Постановление
об ответственности за административное правонарушение
31 октября 2018 года г. <АДРЕС>
Суд в составе мирового судьи судебного участка <НОМЕР> Похвистневского судебного района <АДРЕС> области Яновой О.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении <НОМЕР> об уклонении от исполнения требований доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктур в отношении юридического лица - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения <АДРЕС> области «<АДРЕС> центральная больница города и района», юридический адрес: <АДРЕС>, 2А, ОГРН <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>,
у с т а н о в и л:
В соответствии с протоколом об административном правонарушении от <ДАТА2> юридическое лицо ГБУЗ «<АДРЕС> центральная больница города и района» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в несоблюдение требований действующего законодательства по созданию инвалидам доступной среды в объектах социальной инфраструктуры, а именно: в зданиях по адресам: <АДРЕС> в нарушение Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минрегиона России от <ДАТА4> N 605 отсутствуют входы, доступные для маломобильных групп населения (МГН), на входах в здания отсутствуют пандусы, мероприятия по «разумному приспособлению» не согласованы с общественной организацией инвалидов.
Законный представитель юридического лица либо защитник по доверенности в судебное заседание не явились, хотя юридическое лицо надлежащим образом извещено по месту нахождения о дне и времени судебного заседания, что подтверждается обратным почтовым уведомлением, ходатайств и возражений суду не представлено.
В соответствии со ст. 25.4 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии законного представителя юридического лица.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 2 Федерального закона от <ДАТА3> N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от <ДАТА5> N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Положения Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» являются императивными и требуют от предприятий, учреждений и организаций, связанных с обслуживанием населения, обязательного осуществления мер по приспособлению зданий, территорий организаций для доступа к ним инвалидов.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах - в Своде правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минрегиона России от <ДАТА4> N 605).
В соответствии с требованиями пунктов 5, 5.1.1, 5.1.9, 5.2.9 СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или наземного уровня, соединенного с этим зданием. Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов или лифты. При перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для МГН.
В силу п. 1.2 СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» в случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.л., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании здания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Приказом Минздрава РФ от <ДАТА6> <НОМЕР> утвержден порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее Порядок).
Согласно п.2 Порядка под объектами инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в целях настоящего Порядка понимаются помещения, здания и иные сооружения, используемые для предоставления услуг инвалидам в сфере охраны здоровья органами и организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, предоставляющими независимо от организационно-правовых форм услуги в сфере охраны здоровья в рамках осуществления деятельности и оказывающими необходимую помощь инвалидам в преодолении барьеров, препятствующих получению этих услуг (использованию объектов) наравне с другими лицами.
В силу п. 4 Порядка органы и организации, предоставляющие услуги, обеспечивают инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски:
условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам;
возможность самостоятельного или с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположены объекты, входа в такие объекты и выхода из них;
возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом на объекты, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью сотрудников, предоставляющих услуги;
сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах;
надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
оказание сотрудниками, предоставляющими услуги, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию объектов наравне с другими лицами;
при необходимости оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий.
В соответствии с п. 7 Порядка собственники объектов, где инвалидам предоставляются услуги, которые невозможно полностью приспособить к потребностям инвалидов, принимают (до их реконструкции или капитального ремонта) согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг либо, когда это возможно обеспечить, для предоставления необходимых услуг по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме.
Статья 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, являются общественные отношения в области обеспечения доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры. Данное правонарушение посягает на право инвалидов на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав.
Из материалов дела следует, что Министерством социально-демографической и семейной политики <АДРЕС> области в ходе административного расследования, проводимого по факту обращения Похвистневской межрайонной прокуратуры, <ДАТА2> в отношении ГБУЗ «<АДРЕС> ЦБГР» по адресам: <АДРЕС> выявлены нарушения обязательных требований: в зданиях отсутствуют входы доступные для МГН, на входах в здания отсутствуют пандусы, мероприятия по «разумному приспособлению» не согласованы с общественной организацией инвалидов.
Согласно Уставу и лицензии <НОМЕР> от <ДАТА7> на осуществление медицинской деятельности, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения <АДРЕС> области «<АДРЕС> центральная больница города и района» является юридическим лицом, некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Министерства здравоохранения <АДРЕС> области, предусмотренное законодательством Российской Федерации. Предметом деятельности Учреждения является осуществление медицинской деятельности, в том числе, по адресам: г. <АДРЕС><АДРЕС>.
Согласно п. 1.7 Устава учреждение обладает имуществом, закрепленным за ним собственником на праве оперативного управления, осуществляет права владения, пользования и распоряжения им, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначения имущества.
Учитывая, что здания, расположенные по адресам: <АДРЕС>, являются объектами социальной инфраструктуры, на них распространяются требования Федерального закона от <ДАТА5> N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» и юридическое лицо - ГБУЗ СО «<АДРЕС> ЦБГР» обязано исполнять требования к обеспечению условий для доступа инвалидов к указанным объектам.
Из письменных объяснений представителя юридического лица от <ДАТА8> следует, что на объектах по адресам: г<АДРЕС> переустановлена кнопка наружного вызывного устройства для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, рассматривается возможность по установке пандуса. В настоящее время на объектах имеются гусеничные подъемники с использованием кресла-коляски с сопровождением медицинского работника.
Однако доказательств того, что технической возможности установки пандуса по указанным адресам не имеется и юридическим лицом указанные в объяснении от <ДАТА2> мероприятия по «разумному приспособлению» согласованы с общественной организацией инвалидов, суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд усматривает в бездействии ГБУЗ СО «<АДРЕС> ЦБГР» состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Факт совершения юридическим лицом указанного административного правонарушения и его вина подтверждается совокупностью исследованных доказательств (л.д.2-52), в том числе: протоколом об административном правонарушении от <ДАТА8>, материалами проверки, проведенной Похвистневской межрайонной прокуратурой, фототаблицей и иными материалами дела.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, не имеется. Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 9.13, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л:
Признать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения <АДРЕС> области «<АДРЕС> центральная больница города и района» виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть его административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
Получатель: УФК по <АДРЕС> области (министерство социально-демографической и семейной политики <АДРЕС> области л/с 04422000678);
Банк получателя: Отделение <АДРЕС> г. <АДРЕС>
БИК <НОМЕР>, Счет <НОМЕР>
ОКТМО <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>,
<НОМЕР>, КПП <НОМЕР>,
Код дохода <НОМЕР>
Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> районный суд через мирового судью в течение 10 суток со дня вручения копии.
Мировой судья О.В. Янова