Дело № 5-1424/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ухта, Республика Коми 19 ноября 2018 года
Мировой судья Пионергорского судебного участка г.Ухты Республики Коми Яковенко О.Е., рассмотрев поступившее из Межрайонной ИФНС России №3 поРеспублике Коми в отношении
Чежина <К.И.1>, <ИНОЕ>,
дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
у с т а н о в и л :
Из протокола об административном правонарушении № 29267 от 09.10.2018 следует, что Чежин К.И. совершил виновное противоправное бездействие, выразившееся в неповиновении законному требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а именно: не представил в Межрайонную ИФНС России №3 по Республике Коми уточненную декларацию по форме 3-НДФЛ за 2016 год, тем самым не выполнил требование должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), т.е. совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.4 КоАП РФ.
Чежин К.И. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, судебное извещение возвращено по истечении срока хранения. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие Чежина К.И.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 ст. 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении не иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Полагаю, что названные требования закона при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Чежина К.И. нарушены.
Согласно ч.ч. 1-3 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
По смыслу положений, содержащихся в ст. 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии привлекаемого к ответственности физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, которым разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 25.15 КоАП РФ. В частности, извещения, адресованные гражданам направляются по месту их жительства.
Системный анализ положений ст. 25.1 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ. При этом закон не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Установлено, что протокол об административном правонарушении от 09.10.2018 составлен в отсутствие Чежина К.И. Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении направлено Чежину К.И. 17.09.2018, которое возвращено отправителю 22.10.2018, то есть уже после составления протокола об административном правонарушении, следовательно, в отсутствие сведений о надлежащем извещении Чежина К.И. о времени и месте проведения составления протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.4 ч. 1 КоАП РФ.
Закон обязывает должностное лицо административного органа при возникновении сомнений в получении лицом, в отношении которого ведется административное производство по делу, соответствующего извещения принять все необходимые меры, направленные на безусловное, доподлинное извещение лица о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Указанные требования закона в отношении Чежина К.И. не выполнены.
В связи с чем, протокол об административном правонарушении в отношении Чежина К.И. в силу требований ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, следует признать недопустимым доказательством, поскольку его составление при отсутствии данных об извещении Чежина К.И. о дате, времени и месте его составления, не создало необходимых условий для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, что является существенным нарушением закона, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с изложенным, с учетом требований ст. 26.11 КоАП РФ, у суда отсутствуют правовые основания для привлечения Чежина К.И. к административной ответственности за вышеуказанное правонарушение.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.24.5 ч.1 п.2, 23.1 ч.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, в отношении Чежина <К.И.1> прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Ухтинский городской суд Республики Коми через мирового судью Пионергорского судебного участка г. Ухты Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья О.Е. Яковенко