Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-7733/2023 от 02.06.2023

Судья Лопутнев В.В.                                         № 33-7733/2023

(№ 2-2/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 ноября 2023 года                                                           г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего судьи Баданова А.Н.,

судей                                          Кривицкой О.Г., Серикова В.А.,

при секретаре                               Отрощенко К.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 05 апреля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Кривицкой О.Г., объяснения ответчика ФИО2, ее представителя ФИО8, объяснения представителя истца ФИО1 ФИО10, судебная коллегия суда апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился с иском к ФИО2, администрации муниципального района Нефтегорский указав, что он собственник земельного участка с кадастровым номером по адресу <адрес>.

При обращении к кадастровому инженеру выяснилось, что земельный участок по фактическим границам не соответствует сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, что свидетельствует о наличии реестровой ошибки.

Просил признать недействительным межевание своего, а также соседних земельных участков с кадастровыми номерами и установить факт реестровой ошибки в отношении них, исключить из ЕГРН сведения об их границах и установить границы своего земельного участка уточненной площадью 1970 кв.м. в соответствии с координатами, содержащимися в схеме, подготовленной кадастровым инженером.

ФИО2 обратилась с иском к ФИО1, администрации м.<адрес> указав, что она собственник земельного участка с кадастровым номером по адресу <адрес>.

ФИО1 незаконно передвинут забор на принадлежащий ей земельный участок, просила обязать ФИО1 произвести демонтаж забора и восстановить его в границах согласно координат, указанных в заключении землеустроительной экспертизы, и установить границы своего земельного участка в координатах, указанных в заключении землеустроительной экспертизы.

ФИО3 обратился с иском к ФИО1 указав, что он собственник земельного участка с кадастровым номером по адресу <адрес>.

ФИО1 самовольно установил туалет и перенес забор, захватив часть его земельного участка, за что привлекался к административной ответственности. Однако восстановить границы земельного участка отказался, просил обязать ФИО1 установить ограждение по смежной границе их земельных участков по координатам, указанным в заключении землеустроительной экспертизы.

Решением Нефтегорского районного суда Самарской области от 05 апреля 2023 года постановлено:

«Иск ФИО1 (паспорт <данные изъяты>) удовлетворить частично.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровыми

Установить границы земельного участка с кадастровым номером , площадью 1924 кв.м., расположенного по адресу : <адрес>, по координатам, указанным в заключении эксперта ППК «Роскадастр» от ДД.ММ.ГГГГ:

                                                       площадь1 924 кв.м.

Иск ФИО2 (паспорт <данные изъяты>) удовлетворить.

Установить границы земельного участка с кадастровым номером , площадью 3177 кв.м., расположенного по адресус.<адрес>, по координатам, указанным в заключении эксперта ППК «Роскадастр» от ДД.ММ.ГГГГ:

Обязать ФИО1 установить ограждение по смежной границе их земельных участков по координатам земельного участка , указанным в заключении эксперта ППК «Роскадастр» от ДД.ММ.ГГГГ.

Иск ФИО3 (паспорт <данные изъяты>) удовлетворить.

Обязать ФИО1 установить ограждение по смежной границе их земельных участков по координатам земельного участка , указанным в заключении эксперта ППК «Роскадастр» от ДД.ММ.ГГГГ:

Решение является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН.

ФИО1, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой указывает о нарушениях, допущенных судебным экспертом ППК "Роскадастр" ФИО7 при проведении судебной экспертизы. Просит назначить по делу повторную экспертизу.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 ФИО10 поддержал доводы апелляционной жалобы, ФИО2, ее представитель ФИО8, а также ФИО3 возражали в ее удовлетворении.

Иные лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений в соответствии статьями 167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Частями 1, 5-8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Межевой план состоит из графической и текстовой частей.

В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей, а также в установленном частью 3 настоящей статьи случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно части 1.1 статьи 43 данного Федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в

Пунктах 32,32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если такое уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условий, указанных в пунктах 32 и 32.1 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, государственным регистратором прав не осуществляется (в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 478-ФЗ).

Согласно статье 64 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 6 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, разрешаются в судебном порядке.

Из указанных норм права следует, что требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты права. Итогом рассмотрения указанного требования является судебный акт, которым устанавливается смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в реестр объектов недвижимости.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 собственник земельного участка с кадастровым номером по адресу <адрес>, площадь которого по сведениям ЕГРН составляет 1940 кв.м.;

ФИО2 собственник земельного участка с кадастровым номером по адресу <адрес>, площадь которого по сведениям ЕГРН составляет 3194 кв.м.;

ФИО3 собственник земельного участка с кадастровым номером по адресу <адрес>, площадь которого по сведениям ЕГРН составляет 3399 кв.м.

Сведения обо всех земельных участках имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Граница земельного участка с кадастровым номером 63:27:0905005:4 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Вместе с тем в ЕГРН имеются сведения о характерных точках границ земельных участков.

Судом первой инстанции для разрешения спора назначено проведение землеустроительной экспертизы.

Землеустроительная экспертиза проведена экспертом публично-правовой компанией «Роскадастр» ФИО7 для решения вопроса о наличии реестровой ошибки в сведениях Государственного кадастра недвижимости в отношении указанных земельных участков, определения их границ с учетом фактического землепользования, расположения строений и хозяйственных построек, как должны проходить границы этих земельных участков с учетом имеющихся в деле документов.

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ выявлены реестровые ошибки в местоположении границ всех обследуемых земельных участков. Установлено, что западная граница земельного участка по <адрес> на местности смещена в сторону земельного участка по <адрес>; западная граница земельного участка по <адрес> на местности проходит по ограждению в виде деревянного забора, в то время как смежная граница земельного участка по <адрес> по ограждению в виде профлиста, в связи с чем в этой части граница объекта по <адрес> определена по деревянному забору. Определено, каким образом должны проходить границы земельных участков с учетом имеющихся в деле документов, а также сведений ЕГРН:

земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>по следующим координатам:

земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>по следующим координатам:

Из дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 следует, что он постановлением от ДД.ММ.ГГГГ привлечен к ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с нарушением требований статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившемся в самовольном частичном захвате земельного участка с кадастровым номером собственника ФИО3

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материалами дела, заключением землеустроительной экспертизы установлено наличие реестровой ошибки в отношении местоположения границ всех спорных земельных участков, которая подлежит исправлению путем исключения из ЕГРН сведений о границах этих земельных участков, в связи с чем требования ФИО1 в этой части подлежат удовлетворению.

При разрешении требований всех истцов об установлении границ их земельных участков суд первой инстанции принял за основу заключение землеустроительной экспертизы.

Проверяя доводы апелляционной жалобы о том, что судебным экспертом ФИО7 при проведении экспертизы не учитывалось фактическое землепользование собственниками земельных участков, расположение строений и хозяйственных построек, судом апелляционной инстанции определением от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена повторная судебная экспертиза, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью «Центр кадастровых решений».

Согласно экспертному заключению ООО «Центр кадастровых решений» эксперта ФИО9:

Вопрос : имеется ли реестровая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков по адресам: <адрес> (кадастровый ), <адрес> (кадастровый ), <адрес> (кадастровый ).

Ответ: Фактическое местоположение границ земельных участков с кадастровыми номерами (<адрес>), (<адрес>), определенное по результатам исследования, не соответствует сведениям в отношении местоположения границ обозначенных объектов недвижимости, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), более того, имеются пересечения границ земельных участков с границами расположенных в их пределах зданий и строений. Из изложенного следует, что в сведениях ЕГРН в отношении местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами (<адрес>), (<адрес>) содержится реестровая ошибка, описанная положениями статьи 61 Закона о регистрации. Сведения об уточненном в соответствии с действующим земельным законодательством местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером (<адрес>) в ЕГРН отсутствуют, в связи с чем, поскольку в отношении местоположения границ и площади указанного объекта необходимо осуществить процедуру, предусмотренную требованиями подпункта 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», пункта 1 статьи 43 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), вопрос о наличии в ЕГРН реестровой ошибки в отношении местоположения его границ не подлежит рассмотрению.

Вопрос № 2: определить границы земельных участков по адресам: <адрес> (кадастровый ), <адрес> (кадастровый ), <адрес> (кадастровый ) с учетом фактического землепользования, расположения строений и хозяйственных построек.

Ответ: земельный участок с кадастровым номером (далее по тексту - Объект 1), с местоположением: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ) расположен вдоль <адрес> <адрес>, с западной стороны граничит с земельным участком по адресу: <адрес> (кадастровый ), с восточной стороны - с земельным участком по адресу: <адрес> (кадастровый ).

Земельный участок имеет ярко выраженные следы многолетней заброшенности, доступ на территорию затруднен наличием высокой поросли кустов и деревьев. Капитальные строения в границах земельного участка отсутствуют.

Общая (западная) граница (точки н73-н79) с земельным участком по адресу: <адрес> (кадастровый ) зафиксирована ветхим деревянным забором, частично разрушенным. В момент проведения осмотра собственником исследуемого земельного участка с кадастровым номером осуществлялся демонтаж описанного ограждения, препятствующий действиям эксперта по фиксации данной границы.

Южная граница Объекта 1 (точки н70-н73) не огорожена забором, на земельный участок доступ с южной стороны не ограничен, правообладателем земельного участка на просьбу эксперта в указании фактического пользования было отказано, выявить пользование не представляется возможным ввиду отсутствия каких-либо межевых знаков, в связи с чем данная граница фиксируется прямой условной линией, соединяющей западную границу по оканчивающимся фрагментам сохранившегося деревянного забора и восточную границу, зафиксированную на данном участке границ остатками фрагментов забора из подручных материалов и металлическими колесами от поливальных установок, вкопанными в землю.

Восточная граница Объекта 1 вдоль строения, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес> (кадастровый ), не имеет ограждения, проходит по границе указанного строения (точки н49-и68), далее зафиксирована забором из профлиста (точки н68-н63), вспомогательными материалами, в частности, фрагментом ограждения из металлического уголка, листами шифера, деревянными досками и металлическими колесами от поливальных установок (точки н63-н71).

Северная граница Объекта 1 (точки н49-н79) огорожена деревянным забором, визуализация доступна со стороны земель общего пользования - <адрес> участок с кадастровым номером (далее по тексту - Объект 2), с местоположением: <адрес> <адрес>, с западной стороны граничит с земельным участком по адресу: <адрес> (кадастровый ), с восточной стороны - с земельным участком по адресу: <адрес> (кадастровый ).

Западная граница Объекта 2 (точки н49-н70) описана выше (и одновременно ею является) по восточной границе Объекта 1.

Южная граница Объекта 2 (точки н16-н70) не огорожена забором, на земельный участок доступ с южной стороны не ограничен, в связи с чем данная граница фиксируется прямой условной линией, соединяющей западную границу, зафиксированную на данном участке границ металлическими колесами от поливальных установок, вкопанными в землю, и восточную границу по оканчивающемуся забору из металлического профлиста. Точка н69 указана на местности собственниками земельных участков с кадастровыми номерами 63:27:0905005:5 и 63:27:0905005:6 в качестве границы, сведения о которой содержатся в ЕГРН.

Восточная граница Объекта 2 частично огорожена забором (точки н21 -н 16), (точки н26-н25) из металлического профлиста, местами зафиксирована границами строения (точки н25-н21) и границами строения (н26-н27), расположенного в пределах земельного участка по адресу: <адрес> (кадастровый ).

Северная граница Объекта 2 проходит по границе строения (точки н49-н50) и по забору из металлического профлиста (точки н50-н27).

Объект обрабатывается и используется с целью проживания собственником земельного участка.

Земельный участок с кадастровым номером (далее по тексту - Объект 3), с местоположением: <адрес> <адрес>, с западной стороны граничит с земельным участком по адресу: <адрес> (кадастровый ), с восточной стороны - с земельным участком по адресу: <адрес> (кадастровый ).

Западная граница Объекта 3 (точки н1-н16) описана выше (и одновременно ею является) по восточной границе Объекта 2.

Южная граница (точки н16-н14) и частично восточная (точки н14-н13) Объекта 3 зафиксирована металлическими трубами и металлической сеткой.

Восточная граница Объекта 3 проходит по забору из металлического профлиста и металлических листов (точки н4-н6, н7-н9, н10-н13), а также частично, не имея ограждения, проходит по границе строений (точки н9-н10, н6-н7), расположенных в пределах земельного участка с кадастровым номером (<адрес>).

Объект обрабатывается и используется с целью проживания собственником земельного участка.

Северная граница Объекта 3 закреплена на местности забором из металлического профлиста (точки н2-н4) и частично проходит по границе строения (точки н1-н2).

Вопрос № 3: Как должны проходить границы данных земельных участков с учетом имеющихся в деле документов.

Ответ: В соответствии с положениями части 1.1 статьи 43 Закона о регистрации, пункта 69 Приказа Росреестра от 14.12.2021 № П/0592 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных; в части 1.1 статьи 43 Закона о регистрации. В частности, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более.

То есть законодательно установлена связь между источниками, перечисленными в части 1.1 статьи 43 Закона о регистрации, как фактом возникновения границ земельных участков, и фактическим использованием земельных участков, в частности, фактическими границами земельных участков. При этом земельным законодательством не установлен приоритет одних источников над другими.

В соответствии с пунктами 2, 3 Приказа Росреестра от 23.10.2020 № П70393 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места» положение на местности характерных точек границы земельного участка и характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (далее - характерные точки) описывается плоскими прямоугольными координатами, вычисленными в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.

Координаты характерных точек определяются следующими методами:

1)    геодезический метод (полигонометрия, прямые, обратные или комбинированные засечки и иные геодезические методы);

2)    метод спутниковых геодезических измерений (определений);

3) комбинированный метод (сочетание геодезического метода и метода спутниковых геодезических измерений (определений);

4) фотограмметрический метод;

5) картометрический метод;

6) аналитический метод.

Таким образом, с использованием метода спутниковых геодезических измерений (определений) и аналитического метода кадастровым инженером может быть сделан вывод о существовании на местности границ в течение длительного времени.

Методика сравнения конфигурации должна происходить на основе комплексного анализа ряда характеристик: дирекционных углов, длин сторон между контрольными (поворотными) точками, соотношения конфигурации границ с конфигурацией соседних земельных участков, системного анализа изменений границ соседних земельных участков в сопряжении с анализом границ испрашиваемых земельных участков. В качестве доказывания местоположения границ земельного участка может выступать его местоположение относительно смежных земельных участков, при условии, если местоположение смежных земельных участков зафиксировано в планах, материалах инвентаризации и прочих, а также объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке.

Учитывая методическое для формулирования выводов эксперта значение, которое имеют расхождения по конфигурации и длинам линий фактических границ на местности исследуемых объектов от такой конфигурации и длин линий, сведения о которых содержатся в ЕГРН и в имеющейся в составе материалов гражданского дела графической документации в отношении всех исследованных объектов, помимо перечисленных источников приняты во внимание материалы дистанционного зондирования земли, которые доступны к обозрению посредством программного продукта Google Earth Engine, находящегося в открытом доступе. В частности, на рассматриваемую территорию имеются данные дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) в открытом доступе с 2013 года по 2023 год (см. Приложение). При анализе данных снимков ДЗЗ в сопряжении с представленными на рассмотрение экспертов материалами гражданского дела (2-2/2023) и результатами натурного исследования, эксперт приходит к выводу, что границы земельных участков по адресам: <адрес> (кадастровый ), <адрес> (кадастровый ), <адрес> (кадастровый ), сложились на местности длительное время и с учетом местоположения смежных земельных участков относительно них свое местоположение не изменяли.

То есть, возвращаясь к снимкам ДЗЗ, усматривается факт существования Объекта 1, Объекта 2 и Объекта 3 в границах, тождественных результатам натурного исследования, спорные границы между земельными участками также сложилась в течение длительного времени, а также не оспорены до настоящего времени, что позволяет сделать объективный и достоверный вывод о существовании на местности в течение длительного периода времени границ земельных участков по адресам: <адрес> (кадастровый ), <адрес> (кадастровый ), <адрес> (кадастровый ). С момента 2013 года местоположение забора, расположенного по спорной границе между земельными участками с кадастровыми номерами не менялось. Несоответствия в виде изменения длин линий по спорным смежным границам земельных участков с кадастровыми номерами обусловлены сложившимся в течение длительного времени фактическим землепользованием, не учтенным при межевании обозначенных земельных участков, что также свидетельствует о возникшей в сведениях ЕГРН реестровой ошибке. Причиной такого несоответствия, вероятно, послужила ошибка, допущенная в расчете координат поворотных точек границ земельных участков при изготовлении документов, определявших местоположение границ земельных участков при межевании, в связи с использованием низкочастотного оборудования.

Положениями части 3 статьи 61 Закона о регистрации определено понятие и способы исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН. Так, исправление реестровой ошибки в сведениях ЕГРН осуществляется на основании, в числе иного, вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке, в числе иных, осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости.

Таким образом, по результатам натурного исследования, а также из изложенного усматривается вывод, что фактические границы исследуемых земельных участков с кадастровыми номерами в большей мере не соответствуют представленным на рассмотрение экспертам материалам в составе материалов гражданского дела (2-2/2023) по иску ФИО1 к ФИО2 и администрации муниципального района Нефтегорский о признании недействительным межевания земельных участков, по иску ФИО2 к ФИО1, администрации муниципального района Нефтегорский о признании недействительным межевания земельных участков, по иску ФИО3 к ФИО1 об устранении препятствий во владении и пользовании земельным участком, но фактически сложены в течение длительного периода времени и огорожены в местах соприкосновения забором.

Ключевым аспектом является тот факт, что границы исследуемых объектов, сведения о которых содержатся в ЕГРН, не могут выступать в качестве основания при установлении спорных границ земельных участков в судебном порядке, поскольку приведение к ним повлечет за собой пересечение границ земельных участков с границами как жилых домов участников процесса, так и хозяйственных построек, тем самым теряется логический смысл использования графических документов, содержащихся в материалах дела (2-2/2023), в качестве основополагающих при установлении спорных границ земельных участков.

Соответственно, учитывая допустимость, предусмотренную положениями пункта 32 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, изменения площадных характеристик по результатам кадастровых работ от величины такой площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН, а также принимая во внимание возникшую в ЕГРН реестровую ошибку в отношении местоположения границ перечисленных земельных участков с кадастровыми номерами , унаследовавшую пересечение границ земельных участков с границами строений, расположенных в пределах смежных им объектов, и руководствуясь принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, определенным пунктом 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, эксперт приходит к выводу, что границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, могут быть установлены на основании вступившего в законную силу решения суда об установлении границ, в соответствии с результатами натурного исследования, отраженными на Схеме расположения земельного участка, в следующих координатах:

границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, могут быть установлены на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки, в соответствии с результатами натурного исследования, отраженными на Схеме расположения земельного участка, в следующих координатах:

границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, могут быть установлены на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки, в соответствии с результатами натурного исследования, отраженными на Схеме расположения земельного участка, в следующих координатах:

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при разрешении данного спора следует руководствоваться заключением землеустроительной судебной экспертизы ППК "Роскадастр", тогда как заключение повторной судебной экспертизы ООО "Центр кадастровых решений" не опровергает правильность его выводов, а предлагает иной вариант установления границ земельных участков с учетом их фактического землепользования, но без учета сведений правоустанавливающих документов собственников земельных участков и данных ЕГРН.

В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" реестровая ошибка - это воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:

1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;

2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;

3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.

В соответствии с указанной нормой для установления реестровой ошибки в сведениях единого государственного реестра объектов недвижимости о местоположении границ земельного участка следует установить не только несоответствие фактических границ земельного участка со сведениями единого государственного реестра объектов недвижимости, но и определить, сведения какого документа содержат такую ошибку, которая воспроизведена в кадастре недвижимости.

Экспертом ФИО9 сделан вывод о реестровой ошибке лишь с учетом установленного несоответствия фактических границ исследуемых земельных участков сведениям Единого государственного реестра недвижимости. Сведений об исследовании правоустанавливающих документов, а также вывода об изменении границ на местности или отсутствии такового с учетом данных правоустанавливающих документов в его заключении не имеется.

Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. При уточнении границ земельных участков допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32 и 32.1 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. В межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если такое уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условий, указанных в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, государственным регистратором прав не осуществляется.

С учетом приведенных правовых норм при отсутствии закрепленных на местности границ объектов экспертного исследования объектами искусственного или природного происхождения небходимо руководствоваться сведениями о границах данных объектов Единого государственного реестра недвижимости, а в случае отсутствия сведений о местоположении границ в сведениях ЕГРН необходимо проведение исследования правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, а также документов, послуживших основанием для образования данных участков.

А при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади по границам, существующим на местности более пятнадцати лет, возможно лишь при отсутствии сведений о местоположении, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутстви такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

Из заключения эксперта ФИО9 следует, что при установлении границ земельных участков он учитывает информацию 2013 года, его вывод о реестровой ошибке предположителен, а предлагаемый вариант ее исправления приведен без учета требований, установленных пунктом 32 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которому осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, в том числе на основании карты-плана территории, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона), на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона).

Установление местоположения границ земельных участков в соответствии с предложенными в заключении ООО "Центр кадастровых решений" координатами характерных точек границ объектов экспертного исследования приведет к изменению площади указанным образом, что в силу приведенной нормы недопустимо.

Судом апелляционной инстанции проверены доводы о возможности определить местоположение границ земельных участков сторон иным образом, нежели как это предложено в заключении ППК "Роскадастр".

Иных вариантов, кроме как предложенных в заключении ООО "Центр кадастровых решений", но подвергнутых критике, не установлено.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.

Решение суда является законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не находит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия суда апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 05 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

               Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 27.11.2023 г.

33-7733/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Валиев В.Ю.
Остроухов Г.А.
Ответчики
Коткова С.И.
Администрация муниципального района Нефтегорский
Другие
Екатеринин И.И.
Кадастровый инженер Ведерников Максим Владимирович
Ершова Е.А.
Администрация с.п.Зуевка м.р.Нефтегорский
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
02.06.2023[Гр.] Передача дела судье
11.07.2023[Гр.] Судебное заседание
30.10.2023[Гр.] Производство по делу возобновлено
31.10.2023[Гр.] Судебное заседание
21.11.2023[Гр.] Судебное заседание
01.12.2023[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2023[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее