одном заправочном островке СУГ предусматривается единовременная заправка более одного автомобиля ч.1 ст.6 ФЗ № 123, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» п. 8.14; отсутствует система молниезащиты АГЗС, ч.1 ст.6 ФЗ №123, СП «Станции автомобильные заправочные» п.6.32; на АГЗС не предусмотрено централизованное отключение электропитания, ч.1 ст.6 ФЗ № 123, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные» п. 7.36; МАЗС не оборудована соответствующей требованиям площадкой для АЦ с жидким моторным топливом и СУГ (п. 7.25, 7.36 и 8.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 № 123-Ф3); система автоматической пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии (п. 54 ППР РФ № 1479); резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара. Не представлена техническая документация (п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.4 и 6 №123-Ф3); расстояние от топливораздаточной колонки жидкого моторного топлива до здания операторской АЗС составляет менее 9 метров (п. 7.3, таблица 3 СП «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.4, 6 и 71 №123-Ф3); противопожарное расстояние от резервуара СУГ до ближайшего здания не относящегося к территории АЗС менее 100 метров (п.3 таблица 5, СП «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.4 и 6 №123-Ф3); противопожарное расстояние от резервуара СУГ до помещений и зданий расположенный на территории МАЗС менее 25 м. (п.13 таблица 6, СП «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.4 и 6 № 123-Ф3).
Указанная автомобильная газозаправочная станция эксплуатируется Джабраиловым И.А.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Джабраилов ФИО9 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 31 августа 2021 года.
Указанные нарушения законодательства РФ на данном объекте промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов могут повлечь причинения вреда жизни и здоровью граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Правило названной статьи имеет предупредительное значение, направлено на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, и является специальным по отношению к норме, содержащейся в ст.12 ГК РФ, предусматривающей такой способ защиты гражданских прав, как пресечение действий, создающих угрозу нарушения права.
На основании ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами самостоятельно.
В силу ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст.12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Судом не нарушен принцип состязательности и предоставлена сторонам возможность представить доказательства в судебное заседание.
Ответчик не воспользовался своим правом, не представил доказательства в опровержение исковых требований истца, в связи с чем, судом принимаются в основу решения письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела.
Суд считает установленным тот факт, что ИП Джабраиловым И.А. допускается эксплуатация многотопливной автомобильной заправочной станции «Роснефть», расположенной по адресу: <адрес>, автодорога Хасавюрт-Гребенская с нарушениями правил противопожарной безопасности.
Таким образом, опасность причинения в будущем вреда неопределенному кругу лиц, пользующемуся услугами многотопливной автомобильной заправочной станцией «Роснефть», расположенной по адресу: <адрес>, автодорога Хасавюрт-Гребенская вследствие нарушения правил пожарной безопасности на данном объекте имеет реальный характер и подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств. Дальнейшая эксплуатация автозаправочной станции влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара в связи с чем имеются основания устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности на многотопливной автомобильной заправочной станции «Роснефть».
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков (п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ).
В соответствии с абз.1 п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц - 300 рублей.
Принимая во внимание удовлетворение заявленных требований, а также то, что доказательств, подтверждающих наличие льгот по оплате государственной пошлины, предусмотренных нормами НК РФ, ходатайств об освобождении от уплаты государственной пошлины, ИП Джабраиловым И.А. суду не представлено, с него в доход муниципального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление и.о. прокурора Хасавюртовского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Джабраилову ФИО11 об обязании устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности на многотопливной автомобильной заправочной станции - удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Джабраилова ФИО10 устранить на многотопливной автомобильной заправочной станции «Роснефть», расположенной по адресу: <адрес>, автодорога Хасавюрт-Гребенская (кадастровый номер земельного участка 05:05:000013:1661), по реализации моторного топлива, следующие выявленные нарушения требований пожарной безопасности:
- разработать декларацию пожарной безопасности;
- обеспечить прохождение работником обучения мерам пожарной безопасности, получить удостоверение, подтверждающие прохождение обучения;
- определить порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности с учётом требований нормативных правовых актов Российской Федерации;
- вести журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
- разработать и утвердить в установленном порядке проектную документацию, в соответствии с которой автоматическая пожарная сигнализация должна монтироваться в зданиях;
- утвердить инструкцию о мерах пожарной безопасности с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях;
- привести в исправное состояние автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, установленную в административном здании объекта;
- в месте установки приёмно-контрольного прибора пожарного разместить информацию с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты;
- организовать работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Обеспечить хранение на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем;
- обеспечить объект источником наружного противопожарного водоснабжения, расположенного от объекта на расстоянии не более чем на 200 метров с проездом для пожарной техники;
- обеспечить объект первичными средствами пожаротушения не менее чем 2 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации), оснастить площадку для автоцистерны дополнительно не менее чем 2 передвижными огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 6А, 233В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации);
- вести журнал учёта наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей;
- установить знаки пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения;
- на въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом выполнить пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;
- оборудовать площадку для автоцистерны с СУГ, чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фразы СУГ за ее пределы и образование взрывоопасных смесей за пределами за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива;
- оборудовать соответствующей требованиям площадкой для автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива с жидким моторным топливом и СУГ;
- оснастить объект системой громкоговорящей связи;
- расположить резервуар для хранения СУГ подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. (к подземным допускается приравнивать резервуары (трубопроводы), полностью или частично расположенные над поверхностью земли, обсыпаемые слоем грунта толщиной не менее 0,5 м. или 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара;
- оснастить резервуар для хранения СУГ системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ);
- установить оборудование, которое при срабатывании пожарной сигнализации в помещении объекта в автоматическом режиме прекращает операции по наполнению резервуаров (сосудов) топливом, отключает все топливораздаточных (раздаточные) колонки и компрессорное оборудование;
- технологические колодцы с оборудованием СУГ, площадки для автоцистерны СУГ заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ не оборудованы сигнализаторами до взрывоопасных концентраций;
- обеспечить в установленные технической документацией сроки очистку и пред ремонтную подготовку технологического оборудования автозаправочной станции, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.);
- обеспечить соответствующее расстояние от топливораздаточной колонки жидкого моторного топлива до здания операторской МАЗС.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Джабраилова ФИО12 в доход муниципального бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан.
Мотивированное решение составлено 11 марта 2024 года.
Председательствующий С.Р. Ибрагимов